В бухгалтерии выписывается счет-фактура (Приложение
3). В счете-фактуре указывают:
- наименование организации,
- реквизиты предприятия,
- наименование организации покупателя,
Данный документ подписывают: руководитель предприятия,
главный бухгалтер и бухгалтер по реализации, выдавший счет-фактуру.
Данный документ составляется в двух экземплярах: 1 –
остается в бухгалтерии, 2 – отдают покупателю для оплаты.
Все
первичные документы, поступившие в бухгалтерию в дальнейшем после проверки группируются и регистрируются в соответствующих учетных регистрах.
3.2 Аналитический и синтетический учет реализации и расчетов с
покупателями
Аналитические
счета
служат для учета каждого вида и даже сорта материальных ценностей, долга
каждой организации и лица, отражения каждого процесса производства, реализации
каждого вида продукции и формирования каждого источника средств. На этих счетах
учет ведется в денежном, натуральном и трудовом измерении. Отражение
хозяйственных операций на аналитических счетах называется аналитическим учетом.
Синтетические счета обобщают
данные аналитических счетов; их ведут только в денежном измерении. Отражение
хозяйственных операций на этих счетах называется синтетическим учетом.
В ОАО АПК «Нива-Колос» учетом реализации продукции
занимается бухгалтерия под руководством главного бухгалтера.
Обработку первичной документации проверяет главный
бухгалтер.
Учет проданной продукции ведется в Журнале-ордере по
кредиту счета 90 «Продажа» и в журнал-ордер № 62-АПК (Приложение 4,5).
Журнал-ордер составляется за месяц. В нем указывают:
наименование организации покупателя;
стоимость товаров приобретенных в течение месяца;
суммы уплаты.
Счет
90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах,
связанных с обычными видами деятельности организации, и определения по ним
финансового результата. На отражаются выручка и себестоимость проданной готовой
продукции, работ, услуг, а также операции по продаже принятых от населения
продукции, скота, птицы, по передаче индивидуальных жилых домов, натуральные
выдачи сельскохозяйственной продукции [18, c. 22-31].
По
дебету этого счёта учитывают полную (коммерческую) себестоимость проданной
продукции, товаров, выполненных работ.
В
сельскохозяйственных организациях по дебету счёта 90 "Продажи"
в
течении года отражают плановую себестоимость продукции (работ, услуг).
По
итогам года определяется разница между фактической и плановой производственной
себестоимостью, и суммы разницы списываются в дебет счета 90 «Продажи» (если
плановая себестоимость оказалась ниже фактической) или сторнируются (если
фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) в корреспонденции со
счетами 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 23
«Вспомогательные производства».
По
кредиту счета 90 «Продажи» отражают при таимые н бухгалтерском учете суммы
выручки от продажи продукции товаров выполненных работ, оказанных услуг с
учетом НДС, акцизов (на табачные, винно-водочные и другие изделия), налога с
продаж. Суммы этих налогов, не принадлежащих организации, учитывают на дебете
счета 90 «Продажи» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и
сборам».
Аналитический
учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданной продукции,
товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; кроме того, отдельные
аналитические счета могут открываться по регионам продаж, видам платных услуг
населению, для учета расходов, возмещаемых заготовительными организациями, и
т. д. В аналитическом учете сельскохозяйственные организации отражают
количество, качество, зачетную массу и стоимость продукции.
Сельскохозяйственные
организации имеют право выбора группировки аналитических счетов по продаже
продукции по субсчетам, что должно быть зафиксировано в учетной политике.
К
счету 90 «Продажи» рекомендуется открывать следующие субсчета:
90/1
«Продажа продукции растениеводства»;
90/2
«Продажа продукции животноводства»;
90/3 «Продажи продукции промышленности и
подсобных производств»;
90/4 «Продажа продукции вспомогательных,
обслуживающих и других производств»;
90/5
«Выполнение строительно - монтажных работ»;
90/6
«Продажа продукции и животных населения";
90/7
«Продажа жилых домов работникам организации»;
90/8
«Продажа прочей продукции, товаров, работ и услуг»;
90/9
«Прибыль (убыток) от продаж».
Сельскохозяйственные
организации на субсчетах 90/1 и 90/2 отражают выручку от продажи продукции (Дт.
62 «Расчёты с покупателями и заказчиками" Кт 90/1 «Продажа продукции
растениеводства», 90/2 «Продажа продукции животноводства»), а также себестоимость проданной продукции в корреспонденции
с кредитом счета 43 «Готовая продукция» (субсчета 43/1 «Продукция
растениеводства», 43/2 «Продукция животноводства»)
На субсчете 90/3 отражают
продажу продукции промышленных и подсобных
производств сельскохозяйственных организаций.
На субсчёте 90/4
учитывают операции по продаже продукции, изготовленных на вспомогательных и обслуживающих производствах и хозяйствах, а также выполнение ими работ и услуг на сторону. По дебету субсчета также
отражают расходы по продаже, а по кредиту сумму возмещения заготовительными организация.
Субсчет
90/5 используется сельскохозяйственными организациями, осуществляющие
подрядные строительно - монтажные работы для отражения результатов от сдачи
заказчикам выполненных объектов строительства или работ, выполняемых ими по договоренности
строительного подряда или субподряда. Ни субсчете 90/6 в сельскохозяйственных
организациях отражают проданные продукцию, cкoт и птицу, принятые от
населения для продажи по договорам.
Но дебету субсчет 90/7
показывают фактическую стоимость жилых домов проданных работникам хозяйства, по
кредиту - их сметную стоимость.
Субсчет
90/8 предназначен для учета продажи прочей продукции, работ, услуг не вошедшие
в прочие субсчета.
На субсчете 90/9
выполняют финансовый результат (прибыли или убыток) от продаж
за отчетный месяц (квартал). [7, с. 458].
Расчеты сельскохозяйственных предприятий с
заготовительными организациями и прочими покупателями за проданную продукцию
учитывают на балансовом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На нем
учитывается задолженность заготовительных организаций и прочих покупателей в
пользу хозяйства. [18, c.22-31]
Были проведены записи по счету 90.
1. Реализован товар за сентябрь на сумму 293 768 рубля
Дебет сч. 90 и кредит ст. 62
2. Реализован товар за сентябрь 1036020,41 рубля
Дебет сч. 90 и кредит ст. 62
3. Реализованы транспортные услуги на сумму 1300 рубля
Дебет сч. 90 и кредит ст. 62
По счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в
зависимости от видов расчетных операций выделяются субсчета:
62/1 «Расчеты по государственным контрактам»
62/2 «Расчеты в порядке инкассо»
62/3 «Расчеты плановыми платежами»
62/4 «Векселя полученные»
62/5 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками»
На субсчете 62/1 учитывают расчеты с заготовительными
организациями за реализуемую сельскохозяйственную продукцию в порядке
выполнения государственных контрактов (договоров) за поставку продукции.
На субсчете 62/2 учитывают расчеты с покупателями при
акцептной форме; на субсчете 62/3 – при расчетах в порядке плановых платежей.
На субсчете 62/4 отражают векселя, полученные от
покупателей вместо прямой оплаты за проданную продукцию.
На субсчете 62/5 учитывают расчеты с разными
предприятиями и организациями за проданную сельскохозяйственную и другую
продукцию, расчеты с населением (продажа продукции рабочим совхозов, другим
гражданам), прочие расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и
услуги.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями
и заказчиками» ведут в разрезе каждой заготовительной организации или прочего
покупателя. [14, c.481]
3.3 Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками и отражение данных в бухгалтерской отчетности
Инвентаризация - это
проверка фактического наличия имущества и обязательств
организации с целью обеспечения достоверных данных бухгалтерского учета.
Инвентаризация
расчетов проводится в соответствии со следующими документами:
1.
Приказ об учетной политике;
2.
«Ведомость учета результатов выявленных инвентаризацией», утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от
27.03.2000 г. № 26;
3.
Методические указания по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом
Министерства Финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49.
Инвентаризация расчетов с
покупателями заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и
тщательной проверки обоснованности сумм,
числящихся на этих счетах. Комиссия устанавливает сроки возникновения задолженности по счетам
дебиторов, реальность ее и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности,
если это имеет место.
При
проверке следует обратить внимание:
- имеется
ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются
ли меры к ее взысканию;
-
имеются ли договора на отпуск продукции
(выполнение работ, услуг) и правильность их
оформления;
при наличии дебиторской и
кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину
возникновения.
При
проверке учета расчетов с покупателями важно определить:
•
правильность ведения аналитического и
синтетического учета по счету 62;
•
проводилась ли инвентаризация расчетов.
Важным и необходимым моментом контроля учета расчетов с покупателями является проведение сверки расчетов с составлением актов
сверок;
•
правильность составления бухгалтерских
проводок по счетам расчетов.
•
правильность установления цен на отпускаемую продукцию, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах
отгрузки;
•
соответствие данных синтетического и аналитического
учета по счету 62 данным, указанным в главной книге и
балансе.
По
результатам инвентаризации, выявленная дебиторская задолженность может быть как просроченная, так и в пределах срока.
По
суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности указываются лица, виновные в пропуске этих сроков.
[22, с. 24-26]
Списание
задолженности оформляется приказом руководителя и следующими
бухгалтерскими записями:
а) Дебет 91.2. «Прочие расходы»
Кредит
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
б) Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Списанная
дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она отражается на
забалансовом счете 007 «Списана в убыток задолженность неплатежеспособных
дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдением за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения задолжника [23, c. 22-25].
Необходимым
условием для такого списания является наличие следующих
документов:
•
документы об отгрузке продукции (работ,
услуг);
•
договора на поставку продукции (работ,
услуг);
•
определение арбитражного суда о принятии
дела к производству.
В целом, при проверке
правильности операций особое внимание нужно обратить
на:
1)
наличие оправдательных документов при
совершении этих операций и правильность их оформления;
2)
правильность оплаты сумм за отгруженную
продукцию;
3)
на полноту отгруженной продукции.
4
Совершенствование расчётов с покупателями и заказчиками
Открытое акционерное
общество Агро Промышленная Компания "Нива-Колос" является юридическим
лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его
самостоятельном балансе.
Предприятие имеет гражданские
права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов
деятельности, не запрещенных федеральным законом.
Основным видом
деятельности является производственная.
Ведение бухгалтерского
учета на предприятии осуществляется в соответствии с нормативными документами,
имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О
бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят
рекомендательный характер (план счетов, методические указания, комментарии).
ОАО АПК "
Нива-Колос " применяет автоматизированную форму учета, созданную на базе
использования ЭВМ.
В прошлом применялось
ручное оформление документов, что приводило к большому количеству ошибок и
соответственно исправлений, но с использованием АРМБ и специализированных
компьютерных программ, количество нерационального использования труда
работников бухгалтерии сократилось.
Были проведены следующие этапы решении АРМБ:
На первом этапе предполагалось создание в
подразделениях учетного аппарата отдельных АРМБ на основе средств
организационной и вычислительной техники.
На втором этапе внутри учетного аппарата были созданы
локальные сети АРМБ (многотерминальные системы).
На третьем этапе локальные сети документирования и
обработки учетной информации были объединены в одну систему со средствами
организационной и вычислительной техники. Это привело в перспективе к созданию
безбумажной технологии обработки информации.
В решении АРМБ была использована «1 С: бухгалтерия» -
универсальная бухгалтерская программа, применяемая при ведении как простого,
так и двойного учета. За счет полной настраиваемости она успешно используется
на предприятии.
При проведении документов автоматически формируются
бухгалтерские проводки по счетам 62, 90, 99 и др.
Выводы и предложения по обществу ОАО АПК
«Нива-Колос»
Изучив финансовое состояние предприятия ОАО АПК
«Нива-Колос» было установлено, что выручка от реализации товаров, услуг и работ
с 2004 по 2006 год постоянно снижалась, что составило в 2006 году 81,8% от
выручки 2004, что в рублях 3727 тыс.
Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции
снизилась в 2006 году по сравнению с 2004 на 15,9% или 2950 тыс. руб., а
товаров и услуг соответственно на 100% и 26,8% или 373 и 404 тыс. руб.
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг
снизилась и составило в 2006 году по сравнению с 2004 годом 95,3% или на 937
тыс. руб.
Себестоимость сельскохозяйственной продукции снизилась
и составила 1,2% или 231 тыс. руб., в 2006 году по сравнению с 2004, а
себестоимость товаров и услуг также снизилась на 100% и 27,2%, что в рублях 317
и 407 тыс. руб.
Организация закончила финансовый год 2006 с убытком
2426 тыс. руб.
Организация, провела большой объем мер и работы по
исправлению ситуации и улучшению финансовых показателей в 2007 году.
Анализируя работы предприятия и бухгалтерии в
частности, можно сказать, что там учитывают современные принципы ведения
бухгалтерского учёта, т.е. используя автоматизированную бухгалтерию, оставляя
бумажную форма учёта лишь там, где это требуется. В соответствии с этим
проходят курсы повышения квалификации работников, отлеживается вся оперативная
информация по бухгалтерскому учёту в печатных изданиях (книги, журналы, газеты)
и интернет.
Обновляются все компьютерные программы, изучается
система взаимодействия бухгалтерии предприятия с налоговыми органами.
Список
литературы
1.
Энтони Р.
Учет: ситуации и примеры. - М.: Финансы и статистика, 2002.
2.
Федеральный закон "О
бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. №129 – Ф3 (с изменениями и
дополнениями).
3.
Положение по
бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99. Утверждено
Приказом Министерства Финансов РФ от 6 мая 1999 г. №32н. (с изменениями и
дополнениями).
4.
Консультант
плюс осенний семестр 2007
5.
Финансовый
учёт: Учебник/ В. Г. Гетьман, В. А. Терехова, Л. З. Шнейдман, др.; Под. ред. В.
Г. Гетьман.-М.: Финансы и статистика, 2002
6.
Гражданский
кодекс Российской Федерации.
7.
Трудовой
кодекс Российской Федерации.
8.
Бубенов
С.Н. Применение аккредитива для расчетов с партнерами //главбух. – 2003- №11.
С.51
9.
Рабинович
А.М Расчеты с использованием переводных векселей // главбух. – 2003 - №5 – с.61
10.
Жуков
В.Н. Учет расчетов чеками // Бухгалтерский учет.- 2000-№2 – с. 34
11.
Налоговый
кодекс Российской Федерации.
12.
Н. П.
Кондраков, «Бухгалтерский учет», Москва, ИНФРА-М, 2002 год.
13.
Бухгалтерский
учёт: Учебник/ А.С. Бакаев, П. С, Безруких, Н. Д. Врублевский, др.; Под.ред.
П.С. Безруких. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учёт, 2002.
14.
Бухгалтерский учет:
Учебник/под ред. П.С. Безруких – 5-е издание, перераб. и доп. – М.:
Бухгалтерский учет, 2003 г. – 624 с.
15.
www.buhgalteria.ru;
16.
www.afb-audit.ru
17.
Экономика
предприятия: Учебник для ВУЗов. 2-е изд. / Под. ред. Е. Кантора. – СПБ.: ПИТЕР,
2007
18.
Захарьин
В. Р. Учёт продаж при применении нового Плана счетов // Современный
бухучёт.-2001.-№3.-С.22-31
19.
План
счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности
оргнизаций.-Москва: Омега-Л, 2006
20.
Чиркова
М. Б. Учёт продаж товаров в розничной торговле // Бухгатерский
учёт.-2001.-№11.-С.43-46
21.
Шерман А.П. Вексель вам в
помощь // Консультант – 2004 - № 17 c.34-36
22.
Голомазова Л.А. Списание
невостребованной дебиторской задолженности. / Бухгалтерский учет, 2002г. - №6 –
24-26 с.
23.
Мещерина Г.В. Резерв по
сомнительным долгам // Налоговый вестник – 2003 - № 3 c.
22-25.
24.
Савицкая Г.В. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. перераб. и доп. – Минск: ООО
"Новое здание", 2002 – 688 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|