Для осуществления контроля за сохранностью и
эффективностью использования основных средств предприятия учет ведется по
местам хранения или эксплуатации, материально ответственным лицам и инвентарным
объектам.
Первичные учетные документы принимаются к
бухгалтерскому учету, если они составлены в соответствии требованиями Закона
Республики Беларусь « О бухгалтерском учете и отчетности ».
2.2. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ.
Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных
средств (далее – Инструкция) определяет порядок организации учета основных
средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций,
связанных с использованием объектов основных средств в коммерческих (кроме
банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) и некоммерческих (кроме
организаций, финансируемых из бюджета) организациях (далее – организации), и
применяется с учетом Положения по бухгалтерскому учету основных средств,
утвержденного Министерством финансов Республики Беларусь в установленном
порядке.
К основным средствам относятся: здания, сооружения,
включая ведомственные дороги; передаточные устройства, рабочие и силовые
машины, механизмы и оборудование; транспортные средства; измерительные и
регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника, оргтехника;
инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
рабочий скот; многолетние насаждения; буферный газ; объекты жилищного фонда, внешнего
благоустройства и другие в соответствии с Временным республиканским
классификатором основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденным
постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г.
№ 186 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 114,
8/7489) (далее – Временный классификатор).
При определении состава и группировки основных средств
необходимо руководствоваться Временным классификатором.
Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить:
-
правильное оформление
документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их
внутреннего перемещения и выбытия;
-
своевременное и полное
отражение в учете амортизации основных средств;
-
достоверное и полное
определение результатов реализации и прочего выбытия основных средств;
-
полное определение затрат,
связанных с проведением всех видов ремонтов и поддержанием основных средств в
рабочем состоянии, а также затрат на проведение модернизации, дооборудования,
технического перевооружения оборудования и реконструкции, достройки объектов
основных средств, которые не включаются в себестоимость, а относятся на
увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств после
окончания работ;
-
контроль за сохранностью
основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.
Для этого в организации должна быть разработана
рациональная система документооборота, определены лица, ответственные за
сохранность и перемещение объектов основных средств.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией,
должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются
первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский
учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если
они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной
учетной документации.
Единицей бухгалтерского учета основных средств
является инвентарный объект основных средств, то есть объект со всеми
приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный
предмет, а также обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов,
представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения
определенных самостоятельных функций.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это
один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности,
общее управление и (или) смонтированных на одном фундаменте, в результате чего
каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в
составе комплекса, а не самостоятельно.
Для организации учета и обеспечения контроля за
сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств
независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации,
присваивается отдельный инвентарный номер. Инвентарные номера присваиваются
бухгалтерией организации в момент принятия объектов к бухгалтерскому учету.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных
средств, сохраняется за ним весь период его нахождения в данной организации.
Инвентарные номера выбывших объектов не могут присваиваться другим, вновь
принятым к учету основным средствам в течение пяти лет начиная с года,
следующего за годом списания.
Арендуемые основные средства, полученные в аренду, у
арендатора могут числиться под инвентарными номерами, присвоенными им
арендодателем.
Для осуществления забалансового учета указанных
объектов в бухгалтерии арендатора рекомендуется также открывать инвентарные
карточки.
Аналитический (пообъектный) учет основных средств
ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках учета основных
средств (форма ОС-6, ОС-7). Инвентарная карточка открывается на каждый
инвентарный объект. Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и
принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится
перечень таких частей.
В организации, имеющей небольшое количество основных
средств, пообъектный учет можно осуществлять в инвентарной книге с указанием
необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.
В процессе эксплуатации основные средства
изнашиваются, теряют свои технические качества и уменьшают первоначальную
балансовую стоимость. Возмещение балансовой стоимости происходит путём
начисления амортизации в течении всего срока полезного использования до полного
погашения стоимости данного объекта.
С 1 января 2002 года введено в действие Положение о
порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.
Данный документ определяет условия регулирования процесса воспроизводства
основных средств и нематериальных активов коммерческими и некоммерческими
организациями. Амортизация, как процесс перенесения стоимости объектов основных
средств на стоимость вырабатываемой с их использованием продукции, работ, услуг
включает в себя распределение организацией самостоятельно, на основе порядка,
изложенного в данной инструкции, амортизируемой стоимости объектов между
отчётными периодами. Сумма амортизации включается в издержки производства
(обращения) и возвращается организации в составе выручки за реализованную продукцию.
Организация, таким образом, получает возможность устаревшие объекты основных
средств списывать и приобретать новые. Начисление амортизации по объектам, не
используемым в предпринимательской деятельности отражается за счёт собственных
источников, образованных от прибыли, остающейся в распоряжении организации
после внесения обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты. Новая
амортизационная политика существенно отличается от ранее действующей:
организациям всех форм собственности дано право в
рамках законодательства применять различные способы и методы начисления
амортизации, изменять сроки амортизации, упрощать порядок индексации
амортизации.
Положением о порядке начисления амортизации определены
объекты начисления амортизации и дан перечень основных средств по которым
амортизация не начисляется. Амортизация не начисляется во время проведения
модернизации, реконструкции, технического перевооружения объектов с полной или
частичной их остановкой, а также при консервации объекта по решению руководителя
организации или собственника на срок менее одного года.
Важным моментом новой амортизационной политики
является правильное определение организациями сроков полезного использования,
нормативных сроков службы и норм амортизации основных средств и нематериальных
активов. Необходимо чётко знать содержание всех этих понятий. «Срок службы» -
это фактический срок службы основных средств, в течении которого объект
сохраняет свои потребительские свойства. Срок полезного использования
применяется для установления продолжительности функционирования основных
средств в процессе предпринимательской деятельности и представляет собой
расчётный, ожидаемый период их эксплуатации, в течение которого они могут
приносить доход. Сроки полезного использования объектов основных средств
самостоятельно устанавливаются организацией в пределах установленного
Положением диапазона. Исходя из принятого в положении срока полезного
использования в пределах наименьшего и наибольшего уровней норм, установленных
для каждой укрупнённой амортизационной группы основных средств определяется
норма амортизационных отчислений по каждому объекту. Пересмотр сроков полезного
использования и соответственно норм амортизационных отчислений производится по
решению комиссии, создаваемой на каждом предприятии по решению руководителя.
Комиссия состоит из числа имеющихся в штате специалистов технических,
финансово-экономических, юридических, бухгалтерских служб.
3. УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.
3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ.
При ведении бухгалтерского учёта предприятие должно в
течение отчетного года соблюдать принятую методику, то есть учётную политику.
Изменение учётной политики оговаривается в пояснительной записке к годовому
отчёту, с указанием возникших вследствие внесения изменений в учётную политику
результатов в денежном выражении.
Составной частью учётной политики юридического лица
должен стать метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг,
так как от этого зависит порядок исчисления и уплаты налогов.
Формирование учётной политики должно исходить из
выбора и обоснования способов ведения бухгалтерского учёта в соответствии с
действующей нормативной базой, утверждённой законодательством.
Учётная политика разрабатывается на всех предприятиях,
независимо от формы собственности и источников финансирования и оформляется
приказом руководителя. При отсутствии нормативных законодательных актов по
конкретным вопросам, учётная политика по таким вопросам формируется
самостоятельно, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учёту и
согласовывается с налоговой инспекцией.
К учётной политике предъявляются следующие требования:
·
полнота отражения в
бухгалтерском учёте всех фактов деятельности предприятия
·
отражение фактов
хозяйственной деятельности исходя из правовых норм и экономических условий
хозяйствования,
·
тождество данных
синтетического и аналитического учёта на первое число каждого месяца, а также с
данными бухгалтерской и налоговой отчётности,
·
рациональное и экономное
ведение учёта исходя из условий хозяйственной деятельности и величины
предприятия.
В понятие «выбора способов ведения бухгалтерского
учёта» входят такие вопросы:
·
выбор учётных регистров,
·
погашение первоначальной
стоимости основных фондов
·
формирование фондов и
резервов
·
погашение стоимости нематериальных
активов,
·
оценка материальных
ресурсов,
·
признание и использование
прибыли предприятия
·
отражение курсовых разниц.
Учётная политика ОАО «Белхозторг» сформирована в
соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности»
и нормативными актами по бухгалтерскому учёту и налогообложению.
Ведение бухгалтерского учёта ОАО «Белхозторг»
осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
Бухгалтерский учёт ведётся по журнально-ордерной
форме, с выходными формами учётных регистров и первичных документов,
рекомендованных Министерством финансов Республики Беларусь.
Учётная информация на данном предприятии
обрабатывается как автоматизировано с использованием программных средств, так и
вручную.
К основным средствам относятся предметы, полезный срок
использования которых более одного года, стоимостью свыше 30 базовых величин.
Погашение стоимости основных фондов производится путём
ежемесячной амортизации, которая начисляется равномерно по утверждённым в
установленном порядке нормам амортизационных отчислений от первоначальной
стоимости основных фондов. Затраты на ремонт основных фондов предприятия
включаются состав издержек обращения текущего периода.
Определение целесообразности и непригодности объектов
основных средств к дальнейшему использованию и оформление документации на
списание указанных объектов осуществляется постоянно действующей комиссией.
Материально-ответственные лица представляют сводные
учётные документы (материальный отчет) по основным средствам в эксплуатации.
3.2 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ И
ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.
Бухгалтерский учёт основных средств должен обеспечить
документальное подтверждение наличия и движения основных средств по местам
нахождения и в разрезе материально ответственных лиц, правильное начисление
износа, определение затрат на ремонты.
Создавая предприятие, его собственники в
первоочередном порядке решают проблему укомплектования основными средствами.
Если учредительными документами предусмотрено внесение основных средств в счет
уставного капитала, то они вручаются предприятию. Далее, в процессе своей
деятельности предприятия пополняют свои основные средства с целью замены
износившихся, устаревших и по другим причинам. Порядок отражения в
бухгалтерском учете увеличения основных средств зависит от того, каким образом
и на каких условиях они приобретены.
Основные средства на предприятие поступают в
результате:
Ø
капитальных вложений;
Ø
приобретения у других
юридических и физических лиц за
Ø
плату;
Ø
получения от других предприятий
и лиц безвозмездно; субсидий правительственных и местных органов власти;
внесения их учредителями в счет вклада в уставный капитал предприятия
Ø
оприходования излишков
основных средств, выявленных при инвентаризации;
Ø
получения в аренду.
Поступающие основные средства принимает комиссия,
назначаемая руководителем предприятия. Как правило, на предприятиях создаются
постоянно действующие комиссии. В состав комиссии обычно включают специалиста
по строительству или инженера по технике безопасности, бухгалтера, руководителя
структурного подразделения предприятия, которому передаются в эксплуатацию
основные средства. Для оформления приемки комиссия составляет в одном
экземпляре акт приемки-передачи основных средств по форме ОС-1 (Приложение Б).
Акт приемки-передачи основных средств составляется в
одном экземпляре на каждый объект основных средств. В акте указывается
характеристика объекта, его наименование, год выпуска или постройки, источник
приобретения (возведения), дата ввода в эксплуатацию, соответствие основных
средств техническим условиям, первоначальную стоимость, заключение и подписи
членов комиссии, другая информация, необходимая для правильной эксплуатации и
учета основных средств. Составление общего акта на несколько принимаемых
объектов основных средств допускается лишь для хозяйственного инвентаря,
оборудования и т.п., если эти объекты основных средств однотипны, имеют
одинаковую стоимость и принимаются под ответственность одного и того же
ответственного лица. К акту приемки-передачи основных средств прилагается
техническая документация (паспорта, чертежи, спецификации, комплектовочная
ведомость и т.п.), которая передается материально ответственным лицам по местам
эксплуатации основных средств. После оформления акт приемки-передачи основных
средств вместе с приложенной технической документацией передается на
утверждение руководителю предприятия, а затем в бухгалтерию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|