Меню
Поиск



рефераты скачать Учет и анализ дебиторской задолженности ТОО Авто-Альянс

Аналитическая часть аудиторского заключения представляет собой отчет аудиторской фирмы (аудитора) о результатах про­верки:

1)                 внутреннего контроля у проверяемого экономического субъекта;

2)                 соблюдения установленного порядка ведения бухгалтер­ского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

3)                 соблюдения законодательства при совершении финансо­во-хозяйственных операций.

По результатам проверки внутреннего контроля аудитору следует сделать вывод, соответствует ли система внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта, а также дать описание выявленных в ходе аудита су­щественных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта. По результатам проверки состояния бухгалтерского учета и от­четности аудитору следует дать описание выявленных в ходе ауди­та существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

По результатам проверки соблюдения экономическим субъек­том законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций аудитору следует сделать вывод — соответствуют ли совер­шенные экономическим субъектом финансово-хозяйственные операции применимому к ним законодательству, а также дать описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий в совершенных финансово-хозяйственных операциях применимо­му к ним законодательству.

Для того чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и назы­вается аудиторскими доказательствами.

Для сбора доказательств аудитором могут быть применены различные процедуры. Процедурой будем называть определен­ный метод сбора доказательств как неотъемлемую часть соот­ветствующего технологического процесса. Для того чтобы отли­чить их от процедур, присущих иным профессиям, будем назы­вать применяемые аудиторами в своей практике процедуры ау­диторскими процедурами.

Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует достаточно ограниченное число методов их получения.

Основные методы получения аудиторских доказательств следующие:

1. Наблюдение или участие в инвентаризации;

2. Наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгал­терских операций;

3. Устный опрос;

4. Получение письменных подтверждений;

5. Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;

6. Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;

7. Проверка арифметических расчетов;

8. Анализ.

Но метод как таковой не даст никакой информации для вы­водов, если не знать — какие именно арифметические расчеты необходимо проверять, а какие — нет; в инвентаризации каких активов и каких обязательств следует поучаствовать; лично от каких третьих лиц следует получить письменные подтвержде­ния; какие именно документы следует подвергнуть анализу. Искусство аудитора и состоит в том, чтобы четко знать:

а) как должен быть правильно поставлен бухгалтерский учет и налажена система внутреннего контроля;

б) какие отклонения (нарушения, ошибки, заблуждения) возможны в организации учета и контроля;

в) какой или какие из перечисленных методов следует при­менить для выявления каждого из возможных нарушений;

г) к каким именно объектам контроля (документам, акти­вам, обязательствам, субъектам, юридическим лицам и т.д.) следует применить тот или иной метод.

Значительные суммы дебиторской задолженности крайне отрицательно сказываются на платежеспособности предприятия и ликвидности баланса. Существование длительное время дебиторской задолженности и одновременно убытка, переходящего из года в год, свидетельствует о том, что предприятие живет в долг, т.е. за счет заемных или временно привлеченных средств. Применение методов финансового анализа может достаточно полно раскрыть влияние деби­торской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

За последнее время многие предприятия, в том числе казавшиеся вполне благополучными, стали банкротами. Во многих случаях это связано с отсут­ствием системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Существуют и так называемые умышленные (ложные) и преднамеренные банкротства. При этом используются различные манипуляции именно с де­биторской и кредиторской задолженностями. Так, например, предприятие А, имея заведомо безнадежную задолженность перед бюджетом, заключает договор залога с другим предприятием В. Залогом выступают основные про­изводственные фонды, предприятие, не выполнив условия договора, пере­дает залоговое имущество в собственность другому предприятию. В резуль­тате предприятие А не в состоянии осуществлять свою деятельность, и кре­диторская задолженность (в том числе по налоговым обязательствам) стано­вится безнадежной вследствие того, что предприятие лишается средств, от реализации которых оно могло бы погасить свою задолженность. Приказом МГД РК от 8.10.99 г. №1222 "О мерах по выявлению и предотвращению фак­тов преднамеренного и ложного банкротства" определен перечень реко­мендаций, раскрывающих схемы и признаки преднамеренного и ложного банкротства. В частности, упоминаются такие типичные признаки, как:

1)                 фальсификация финансовой отчетности с отражением в ней завышен­ной кредиторской задолженности;

2)                 фальсификации документов о кредиторской задолженности;

3)                 утаивание должником реальной к взысканию дебиторской задолженнос­ти, позволяющей произвести расчеты с кредиторами и т.д.

Из изложенного следует, что кредиторская и дебиторская задолженности как одно из проявлений деятельности любого предприятия связаны с его жизнеспособностью и нормальным функционированием.

Для бухгалтерии, в целях осуществления контроля за списанием задолженностей по разным обстоятельствам, следует организовывать наблюдение, позволяющее не допускать налоговых ошибок и несоответствий в учете зачетных операций.

Перечислим основные ошибки, допускаемые при расчетах с дебиторами:

1)                 отсутствие практики проведения инвентаризаций расчетов с поставщи­ками и покупателями, дебиторами и кредиторами;

2)                 списание взаимных зачетов между статьями текущего актива и текущих обязательств баланса;

3)                 списание дебиторской задолженности за счет невостребованной задол­женности перед другим поставщиком;

4)                 списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой дав­ности без принятия соответствующих мер по погашению или взысканию задолженности;

5)                 отсутствие соответствующих документов по взаимозачету задолженностей между предприятиями;

6)                 списание кредиторской задолженности за счет полученного кредита;

7)                 отсутствие аналитического учета по счетам расчетов в разрезе предприя­тий и хозяйственных операций.

Вопросы взаимоотношений с дебиторами и кредиторами в форме безналичных расчетов (взаимозачетов) должны особо рассматриваться на предприятии при осуществлении налогового планирования. Что касается отражения операций на счетах бухгалтерского учета, то следует учитывать, что при невозможности отразить в учете те или иные операции в соответствии с концепциями бухгалтерского учета, необходимо внимательно изучить ситуацию на предмет соответствия ее требованиям, оговоренным в гражданском законодательстве.

Невозможность правильно определить результат финансово-хозяйствен­ной операции на счетах бухгалтерского учета, как правило, свидетельствует о несоответствии полностью или частично положениям, регулирующим хо­зяйственные отношения юридических лиц.

Для построения системы управления дебиторской задолженностью на предприятии необходимы следующие основные условия:

1)                 установление наиболее благоприятного периода расчетов с партнерами;

2)                 сбор и анализ информации о кредитоспособности партнера;

3)                 установление формы контракта, предусматривающего возможность рас­чета с партнером в форме предоплаты;

4)                 определение предельной суммы сделки с целью максимизации дохода;

5)                 инвентаризация расчетов и обязательств;

6)                 истребование дебиторской задолженности;

7)                 организация внутреннего контроля за управлением дебиторской задол­женностью.

Из приведенного перечня важнейшим условием правильного управления дебиторской задолженностью является инвентаризация расчетов и обя­зательств.

Специфика инвентаризации расчетов состоит в том, что наряду с бухгалтер­ской информацией проверяется соответствие совершенных операций нор­мам гражданского законодательства.

Необходимо установить причины возникновения дебиторской задолженности, учитывая задолженность, являющуюся следствием существующих правил расче­та. Если дебиторская задолженность значительна и движения по счетам расче­тов не наблюдается, очевидно, что на предприятии нарушается финансовая и расчетная дисциплина.

Проверка по счетам расчетов осуществляется по следующим направлениям:

1)                 наличие и правильность оформления договоров и других документов на предмет определения прав и обязанностей сторон;

2)                 правильность и полнота получения оплаты за приобретенные товарно-материальные запасы и их оприходования;

3)                 правильность отражения по статьям баланса соответствующих остатков задолженности;

4)                 установление причин образования задолженности, давности ее возник­новения и реальности получения или взыскания. В ходе инвентаризации расчетов выясняются следующие обстоятельства:

5)                 сроки исковой давности по каждой задолженности;

6)                 меры, принимаемые для взыскания задолженности;

7)                 составление актов сверок расчетов;

8)                 составление графиков погашения задолженности и наличие документов, в которых дебиторы признают свою задолженность;

9)                 состояние претензионно-исковой работы;

10)             осуществление контроля за исполнением договорных обязательств.

Система управления дебиторской задолженности предполагает примене­ние досудебного урегулирования спорных вопросов, подробно изложенно­го в ГК РК. Если спор не решен в досудебном порядке, то предъявление иска является обязательным доказательством факта истребования дебиторской задолженности. Спорная задолженность по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, требует внимательного рассмотрения, обращая внимание на явно необоснованные иски, когда заведомо известно решение суда об отказе в иске. Указанный способ распространен в тех случаях, когда такое решение суда используется для оправдания списания нереальной за­долженности на расходы с последующим включением в убытки по финансо­вой отчетности.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности как один из методов управления задолженностями позволяет определить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. Эти показатели взаимосвязаны с показателями так называемой ликвидности баланса.

Очевидно, что величины суммы денежных средств не могут свидетельство­вать о степени платежеспособности предприятия и оценивать так называе­мую ликвидность, так как финансовое состояние любого предприятия оце­нивается с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив в комп­лексе.

Рассмотрим способность предприятия своевременно и в полной мере рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам. Критериями этому служат ликвидность и платежеспособность предприятия.

Напомним, что под ликвидностью предприятия понимается наличие у него оборотных средств, размер которых позволяет погасить краткосрочные обязатель­ства, обусловленные договорами, контрактами, а также условиями налого­обложения в части соблюдения установленных сроков.

Показатель ликвид­ности характеризуется превышением средств предприятия над его краткос­рочными обязательствами. Под краткосрочными обязательствами по­нимается краткосрочная кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, банками, персоналом по оплате труда, налоговыми орга­нами и страховыми фондами, прочими кредиторами.

Ликвидность баланса напрямую связана с платежеспособностью, т.е. спо­собностью своевременно и в полной мере ответить по своим обязательствам. Текущую платежеспособность определяют на дату составления баланса, а ожидаемая платежеспособность определяется сопоставлением платежных средств и первоочередных обязательств на определенную дату.

Общая оценка платежеспособности предприятия определяется отноше­нием суммы текущих активов к сумме текущих обязательств.

Например для предприятия А этот показатель составит 6 (90 000/15 000), для предприя­тия Б - 1 (45 000/45 000), В - 0,17 (15 000/90 000). Исчисленные показатели могут свидетельствовать, что в первом случае платежеспособность обеспе­чена, однако использование ресурсов неэффективно, это может быть связано и с излишним вложением средств в производственные запасы и неоправдан­ным ростом дебиторской задолженности. Во втором случае покрытие теку­щих обязательств обеспечено, однако здесь существует риск нехватки денеж­ных средств на дату погашения обязательств в связи с высоким уровнем деби­торской задолженности. В третьем случае очевидно, что платежеспособ­ность предприятия В на недопустимо низком уровне и связано это со значи­тельными вложениями в долгосрочные активы, причем из баланса видно, что осуществлялись они за счет текущих обязательств. В целом значение или ко­эффициент платежеспособности рекомендован в пределах от 2 до 3.

Так называемая быстрая ликвидность исчисляется без учета ТМЗ как наименее ликвидной части текущих активов. Это может быть связано с наступлением сроков расчетов с кредиторами, однако реализация ТМЗ сопряжена с определенными трудностями и по времени достаточно длительна.

Поэтому этот показатель определяется отношением суммы текущих активов за вычетом ТМЗ к сумме текущих обязательств. Для предприятия А это значение составит 4,4; для предприятия Б - 0,93; предприятия В - 0,12.

Считается, что данный показатель должен быть не менее 1. Видно, что возможности предприятия А предпочтительнее, предприятие Б в общем способно оплатить текущие обязательства. Для предприятия В поло­жение катастрофическое. Значительное отвлечение средств в долгосрочные активы и соответствующий рост текущих обязательств, а это могут быть как долги перед поставщиками, так и по оплате труда и т.д., и недостаток де­нежных средств и быстрореализуемых активов не позволят выполнить пред­приятию свои обязательства, что порой заканчивается затяжным падением в финансовую пропасть и лихорадочным поиском финансового источника.

Самый жесткий показатель платежеспособности исчисляется отноше­нием суммы денежных средств в кассе, на банковских счетах к сумме всех текущих обязательств, и показывает, какую часть обязательств предприятие может пога­сить немедленно. Предприятие А имеет показатель 2,3 (35 000/15 000); пред­приятие Б - 0,4 (20 000/45 000); предприятие В - 0,07 (7 000/90 000).

И в этом случае предприятие В в незавидном положении, видно, что рост текущих обязательств сковывает действия предприятия, при этом погаше­ние обязательств возможно только с учетом относительно незначительных сумм текущих активов, за счет реализации долгосрочных активов (основные средства, незавершенное строительство, нематериальные активы и т.д.) и истребования долгосрочной дебиторской задолженности. Другими слова­ми, у предприятия нет свободы выбора решений.

Заключение


Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающаяся предприятию от юридических или физических лиц и возникшая в результате хозяйственных взаимоотношений между ними. Своевременное взыскание дебиторской задолженности - одно из важнейших условий обеспечения благоприятного финансового состояния предприятия.

Расчеты между продавцом и покупателем совершаются в двух формах:

1)                 путем безналичных перечислений через систему банка

2)                 или в виде платежей наличными деньгами.

Применяются следующие основные формы безналичных расчетов: платежные поручения; чек; вексель; платежные требования-поручения; инкассовое распоряжение, инкассовое распоряжение органов налоговой службы и таможенных органов, иные платежные документы, установленные нормативными правовыми актами Нацбанка.

Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует достаточно ограниченное число методов их получения. Основные методы получения аудиторских доказательств следующие: 1. Наблюдение или участие в инвентаризации; 2. Наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгал­терских операций; 3. Устный опрос; 4. Получение письменных подтверждений; 5. Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; 6. Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента; 7. Проверка арифметических расчетов; 8. Анализ.

При получении информации по дебиторской задолженности используются следующие документы: Перечень дебиторов, договорные условия, акты сверки взаиморасчетов, договора о бартерных операциях, Причины возникновения материального ущерба.

Полностью ли отнесены на виновных лиц суммы по недостачам, растратам и хищениям, соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения случаев недостач, хищений, растрат.

Правильно ли оформлены и выведены результаты инвентаризации денежных средств и ТМЦ и порядок регулирования выявленных при инвентаризациях недостач и потерь.

Правильность и обоснованность списания недостач ТМЦ на издержки производства, когда виновные лица не установлены.

Соответствие записей аналитического учета записям в журналах-ордерах и главной книге.

Объем реализации за год в ТОО составляет 8125 тыс.тенге. Для определения среднего процента неоплаченных счетов проанализированы пять периодов, предшествующих отчетному.

Средний процент неоплаченных счетов составляет 1.17% (338/28817 х 100%), соот­ветственно сумма резерва по сомнительным долгам - 95.06 тыс.тенге (8125 х 1,17%).

Для построения системы управления дебиторской задолженностью на предприятии необходимы следующие основные условия:

1)                 установление наиболее благоприятного периода расчетов с партнерами;

2)                 сбор и анализ информации о кредитоспособности партнера;

3)                 установление формы контракта, предусматривающего возможность рас­чета с партнером в форме предоплаты;

4)                 определение предельной суммы сделки с целью максимизации дохода;

5)                 инвентаризация расчетов и обязательств;

6)                 истребование дебиторской задолженности;

7)                 организация внутреннего контроля за управлением дебиторской задол­женностью.

При анализе дебиторской задолженности используются следующие показатели:

1)                 оборачиваемость дебиторской задолженности

2)                 период погашения дебиторской задолженности

3)                 доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов

4)                 доля сомнительной дебиторской задолженности.

Величина неоплаченной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации в ТОО составляет 1021 тыс.тенге. По срокам оплаты эту величину можно разбить следующим образом:

первая категория - 340 тыс.тенге;

вторая категория - 134 тыс.тенге;

третья категория - 249 тыс.тенге;

четвертая категория -211 тыс.тенге;

пятая категория - 87 тыс.тенге.

Таким образом, предполагаемая сумма сомнительных долгов составит 187.24 тыс. тенге.

Значительные суммы дебиторской задолженности (более 54 115 тыс. тг.) на предприятии ТОО отрицательно сказываются на платежеспособности предприятия и ликвидности баланса. Вся задолженность краткосрочная (менее 3 мес.). Анализ деловой активности в целом отрицателен. Явно видны признаки затоваривания и снижения оборачиваемости дебиторской задолженности и снижения оборачиваемости ТМЗ. И это несмотря на положительное влияние снижения себестоимости реализованной продукции и роста дохода от реализации. Финансовый менеджмент предприятия в целом не справляется со своими обязанностями. Средний срок погашения дебиторской задолженности возрос с 30 до 45 дней, оборачиваемость ТМЗ снизилась с 1,9 до 1,4 дня. Возросла средняя величина дебиторской задолженности с 30610 до 54115 тыс. тг. И все это на фоне снижения оборачиваемости активов с 1,388 до 1,104. Предприятию необходимо пересмотреть политику управления дебиторской задолженностью и создать резервы по сомнительным долгам.


Список использованной литературы


1.   Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995.

2.                 Гражданский кодекс Республики Казахстан //Казахстанская правда от 13 июля 1999 г.

3.                 Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 г. N 155-II //Казахстанская правда от 13 февраля 2001г.

4.                  Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007г. за №234-III.

5.                 Стандарты бухгалтерского учета. Нормативные акты – Алматы: Каржи-Каражат методические рекомендации – Алматы, 2005.

6.                 О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс Республики Казахстан) от 12 июня 2001 года N 209-2//Казахстанская правда от 17 июня 2001 г.

7.                 Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК» 1995г. (с изменениями и дополнениями на 2008г.)

8.                 Аудит. Под ред. Подольского В.И. М. Юнити. 1997.

9.                 Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ финансовой отчетности: Учебн. пособие. /К.Ш. Дюсембаев, С.К. Егембердиева, З.К. Дюсембаева. — Алматы: «Каржы-каражат», 1998. — 512 с.

10.             Кабылбаев Г. Библиотека бухгалтера – строи -ство, Алматы 2004

11.             Казахстан-2030. Послание Президента страны к народу Казахстана Алматы, 1998.

12.             Казахстан 1991-2006 годы. Информационно-аналитический сборник под ред. А.А. Смаилова, Астана, 2007 г.

13.             Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Астана. 2004 г.

14.             Лашун Л.Г. Бухучет на практике, Центральный дом бухгалтера – Алматы 2005.

15.             Методические рекомендации по применению типового плана счетов: Бюллетень бухгалтера – Алматы, 2004.

16.             Назарова В. Л. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов – Алматы: Каржы- Каражат, 2003.

17.             Нурсеитов Э.О. Особенности национального отчета и МСФО, БИКО – Алматы 2004.

18.             Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана: Стратегия "Казахстан-2030" на Новом этапе развития Казахстана. 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики (Астана, 28 февраля 2007 года)

19.             Радостовец В.К., Радостовец В.В. Шмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии: Изд. 3. доп и переработ.- Алматы: Центраудит-Казахстан, 2002. - 728 стр.

20.             Самоучитель по бухучету и налогообложению. Выпуск 3 – Алматы: Бухгалтер, 2004.


[1] Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007г.  за №234-III

[2] Гражданский кодекс Республики Казахстан //Казахстанская правда от 13 июля 1999 г.

[3] Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007г.  за №234-III.

[4] Гражданский кодекс Республики Казахстан //Казахстанская правда от 13 июля 1999 г

[5] Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК» 1995г. (с изменениями       и   дополнениями на 2008г.)


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.