Переоценка основных средств осуществлялась
двумя методами: путем индексации их балансовой стоимости и путем прямого пересчета
балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января 1997 г.
на соответствующие виды основных средств. Переоценка осуществлялась
организацией самостоятельно или с привлечением специалистов-экспертов.
Начиная с 1 января 1999 г. организации
могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать
полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости
путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по
документально подтвержденным рыночным ценам.
информации для анализа
Основные задачи бухгалтерского учета
основных средств:
·
правильное
документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления
основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
·
правильное
исчисление и отражение в учете сумм амортизации основных средств;
·
получение
сведений для правильного расчета налога на имущество, перечисленного в бюджет;
·
получение
данных для составления отчетности о наличии и движении основных средств;
·
точное
определение результатов от ликвидации и прочего выбытия основных средств;
·
учет затрат на
ремонт, модернизацию, реконструкцию и поддержание объектов основных средств в
рабочем состоянии;
·
контроль за
рациональным и эффективным использованием основных средств по времени и
мощности;
·
обеспечение
контроля за сохранностью объектов основных средств.
Задачи анализа основных производственных
фондов предприятия:
1. Выявление степени обеспеченности
предприятия основными производственными фондами в соответствии с
производственной программой.
2. Изучение степени использования основных
производственных фондов по обобщающим и частным показателям. Выявление и
измерение факторов, повлиявших на уровень этих показателей.
3. Установление степени использования
основного (технологического) оборудования и производственной площади.
4. Выявление и измерение резервов
повышения эффективности основных производственных фондов.
Источниками информации для анализа ОПФ
могут служить:
·
бизнес-план
предприятия;
·
план
технического развития предприятия;
·
отчетный
бухгалтерский баланс и приложения к нему;
·
специальные
балансы: баланс основных фондов, баланс оборудования, баланс производственной
мощности;
·
инвентаризационные
карточки учета основных средств и другая техническая документация.
Учет движения основных средств в
организации оформляется унифицированными формами, утвержденными
постановлением Госкомстата России 21.03.2001 г. № 7.
Акт о приеме-передаче основных
средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1) применяется для зачисления в состав основных
средств отдельных объектов, поступивших путем:
ü
приобретения
за плату у других организаций;
ü
строительства
хозяйственным или подрядным способом;
ü
получения от
других юридических или физических лиц в безвозмездное пользование;
ü
внесения учредителями
в счет их вкладов в уставный капитал;
ü
получения в
хозяйственное или оперативное управление;
ü
получения в
аренду с последующим выкупом;
ü
поступления по
акту дарения.
Акт о приеме-передаче основных средств
составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект комиссией,
назначенной приказом руководителя организации.
Форма № ОС-2 применяется
при оформлении внутреннего перемещения основных средств из одного структурного
подразделения организации в другое. В этом случае акт (накладная) приемки-передачи
основных средств выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской
получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй – структурному
подразделению организации-сдатчика.
При передаче акта приемки-передачи в
бухгалтерию организации к нему прилагается техническая документация по данному
объекту. На основании этих документов работники бухгалтерии делают
соответствующие записи в инвентарных карточках учета основных средств. На
основании второго экземпляра акта приемки-передачи сдатчик делает соответствующие
отметки в инвентарном списке основных средств (по месту нахождения, эксплуатации)
о выбытии объекта основных средств.
Акт приеме-передаче основных средств
(кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1) подписывает главный бухгалтер и
утверждает руководитель организации.
Акт о приеме-сдаче
отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных
средств {форма № ОС-3) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта,
реконструкции и модернизации и соответственно их сдачи. Если ремонт,
реконструкцию и модернизацию организация выполняет собственными силами, акт
составляется в одном экземпляре. Если сторонняя организация – в двух экземплярах.
Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации,
проводившей договорные работы.
Акт о
списании объектов основных средств (форма № ОС-4) применяется для
оформления полного или частичного списания основных средств (кроме
автотранспортных) при полной или частичной ликвидации. Акт составляет комиссия
в двух экземплярах, назначенная руководителем организации. Первый экземпляр
акта передается в бухгалтерию, второй – остается у материально ответственного
лица и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате
ликвидации запасных частей, материалов, металлолома и т. п.
Акт о списании автотранспортных
средств (форма № ОС-4а) предназначен для оформления списания грузового или легкового
автомобиля, автобуса, прицепа или полуприцепа при их ликвидации. Акт
составляют в двух экземплярах, его подписывают члены ликвидационной комиссии,
назначенной приказом руководителя организации. Первый экземпляр с документом,
подтверждающим снятие автотранспортного средства с учета в ГИБДД, передается в
бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность
автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад материальных
ценностей (запасных частей) и металлолома, оставшихся после списания.
Инвентарная карточка учета
основных средств (форма № ОС-6) применяется для учета всех видов основных средств, а также
для группового учета однотипных объектов, поступивших в эксплуатацию в одном
календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное
назначение, техническую характеристику и стоимость. Инвентарные карточки ведут
в бухгалтерии, их открывают на каждый объект или группу однотипных объектов,
заполняют в одном экземпляре на основании акта (форма № ОС-1) и другой
технической документации на данный объект.
Акт о приеме-поступлении оборудования
(форма № ОС-14) применяется
для оформления поступившего на склад оборудования для установки. Акт
составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией. При
получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель
монтажной организации расписывается непосредственно в акте, копия которого ему
передается.
Акт о приеме-передаче оборудования
в монтаж (форма № ОС-15) составляется на выявленные дефекты в процессе ревизии, монтажа или
испытания оборудования.
Акт о выявленных дефектах
оборудования (форма № ОС-16) составляется при передаче оборудования монтажным организациям.
2.2 Аналитический и
синтетический учет движения основных
средств
Аналитический и синтетический учет
основных средств организуется на основе регистров бухгалтерского учета,
рекомендованных Минфином России или разработанных другими ведомствами при соблюдении
общих методологических принципов бухгалтерского учета. Аналитический учет
основных средств ведется в бухгалтерии организации по классификационным
группам, а внутри групп – по инвентарным объектам в инвентарных карточках №
ОС-6 и месту нахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за сохранность
в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения
о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании
объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении)
объекта, срок полезного использования, способ начисления амортизации, освобождение
от начисления амортизации (если она есть).
Заполнение инвентарных карточек или книг
производится на основе первичных документов: актов приемки-передачи, технических
паспортов, свидетельств и других документов. Инвентарные карточки
регистрируются в описях, которые ведутся в одном экземпляре. В описи
приводится порядковый номер карточки и наименование объекта. На каждую
классификационную группу основных средств (здания, сооружения, передаточные устройства
и т. д.) заводят отдельные описи инвентарных карточек.
Инвентарные номера обязательно указываются
во всех первичных документах, которыми оформлено движение основных средств, и
в регистрах аналитического учета основных средств.
Синтетический учет
наличия и движения основных средств ведется на счетах:
01 – «Основные средства»;
02 – «Амортизация основных средств»;
03 – «Доходные вложения в материальные
ценности»;
91 – «Прочие
доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств»;
001 – «Арендованные основные средства»;
010 – «Износ основных средств»;
011 – «Основные средства, сданные
в аренду».
Счет 01 «Основные средства» предназначен
для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации,
находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном
управлении.
Основные средства принимаются к
бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат
организации на приобретение, сооружение и изготовление. Объект основных
средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций,
учитывается каждой организацией на сч. 01 «Основные средства в соответствующей
доле».
У организаций-застройщиков затраты по
приобретению оборудования, требующего монтажа, предварительно учитываются на
сч. 07 «Оборудование к установке», а при сдаче этого оборудования в монтаж
списываются на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Поступление основных средств в организацию
оформляется составлением актов (накладных) приемки-передачи на каждый объект.
Оприходование объектов основных средств отражается по дебету сч. 01 «Основные
средства», которое возможно из:
·
нового
строительства или приобретения за плату;
·
безвозмездного
получения от других юридических или физических лиц;
·
вкладов в
уставный капитал;
· вкладов в совместную
деятельность по договору простого товарищества;
·
оприходования
излишков при инвентаризации;
В кредите отражается
выбытие основных средств из организации по причине:
·
продажи;
·
передачи в
счет вклада в уставный капитал другой организации;
·
ликвидации по
причине амортизации, аварии, стихийных бедствий;
·
безвозмездной
передачи другим юридическим или физическим лицам;
·
передачи в
счет вклада в совместную деятельность;
·
недостачи и
порчи;
·
передачи в
аренду.
Операции по приобретению объектов основных
средств за плату отражаются следующими бухгалтерскими записями:
1. На сумму стоимости
приобретенного объекта основных средств:
Д-т сч. 08/4 «Вложения во
внеоборотные активы»
Д-т сч. 19/1
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками»
2. Перечислены деньги поставщикам в сумме
стоимости объекта основных средств:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками»
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
3. Оприходован объект основных средств по
первоначальной стоимости:
Д-т сч. 01 «Основные средства»
К-т сч. 08/4 «Вложения во
внеоборотные активы»
4. Списывается сумма НДС на расчеты с
бюджетом после оплаты и оприходования объекта основных средств:
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и
сборам»
К-т сч. 19/1
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
В бухгалтерском учете операции по
поступлению объекта основных средств в счет вклада в уставный (складочный)
капитал организации оформляются записями:
1. На сумму величины уставного
(складочного) капитала организации, зафиксированного в учредительных
документах:
Д-т сч. 75/1 «Расчеты с
учредителями»
К-т сч. 80 «Уставный капитал»
2. Отражена стоимость объекта основных
средств, поступившего в счет вклада в уставный (складочный) капитал в сумме,
согласованной с учредителями фирмы:
Д-т сч. 08 «Вложения во
внеоборотные активы»
К-т сч. 75/1 «Расчеты с
учредителями»
3. Оприходован поступивший объект основных
средств:
Д-т сч. 01 «Основные средства»
К-т сч. 08 «Вложения во
внеоборотные активы».
Все виды выбытия объектов основных средств
их эксплуатации оформляются актами:
– приема-передачи объектов основных
средств (форма № ОС-1);
– о списании объектов основных средств
(форма № ОС-4);
– о списании автотранспортных средств
(форма № ОС-4а).
При выбытии основных средств (продажа, ликвидация,
безвозмездная передача и др.) стоимость объекта списывается бухгалтерской записью:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и
расходы»
К-т сч. 01/3 «Основные средства
На сумму списания амортизации объекта
уменьшается первоначальная стоимость:
Д-т сч. 02 «Амортизация основных
средств»
К-т сч. 01 «Основные средства»
На сумму списания остаточной стоимости
объекта:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и
расходы»
К-т сч. 01 «Основные средства»
В дальнейшем в дебет счета 91 «Прочие
доходы и расходы» включаются все расходы, связанные с выбытием основных
средств, а в кредит – доходы от их выбытия:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы»
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом
по оплате труда»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами» и другие.
Продажа объектов основных средств в бухгалтерском
учете оформляется следующими записями:
1. На сумму продажной стоимости объекта
основных средств, причитающейся с покупателя:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями
и заказниками»
К-т сч. 91/1 «Прочие доходы и
расходы»
2. На сумму НДС с продажной стоимости объекта
основных средств:
Д-т сч. 91/3 «Прочие доходы и
расходы»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и
сборам».
3. Списывается сумма амортизации,
начисленная на реализуемый объект основных средств:
Д-т сч. 02 «Амортизация основных
средств»
К-т сч. 01 «Основные средства».
4. Списана первоначальная стоимость
реализуемого объекта:
Д-т сч. 01/2 «Основные средства»
(выбывшие)
К-т сч. 01/1 «Основные средства».
5. Списана
остаточная стоимость реализованного объекта основных средств:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|