- полноты
и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и
списания товарно-материальных ценностей;
- обоснования
и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива,
нефтепродуктов и других ценностей, своевременности и качества инвентаризаций и
правильности принимаемых но результатам ревизии решений.
На каждом предприятии должна быть разработана конкретная программа
внутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием материальных
ресурсов, которая должна предусматривать подробный перечень проверяемых вопросов,
сроки проверки и фамилии исполнителей. Программа носит комплексный характер и
включает сведения по видам ресурсов.
В условиях полной документальной ревизии целесообразно сначала проверить
организацию складского хозяйства, состояние хранения, учета и сохранности
товарно-материальных ценностей, затем выявить полноту, своевременность и
правильность оприходования всех поступающих на предприятие ценностей по
отдельным каналам поступления и отраслям производства. После этого
устанавливают полноту, своевременность и правильность списания ценностей по отдельным
направлениям их выбытия. Заканчивается ревизия выявлением соблюдения
установленного порядка нормирования товарно-материальных ценностей,
соответствия их фактического остатка нормативному, наличия излишних ценностей и
соответствия данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской, статистической и
оперативной отчетности об их наличии и движении.
Основными источниками ревизии являются: первичные документы по движению
товарно-материальных ценностей, данные регистров аналитического и синтетического
учета, инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, данные
бухгалтерской и статистической отчетности.
В обеспечении сохранности и рационального использования товарно-материальных
ценностей важное значение имеет правильная организация складского хозяйства, в
понятие которого входит наличие необходимых помещений и емкостей для их
хранения с набором измерительных, учетных, противопожарных и охранных средств.
Поэтому при осуществлении экономического контроля за состоянием хранения и
сохранности товарно-материальных ценностей в первую очередь следует уделять
внимание организации складского хозяйства.
Особые контрольные функции в этом отношении возложены на главного
бухгалтера предприятия. При его непосредственном участии осуществляется вся
организаторская работа по подготовке мест хранения товарно-материальных
ценностей, обеспечению их необходимыми весоизмерительными и противопожарными
средствами и тарой, зачислению отдельных лиц на должности материально ответственных
работников, инструктаж.
С лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должен
заключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
На выявление всех недостатков в организации складского (учета) хозяйства,
хранения и сохранности товарно-материальных ценностей направлен последующий
контроль за указанными операциями, основной формой которого являются
документальные ревизии.
В ходе ревизии устанавливают наличие и состояние складских помещений и
других емкостей, предназначенных для хранения соответствующих видов
товарно-материальных ценностей, подъездных путей и околоскладских площадок,
весоизмерительных приборов, противопожарных средств, охраны, хранения и
складского учета. Проверку складских помещений и емкостей для хранения товарно-материальных
ценностей рекомендуется проводить путем их осмотра в натуре в начале ревизии.
Аудиторы устанавливают техническое состояние тех или иных помещений
(наличие исправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных
проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование
стеллажными полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной
тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности,
температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблюдение
действующего порядка клеймения весов и других измерительных приборов,
обеспечения ими потребностей ревизуемого предприятия. Необходимо помнить, что
материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-,
сорторазмерам материалов должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить
возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения
каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются
наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса.
Для хранения, например, запасных частей на складах применяют стеллажи,
где на каждый вид отводится своя полка или ее часть; отдельные запасные части
из-за своего веса (размера) хранятся на полу; строительные материалы,
пиломатериалы, круглый лес складывают в штабеля; для хранения сыпучих продуктов
используют закрома, бункера, траншеи (зерно, корма); нефтепродукты хранятся в
резервуарах, бочках.
Правильность показания весов и других измерительных материалов проверяют
путем взвешивания или перевешивания заранее подготовленной партии ценностей;
взвешивания гирь или измерения объема емкостей. Результаты такой проверки
отражаются в промежуточном акте, который подписывает аудитор, материально
ответственное лицо и другие лица, принимавшие участие в этой проверке. Если
выявлены расхождения в показании приборов, то аудитор требует письменное
объяснение материально ответственных лиц и устанавливает причины расхождений и
последствия, к которым они могли привести или привели.
На практике нередко имеют место случаи совершения хищений и потерь из-за
плохо организованной охраны и противопожарной защиты складов. В связи с этим
необходимо выяснить, установлены ли надлежащие запоры, сигнализация, освещение
подступов к складам, сторожевая охрана; имеются ли в наличии и в исправном
состоянии противопожарные средства, соблюдены ли сроки зарядки огнетушителей.
Тщательной проверке подлежит состояние работы по приемке и отпуску
товарно-материальных ценностей на складах, в кладовых и других местах их
хранения. Для этого рекомендуется в процессе ревизии провести фактический
контроль приема и отпуска отдельных видов продуктов и материалов.
В частности, присутствуя при приемке тех или иных материально-технических
средств, ревизионная группа может установить, как соблюдается установленный
порядок приемки продукции производственно-технического назначения по
количеству и качеству, составляются ли приемные акты и коммерческие акты в
случаях нарушения целостности упаковки, пломбирования вагонов, недостач
материальных ценностей в пути, правильно ли составляются внутренние документы и
записи в регистрах складского учета на оприходование поступивших ценностей,
производится ли их биркование, метка. При проверке отпуска отдельных видов
продуктов и материалов выявляют наличие основания данной хозяйственной
операции, правильность оформления затребованного и фактически отпущенного
количества, своевременность отражения этой операции в регистрах складского
учета. Правильность ведения учета в местах хранения ценностей оказывает большое
влияние на состояние складского (учета) предприятия, так как при запущенности
его создаются наиболее благоприятные возможности для нарушений и
злоупотреблений. Для этого необходимо ознакомиться с фактическим состоянием
складского учета на отдельных складах. Проверяется: наличие в достаточном
количестве книг или инвентарных карточек складского учета материалов;
правильность их заполнения и ведения по хранимым ценностям; своевременность
осуществления в них учетных записей и составления ежемесячных отчетов о
движении материальных ценностей; правильность и своевременность проведения их
инвентаризаций, сличения ее результатов и принятия соответствующих мер по
регулированию инвентаризационных разниц.
Важным звеном организации систематического контроля за обоснованностью
поступления, полнотой и своевременностью оприходования приобретенных ценностей является
предварительный и текущий контроль за указанными операциями, осуществляемый общественными
контролерами, вышестоящими организациями. В ходе предварительного контроля
выявляют наличие расчетов потребности, договоров и других оснований для
совершения сделки по поставщикам той или иной партии ценностей, соблюдение
действующего порядка выдачи доверенностей на их получение, сроков условий доставки,
формы расчетов.
Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и оприходования
указанных товарно-материальных ценностей путем проверки товарно-транспортных
накладных, счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной
сверки с документами по оприходованию этих ценностей или фактическим осмотром и
инвентаризацией их в натуре.
Всестороннему изучению подлежат указанные операции при документальных
ревизиях. Особое внимание в этих случаях следует обратить на обоснованность
приобретения тех или иных ценностей, своевременность их оприходования и
эффективность использования. Необходимо выяснить, соблюдается ли на
предприятии порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных
ценностей и отчетности по их использованию. При этой проверке необходимо
выяснить: ведется ли на предприятии журнал учета выдачи доверенностей по
типовой форме; соблюдается ли установленный порядок отчетности за полученные
доверенности; выдаются ли доверенности только работникам данного предприятия,
отчитавшимся по предыдущим доверенностям; на какой срок выдаются доверенности
(как правило, они должны выдаваться на срок не более 15 дней или в
исключительных случаях при систематическом получении материала — на месяц);
возвращаются ли неиспользованные доверенности на следующий день после истечения
срока их действия; сдает ли доверенное лицо после получения ценностей документы
о выполнении поручений и о сдаче на склад материальных ценностей. Тщательно
проверяют соблюдение порядка хранения книжек доверенностей и текущего контроля
за этими операциями со стороны главного бухгалтера.
Своевременность оформления документов при приемке и отпуске ценностей и
записи в книги или карточки складского учета проверяется при обследовании мест
хранения товарно-материальных ценностей. При этом необходимо выяснить наличие
на складе неучтенных излишков, договоров (контрактов) и разовых сделок по
поставщикам материальных ресурсов.
Объектом исследования аудиторско-ревизионных проверок является
оперативная и служебная информация.
На проверяемом предприятии изучается учет в журнале поступивших грузов
по каждому поставщику об ассортименте и сроках поставки материальных ресурсов
по договору (контракту) и проверяется на основании документов фактически
поступивший ассортимент материалов с указанием даты поступления. При этом
проверка достоверности приведенной информации является важной деталью аудита.
Для этого информацию, содержащуюся в оперативном учете, сопоставляют с данными
бухгалтерского учета.
Выявить нарушавших условия договора (контракта) поставщиков позволяет
достоверная информация о выполнении договорных обязательств. При установлении
факта нарушения условий договора (контракта) к нарушителям предъявляются
штрафные и другие санкции. Если штрафные санкции не были удовлетворены,
следует выяснить, не связано ли это с пропуском исковой давности или неправильным
и неполным оформлением исковых материалов через хозяйственные суды и выявить
конкретных виновников. Эту информацию можно получить при изучении
бухгалтерских регистров по учету расчетов по претензиям на счете 63 «Расчеты
по претензиям» и документов, на основании которых отражены записи в этих
регистрах, а также материалов служебной переписки по предъявленным претензиям.
Регистры синтетического и аналитического учета по счетам, на которых
собирается информация о наличии и движении ценностей (счет 15 «Заготовление и
приобретение материалов», счет 16 «Отклонения в стоимости материалов», счет 10
«Материалы» в разрезе субсчетов и прочие), отчеты материально ответственных
лиц с приложенными к ним первичными документами, регистры синтетического и
аналитического учета расчетов с поставщиками и прочие регистры являются
источниками проверки полноты оприходования товарно-материальных ценностей.
При проверке полноты и правильности оприходования покупных материальных
ценностей устанавливают соответствие итоговых сумм, отраженных в ведомостях учета
товарно-материальных ценностей данным других учетных регистров
(журналов-ордеров). Так, если по дебету счета 10/1 «Сырье и материалы»
поступили ценности на сумму 2211 789 680 рублей, при этом с кредита счета 60 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками» — 2 210 408 680 рублей, с кредита счета 71 «Расчеты
с подотчетными лицами» — 1381000 рублей, то такие же суммы должны найти
отражение в журналах-ордерах по кредиту счетов 60,71, в которых в отдельных
графах производятся записи в дебет счета 10/1 «Сырье и материалы».
Одновременно следует проверить согласованность записей между
синтетическим и аналитическим учетом по балансовым счетам и субсчетам, по
которым учитывают товарно-материальные ценности.
Если в результате проверки были установлены расхождения, следует
определить их причины. Такие отклонения могут образовываться из-за небрежного
отношения бухгалтеров к выполнению своих служебных обязанностей, а также в
результате неполного оприходования ценностей.
Проверке операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
уделяется особое внимание, так как учет на нем осуществляется
линейно-позиционным способом, по дебету которого отражается оплата долга
поставщику за поставленные товарно-материальные ценности, а по кредиту их
поступление. В том случае, когда оплачены материалы, оставшиеся на конец месяца
в пути или не вывезенные со складов поставщиков, то на счете 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками» числится дебиторская задолженность до того
времени, пока материалы не поступят на предприятие и не будут приняты на приход
материально ответственными лицами.
Проверять такие суммы следует каждую в отдельности. Вначале устанавливают
дату оплаты расчетных документов поставщиков и наименование ценностей по
документам, приложенным к выпискам банка. Затем по материальным отчетам
следующего месяца проверяют полноту их оприходования. Нормативный срок
нахождения в пути товарно-материальных ценностей выясняют в том случае, когда
они не оприходованы. В этом же случае аудитором выясняется, какая проведена
предприятием работа по розыску груза.
Полноту оприходования товарно-материальных ценностей можно проверить
также по выданным под поставку ценностей авансам, выставленным аккредитивам,
выданным и акцептованным векселям, и в случае их нарушения выясняют причины.
При расчетах с поставщиками плановыми платежами аудитором проверяется
наличие актов сверки расчетов остатков дебиторской и кредиторской задолженности
на конец каждого месяца.
Для того, чтобы проверить правильность оприходования товарно-материальных
ценностей, необходимо использовать следующие документы: сопроводительные
документы поставщиков, приложенные к отчетам материально ответственных лиц
товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, упаковочные
ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и прочие, зависящие от
вида груза, его упаковки и способа доставки.
Поступившие товарно-материальные ценности иногда оформляют внутренними
документами: сопроводительными документами поставщиков с наложенными штампами
получателя груза, приемными актами, приходными накладными и другими
документами, зависящими от принятого порядка оформления груза.
Внутренние документы сверяются с сопроводительными документами
поставщиков при проверке полноты оприходования материальных ценностей. При
этом проверяются правильность составления актов на расхождение в количестве и
качестве поступивших товарно-материальных ценностей и своевременность предъявления
претензий к поставщикам или железнодорожной (транспортной) организации.
Расхождения в количестве и качестве поступивших ценностей могут образовываться
за счет их присвоения и оформления подложных документов (актов) в целях
сокрытия недостач или пересортиц товарно-материальных ценностей. Можно также
обнаружить подлоги в сопроводительных документах поставщиков при оприходовании
материальных ценностей, такие как изменения наименования отдельных видов
товарно-материальных ценностей или их потребительских свойств (сортности,
марки, артикула, размера, влажности и прочие), завышение веса брутто, тары и
другие нарушения. Поэтому при проверке документов на оприходование ценностей
необходимо хорошо владеть экспертной оценкой документов. Сомнительные документы
необходимо сверить с записями в отчетах материально ответственных лиц, проверить
правильность бухгалтерских записей и произведенных записей в регистрах
бухгалтерского учета, таких как накопительные ведомости, журналы-ордера. Если
есть необходимость, производят встречную проверку с документами, находящимися у
поставщиков товарно-материальных ценностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|