Однако санкции различных
частей ст. 209 УК недостаточно продуманы и не позволяют в полной мере
осуществить поставленные перед ней задачи: достаточно справедливо оценить
действия различных участников банды посредством назначения им наказания.
Поскольку организация банды и руководство ей, участие в ней и в совершаемых ею
нападениях предусмотрены в разных частях ст. 209 УК и представляют собой, таким
образом, самостоятельные преступные деяния, действия руководителя и
организатора банды, участвовавших в совершаемых ею нападениях, следует
квалифицировать по ч.2 и ч.3 ст. 209 УК. Суд при назначении наказания за такие
действия, руководствуясь правилами назначения наказания при совокупности преступлений,
изложенными в ч.3 ст. 69 УК может применить принцип полного сложения наказаний.
Если исходить из того, что суд будет складывать максимально возможные сроки
наказания в виде лишения свободы, которые можно назначить в подобном случае, то
окончательное наказание будет равняться 25 годам лишения свободы. Лицо же,
руководившее бандой и участвовавшее в нападениях, используя при этом свое
служебное положение, будет нести ответственность только по ч.3 ст. 209 УК, и
назначенное ему наказание не сможет превысить 20 лет лишения свободы. Более
тяжкие деяния будут наказываться мягче, чем менее тяжкие.[1]
Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей
ценностью.
Защита жизненно важных интересов личности, общества,
государства от внутренних угроз предполагает создание системы правовых норм,
обеспечивающих нормальное существование личности, общества, и безопасные
условия для трудовой деятельности и отдыха граждан, их жизнедеятельности, а
также нормальное функционирование общественных и государственных учреждений и
организаций.
Основными объектами безопасности являются: личность, его
права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности, государство,
его конституционный строй, обороноспособность, и территориальная целостность.
Наиболее опасные случаи такого нарушения, выражающиеся в преступном
посягательстве на общественную безопасность и общественный порядок, пресекаются
с помощью уголовно - правовых норм.
Общественная безопасность предполагает введение определенной
системы норм и создание необходимых условий, обеспечивающих спокойное и
беспрепятственное функционирование государственных и общественных учреждений и
организаций, а также спокойствие граждан.
Общественный порядок заключается в соблюдении каждым
гражданином норм права или морали. Общественный порядок и общественная
безопасность не только обеспечивают спокойствие общественной жизни, но и
обеспечивают правильное поведение людей в обществе.
Преступлениями против общественного порядка законом
признаются деяния, грубо нарушающие нормальные условия повседневной жизни и
деятельности людей в обществе. Эти преступления причиняют или могут причинить
существенный вред личным, общественным, и государственным интересам, здоровью, телесной
неприкосновенности и достоинству граждан.
Преступлениями против общественной безопасности законом
признаются общественно опасные деяния, могущие причинить тяжкий и особо тяжкие
последствия (человеческие жертвы, материальный и иной ущерб).
По объекту посягательства, по характеру противоправного
деяния, по форме виновного отношения к деяниям и последствиям, преступления
против общественного порядка и общественной безопасности отличаются от
преступлений против личности, жизни и здоровья населения, а также от
преступлений против порядка управления. Так, в отличие от преступлений против
личности, жизни и здоровья населения, которые непосредственно посягают на
определенное лицо, рассматриваемые преступления посягают на общественную
безопасность, общественный порядок, права и законные интересы неопределенного
большого круга лиц. Кроме того, преступления против личности, по общему
правилу, считаются оконченными с момента причинения вреда определенному благу
человека, в то время как преступления против общественной безопасности и
общественного порядка признаются в ряде случаев с момента совершения
противоправного деяния, которые поставлены в опасность жизнь, здоровье, право
или законные интересы граждан.
При совершении преступлений против личности, так же как и при
совершении преступлений против порядка управления, виновное отношение лица как
к противоправному действию, так и к последствиям, выражается, как правило, в
различной форме[2].
1.2. Понятие уголовной политики
Рассматривая эволюцию взглядов на уголовную политику, а
впервые это понятие появилось в 1804 г., т.е. 200 лет назад, в работах
известного немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха - отца видного
представителя классической немецкой философии Людвига Фейербаха, можно прийти к
выводу, что в настоящее время она должна включать элементы общегосударственной
политики в сфере борьбы с преступностью, принципиальные позиции субъектов
гражданского общества по проблемам правопорядка, законности и безопасности, а
также нормы закона и практику его применения, специальные меры по профилактике
преступности, борьбе с ней и ресоциализации преступников.
Принято считать, что термин "уголовная политика" А.
Фейербах употребил в 1804 г. в труде "Versuch einer Criminal jurisprudenz
des Koran", но не дал определения этого понятия. Теория уголовной политики
опирается и взаимодействует с познаниями из области философии, политологии,
социологии, психологии и других фундаментальных наук с позиций ее основных
концептуальных параметров, с учетом достижений и открытий, осуществленных на
рубеже нового тысячелетия. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных
потоков знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к
гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о теснейшем взаимодействии между
науками о природе и науками, об обществе и человеке. Разработаны новые и
оригинальные идеи, учитывающие изменение роли государства в экономической и
политической системах общества, в конституционном определении российского
государства как социального. Цивилизованность любого общества во многом
предопределяется местом и ролью в нем права и правовой науки. Поэтому
формирование социума, его нормальное функционирование и развитие невозможно без
утверждения в практической деятельности людей научно обоснованных правовых
начал управления социальными процессами. Это в полной мере относится и к теории
уголовной политики, оказывающей базисное влияние на уголовное право и
являющейся основанием для разработки стратегии и тактики обеспечения
правопорядка и борьбы с преступностью. Уголовное право представляет собой
систему соответствующих юридических норм, уголовная же политика предстает перед
нами в виде руководящих идей, которые определяют содержание уголовно-правовых
норм и институтов, направление деятельности государственных структур и
правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Право - более
консервативное и устойчивое явление.
Уголовная политика более подвижна, она более чутко реагирует
на изменившуюся обстановку (социально-экономическую, политическую,
криминологическую и пр.) и нередко подвержена существенным изменениям при
относительной стабильности уголовного законодательства. Уголовное право
является инструментом уголовной политики. Управление практическим применением
норм уголовного права означает проведение в жизнь уголовной политики
государства. Попытки забвения важнейшей роли уголовной политики на нынешнем
этапе развития российского общества и проведение только прикладных научных
исследований, направленных на решение главным образом конкретных проблем
правоохранительной деятельности, приводит к невозможности предвидения
отдаленных последствий этих решений и прогнозирования развития как преступности
в целом, так и системных обоснованных методов и способов борьбы с нею.
Современная наука характеризуется радикальным изменением самой системы научного
познания. Размываются четкие границы между практической и познавательной
деятельностью. В системе научного знания проходят интенсивные процессы
дифференциации и интеграции знания, развиваются комплексные и междисциплинарные
исследования, разрабатываются новые способы и методы познания, методологические
установки, появляются новые элементы картины мира, выделяются более сложные
типы объектов познания, характеризующиеся историзмом, универсальностью,
сложностью организации, которые раньше не поддавались теоретическому
моделированию. Преступность продолжает изменяться качественно и количественно.
Политические доводы также часто берут верх над здравым смыслом и логикой
событий. Это признаки системного кризиса в России конца 90-х гг., и в частности
системы борьбы с преступностью, многие из которых имеют место и в начале XXI в.
Современный период характеризуется вступлением России в
полосу системного кризиса, частью которого является кризис
конституционно-правовой системы[3]. Суть этого кризиса в
дезинтеграции конституционно-правовых институтов власти, которые оказываются
подчас не в состоянии эффективно выполнять поставленные перед ними задачи.
Реальной становится опасность сворачивания с более или менее демократического
пути развития на авторитарный.
Теория уголовной политики призвана исследовать эти процессы,
выявить закономерности и разработать эффективные методы
"антикризисного" управления в данной сфере, а также предложить
адекватную современным условиям модель обеспечения правопорядка и воздействия
на преступность. Это требует уточнения понятийного аппарата и решения общих
концептуальных вопросов. В юридической литературе термин "уголовная
политика" употребляется в разных контекстах, причем авторы вкладывают в
него различное содержание, что часто приводит к подмене понятий[4].
Известно, что широкая употребляемость термина отнюдь не говорит об адекватном
его понимании. Проблема уголовной политики является фундаментальной в теории
отраслевых наук антикриминального цикла, в первую очередь уголовного права и
криминологии. Анализ позиций ученых, высказанных ими в разное время, дает ни с
чем не сравнимую возможность "погружения" в процесс формирования
изучаемого понятия с учетом развития государственно-правовых явлений на
протяжении достаточно длительного исторического периода. Это также свидетельствует
об определенной научной состоятельности и самостоятельности ученых в условиях
существовавшего на тот период политического режима. Слово "политика"
(politike) в переводе с греческого означает "искусство управления
государством". Политика выражает функции государства по руководству той
или иной сферой общественной жизни. Уголовная политика как одно из направлений
социальной политики - это государственная политика в области борьбы с
преступностью. Речь идет о направлении деятельности государства в этой специфической
сфере, определении форм, задач, содержания деятельности государства и его
органов по борьбе с преступностью и тесно связанными с нею другими формами
антиобщественного поведения. Относительно объема и содержания уголовной
политики сегодня, как и раньше, существуют две основные позиции, связанные с
пониманием уголовной политики. Первая была сформулирована А.А. Герцензоном,
считавшим, что изучаемым понятием охватывается все, что прямо или косвенно
направлено на борьбу с преступностью. Таким образом, трактуя данное понятие
уголовной политики, он включал в ее сферу не только специальные меры
(уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические,
исправительно-трудовые (уголовно-исполнительные по-новому. - Г.Л.),
криминалистические), но и меры чисто социального характера (экономические,
идеологические, медицинские и т.д.)[5] Кроме этого, была
высказана и другая точка зрения, сторонники которой (С.В. Бородин, А.Э.
Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов, Н.И. Стручков) считают, что только
специальные меры социального предупреждения преступности, которые основываются
на уголовном, уголовно-процессуальном и исправительно-трудовом законодательстве
с привлечением данных науки, включая криминологию и криминалистику, составляют
это понятие. Представляется важным в этом контексте определение уголовной
политики, предложенное Н.И. Загородниковым и Н.А. Стручковым: "Уголовная
политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках
которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством
разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и
применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного
уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно,
декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в
борьбе с преступностью мер государственного принуждения". Следует
отметить, что основной акцент в этом определении сделан на исходных
требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью, что представляется весьма
важным. Мы приводим название науки на момент издания работы, учитывая, что ее
современное название - уголовно-исполнительное право. Стручков Н.А.
Исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов,
1970. С. 4 - 5; Загородников Н.И. Советская уголовная политика. М., 1979. С. 8
- 10; Жалинский А.Э. Содержание уголовной политики // Уголовная политика в
борьбе с преступностью. Свердловск, 1986. С. 12 - 18; Бородин С.В. Борьба с
преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М.: Наука, 1990. С.
4; Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы
организации борьбы с преступностью). Баку, 1990. С. 101. Загородников Н.И.,
Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Советское
государство и право. 1981. N 7. С. 4. Сходно, но с определенной спецификой
определяет уголовную политику Н.А. Беляев. По его мнению, уголовная политика
осуществляется путем применения наказания или заменяющих наказание мер
административного или общественного воздействия к лицам, совершившим преступные
посягательства, а также путем предупреждения преступлений при помощи угрозы
применения наказания <*>. <*> Беляев Н.А. Уголовно-правовая
политика и пути ее реализации. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. С. 15.
Помимо приведенных выше формулировок в юридической литературе
имеется множество различных определений уголовной политики. Так, например, по
мнению И.А. Исмаилова, уголовную политику можно охарактеризовать как
"направление деятельности государства, осуществляемой на уровне
политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений
и имеющей основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и
содержания, целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее),
организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы
на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во
взаимодействии с другими социальными системами" Исмаилов И.А. Указ. соч.
С. 124. Представляют несомненный интерес определения, иллюстрирующие
современный взгляд на проблему. С.С. Босхолов считает: "Под уголовной
политикой следует понимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью,
выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента,
постановлениях правительства); 2) научную теорию и синтез соответствующих
политических, социологических и правовых знаний; 3) особый вид социальной
деятельности, направленной на активное, наступательное противодействие
преступности и другим правонарушениям". В.П. Ревин подчеркивает:
"Уголовная политика - это целенаправленная активная деятельность
государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной
стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и ограничения
уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций
преступности". Определения уголовной политики, не включающие перечень
отраслей антикриминального цикла, на наш взгляд, наиболее отражают сущность
понятия, снижают излишнюю дискуссионность, хотя и носят более общий характер[6].
Касаясь структуры уголовной политики, С.В. Бородин говорил о
правомерности употребления таких понятий, как уголовно-правовая политика,
уголовно-процессуальная политика, судебная политика, исправительно-трудовая
политика. Вместе с тем он подчеркивал, что это "лишь составные части
уголовной политики, поскольку предмет каждой из них входит как неразрывная
часть в предмет уголовной политики" <*>. Исходным пунктом здесь
служит представление о том, что главное в борьбе с преступностью - ее предупреждение.
Такой подход к определению границ уголовной политики представляется наиболее
перспективным, ибо борьбе с преступностью придается комплексный характер, а
сама она (политика) приобретает необходимую глубину и объемность[7].
Анализируя понятие уголовной политики, необходимо отметить главное - ее ведущую
роль по отношению к материальным и процессуальным отраслям права
антикриминального цикла, управление применением норм которых является одной из
форм реализации уголовной политики. В отраслевом контексте данные понятия
направлены на то, чтобы выделить из правовой сущности уголовной политики как
системы направления, обслуживаемые отдельными отраслями права и решающие
задачи, которые ставятся соответствующими кодексами для применения своих норм и
институтов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|