В связи с тем, что суда компании имеют
значительный возраст ООО «Орион К» применяет ускоренный метод исчисления износа
активной части основных средств, при котором годовая норма амортизационных
отчислений увеличивается в два раза. Кроме того, в соответствии с федеральным
Законом « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ ООО «Орион К» являясь малым предприятием,
наряду с применением механизма ускоренной амортизации списывает дополнительно
как амортизационные отчисления 50 % первоначальной стоимости основных средств
со сроком службы более 3 лет ( ст. 10 ).
Начисление амортизации ( износа ) по основным
средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается с 1-го числа месяца,
следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим прекращается с
1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия.
По объектам
основных средств, не оконченных строительством ( не оформленных актами приемки
), но фактически эксплуатируемым, амортизацию ( износ ) начисляют в общем
порядке : с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала эксплуатации.
Основанием для начисления износа является справка о стоимости этих объектов по
данным учета капитальных вложений. При оформлении актами о приемке ввода в
действие этих объектов и зачислении их в состав основных средств ранее
начисленную сумму уточняют. В практике учета в ООО « Орион К» описанная
ситуация возникла в 1996 году при приобретении теплохода «Балтийский-64» у
Амурского пароходства. Теплоход находился в эксплуатации у ООО « Орион К» с 29
апреля 1996 года, после поступления первого платежа , предусмотренного
договором купли-продажи, на счет Амурского пароходства. Но поставлен на баланс
ООО « Орион К» и оформлен актом приемки 01.07.96 г. после оплаты всей суммы.
При этом возник вопрос : как отразить начисления износа по таким основным
средствам ? Механизм начисления износа по объектам основных средств, не
оконченных строительством, но фактически эксплуатируемым, в нормативных
документах отражения не нашел. В данной ситуации в ООО «Орион К» использован
вариант, предложенный В.А. Луговым (12), при котором по такому объекту
образуют резерв на сумму начисленного износа ( дебет счета 20, кредит счета 89
), а при приемке объекта в эксплуатацию и зачислении в состав основных средств
зарезервированную сумму относят на счет 02 ( дебет счета 89, кредит счета 02 )
и одновременно ее уточняют.
Распределение затрат по ремонту основных
средств.
Различают следующие виды ремонта в зависимости от
их сложности: текущий, средний, капитальный и особо сложный. Ремонт
позволяет восстановить физические свойства и качества основных средств,
утраченные в результате их эксплуатации, и продлить срок их нормативной службы.
Затраты на ремонт всех видов ( кроме особо
сложного ) ежемесячно включают в издержки производства ( дебет счетов 20, 25,
26, 43 ) с кредита разных счетов, принимая во внимание характер расходов ( 10,
12, 13, 60, 68, 69, 70, 71, 76, 89).
Пример. Акцептован счет за текущий
ремонт теплохода на 18 000 руб., в том числе НДС 3 000 руб. Были сделаны
следующие записи:
дебет счета 20 - 15 000 руб.,
дебет субсчета 19-5 - 3 000 руб.,
кредит счета 60 - 18 000 руб.
Распределение сумм начисленного износа МБП.
Согласно установленным Положением о бухгалтерском
учете и отчетности правилам предприятие при выборе учетной политики на
предстоящий год относительно передачи малоценных предметов в эксплуатацию может
предусмотреть различные варианты. В ООО «Орион К»“ приказом по учетной политике
предусмотрено, что при передаче МБП в эксплуатацию ( кредит счета 12 ) их
стоимость в размере 100 % сразу включается в издержки производства ( дебет
счетов 20, 25, 26, 31, 43 ).
Распределение услуг по направлениям расходов.
Для нормального хода процесса производства
предприятие получает согласно заключенным договорам электроэнергию, тепло,
воду и др. Основанием для включения этих затрат в издержки производства ( дебет
счетов 20, 25, 26, 31, 43, 89, кредит счета 60 ) служат предъявляемые для
оплаты счет-фактуры и приложенные к ним расчеты распределения услуг по
направлениям затрат: на технологические цели основного производства;
общепроизводственные и общехозяйственные цели; коммерческие расходы и т.д.;
выделенный в расчетных документах поставщиков услуг на оплату отдельной
позицией НДС принимается на учет по счету 19 ( дебет субсчета 19-5, кредит
счета 60 ) и по мере оплаты ( дебет счета 60, кредит счетов 50, 51, 52 ) суммы
НДС подлежат зачету ( дебет счета 68, кредит субсчета 19-5 ) в уменьшение
задолженности перед бюджетом по этим налогам за реализованные услуги.
Глава
2. Состав основных затрат,
порядок их учета и включения в себестоимость
услуг.
В связи с тем, что основным видом деятельности
ООО «Орион К» является предоставление услуг по морской перевозке грузов,
целесообразно вкратце остановиться на главных положениях договора морской
перевозки.
Формы
договора морской перевозки.
Фрахтование - это договор о предоставлении (сдаче
в наем ) судна для выполнения определенного рейса или ряда рейсов или на
определенный период времени.
Различают следующие формы договора морской
перевозки: рейсовый чартер, коносамент, букинг-нота, генеральный контракт. В
практике работы ООО « Орион К» в большинстве случаев используется рейсовый
чартер. При рейсовом чартере ( voyage c/p ) фрахтователю для выполнения
перевозки предоставляется все судно, определенная часть судна или определенные
грузовые помещения. Перевозчик обязан предоставить судно, полностью
подготовленное к выполнению предстоящего рейса, и после окончания погрузки
направить его с обычной скоростью в порт выгрузки. Он не имеет права
использовать судно для других, даже попутных перевозок, если это не
согласовано с фрахтователем. Фрахтователь обязан предоставить согласованное
количество груза, обеспечить погрузку-выгрузку в определенные сроки ( сталийное
время ) и оплатить фрахт в соответствии с условиями договора. В специальных
статьях чартера детально определены род и количество груза, порты
погрузки-выгрузки и порядок их номинирования, количество причалов, сроки подачи
судна под погрузку, порядок расчета сталийного времени, распределение между
фрахтователем и перевозчиком расходов по грузовым операциям и т. д. По каждому
из этих разделов предусмотрены права и обязанности сторон в случае любых
возможных отклонений реальных условий рейса от согласованных в чартере (
отсутствие необходимого количества груза, простой в ожидании причала, опоздание
судна к согласованной дате погрузки, различные форс-мажорные обстоятельства).
Все условия перевозки, а также ставка провозной платы действительны только для
договаривающихся сторон и только на период данной сделки.
Заключение конкретных сделок производится на базе
типовых форм чартеров. Однако в процессе переговоров стороны вносят в
стандартный типографский текст различные изменения, а также часто согласовывают
специальные дополнения к проформе.
При заключении сделки на конкретную перевозку
фрахтовщик полностью сохраняет контроль за работой судна. В договоре ( чартере
) детально оговариваются все условия предстоящего рейса и на основе этого
согласовывается ставка провозной платы на единицу груза или общая сумма фрахта.
Судовладелец ( фрахтовщик ) является перевозчиком, он несет коммерческие риски,
связанные с эффективностью предстоящего рейса, а также ответственен за
сохранность груза. При фрахтовании на один рейс после сдачи груза и оплаты
фрахта стороны свободны от взаимных обязательств.
В процессе эксплуатации судна судовладелец несет
различные расходы.
Постоянные расходы по содержанию судна в рабочем
состоянии: снабжение, текущий ремонт, техобслуживание, проведение очередных
освидетельствований, расходы на смазочные и обтирочные материалы, отчисления на
амортизацию и страхование.
Переменные расходы, непосредственно связанные с
выполнением транспортной работы: портовые сборы, лоцманская и буксирная помощь,
швартовые операции, расходы на топливо и воду, агентирование.
К основным затратам, непосредственно связанным с
технологией грузоперевозок и определяющим их себестоимость относятся:
1. Оплата портовых сборов и услуг;
2. Топливо и масла;
3. Зарплата плавсостава;
4. Амортизация основных средств.
Оплата портовых сборов и услуг.
Сборы. По назначению и
принципам оплаты можно выделить сборы трех основных видов: маячные, портовые и
причальные (Приложение 3).
Ставки маячного сбора устанавливают, как
правило, на регистровую тонну чистой вместимости. Портовые сборы
взимаются с судов во всех портах мира, однако, встречаются под различными названиями:
портовый, тоннажный, корабельный, якорный, доковый и т. п. Устанавливают обычно
в зависимости от чистой вместимости судна. Сбор оплачивается за каждый заход и
выход судна из порта. Помимо собственно портового сбора, судно при заходе в
порт оплачивает большое число различных мелких сборов: административный, в
пользу дома моряков, таможенный, санитарный, дноуглубительный. В замерзающих
портах обычно предусматривается ледовый сбор.
К портовым
услугам относятся : лоцманская проводка, буксировка, швартовка. Базисная ставка
устанавливается в зависимости от той характеристики судна, которая определяет
объем и сложность работы. Предусматривается развитая система надбавок к тарифу
для всех случаев, когда работа выполняется в неурочное время или в необычных условиях;
оплата за счет судна различных дополнительных операций и штрафы за простой
соответствующих специалистов и технических средств по вине судна. Что же
касается скидок, то они применяются значительно реже и в меньшем размере.
Затраты на
оплату судовых сборов и портовых услуг учитываются раздельно по каждому судну
по фактически поступившим счет-фактурам и непосредственно включаются в
себестоимость того периода, к которому они фактически относятся, независимо от
времени оплаты (предварительной или последующей). На основании счет-фактуры в
учете делается запись: дебет счета 20, кредит счета 60 - на стоимость услуг
без НДС, одновременно дебет счета 19-5, кредит счета 60 – на сумму НДС. При
условии оплаты поставщику в учете делаются записи: дебет счета 60, кредит счета
51 и производится зачет по НДС : дебет счета 68-2, кредит счета 19-5. Учет
расчетов по портовым сборам с иностранными агентами (нерезидентами) ведется в
ООО «Орион К» с использованием 76 счета. В учете при этом делаются следующие
записи (таблица 1.4):
Т
а б л и ц а 1.4
Учет расчетов по портовым сборам с
нерезидентами
|