Меню
Поиск



рефераты скачать Учет основных средств автотранспортного предприятия

Износ не начисляется только во время производства реконструкции и технического перевооружения основных средств с полной их остановкой, при их переводе в установленном порядке на консервацию. На срок действия реконструкции или технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств.

Начисление износа основных средств, не оконченных строительством (не оформленных актами приемки), но фактически эксплуатируемых производится в общем порядке: с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Основанием для начисления износа является справка о стоимости этих объектов по данным учета капитальных вложений.

При применении к одной и той же норме амортизационных отчислений одновременно двух поправочных коэффициентов общая норма определяется по формуле:

Предприятия всех организационно- правовых форм могут применять механизм ускоренного исчисления амортизации (износа) активной части основных средств при определенных условиях, причем годовая норма амортизационных отчислений увеличивается не более чем в два раза. Перечень высокотехничных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации, устанавливается федеральными органами государственной власти.


 Инвентаризация основных средств


Инвентаризация основных средств может, производится не реже 1 раза в 3 года в сроки, установленные предприятием или ранее при: передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; смене материально ответственного лица; при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей; при ликвидации; в некоторых других случаях.

Инвентаризацию проводит рабочая комиссия, включающая представителя бухгалтерии.

До начала инвентаризации проверяют: наличие и состояние инвентарных карточек (книг); наличие и состояние технических паспортов или др. технической документации; наличие документов на основные средства, сданные предприятием в аренду, на хранение и во временное пользование. При инвентаризации члены комиссии в присутствии материально ответственных лиц осматривают объекты в натуре и записывают их полное наименование, назначение и инвентарные номера в инвентаризационную опись.

Если при инвентаризации выявлены недостачи или неучтенные основные средства, комиссия должна требовать от соответствующих работников письменное объяснение, которое позволит установить порядок регулирования расхождений данных инвентаризации и бухгалтерского учета. Выявленные неучтенные объекты основных средств приходуют по остаточной стоимости с отражением их износа.

Переоценка основных средств


Переоценка основных средств производится для приведения цен на основные средства предприятия в соответствии с действующими на настоящее время. Переоценка осуществляется путем индексации стоимости основных средств и их износа на повышающие коэффициенты, дифференцированные по группам основных средств в зависимости от времени их приобретения. Такая необходимость обусловлена инфляционными процессами. Документами, согласно которым производилась очередная переоценка, является Постановление Правительства РФ от 25.11.1995 г. № 1148 “О переоценке основных фондов” (с изм. и доп. от 12 апреля, 13 августа 1996 г.).


 Действующая система учета основных средств на базе ООО Автобаза «Турист»


  Документы для оформления движения основных средств


Документы для учета основных средств на предприятии практически используются не так как предусмотрено Краткими указаниями по применению и заполнению межведомственных форм первичной документации по учету основных средств. Это обусловлено слишком сложной для небольшого предприятия системой документов. Подробнее этот вопрос рассмотрен в части 2 данной главы.


Поступление и выбытие основных средств


Способы поступления основных средств на ООО Автобаза «Турист»

можно разделить на несколько групп. Для каждой из них приведена корреспонденция счетов с эмпирическими цифровыми данными.

1. Основные средства производственного назначения получены безвозмездно от юридических или физических лиц. В этом случае корреспонденция счетов выглядит следующим образом:

Получен объект, не требующий монтажа (первоначальная стоимость 10 млн. руб., износ 2 млн. руб.).

Первоначальная стоимость

Дебет 01 “Основные средства”,

Кредит 83 “Добавочный капитал” — “Безвозмездно полученные ценности” 10 000 000руб.

Сумма износа:

Дебет 83 “Добавочный капитал”,

Кредит 02-1 “Износ собственных основных средств” — 2 000 000 руб.

Возможен альтернативный вариант: остаточная стоимость:

Дебет 01 “Основные средства”,

Кредит 83 “Добавочный капитал” — 8 000 000 руб.

Износ:

Дебет 01 “Основные средства”,

Кредит 02 “Амортизация основных средств” — 2 000 000 руб.

Расходы по доставке основных средств полученных таким образом не увеличивают их первоначальную стоимость. Они относятся на уменьшение сформированного, на предприятии фонда накопления с кредитованием счетов 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 68 “Расчеты с бюджетом”, 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”; также за счет чистой прибыли предприятия или за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

В первоначальную стоимость безвозмездно полученных объектов включается расходы предприятия по монтажу. Такие расходы собираются на дебете счета 08 “Вложения во внеоборотные активы” с кредита счетов 10 “Материалы”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 68 “Расчеты по налогам и сборам”, 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 71 “Расчеты с подотчетными лицами”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. После сдачи объекта в эксплуатацию эти расходы присоединяются к первоначальной стоимости (Дебет 01 “Основные средства”, Кредит 08 “Вложения во внеоборотные активы”).

2. Предприятие может получить основные средства как вклад в уставной капитал в пределах сумм, установленных в учредительном договоре. В счет уставного капитала основные средства относятся по цене соглашения. В таком случае расходы по доставке основных средств на предприятие несет учредитель и, по условиям учредительного договора, предприятие возмещает ему расходы.

Пример

Предприятие получает основные средства в качестве вклада в уставной капитал (по документам учредителя первоначальная стоимость 30 000 000 руб., износ 10 000 000 руб.) сумма вклада определяется ценой соглашения.

Цена соглашения соответствует остаточной стоимости по документам вкладчика.

Остаточная стоимость:

Дебет 01 “Основные средства”,.

Кредит 75-1 “Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал” — 20 000 000 руб. износ

Дебет 01 “Основные средства” — 1 000 000 руб.,

Кредит 02 “Амортизация основных средств” — 10 000 000 руб.

Аналогично при превышении цены соглашения над первоначальной стоимостью.

При цене соглашения (15 000 000 руб.) ниже первоначальной стоимости.

На цену соглашения:

Дебет 01 “Основные средства”,

Кредит 75 “Расчеты с учредителями” — 15 000 000 руб. разница между ценой соглашения и остаточной стоимостью.

Дебет 01 “Основные средства”,

Кредит 87-1 “Прирост стоимости имущества при переоценке” — 5 000 000 руб.

Износ:

Дебет 01 “Основные средства”,

Кредит 02 “Амортизация основных средств” — 10 000 000 руб.

Предприятием приобретаются основные средства, не требующие монтажа. В этом случае, когда основные средства приобретены для производственных целей, они приходуются по стоимости приобретения без учета НДС, уплаченного при приобретении.

НДС при приобретении не определяется путем расчета, поэтому работники бухгалтерии следят за тем, чтобы при переводе средств продавцам, в расчетных документах (платежном требовании, платежном поручении, реестрах чеков, и т. п.) были выделены данные по оплачиваемому НДС отдельной позицией.

Расходы предприятия по доставке и установке приобретенных основных средств отражаются в учете капитальных вложений (Дебет 08 “Вложения во внеоборотные активы”, Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 68 “Расчеты по налогам и сборам”, 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 71 “Расчеты с подотчетными лицами”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”) а затем при сдаче объекта присоединяют к стоимости его покупки (Дебет 01 “Основные средства”, Кредит 08 “Вложения во внеоборотные активы”). Сумму уплаченных налогов в течение 6-ти месяцев списывают ежемесячно равными долями (Дебет 68 “Расчеты по налогам и сборам”, Кредит 19-1 “НДС при приобретении основных средств”).

5. Предприятие может приобрести основные средства, требующие монтажа. Расходы на приобретение такого оборудования и его доставку отражают по дебету счета 07 “Оборудование к установке” и кредиту счетов 23 “Вспомогательные производства”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 68 “Расчеты по налогам и сборам”, 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 71 “Расчеты с подотчетными лицами”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

После передачи оборудования в монтаж, делается запись:

Дебет 08 “Вложения во внеоборотные активы”,

Кредит 07 “Оборудование к установке”.

Далее все расходы по монтажу отражаются по дебету счета 08 “Вложения во внеоборотные активы” и кредиту счетов 10 “Материалы”, 23 “Вспомогательные производства”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 68 “Расчеты по налогам и сборам”, 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 71 “Расчеты с подотчетными лицами”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

После окончания монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам:

Дебет 01 “Основные средства”,

Кредит 08 “Вложения во внеоборотные активы”.

Уплаченный при приобретении оборудования НДС в его инвентарную стоимость не включается, а берется на учет по дебету счета 19-1 “НДС при приобретении основных средств” и кредиту 60, а затем списывается аналогично предыдущему пункту.

6. Оборудование может также приобретаться у физического лица. Такие операции производились предприятием с физическим лицом, зарегистрированным как предприниматель. Предприятие выплачивало сумму за приобретенные средства по приходному кассовому ордеру.

Пример

1. Приобретена офисная техника у физического лица, зарегистрированного как предприниматель и плательщик подоходного налога.

По покупной стоимости (по договору):

Дебет 08-4 “Приобретение объектов основных средств”,

Кредит 76-3 “Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам” — 5 000 000 руб.

Одновременно:

Дебет 01 “Основные средства”,

Кредит 08-4 “Приобретение объектов основных средств” — 5 000 000 руб.

2. Оплачено наличными из кассы (частично):

Дебет 76-3 “Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам”,

Кредит 50 “Касса” — 1 500 000 руб. с расчетного счета;

Дебет 76-3 “Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам”,

Кредит 51 “Расчетные счета” — 600 000 руб.

3. Предприятие принимает в эксплуатацию основные средства на условиях текущей аренды. По условиям текущей аренды основные средства не должны переходить в собственность арендатора по истечении аренды. Поэтому такие основные средства на балансе предприятия не учитываются, а принимаются на забалансовый счет 001 “Арендованные основные средства”. По таким объектам износ арендатором не начисляется. Сумма аренной платы без учета налогов включается в издержки производства:

Дебет 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”,

Кредит 76-3 “Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам”.

Арендная плата перечисляется в сроки, обусловленные договором:

Дебет 76-3 “Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам”,

Кредит 51 “Расчетные счета”.

Пример

По условиям текущей аренды ежемесячно выплачивается арендная плата 800 000 руб.

1. Дебет 20 “Основное производство” — 800 000 руб.

Дебет 10 “Материалы” — 160 000 руб.,

Кредит 76-3 “Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам” — 960 000 руб.

2. Дебет 76-3 “Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам” — 960 000 руб.

Кредит 51 “Расчетные счета” — 960 000 руб.,

3. Дебет 68 “Расчеты по налогам и сборам” — 160 000 руб

Кредит 10 “Материалы” — 160 000 руб.

Выбытие основных средств с ООО Автобаза «Турист» производится в различных формах:

1) безвозмездная передача основных средств. Такие операции проходят через кредит счета 01 “Основные средства”, расходы по демонтажу и транспортировке объекта и т. п. (кредит счетов 23 “Вспомогательные производства”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 68 “Расчеты по налогам и сборам”, 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 71 “Расчеты с подотчетными лицами”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”);

2) передача основных средств в уставной капитал создаваемого дочернего предприятия. При таких операциях учитываются три основных случая возникающих при передаче по цене соглашения:

а) цена соглашения ниже остаточной стоимости,

б) цена соглашения соответствует остаточной стоимости,

в) цена соглашения выше остаточной стоимости.


Износ основных средств


Износ начисляется предприятием, согласно действующему законодательству, ежемесячно. Суммы начисленного износа зачисляются в издержки производства (Дебет 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 43 “Готовая продукция”, Кредит 02 “Амортизация основных средств”). Как было уже упомянуто в главе I, при начислении износа используются Единые нормы амортизации, где нормы амортизации установлены по группам основных средств в процентах к их первоначальной стоимости.

Реально, суммы износа рассчитывают самым распространенным способом: методом корректировки месячного размера суммы износа прошлого месяца в соответствии с изменением состава основных средств (поступлением одних и выбытием других) в прошлом месяце, а так же с истечением сроков службы основных средств. Однако эта система несколько скорректирована в соответствии с особенностями предприятия.

В составе основных средств предприятия отражают различные материально-вещественные ценности, используемые как средства труда в материальной форме в течении длительного времени при выполнении услуг, либо для управленческих нужд организации.

В учете основные средства предприятия отражаются по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам их приобретения, сооружения, изготовления.

Согласно статье 257 НК РФ не предусмотрено изменение первоначальной стоимости амортизируемого имущества при переоценке.

Основные средства в процессе использования изнашиваются, ветшают, отчего их первоначальная стоимость уменьшается. Денежное выражение потери объектам своих физических и технико-экономических качеств называется износом основных средств. Стоимость погашается путем начисления амортизации.

Об остаточной стоимости основных средств можно судить по первоначально исходя из суммы начисленной амортизации. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости.

Поступление и движение принадлежащих предприятию на правах собственности основных средств, находящихся в запасе, эксплуатации, на консервации или сданных в аренду учитывается на активном счете 01 «Основные средства».

Прирост стоимости основных средств в результате проводимой на начало отчетного года переоценки отражается по дебету счета 01 и кредиту счета 83 «Добавочный капитал». Снижение стоимости влечет за собой обратную проводку. При этом по счету 83 в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств» до начисляется износ в результате его переоценки.

Стоимость основных средств предприятия погашается путем начисления износа (амортизированной стоимости) и списания на издержки производства (расходов на продажу) в течении всего срока их полезного использования по нормам, утвержденным в установленном порядке.

По полностью амортизируемым основным средствам амортизация не начисляется, так же как и при проведении реконструкции, модернизации, а также в период восстановления средств продолжительностью более 12 месяцев.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» амортизация объекта основных средств начисляется одним из 4 способов. ООО Автобаза «Турист» применяет линейный способ начисления амортизации. Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

К = [1/n] * 100 %

К – норма амортизации в процентах к стоимости объекта

n – срок полезного использования, выраженный в месяцах

В целях исчисления налога на прибыль (гл. 25 НК РФ) с 2002 года амортизируемое имущество распределяется по десяти амортизируемым группам в соответствии со сроком полезного использования. Амортизация начисляется ежемесячно в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

Амортизация основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, за счет расходов будущих периодов. Списывается амортизация по дебету счета 02 в корреспонденции:

- со счетом 01 субсчет «Выбытие основных средств» - при их выбытии и по недостающим, испорченным средствам

- со счетом 83 – при переоценке амортизации.


Переоценка основных средств


Переоценке основных средств на предприятии коснулась как производственных основных средств, так и основных средств непроизводственного назначения

При дооценке основных средств производственной сферы она относится на увеличение добавочного капитала, а дооценка износа этих основных средств — на его уменьшение.

Дооценка основных средств непроизводственного назначения относится на увеличение фонда социальной сферы, а дооценка их износа — на уменьшение этого фонда.

3. Недостатки организации учета основных средств в ООО Автобаза «Турист»

Основным общим недостатком системы учета основных средств является недостаточный контроль за деятельностью бухгалтерии со стороны руководства предприятия. При такой системе руководитель как бы не является потребителем бухгалтерской информации в той степени, в которой ему следует им быть теоретически. Практически достаточных усилий по контролю за основными средствами руководитель предприятия не прикладывает, хотя нормативные требования соблюдаются им с наибольшей возможной точностью.

При зачислении в состав основных средств на предприятии процедура не соблюдается в должной форме: акт приемки (форма ОС-1) не оформляется, т. е. фактически сам факт постановки на учет основных средств фиксируется только при помощи бухгалтерской проводки (Дебет 01 “Основные сре6дства”, Кредит 08 “Вложения во внеоборотные активы”) и увеличением в связи с этим дебетового сальдо по счету 01 “Основные сре6дства” на сумму вновь поступившего основного средства.

На предприятии не ведутся инвентарные карточки учета основных средств. Учет объектов ведется таким образом: ведутся записи об основных средствах по порядку номеров с указанием сальдо на первое число каждого месяца в инвентарной книге. Там же указываются наименование, количество, цена, шифр и норма амортизации.

Такая система, по моему мнению, не рассчитана на дальнейшее расширение предприятия, которое связано с увеличением количества и номенклатуры используемых на нем основных средств.

Заключение


В процессе выполнения работы, можно понять, что бухгалтерский учет основных средств — очень важное направление бухгалтерского учета вообще. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений.

В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.

Многое затрудняет деятельность бухгалтеров: трудность перехода к современной системе и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов.

С другой стороны, в работе рассматривается проблема учета основных средств как возможный руководитель предприятия и отмечается невнимательность, с которой реальные руководители относятся к учету бухгалтерией основных средств.

Список используемой литературы:


1.                 Бухгалтерский финансовый учет, Н.А. Каморджанова, 2007г.

2.                 Бухгалтерский управленческий учет, Н.П. Кондраков, 2007г.

3.                 Управленческий учет, В.Э. Керимов, 2005г.

4.                 Бухгалтерский учет, И.А. Ламыкин, 2002г.

5.                 Бухгалтерский учет в организациях, Е.П. Козлова, 2002 г.


Законы использованные в работе:

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.)

2. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.)

3. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (с изм. и доп. от 18 мая 2002 г., 12 декабря 2005 г.

4. Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств"

5. Банаев А. С. "Комментарий к Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" // Бухгалтерский учет. 2002. № 1.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.