Аналитический
учет по субсчету 76-2 "Расчеты по претензиям" ведется по каждому
дебитору и отдельным претензиям. 
На субсчете 76-3
"Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам" учитываются расчеты по
причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли,
убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.  
Подлежащие получению (распределению)
доходы отражаются по дебету счета 76-3 "Расчеты по причитающимся
дивидендам и другим доходам" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и
расходы". Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по
дебету счетов учета активов (51"Расчетные счета" и др.) и кредиту
счета 76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам". 
Учет по данному счету ведется на
основе принципа начисления – признание дохода осуществляется в момент возникновения
обязательства хозяйствующего субъекта, в капитале которого участвует данная
организация. 
Аналитический учет по субсчету 76-3
ведется по видам доходов и организациям, их начисляющим[6;89]. 
На
субсчете 76-4 "Расчеты по депонированным суммам" учитываются расчеты с работниками организации по суммам, начисленным,
но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей), доходов от
участия в организации и других аналогичных выплат. 
По истечении
установленного срока выдачи наличных денежных средств кассир производит
следующие операции: 
- в
платежной ведомости напротив фамилий лиц, не получивших причитающиеся суммы,
проставляется штамп или делается надпись «депонировано»; 
-
составляется реестр депонированных сумм по форме № РТ-11, который является
одновременно первичным документом и учетным регистром, в нем указывают фамилию,
имя, отчество работника, его табельный номер и депонированную сумму; 
- в конце
платежной ведомости делается запись о фактически выплаченных и депонированных
суммах, далее их сверяют с общим итогом по ведомости и записи скрепляются
подписью кассира; 
-  в
кассовую книгу записываются фактически выплаченные суммы. 
                Депонированные суммы сдаются
в банк с оформлением расходного кассового ордера. 
В организации ведется книга учета таких
сумм, в которой по каждому депоненту указывается табельный номер, фамилия, имя
отчество, депонированная сумма, сведения о выдаче указанной суммы. 
Не
востребованные работниками депонированные суммы хранятся в течение трех лет и
выдаются по первому его требованию. По истечении срока исковой давности
невостребованные депонированные суммы списываются на счет 91 на основании
данных инвентаризации и приказа руководителя организации.  
Депонированные
суммы отражаются по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами" и дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате
труда". При выплате этих сумм получателю делается запись по дебету счета
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счетов учета
денежных средств[7;322]. 
Учет расчетов по депонированным
суммам отражается следующими записями: 
Дебет сч. 70 «Расчеты с персоналом по
оплате труда» 
Кредит сч. 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами», субсчет 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» —
депонирована неполученная заработная плата; 
Дебет сч. 51 «Расчетные счета» 
Кредит сч. 50 «Касса» — сданы
депонированные суммы в банк; 
Дебет сч. 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами», субсчет 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» 
Кредит сч. 50 «Касса» — выплачена
депонированная заработная плата; 
Дебет сч. 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами», субсчет 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» 
Кредит сч. 91 «Прочие доходы и
расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» — списаны невостребованные
депонированные суммы по истечении сроков исковой давности. 
Субсчет 76-5 "НДС по
неоплаченной продукции". Согласно Положению по
бухгалтерскому учету 9/99 (п.3) суммы НДС не признаются доходами организаций
при поступлении от других юридических и физических лиц. Следовательно, не
имеется оснований для отражения начисленной суммы продаж с учетом НДС. Не
смотря на то, что НДС еще не уплачен в бюджет, т.к. сумма продаж еще не
поступила на счет 50 "Касса" или счет 51 "Расчетные счета",
сумму дохода от продаж следует уменьшить на сумму НДС. В случае, когда
обязательность по уплате НДС возникает только по мере оплаты продукции
покупателями до момента получения оплаты начисленный налог можно отражать с
использованием счета 76-5.
Субсчет 76-6 "Расчеты по
договору комиссии". Вещи, поступающие комиссионеру
от комитента согласно ст.996 ГК являются ответственностью последнего т. к.
передача права собственности не происходит. В бухгалтерском учете комитента
передача готовой продукции для продажи на комиссионных началах отражается по
дебету счета 45 "Товары отгруженные" и кредиту счета 43 "Готовая
продукция". Принятые на учет по счету 45 суммы списываются в дебет счета
90 "Продажи", либо одновременно с принятием выручки от продажи
продукции, либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему
вещей. В бухгалтерском учете продажа продукции покупателю отражается по кредиту
счета 90-1"Прочие доходы" в корреспонденции со счетом 62"Расчеты
с покупателями и заказчиками". Комиссионер в праве удержать причитающуюся
ему по договору комиссии сумму из всех сумм, поступивших к нему за счет
комитента. Сумму комиссионного вознаграждения, а также расходы по
транспортировке продукции покупателю учитывается комитентом на счете 44
"Расходы на продажу" в качестве расходов на реализацию и включается в
себестоимость реализованной продукции. Т.к. по договору комиссии один из
участников выступает в качестве комитента, а другой – комиссионера, то счет
76-6 "Расчеты по договору комиссии" может быть использован и
комиссионером. При передаче товаров от комитента комиссионеру право
собственности на них комиссионеру не переходит, впоследствии чего полученный
товар учитывается на забалансовом счете 004 "Товары принятые на
комиссию". Эти товары учитываются в ценах, предусмотренных в
приемо-сдаточных актах. Аналитический учет по счету 004 ведется по видам
товаров, организациям или лицам-комитентам.
Субсчет 76-7 "Расчеты  по
суммам, удержанным из оплаты труда работников в пользу других
организаций". Администрация организации по месту работы лица, обязанного
уплачивать алименты на основании исполнительного листа, должна ежемесячно
удерживать алименты из заработной платы или иного дохода лица и выплачивать их
получателю не позднее, чем в трехдневный срок со дня выплаты зарплаты или иного
дохода. Перечень выплаты заработной платы, из которой производится удержание
алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением правительства
РФ от 08.07.1996г. №841. Сумма начисленных платежей по исполнительным
документам отражается по дебету счета 70"Расчеты с персоналом по оплате
труда" в корреспонденции с кредитом счета 76-7"Расчеты по суммам,
удержанным из оплаты труда работников в пользу других организаций".[8;66]
Помимо указанных субсчетов к счету 76
могут быть открыты другие субсчета согласно деловому обороту организации (например,
расчеты по исполнительным листам, расчеты с нерегулярными контрагентами и
др.). 
Конечное сальдо по счету 76
определяется по оборотной ведомости по субсчетам и аналитическим счетам. 
V.            
Хозяйственные
операции и их документальное  оформление*. 
Рассмотрим хозяйственные операции,
связанные с учетом дебиторской и кредиторской задолженности на счетах
бухгалтерского учета на примере промышленного предприятия ОАО «Исток».   
 
  | 
   №
  п\п 
   | 
  
   Факты
  хозяйственной деятельности 
   | 
  
   Документ-основание 
   | 
  
   Сумма,
  руб. 
   | 
  
   Корреспонденция
  счетов 
   | 
  
 
  | 
   дебет 
   | 
  
   кредит 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   Приняты к оплате расчетные
  документы поставщиков по приобретенным объектам основных средств:  
  Покупная цена 
  НДС  
   | 
  
   Приходный 
  ордер,  накладная, счет- фактура    
   | 
  
   
   
   
  103400 
  18162 
   | 
  
   
   
   
  08 
  19 
   | 
  
   
   
   
  60 
  60 
   | 
  
 
  | 
   2 
   | 
  
   Приняты у оплате расчетные документы
  поставщиков по приобретенным нематериальным активам: 
  Покупная цена 
  НДС  
   | 
  
   Приходный 
  ордер,  накладная, счет- фактура    
   | 
  
   
   
   
  11300 
  2034 
   | 
  
   
   
   
  08 
  19 
   | 
  
   
   
   
  60 
  60 
   | 
  
 
  | 
   3 
   | 
  
   Приняты к оплате расчетные
  документы транспортных организации за доставку приобретенных основных средств: 
  По тарифу 
  НДС    
   | 
  
   Приходный 
  ордер,  накладная, счет- фактура    
   | 
  
   
   
   
  4300 
  774 
   | 
  
   
   
   
  08 
  19 
   | 
  
   
   
   
  76 
  76 
   | 
  
 
  | 
   4 
   | 
  
   Оплачено с расчетного счета в
  погашение задолженности поставщикам и подрядчикам, возникшей за: 
  Приобретенные основные средства 
  Приобретенные нематериальные активы 
  Транспортные услуги 
   | 
  
   Платежное поручение, выписка банка 
   | 
  
   
   
   
  121562 
  13334 
  5074 
   | 
  
   
   
   
  60 
  60 
  76 
   | 
  
   
   
   
  51 
  51 
  51 
   | 
  
 
  | 
   5 
   | 
  
   Отражена сумма выручки за проданные
  объекты основных средств (включая НДС) 
   | 
  
   Накладная, акт об оказанных услугах
   
   | 
  
   
  67378 
   | 
  
   
  62 
   | 
  
   
  91 
   | 
  
 
  | 
   6 
   | 
  
   Начислен НДС за проданные объекты
  основных средств 
   | 
  
   Книга продаж 
   | 
  
   
  10278 
   | 
  
   
  91 
   | 
  
   
  68 
   | 
  
 
  | 
   7 
   | 
  
   Поступили на расчетный счет суммы
  за: 
  Проданные объекты основных средств 
   | 
  
   Выписка банка, платежное поручение 
   | 
  
   
  67378 
   | 
  
   
  51 
   | 
  
   
  62 
   | 
  
 
  | 
   8 
   | 
  
   Депонированы невыплаченные суммы
  заработной платы 
   | 
  
   Платежная ведомость 
   | 
  
   
  56527 
   | 
  
   
  70 
   | 
  
   
  76 
   | 
  
 
  | 
   9 
   | 
  
   Получены наличные денежные средства
  в виде аванса и предоплат  от покупателей и заказчиков 
   | 
  
   Приходный кассовый ордер,  кассовый
  ордер 
   | 
  
   
  783940 
   | 
  
   
  50 
   | 
  
   
  62 
   | 
  
 
  | 
   10 
   | 
  
   Начислены суммы НДС с полученных
  авансов 
   | 
  
   Счет- фактура 
   | 
  
   119584 
   | 
  
   62 
   | 
  
   68 
   | 
  
 
  | 
   11 
   | 
  
   Акцептованы счета-фактуры за
  оказанные услуги, использованные в процессе обслуживания: 
  Цехов основного производства 
  Служб, связанных со сбытом
  продукции 
   | 
  
   Приходный 
  ордер,  накладная    
   | 
  
   
   
  45800 
  28865 
   | 
  
   
   
  25 
  44 
   | 
  
   
   
  60 
  60 
   | 
  
 
  | 
   12 
   | 
  
   Оплачены счета поставщиков и
  подрядчиков за оказанные услуги 
   | 
  
   Выписка банка, 
   | 
  
   
  74665 
   | 
  
   
  60 
   | 
  
   
  51 
   | 
  
 
  | 
   13 
   | 
  
   Отражено погашение задолженности 
   | 
  
   Договор мены 
   | 
  
   9900 
   | 
  
   60 
   | 
  
   62 
   | 
  
 
*образцы документов в приложении 
Заключение. 
Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами у предприятий возникают по различным причинам. В зависимости от
содержания операций расчеты производятся по товарным операциям, если
предприятие выступает поставщиком своей готовой продукции или заготовляющим
товарно-материальные ценности, и по нетоварным операциям, связанным только с
движением денежных средств, т.е. с погашением задолженностей бюджету, банку,
органам социального страхования и обеспечения, работникам. Предприятие хранит
своевременно не полученную рабочими  и служащими заработную плату, ведет
расчеты по претензиям, по возмещению материального ущерба,  по исполнительным
листам. 
Основными задачами учета
расчетов являются: 
1.  
своевременное
и правильное документирование операций по движению средств и расчетов; 
2.            
контроль
за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом; 
3.            
контроль
за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и
поставщиками; 
4.            
своевременная
выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной
задолженности. 
От
успешности решения таких задач напрямую зависит финансовое состояние
предприятия и достижения им положительных результатов хозяйственной
деятельности. 
На примере промышленного предприятия
ОАО «Исток» я показала учет хозяйственных операций на счетах бухгалтерского
учета, связанных с расчетами с поставщиками и подрядчиками, покупателями и
заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами в корреспонденции со счетами
учета денежных средств, внеоборотных активов, затрат на производство продукции,
расчетов по налогам и сбором и другие.   
Список
используемой литературы. 
1. Бухгалтерский финансовый учет:
Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю. А.  Бабаева – М.: Вузовский учебник, 2003г.-
525с. 
2. Бухгалтерский учет: Учебник / под
ред. проф. П.С. Безруких – М.: Бухгалтерский учет, 1999г. – 624с. 
3. Финансовый учет: учебное пособие /
В.Ф. Палий, В.В. Палий – М.: ФБК-Пресс, 1998г. – 304с. 
4. Бухгалтерский учет: Учебник / Л.П.
Краснова, Н.Т. Шалашова, Н.М. Ярцева – М.: Юристь, 2002г. – 542с.  
5. Бухгалтерский учет и финансовая
отчетность: Учебное пособие/  Н.Л. Маренков – М.: Изд-во «Экзамен», 2004г. –
336с. 
6. 1. Бухгалтерский финансовый учет:
Учебное пособие / Е.В. Акчурина, Л.П. Солодко – М.: Изд-во «Экзамен»,2004г.-416с. 
7. . Бухгалтерский учет и
контроль дебиторской и кредиторской задолженности: Учебно-практическое пособие/
Под ред. проф. Ю. А.  Бабаева – М.: ТК Велби Изд-во «Проспект», 2004г.- 424с. 
8. План счетов бухгалтерского учета:
комментарий к последним изменениям: - М.: Инфоцентр 21 века, 2005г. – 112с. 
9. 20 ПБУ в последней редакции с
профессиональными комментариями – М.: АК ДИ «Экономика и жизнь», 2004г. – 424с. 
10.  Как работать с новым планом
счетов / Безруких П.С.  – М.: "Бухгалтерский учет", 2001г.- 112с. 
7. Шнейдман Л.З.  Рекомендации по
переходу на новый план счетов. – Москва. Изд-во «Бухгалтерский учет» 2000г.-
95с. (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»). 
8. Министерство финансов РФ
Приказ «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово –
хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» от 31
октября 2000г. № 94с.  
     
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |