Меню
Поиск



рефераты скачать Учет расчетов с бюджетом

В зависимости от возможностей программы автоматизации бухгалтерского учета предпри­ятие само решает, будет оно выделять отдельный субсчет для сбора аналитических данных по выше перечисленным группам или будет соби­рать эту информацию в аналитическом разрезе.

Учет на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям" можно организовать следующим образом.

Первая цифра номера субсчета будет обозна­чать, оплачены (2) или не оплачены (1) оприхо­дованные материальные ценности; НДС, уплаченный на таможне (3).

Вторая цифра будет показывать группу ма­териальных ценностей, к которой относится НДС: 1. НДС по материальным ресурсам, учи­тываемым на счете 10 "Материалы". 2. НДС по материальным ресурсам, учитываемым на сче­те 41 "Товары". 3. НДС по МБП. 4. НДС по работам (услугам) производственного харак­тера. 5. НДС по нематериальным активам. 6. НДС при осуществлении капитальных вложений. Та­ким образом, счет 19 "НДС по приобретенным ценностям" будет иметь следующие субсчета: 19-11 "НДС по неоплаченным, но оприходован­ным материалам", 19-12 "НДС по неоплачен­ным, но оприходованным товарам", 19-13 "НДС по неоплаченным, но оприходованным МБП", 19-14 "НДС по работам (услугам производствен­ного характера) принятым, но неоплаченным", 19-15 "НДС по приобретенным, но неоплаченным нематериальным активам", 19-16 "НДС по при­обретенным, но неоплаченным капиталовложе­ниям", 19-21 "НДС по оплаченным и оприходо­ванным материалам", 19-22 "НДС по оплаченным товарам", 19-23 "НДС, оплаченный за МБП", 19-24 "НДС, оплаченный за работы (услуги) производственного характера", 19-25 "НДС, оплачен­ный по нематериальным активам", 19-26 "НДС, оплаченный при осуществлении капиталовложе­ний", 19-30 "НДС, уплаченный на таможне". Внутри каждого субсчета можно вести аналити­ческий учет по видам материалов, договорам, счетам, поставщикам и т.п.

Наличие таких аналитических данных позво­лит, по оборотам дебета счета, 68 "Расчеты с бюджетом", субсчёт 5 "По НДС", подсубсчет "Налог" и кредита соответствующего субсчета к счету 19 заполнять "Расчет (налоговую деклара­цию) по налогу на добавленную стоимость" и делать необходимые выборки для анализа дея­тельности организации.

НДС, уплаченный на таможне, подлежит возмещению после его уплаты и оприходования материальных ценностей на склад, независимо от того, были они оплачены или нет. На осно­вании таможенной декларации на получение материальных ценностей нужно дебетовать суб­счет 19-30 "НДС, уплаченный на таможне" и кредитовать, субсчет 68-9 "Расчеты с бюдже­том по таможне .(импортная пошлина, НДС)", а на основании приемного акта — дебетовать субсчет 68-5 "Расчеты с бюджетом по НДС", подсубсчет 001 "Налог" и кредитовать субсчет 19-30 "НДС, уплаченный на таможне". Выполнять такие проводки можно на компьютерах с при­менением различных пакетов бухгалтерских про­грамм, которые позволяют делать сразу несколь­ко бухгалтерских проводок.

При такой постановке учета финансовая служба и руководители организации будут иметь всю информацию, необходимую для анализа; упростится подготовка данных для составления "Расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость", ф. 2 приложения к балансу при составлении квартальной отчетно­сти; легче контролировать правильность предъ­явления бюджету уплаченного НДС за материальные ресурсы, что будет способствовать уменьшению штрафных санкций при .проведении налоговых проверок.

1.1.3.  Оформление первичных документов для зачета налога на добавленную стоимость

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость" в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой, а в соответствии с п. 2 упомянутой статьи сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Значит, для зачета суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной поставщикам, требуется выделения этого налога в расчетных документах. В соответствии с п. 16 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" к расчетным документам отнесены поручения, требования-поручения, требования, а также к ним приравнены реестры чеков, реестры на получение средств с аккредитива, приходные кассовые ордера. Указание п. 16 упомянутой Инструкции о выделении сумм НДС в этих расчетных и приравненных к ним документах соответствует Закону.

Этот же пункт требует выделения сумм налога на добавленную стоимость в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, актах выполненных работ и др.), если расчеты произведены без использования платежных поручений, требований-поручений, требований, реестров чеков, аккредитивов и приходных кассовых ордеров. Необходимо отметить, что упомянутые расчетные и приравненные к ним документы не всегда применяются при расчетах с использованием векселей и путем зачета взаимных требований, а также при бартерных поставках товаров (работ, услуг). К примеру, при бартерных поставках (при товарообмене) могут быть составлены следующие первичные документы, подтверждающие выполнение обязательств по договору:

     - поставщиками материальных ресурсов - акты и накладные на отпуск товаров и материалов, акты на приемку-передачу основных средств;

     - подрядчиками и исполнителями работ и услуг - акты приемки-передачи работ; акты, подтверждающие выполнение услуг.

Могут быть составлены и унифицированные документы, включающие в себя как накладные, так и счета (к примеру, товарно-транспортные накладные на грузовые автоперевозки). Унифицированные документы могут включать в себя и заказы-наряды, заключения и т.д. Если упомянутые первичные документы не содержат показателей, обязательных для счетов-фактур, то есть отпускную цену единицы и всех отпущенных товаров (работ, услуг), надбавки, сборы и налоги, общую сумму к платежу, дополнительно составляется счет (счет-фактура) или платежное требование со спецификацией.

При бартерных поставках и при расчетах с использованием векселей обычно составляются счета-фактуры или счета. При расчетах путем зачета взаимных требований к актам (протоколам, письмам) о зачете прикладываются счета (счета-фактуры) или платежные требования.

Поэтому порядок заполнения первичных документов при бартерных сделках и зачете взаимных требований, а также при использовании векселей, установленный п. 16 Инструкции N 39, соответствует традициям оформления первичных документов и необходимости правильного исчисления налога на добавленную стоимость.

В то же время, для крупных предприятий буквальное толкование требований п. 16 Инструкции N 39 недопустимо, поскольку это лишит их оперативности в деятельности, усилит бюрократизм аппарата управления.

У крупных предприятий подразделения, отпускающие товар, разбросаны, поэтому руководство предприятий в накладных указывает количество товаров, разрешенных к отпуску, то есть максимально допустимое значение (лимит). Фактически может быть отпущено меньшее количество товара или товар другой модификации и качества, удовлетворяющих покупателя. И крупные предприятия на основании накладных, содержащих такие показатели, как наименование покупателя, наименование товара, сорт, учетная цена и учетная сумма отпущенного товара, составляют счета-фактуры или расчетные документы (платежные требования, требования-поручения), включающие всю информацию, отвечающую потребностям как покупателей, так и налоговых органов.

     Если после отпуска товаров заставлять покупателей дооформлять накладные в финансово-сбытовом отделе или бухгалтерии поставщика, это приведет к простоям транспорта и нерациональному использованию рабочего времени. Поэтому если в счете-фактуре или в платежном требовании сумма налога на добавленную стоимость выделена, необязательно выделять ее в накладной или в акте, так как в этом случае зачет взаимных требований, расчеты при бартерных поставках и с применением векселей производятся на основании счетов-фактур или платежных требований, а сами накладные и акты являются лишь документом, подтверждающим отпуск (передачу) товара (работ) или оказание услуг.

В тех случаях, когда невозможно точно определить сумму налога на добавленную стоимость, в платежных поручениях выделяется сумма налога исходя из расчетных ставок (9,09 процента - по продовольственным и детским товарам; 16,67 процента - по другим товарам).

Поставщик товаров (работ, услуг) обязан выделить фактическую сумму налога в счете-фактуре, а если счет-фактура не выписан - в накладных или в акте. Зачет налога на добавленную стоимость производится на основании одного из упомянутых документов, содержащих фактическую сумму налога.

Накладные и акты, одновременно являющиеся счетами-фактурами, до 1 января 1997 года должны иметь названия "счет-накладная", "счет-акт", поскольку бухгалтерский учет задолженности ведется в разрезе каждого предъявленного к оплате счета. С 1 января 1997 года выписка счетов-фактур обязательна на основании Указа Президента РФ от 8 мая 1996 года N 685.

Требования п. 19 Инструкции N 39, в соответствии с которыми запрещено выделять в расчетных документах сумму налога на добавленную стоимость в платежном поручении в тех случаях, когда в счете-фактуре или в платежном требовании сумма налога выделена, а в накладной или в акте не выделена, противоречат не только Закону РФ от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость" и п. 16 этой же Инструкции, но и здравому смыслу.

Кроме того, п. 19 Инструкции содержит внутренние противоречия. Так, если в приходно-кассовом ордере не выделена сумма налога, в соответствии с этим пунктом запрещается выделять налог и в платежном поручении, хотя два расчетных документа для оплаты одного и того же требования никогда не могут быть применены. Если же они будут использованы, во-первых, один из расчетных документов вызовет переплату и поэтому не приведет к излишнему зачету налога на добавленную стоимость; во-вторых, никакой связи между приходным кассовым ордером и платежным поручением не существует, так как платежное поручение оформляется на основании требований контрагента, оформленных в виде претензий, счетов-фактур, счетов-накладных, платежных требований и т. д.; в-третьих, приходный кассовый ордер Инструкцией N 39 в одних случаях приравнен к расчетному документу, а в других - к первичному документу, на основании которых составляются расчетные документы.

В связи с вышеперечисленным, п. 19 Инструкции N 39 подлежит корректировке. Кроме того, он должен применяться с учетом норм действующего законодательства, не только запрещающего, но и требующего выделения в расчетных документах сумм налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), облагаемые налогом на добавленную стоимость.

Действующие нормативные акты (Указ Президента РФ от 8 мая 1996 года N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины"(в ред. от 03.04.97 N 283) и постановление Правительства РФ от 29 июля 1996 года N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость"(с изменениями и дополнениями от 2 февраля 1998 г. N 108) требуют выдачи покупателям счетов-фактур под расписку в самом бланке счета.

Это требование не всегда осуществимо, поскольку при сдаче товаров перевозчику (к примеру, для доставки груза покупателю, находящемуся за сотни километров) представитель покупателя не присутствует. В ряде случаев и представители покупателей, лично принимающие товары на складах поставщика, не всегда имеют возможность расписаться в получении счетов-фактур, поскольку рабочее время на складах, в финансовых отделах и бухгалтериях заканчивается в одно и то же время.

     Для выписки счетов-фактур упомянутым Указом установлен 10-дневный срок, но представители покупателей не могут находиться в приемных поставщиков в течение 10 дней в силу лимитирования командировочных расходов и экономической нецелесообразности. Как правило, покупатели и работники самих предприятий длительное время стоят в очередях за получением виз на отпуск товарно-материальных ценностей. Повторное же участие в этом "процессе" приведет лишь к нерациональному использованию рабочего времени. Исходя из этого, счета-фактуры могут быть вручены двумя способами: под расписку на бланке счета или заказным письмом. В противном случае значительно увеличатся непроизводительные расходы, связанные с оформлением счетов-фактур, и будет нарушен принцип однократности налогообложения одного и того же объекта.

1.1.4. Расчеты с бюджетом по НДС на основе счетов-фактур

            В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 предприятия всех организационно-правовых форм с 1 января 1997 г. перешли на расчеты с бюджетом по НДС на основе применения счетов-фактур.

            Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур двух видов: журнала учета выдаваемых покупателю счетов –фактур и журнала учета полученных от поставщиков счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению.

            Механизм применения счетов-фактур изложен в письме Госналогслужбы и Минфина РФ от 25 декабря 1996г. № ВЗ-6-03/890, № 109 " О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 г.". Уже первые месяцы работы показали, что некоторые вопросы, касающиеся практической организации работы по реализации положений, установленных данным нормативным документом, нуждаются в дополнительных разъяснениях.  Из содержания письма (п.1) вытекает, что счета-фактуры являются инструментом дополнительного контроля за полнотой сбора НДС и не отменяют (а следовательно, сохраняют) все действующие формы расчетных и первичных документов, включая счета и счета-фактуры типовой формы 868 м 868а при применении счетов фактур отпадает сама собой (например, при методе расчета НДС на основе предъявленных расчетных документов). Однако если, как полагает государственная налоговая служба, счета-фактуры предназначены только для целей контроля, то возникает необходимость кроме счетов-фактур для осуществления непосредственно расчетных операций выписывать формы 868 и 868а. В этом случае это резко увеличивает объем работы за счет ее неоправданного дублирования.

            Письмом Госналогслужбы (п.9) предусмотрено, что бланки счетов-фактур должны быть заранее пронумерованы, а на предприятии должен  быть налажен достоверный количественный и номерной учет незаполненных бланков счетов-фактур. Это вызывает определенные трудности у тех предприятий, которые имеют филиалы, не находящиеся на отдельном балансе. Как представляется, в этом случае целесообразно вести отдельную нумерацию счетов-фактур: для филиала 1 с № 10001, филиала 2 с № 20001 и т.д., что позволит более четко осуществить контроль за использованием счетов-фактур филиалами и не нарушит общее требование обязательной нумерации.

            Филиалы и подразделения предприятий, находящиеся на отдельном балансе самостоятельно реализующие товары (работы, услуги), как представляется, должны самостоятельно осуществлять всю процедуру учета счетов-фактур для целей налогообложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.