Источник: данные таблицы 9.
При сохранении
подобных тенденций финансовое состояние сельхозпроизводителей будет ухудшаться,
о чем говорят финансовые показатели, рассчитанные в следующем параграфе.
1.4.
Расчет и оценка финансовых показателей
деятельности ООО "СХП Мечетинское"
В бухгалтерском
деле анализ производственно-коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта
принято завершать оценкой его финансовой устойчивости, ликвидности и
платежеспособности. Для этого используют информацию, содержащуюся в
бухгалтерских балансах предприятия - формах № 1 и № 2. При этом применяют
несложные способы расчета соответствующих финансовых коэффициентов -
собственности (автономии), мобильности (маневренности) собственного капитала,
первоклассных ликвидных средств, легкореализуемых активов, среднерезлизуемых
активов, труднореализуемых активов, абсолютной ликвидности, текущей ликвидности
и другие.
Показатели,
рассчитанные и приведенные в таблице 11, подытоживают оценку результатов
производственно-финансовой деятельности изучаемого предприятия. Оценка
получается противоречивой. С одной стороны, есть показатели, которые
свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия. Это такие показатели,
как коэффициент автономии, равный 0,6…0,7 (при достаточности его значения на
уровне 0,5…0,7), коэффициент текущей ликвидности, равный 2,57-3,36 (было вы
достаточным иметь этот коэффициент на уровне 2). Значения этих коэффициентов
говорят о том, что ООО "СХП Мечетинское" имеет достаточно собственных
средств для того, чтобы при необходимости полностью рассчитаться по своим
финансовым обязательствам. Однако первоклассных ликвидных средств (т.е. денег
или краткосрочных финансовых вложений) у предприятия очень мало. Значительная
часть его активов - это средне- и труднореализуемые активы. Быстро продать их
нельзя, не теряя части их стоимости.
Тем не менее
коэффициент текущей ликвидности, равный 1,54-2,2, и коэффициент автономии, равный
0,59-0,71, позволяют оценить финансовое состояние и платежеспособность предприятия
в 2004-2005 гг. как устойчивое. Чтобы оно повысилось, необходимо часть
среднереализуемых активов перевести в первоклассные ликвидные средства.
В таблице 11 представлен расчет перечисленных коэффициентов за 2004 и
2005 гг.
При расчете
коэффициентов использовали форму № 1 "Бухгалтерский баланс" за 2004 и
2005 гг. Строки баланса указаны в графе "Источник данных". Рациональные
значения показателей (последняя графи табл.11) взяли из учебной литературы по
финансовому менеджменту.
Таблица 11 - Оценка финансовой
устойчивости, ликвидности и
платежеспособности ООО "СХП Мечетинское" в 2004 и 2005 гг.
Наименование
оценочных показателей
|
Формула
расчета
|
Источник
исходных данных
|
Фактическое
значение по годам
|
Рациональное
значение показателей
|
2004
|
2005
|
1.
|
Коэффициент
собственности (автономии)
|
СК:ПБ
|
Стр.490:стр.700
(ф.№ 1)
|
0,71
|
0,59
|
0,5…0,7
|
2.
|
Коэффициент мобильности
(маневренности) собственного капитала
|
СОС:
СК
|
(Стр.490-стр.190):
стр.490 (ф.№ 1)
|
0,04
|
0,03
|
≥
0,4
|
3.
|
Коэффициент первоклассных
ликвидных средств
|
ДС:АБ
|
(Стр.250+260):
стр.300 (ф.№ 1)
|
0,0005
|
0,007
|
0,1
|
4.
|
Коэффициент
легкореализуемых активов
|
ЛА:АБ
|
(Стр.240+216):
стр.300 (ф.№ 1)
|
0,04
|
0,14
|
≥
0,5
|
5.
|
Коэффициент
среднереализуемых активов
|
СА:АБ
|
(Стр.211+212+213+214):стр.300
(ф.№ 1)
|
0,27
|
0,26
|
≥
0,6
|
6.
|
Коэффициент
труднореализуемых активов
|
ВА:АБ
|
Стр.190:стр.300
(ф.№ 1)
|
0,67
|
0,57
|
≤
0,5
|
7.
|
Коэффициент абсолютной
ликвидности
|
ДС:КО
|
Стр.260:стр.690
(ф.№ 1)
|
0,003
|
0,02
|
0,1
|
8.
|
Коэффициент
текущей ликвидности
|
ОА:КО
|
Стр.290:стр.690
(ф.№ 1)
|
2,20
|
1,54
|
≥
2,0
|
Расшифровка
обозначений в таблице 9: СК - собственный капитал; ПБ - пассив баланса; СОС -
собственные оборотные средства; ДС - денежные средства; АБ - актив баланса; ЛА
- легкореализуемые активы; СА - среднереализуемые активы; КО - краткосрочные
обязательства; ВА - внеоборотные активы; ОА - оборотные активы
Как выяснилось из
изучения аналитических документов ООО "СХП Мечетинское", подобных
расчетов здесь пока не выполняют. Возможно, именно это в первую очередь
оказывает негативное влияние на рассмотренные коэффициенты. Если их не
рассчитывать, то невозможно определить, где же находится предприятие, насколько
устойчиво его финансовое состояние.
2.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ УЧЕТ РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
С БЮДЖЕТОМ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ
2.1.
Отражение в бухгалтерском учете операций
по начислению и уплате в бюджет единого социального налога
При отражении ЕСН
объектом бухгалтерского учета являются обязательства предприятия по начислению
и перечислению денежных средств для реализации права граждан на государственное
пенсионное и социальное обеспечение (страхование), а также медицинскую помощь.
Обследованное предприятие
является налогоплательщиком единого социального налога согласно главе 24
Налогового кодекса РФ.
В соответствии со
статьями 237 и 242 Налогового кодекса РФ налоговая база при исчислении единого
социального налога определяется как сумма выплат и иных вознаграждений на день
начисления их налогоплательщиком в пользу физических лиц. Согласно статье 10
Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном
страховании в РФ" базой для начисления страховых взносов является
налоговая база по единому социальному налогу, установленная главой 24
Налогового кодекса РФ.
Поэтому при
отражении в бухгалтерском учете начисления суммы единого социального налога и
страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию необходимо
учитывать:
·
вознаграждения
(иные выплаты) работнику. Налог и страховые взносы начисляют одновременно с
начислением работнику оплаты труда;
·
сумма
исчисленного налога и страхового взноса относится на те же счета бухгалтерского
учета, что и начисленная сумма вознаграждения работнику (иному физическому
лицу);
·
при
исчислении суммы страхового взноса на обязательное пенсионное страхование
налоговая база определяется на основании статей 236, 237 и 238 Налогового
кодекса РФ. При этом не учитываются налоговые льготы, установленные статьей 239
Налогового кодекса РФ.
При исчислении
налоговой базы в части суммы единого социального налога, подлежащей уплате в
Фонд социального страхования РФ, согласно пункту 3 статьи 238 НК РФ не
включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам
гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорами. Кроме
того, согласно пункту 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма налога,
уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования РФ, может быть уменьшена
налогоплательщиками на сумму самостоятельно произведенных ими расходов на цели
государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.
Поэтому при отражении в бухгалтерском учете начисления единого социального
налога в части налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ,
необходимо учитывать следующее:
·
налоговая
база при начислении единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд
социального страхования РФ, может не совпадать с налоговой базой при начислении
налога в фонды ОМС и федеральный бюджет;
·
если за
счет средств Фонда социального страхования РФ производились социальные выплаты
работникам, то это также должно найти отражение в бухгалтерском учете при
исчислении суммы единого социального налога, подлежащей уплате в бюджет.
Согласно пункту 2
статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма единого социального налога, уплачиваемая
в федеральный бюджет, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму
начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование (это так называемый налоговый вычет)
в соответствии с Федеральным Законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в РФ". Размер налогового вычета не
может превышать сумму начисленного за этот период единого социального налога,
зачисляемого в федеральный бюджет. Кроме того, к налоговому вычету может быть
принята лишь сумма страховых взносов, фактически уплаченных в Пенсионный фонд
РФ до 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления. Поэтому при отражении в
бухгалтерском учете начисления единого социального налога в части налога,
подлежащего зачислению в федеральный бюджет, необходимо учитывать следующее:
·
начисленные
суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию должны
уменьшать сумму единого социального налога, подлежащего зачислению в
федеральный бюджет (налоговый вычет);
·
если
фактически до 15 числа месяца, следующего за периодом начисления, часть
начисленных страховых взносов (на сумму которых произведен налоговый вычет) не
будет перечислена в Пенсионный фонд РФ, то такая разница признается занижением
суммы единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, с
15 числа этого же месяца (необоснованный налоговой вычет).
Согласно подпункту
4 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ выплаты в натуральной форме
товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией или товарами
для детей - включаются в налоговую базу при исчислении единого социального
налога (и, соответственно, страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование) в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника
за календарный месяц. Поэтому при отражении в бухгалтерском учете начисления единого
социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
необходимо учитывать: если налог и страховой взнос с начисленного, но не
выплаченного работнику вознаграждения исчислены в обычном порядке (без
корректировки налоговой базы), а фактически выплата вознаграждения была
произведена позднее товарами собственного производства - сельскохозяйственной
продукцией или товарами для детей, то суммы налога и страхового взноса в бухгалтерском
учете в момент фактической выплаты в натуральной форме подлежат уменьшению
сторнировочной проводкой на суммы налога и страхового взноса, исчисленных с
1000 руб. (если сумма натуральной оплаты превышает 1000 руб.) на каждого
работника в месяц.
Согласно пункту 3
статьи 236 Налогового кодекса РФ вознаграждения и иные выплаты, начисляемые
налогоплательщиками в пользу работников по всем основаниям, перечисленным в пункте
1 статьи 236 Налогового кодекса РФ, не признаются объектом налогообложения,
если у организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую
базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Поэтому при отражении в бухгалтерском учете начисления единого социального
налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию необходимо
учитывать, что фактические расходы, произведенные организацией в пользу
работников, в бухгалтерском учете могут быть отражены на счетах учета затрат,
счетах учета прибылей и убытков, иных балансовых счетах. Однако если для целей
налогообложения прибыли согласно главы 25 Налогового кодекса РФ данные расходы
не должны учитываться в качестве расхода, то единый социальный налог и
страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию на указанные выплаты
не начисляются.
2.2.
Порядок начисления работодателями единого
социального налога на зарплату работников
При исчислении единого социального налога с заработной платы работников
основного производства применяют следующие бухгалтерские записи.
Дебет 20
"Основное производство"Кредит 69 "Расчеты по социальному страхованию
и обеспечению" субсчет "Расчеты по социальному страхованию" - на
сумму начисленного налога.
Дебет 20
"Основное производство" Кредит 69 "Расчеты по социальному страхованию
и обеспечению" субсчет "Расчеты по федеральному обязательному
медицинскому страхованию" - на сумму начисленного налога.
Дебет 20 "Основное
производство" Кредит 69 "Расчеты по социальному страхованию и
обеспечению" субсчет "Расчеты по территориальному обязательному
медицинскому страхованию" - на сумму начисленного налога.
Дебет 20 "Основное производство" Кредит 69 "Расчеты по
социальному страхованию и обеспечению" субсчет "Расчеты по единому
социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет" - на сумму
начисленного налога.
При этом по
общему правилу сумма начисленного налога определяется как произведение
соответствующей налоговой ставки (с учетом права применения регрессивной шкалы)
и сформированной с учетом применения льгот при расчете налоговой базы.
В части налога,
зачисляемого в федеральный бюджет, исчисленная вышеуказанным образом сумма
налога уменьшается на сумму налогового вычета (на начисленную сумму страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование).
В части налога,
зачисляемого в фонд социального страхования, исчисленная вышеуказанным образом
сумма налога уменьшается на сумму расходов, осуществляемых за счет средств
фонда социального страхования.
При исчислении единого
социального налога с заработной платы работников вспомогательного производства
применяют следующие бухгалтерские записи.
Дебет 23
"Вспомогательные производства" Кредит 69 "Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению" субсчет "Расчеты по социальному страхованию"
- на сумму начисленного налога.
Дебет 23
"Вспомогательные производства" Кредит 69 "Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению" субсчет "Расчеты по федеральному
обязательному медицинскому страхованию" - на сумму начисленного налога.
Дебет 23
"Вспомогательные производства" Кредит 69 "Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению" субсчет "Расчеты по территориальному
обязательному медицинскому страхованию" - на сумму начисленного налога.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|