Меню
Поиск



рефераты скачать Учёт поступления и выбытия основных средств

Для осуществления контроля за сохранностью и эффективностью использования основных средств предприятия учет ведется по местам хранения или эксплуатации, материально ответственным лицам и инвентарным объектам.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены  в соответствии требованиями Закона Республики Беларусь « О бухгалтерском учете и отчетности ».

2.2. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ.

Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств (далее – Инструкция) определяет порядок организации учета основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с использованием объектов основных средств в коммерческих (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) и некоммерческих (кроме организаций, финансируемых из бюджета) организациях (далее – организации), и применяется с учетом Положения по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденного Министерством финансов Республики Беларусь в установленном порядке.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, включая ведомственные дороги; передаточные устройства, рабочие и силовые машины, механизмы и оборудование; транспортные средства; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника, оргтехника; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий скот; многолетние насаждения; буферный газ; объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства и другие в соответствии с Временным республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. № 186 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 114, 8/7489) (далее – Временный классификатор).

При определении состава и группировки основных средств необходимо руководствоваться Временным классификатором.

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить:

-                         правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

-                         своевременное и полное отражение в учете амортизации основных средств;

-                         достоверное и полное определение результатов реализации и прочего выбытия основных средств;

-                         полное определение затрат, связанных с проведением всех видов ремонтов и поддержанием основных средств в рабочем состоянии, а также затрат на проведение модернизации, дооборудования, технического перевооружения оборудования и реконструкции, достройки объектов основных средств, которые не включаются в себестоимость, а относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств после окончания работ;

-                   контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.

Для этого в организации должна быть разработана рациональная система документооборота, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект основных средств, то есть объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, а также обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление и (или) смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается отдельный инвентарный номер. Инвентарные номера присваиваются бухгалтерией организации в момент принятия объектов к бухгалтерскому учету.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные номера выбывших объектов не могут присваиваться другим, вновь принятым к учету основным средствам в течение пяти лет начиная с года, следующего за годом списания.

Арендуемые основные средства, полученные в аренду, у арендатора могут числиться под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Для осуществления забалансового учета указанных объектов в бухгалтерии арендатора рекомендуется также открывать инвентарные карточки.

Аналитический (пообъектный) учет основных средств ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках учета основных средств (форма ОС-6, ОС-7). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей.

В организации, имеющей небольшое количество основных средств, пообъектный учет можно осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, теряют свои технические  качества и уменьшают первоначальную балансовую стоимость. Возмещение балансовой стоимости происходит путём начисления амортизации в течении всего срока полезного использования до полного погашения стоимости данного объекта.

С 1 января 2002 года введено в действие Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Данный документ определяет условия регулирования процесса воспроизводства основных средств и нематериальных активов коммерческими и некоммерческими организациями. Амортизация, как процесс перенесения стоимости объектов основных средств на стоимость вырабатываемой с их использованием продукции, работ, услуг включает в себя распределение организацией самостоятельно, на основе порядка, изложенного в данной инструкции, амортизируемой стоимости объектов между отчётными периодами. Сумма амортизации включается в издержки производства (обращения) и возвращается организации в составе выручки за реализованную продукцию. Организация, таким образом, получает возможность устаревшие объекты основных средств списывать и приобретать новые. Начисление амортизации по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности отражается за счёт собственных источников, образованных от прибыли, остающейся в распоряжении организации после внесения обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты. Новая амортизационная политика существенно отличается от ранее действующей:

организациям всех форм собственности дано право в рамках законодательства применять различные способы и методы начисления амортизации, изменять сроки амортизации, упрощать порядок индексации амортизации.

Положением о порядке начисления амортизации определены объекты начисления амортизации  и дан перечень основных средств по которым амортизация не начисляется. Амортизация не начисляется во время проведения модернизации, реконструкции, технического перевооружения объектов с полной или частичной их остановкой, а также при консервации объекта по решению руководителя организации или собственника на срок менее одного года.

Важным моментом новой амортизационной политики является правильное определение организациями сроков полезного использования, нормативных сроков службы и норм амортизации основных средств и нематериальных активов. Необходимо чётко знать содержание всех этих понятий. «Срок службы» - это фактический срок службы основных средств, в течении которого объект сохраняет свои потребительские свойства. Срок полезного использования применяется для установления продолжительности функционирования основных средств в процессе предпринимательской деятельности и представляет собой расчётный, ожидаемый период их эксплуатации, в течение которого они могут приносить доход. Сроки полезного использования объектов основных средств самостоятельно устанавливаются организацией в пределах установленного Положением диапазона. Исходя из принятого в положении срока полезного использования в  пределах наименьшего и наибольшего уровней норм, установленных для каждой укрупнённой амортизационной группы основных средств определяется норма амортизационных отчислений по каждому объекту. Пересмотр сроков полезного использования и соответственно норм амортизационных отчислений производится по решению комиссии, создаваемой на каждом предприятии по решению руководителя. Комиссия состоит из числа имеющихся в штате специалистов технических, финансово-экономических, юридических, бухгалтерских служб.

3. УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

 

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ.

При ведении бухгалтерского учёта предприятие должно в течение отчетного года соблюдать принятую методику, то есть учётную политику. Изменение учётной политики оговаривается в пояснительной записке к годовому отчёту, с указанием возникших вследствие внесения изменений в учётную политику результатов в денежном выражении.

Составной частью учётной политики юридического лица должен стать метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг, так как от этого зависит порядок исчисления и уплаты налогов.

Формирование учётной политики должно исходить из выбора и обоснования способов ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующей нормативной базой, утверждённой законодательством.

Учётная политика разрабатывается на всех предприятиях, независимо от формы собственности и источников финансирования и оформляется приказом руководителя. При отсутствии нормативных законодательных актов по конкретным вопросам, учётная политика по таким вопросам формируется самостоятельно, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учёту и согласовывается с налоговой инспекцией.

К учётной политике предъявляются следующие требования:

·        полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов деятельности предприятия

·        отражение фактов хозяйственной деятельности исходя из правовых норм и экономических условий хозяйствования,

·        тождество данных синтетического и аналитического учёта на первое число каждого месяца, а также с данными бухгалтерской и налоговой отчётности,

·        рациональное и экономное ведение учёта исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.

В понятие  «выбора способов ведения бухгалтерского учёта» входят такие вопросы:

·        выбор учётных регистров,

·        погашение первоначальной стоимости основных фондов

·        формирование фондов и резервов

·        погашение стоимости нематериальных активов,

·        оценка материальных ресурсов,

·        признание и использование прибыли предприятия

·        отражение курсовых разниц.

Учётная политика ОАО «Белхозторг» сформирована в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» и нормативными актами по бухгалтерскому учёту и налогообложению.

Ведение бухгалтерского учёта ОАО «Белхозторг» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

Бухгалтерский учёт ведётся по журнально-ордерной форме, с выходными формами учётных регистров и первичных документов, рекомендованных Министерством финансов Республики Беларусь.

Учётная информация на данном предприятии обрабатывается как автоматизировано с использованием программных средств, так и вручную.

К основным средствам относятся предметы, полезный срок использования которых более одного года, стоимостью свыше 30 базовых величин.

Погашение стоимости основных фондов производится путём ежемесячной амортизации, которая начисляется равномерно по утверждённым в установленном порядке нормам амортизационных отчислений от первоначальной стоимости основных фондов. Затраты на ремонт основных фондов предприятия включаются состав издержек обращения текущего периода.

Определение целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию и оформление документации на списание указанных объектов осуществляется постоянно действующей комиссией.

Материально-ответственные лица представляют сводные учётные документы (материальный отчет) по основным средствам в эксплуатации.

3.2 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Бухгалтерский учёт основных средств должен обеспечить документальное подтверждение наличия и движения основных средств по местам нахождения и в разрезе материально ответственных лиц, правильное начисление износа, определение затрат на ремонты.

Создавая предприятие, его собственники в первоочередном порядке решают проблему укомплектования основными средствами. Если учредительными документами предусмотрено внесение основных средств в счет уставного капитала, то они вручаются предприятию. Далее, в процессе своей деятельности предприятия пополняют свои основные средства с целью замены износившихся, устаревших и по другим причинам. Порядок отражения в бухгалтерском учете увеличения основных средств зависит от того, каким образом и на каких условиях они приобретены.

Основные средства на предприятие поступают в результате:

Ø                 капитальных вложений;

Ø                 приобретения у других юридических и физических лиц за

Ø                 плату;

Ø                 получения от других предприятий и лиц безвозмездно; субсидий правительственных и местных органов власти; внесения их учредителями в счет вклада в уставный капитал предприятия

Ø                 оприходования излишков основных средств, выявленных при инвентаризации;

Ø                 получения в аренду.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Как правило, на предприятиях создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии обычно включают специалиста по строительству или инженера по технике безопасности, бухгалтера, руководителя структурного подразделения предприятия, которому передаются в эксплуатацию основные средства. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств по форме ОС-1 (Приложение Б).

Акт приемки-передачи основных средств составляется в одном экземпляре на каждый объект основных средств. В акте указывается характеристика объекта, его наименование, год выпуска или постройки, источник приобретения (возведения), дата ввода в эксплуатацию, соответствие основных средств техническим условиям, первоначальную стоимость, заключение и подписи членов комиссии, другая информация, необходимая для правильной эксплуатации и учета основных средств. Составление общего акта на несколько принимаемых объектов основных средств допускается лишь для хозяйственного инвентаря, оборудования и т.п., если эти объекты основных средств однотипны, имеют одинаковую стоимость и принимаются под ответственность одного и того же ответственного лица. К акту приемки-передачи основных средств прилагается техническая документация (паспорта, чертежи, спецификации, комплектовочная ведомость и т.п.), которая передается материально ответственным лицам по местам эксплуатации основных средств. После оформления акт приемки-передачи основных средств вместе с приложенной технической документацией передается на утверждение руководителю предприятия, а затем в бухгалтерию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.