Меню
Поиск



рефераты скачать Учет амортизации и износа основных средств

Коммерческие организации, в структуру которых входят обособленные подразделения (филиалы, представительства и другие), вправе своей учетной политикой устанавливать как централизованный (в целом по юридическому лицу), так и де­централизованный (по органи­зации без включения обособ­ленных подразделений и по каждому обособленному под­разделению в отдельности) по­рядок формирования аморти­зационных фондов, их исполь­зования и отражения на заба­лансовых счетах.

При установлении центра­лизованного порядка величина амортизационных фондов оп­ределяется исходя из полной (с учетом общехозяйственных и коммерческих расходов) се­бестоимости продукции, реа­лизованной юридическим ли­цом другим организациям, и рассчитанного в целом по юри­дическому лицу удельного ве­са суммы амортизации (основ­ных средств — с учетом индек­сации) в затратах на производ­ство (с учетом общехозяй­ственных и коммерческих рас­ходов). Формирование и ис­пользование амортизационных фондов в целом по юридичес­кому лицу учитывается голов­ной организацией и в бухгал­терском учете обособленных подразделений не отражается.

При установлении децен­трализованного порядка вели­чина амортизационных фон­дов определяется организацией (без включения обособлен­ных подразделений) и отдель­но каждым обособленным под­разделением исходя из полной (с учетом общехозяйственных и коммерческих расходов) се­бестоимости продукции, реа­лизованной организацией (без включения обособленных под­разделений) и каждым обособ­ленным подразделением дру­гим организациям и рассчитан­ного в целом по юридическому лицу удельного веса суммы амор­тизации (основных средств — с учетом индексации) в затратах на производство (с учетом об­щехозяйственных и коммер­ческих расходов). Формирова­ние и использование амортиза­ционных фондов отражается в бухгалтерском учете как орга­низации, так и каждого ее обо­собленного подразделения.

По кредиту каждого из забалансовых счетов «Амортизационный фонд воспроизвод­ства основных средств» и «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов» отражается направ­ление средств указанных амортизационных фондов на фи­нансирование фактически про­изведенных в отчетном периоде:

— капитальных вложений про­изводственного назначения и затрат организации на жилищ­ное строительство (в том числе на выдачу ссуд и приобретение жилья работникам организа­ции, состоящим на учете по улучшению жилищных усло­вий), осуществляемых при вы­полнении работ хозяйствен­ным и/или подрядным спосо­бом (по оплаченным и/или принятым к оплате счетам в за­висимости от установленного учетной политикой метода уче­та реализации), погашение кредитов и займов, получен­ных на эти цели, и процентов по ним (при их отнесении на увеличение стоимости объек­тов), у лизингодателей — ин­вестиционных расходов по объектам лизинга. Под капи­тальными вложениями про­изводственного назначения для целей настоящего Положе­ния понимаются: капитальное строительство в форме нового строительства, в том числе до­стройка, приобретение и изго­товление объектов основных средств, предназначенных для использования в предпринима­тельской деятельности, рекон­струкция, модернизация и тех­ническое перевооружение объ­ектов основных средств, ис­пользуемых в предпринима­тельской деятельности;

— вложений в создание (в том числе проведение научно-ис­следовательских, опытно-кон­структорских и опытно-техно­логических работ) и в приобре­тение нематериальных активов (по оплаченным и/или приня­тым к оплате счетам в зависи­мости от установленного учет­ной политикой метода учета реализации), погашение кре­дитов и займов, полученных на эти цели, и процентов по ним (при их отнесении на увеличе­ние стоимости объектов).

При проведении работ подрядным способом факти­чески произведенными капи­тальными вложениями в ос­новные средства считаются:

— для организаций, учетной политикой которых установ­лен метод учета реализации по отгрузке, — вложения, счета поставщиков (подрядчиков) по которым приняты к оплате;

— для организаций, учетной политикой которых установ­лен метод учета реализации по оплате, — вложения, счета пос­тавщиков  (подрядчиков) по которым оплачены, а также суммы перечисленных постав­щикам (подрядчикам) авансо­вых платежей. На суммы воз­вращенных поставщиками (под­рядчиками) или использован­ных ими не по целевому назна­чению авансов корректируется использование амортизацион­ного фонда в месяце перечис­ления аванса.

При проведении работ хо­зяйственным способом факти­чески произведенными капи­тальными вложениями в ос­новные средства считаются:

— при строительстве (изготов­лении) новых и достройке дей­ствующих объектов основных средств, предназначенных для использования в предпринима­тельской деятельности, — фак­тические затраты по закончен­ным конструктивным элемен­там и видам, отдельным этапам на основании актов приемки-сдачи работ, оформленных в установленном порядке;

— при проведении рекон­струкции, модернизации и тех­нического перевооружения действующих объектов основ­ных средств — фактически произведенные документально подтвержденные затраты по выполненным работам.

Таким образом, основные фонды и их создание – это неотъемлемая часть деятельности предприятия и первоочередной финансовый источник обновления основных средств.

3.4 Отражение амортизации и износа ОС в бухгалтерской и статистической отчетности.

На ОАО «Гомсельмаш» применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учёта лежит принцип накапливания данных первичных документов путём использования накопительных ведомостей.

Перечень типовых форм первичной  документации, которыми оформляются операции по движению основных средств, прочих необоротных активов, а также учёту амортизации основных средств приведен в таблице 3.2

Таблица   3.2  - Первичные документы по учёту основных средств

Форма документа

Название документа

Примечания

1

2

3

4

1

ОЗ-1

Акт приёмки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств

Составляется на каждый объект отдельно, а на несколько - только в том случае, когда объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно на ответственное хранение одним и тем же лицом

2

ОЗ-2

Акт приёма-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств

Отмечаются техническая характеристика и первоначальная  стоимость объекта. Актом такой формы оформляется приём законченных работ после строительства, реконструкции или модернизации основных средств

3

ОЗ-3

Акт списания основных средств

После ликвидации основных средств и составления актов на списание основных средств первый экземпляр передаётся в бухгалтерию, где на его основании делается запись в инвентарную карточку основных средств

4

ОЗ-4

Акт на списание автотранспортных средств

Составляется в двух экземплярах, подписывают члены комиссии, утверждается руководителем предприятия или уполномоченным лицом

5

ОЗ-5

Акт об установке, пуске и демонтаже строительных машин

Составляется при  установке, пуске и демонтаже строительных машин, которые взяты на прокат. Подписывается представителем машинопрокатной базы и механиком строительной площадки.

6

ОЗ-6

Инвентарная карточка учёта основных средств

Осуществляются записи на основании актом приёмки-передачи основных средств и акта на списание основных средств, в случаях: для учёта отдельных объектов основных средств, для группового учёта однотипных объектов основных средств, которые поступили в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеют одно и тоже производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.   Как правило, заполняется в одном экземпляре   и находится в бухгалтерии.

7

ОЗ-7

Опись инвентарных карточек по учёту основных средств

Применяется для регистрации инвентарных карточек. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии.

8

ОЗ-8

Карточка учёта движения основных средств

Применяется для  учёта движения основных средств по классификационным группам. Выписывается в бухгалтерии в одном экземпляре.

9

ОЗ-9

Инвентарный список основных средств

Применяется в местах эксплуатации основных средств для учёта каждого объекта    по материально ответственным лицам.  Данные, которые находятся в этой форме, должны быть одинаковыми  с записями в инвентарных карточках учёта основных  средств

10

ОЗ-14,   ОЗ-15,

 ОЗ-16

Расчёт амортизации основных средств

Используются при начислении износа основных средств


Аналитический учёт основных средств ведётся по каждому инвентарному объекту. Отдельным инвентарным объектом является законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или конструктивно отдельный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Инвентарным объектом определяется также комплекс конструктивно соединенных предметов одного или  разнообразного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления и принадлежности, общее управление, единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс - определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно. В зависимости от видов основных средств аналитический учёт ведется на инвентарных карточках учёта основных средств (форма ОЗ-6). На предприятиях, имеющих небольшое количество инвентарных объектов, ведутся инвентарные книги.

Аналитический счёт отражает техническую и экономическую характеристику объекта, его местонахождение, первоначальную оценку и переоценку по восстановительной стоимости,  а также норму амортизационных отчислений. В аналитическом учёте отражают все изменения, произошедшие за время эксплуатации основных средств. Аналитические счета группируются по местам, где находятся основные средства, по материально ответственным лицам, по методам начисления амортизации, по группам и видам, по отраслевому признаку, по принадлежности, по признаку использования.

На каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной приказом руководителя завода, составляется Акт приёмки-передачи (внутреннее перемещение) основных средств, в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации.  К акту прилагается техническая документация относительно данного объекта. Акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект. При передаче основных средств другому предприятию акт составляется в двух экземплярах (для предприятия, которое получает, и предприятия, которое передает основные средства). При передаче в цех объекта основных средств, изготовленного собственными силами, к акту прилагается также приемо-сдаточный акт, свидетельствующий о передаче изготовленного основного средства цехом-изготовителем  на склад, приказ председателя правления о передаче данного средства цеху- получателю, паспорт, калькуляция  затрат на производство.

Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который наносится на сам объект и в дальнейшем проставляется во всех документах, которые отражают движение объекта, а также в инвентарной карточке и инвентарных списках. Этим предупреждается путаница в учёте, обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер присваивается на всё время эксплуатации объекта до списания. Нумерация инвентарных объектов строится по серийно-порядковой системе.

На каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка (форма №03-6), являющаяся регистром аналитического учёта. В карточках содержится наименование основных средств, номер акта и дата приёмки, первоначальная стоимость, норма амортизации, краткая характеристика, а также делается отметка о проведенных ремонтах, перемещении и выбытии.

Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает в себя отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. Заполнение этих карточек производится на основе первичной документации: актов приёмки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов по приобретению, сооружению, перемещению и ликвидации объектов основных средств.

Инвентарные карточки сверяются с данными синтетического учёта. Для пообъектного учёта фондов в местах нахождения у материально ответственных лиц  ведутся инвентарные списки основных средств (форма ОЗ-9).

Ежемесячные итоговые данные инвентарных карточек на поступившие объекты должны записываться в карточки учёта движения основных средств, которые ведутся в разрезе групп основных средств. Однако на машзаводе  эти карточки не ведут, а информация относительно групп основных средств заносится в компьютер и в конце каждого месяца составляется сводная ведомость учёта балансовой стоимости объектов, поступившим на завод,  а также ведомость на вводимые в эксплуатацию основные фонды, где данные сгруппированы по группам - промышленно-производственные фонды, производственные основные фонды, непроизводственные основные фонды. В разрезе каждой группы основные фонды группируются по цехам. Балансовая стоимость по каждой группе основных фондов подсчитываются в разрезе 3 групп для получения информации о стоимости основных средств, на которую будет начисляться амортизация.

Для регистрации инвентарных карточек  применяется опись инвентарных карточек. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии с целью контроля за сохранностью карточек. Так как на предприятии находится большое количество основных фондов, то данную форму   не нашла своего применения.

Внутреннее перемещение основных средств (из цеха в цех) оформляется Актом приёмки-передачи на внутреннее перемещение основных средств, который составляется  в двух экземплярах: первый сдаётся в бухгалтерию и служит основанием для записи в инвентарной карточке; на основании второго делается сдатчиком отметка в инвентарном списке о выбытии объекта. Акт на внутреннее перемещение составляется в двух экземплярах в том отделе, который сдает основные средства.

Для начисления амортизации используется разработочная таблица формы №03-14 «Расчёт амортизации основных средств», данные которой служат обоснованием для отражения в учёте суммы начисленной амортизации и износа основных средств и нематериальных активов. Сумма начисленной амортизации включается в затраты тех участков производства, где находятся в эксплуатации основные средства На ОАО «Гомсельмаш» для расчёта амортизации применяется ведомость распределения балансовой стоимости,  амортизационных отчислений и износа по участкам и балансовым счетам, где информация сгруппирована по каждому цеху. В данной ведомости указаны балансовые счета учёта объектов, на которые начисляется амортизация, первоначальная и балансовая стоимости объекта, сумма амортизации за месяц и квартал, общая сумма износа.

В рамках действующего законодательства предприятие имеет право безвозмездно передавать другим юридическим лицам, продавать основные средства, а также ликвидировать их в случае физического и морального износа.

Переданные основные средства оформляются актом приёмки-передачи основных средств, который затем передаётся получателю этих средств и является основанием для принятия на учёт данного основного фонда. Для учёта переданных и списанных основных средств с баланса предприятия ведётся справочная ведомость по списанным и переданным основным фондам, где имеются данные по каждому наименованию основных фондов - цех, причина списания, срок службы, первоначальная стоимость и сумма износа.

Выбытие основных средств оформляется Актом на списание основных средств по форме ОЗ-3, в котором показывается первоначальная стоимость выбывшего объекта, сумма износа, остаточная стоимость, причина выбытия объекта, расходы, связанные с выбытием объекта, сумма полученного дохода. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, которая утверждена приказом руководителя. На основании акта делают в материальной бухгалтерии соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарных списках.  На основании данных актов по результат каждого месяца составляется ведомость балансовой стоимости объектов, ликвидируемых по заводу, которая ведется в разрезе групп основных фондов с указанием балансовой стоимости ликвидируемых объектов.

На основании первичных документов по учёту основных средств, а также накопительных и группировочных ведомостей, которые были описаны ранее, составляется сводная ведомость наличия основных средств за квартал  в разрезе групп основных фондов. В ней раскрыта информация относительно количества фондов, первоначальной и балансовой стоимостей, суммы износа, суммы амортизационных отчислений за месяц и квартал.

3.5 Оценка организации учета амортизации и износа ОС

Для обеспечения производственной дисциплины, выявления центров ответственности, обеспечения достоверности информации, правильности, законности хозяйственных операций, полноты  и своевременности отображения их в учёте на предприятии осуществляют внутренний бухгалтерский контроль. Внутренний бухгалтерский контроль является одной из составных частей внутрихозяйственного контроля, который охватывает все сферы производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Обеспечение достоверности данных в процессе учета – непосредственное задание внутрихозяйственного контроля. Организация и проведение внутрихозяйственного контроля является одним из основных обязательств главного бухгалтера предприятия. Такой контроль на ОАО «Гомсельмаш» главный бухгалтер осуществляет через начальников бюро, а также контрольно-ревизионный отдел.

Внутренний контроль является компетенцией бухгалтерии, он охватывает функции и методы, с помощью которых процессы общего документооборота, бухгалтерского учета и калькулирования, а также их исполнение, проверка и ведение должны быть скоординированы так, чтобы руководство предприятия могло полностью полагаться на бухгалтерские данные, как точный, правдивый и оперативный сигнал определения бухгалтерского учета, как досконального инструмента сохранения собственности и контроля за исполнением поставленного задания.

Итак, внутренний финансово-бухгалтерский контроль осуществляется в области бухгалтерии, охватывая работу с целью проверки - по отношению к легальности и достоверности хозяйственных операций к их проведению или перед их завершением на основании бухгалтерских документов, а также с целью проверки правильности функционирования бухгалтерии и изучения результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Основные задания внутреннего бухгалтерского контроля  заключаются в осуществлении контроля за организацией пропускного режима на предприятии; своевременным и правильным оприходованием материалов  в день их поступления; отпуска материалов в производство в установленном порядке выдачи и оформлением документов при этом; состоянием складского учета и его обеспеченностью измерительными приборами; состоянием аналитического учета на складах и бухгалтерии; сохранностью наличности и целевым ее использованием; уплаты штрафов; состоянием расчетов с покупателями и поставщиками и так далее.

Наиболее важным показателем качества бухгалтерского контроля является юридические доказательства результатов контроля.

Осуществление бухгалтерского контроля на предприятии позволяет решить поставленные задания, а также сопутствуют решению целого ряда наиболее общих или частичных заданий.

Организация и осуществление текущего контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью дают возможность увеличить контрольные функции бухгалтерского учёта.

Для решения основных заданий контроля необходимо организационное, техническое,  экономическое, юридическое и учётно-аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Организационное обеспечение контроля связано с упорядочением взаимоотношений с работниками, службами по поводу  контроля для обеспечения эффективных форм и методов контроля.

Техническое обеспечение контрольной деятельности связано с соответствующими средствами для измерения, подсчета, обмера и так далее. От степени надёжности и точности данных приборов зависят и результаты контроля на предприятии.

Экономическое обеспечение контроля связано с созданием экономической заинтересованности в результатах контроля. Заинтересованность в проведении контрольной деятельности возникает, когда результаты контроля связаны с оценкой работника. Так, экономическое обеспечение контроля на ОАО «Гомсельмаше» возложено на контрольно-ревизионный отдел,  оценка деятельности которого зависит от качества проведенного контроля.

Юридическое обеспечение контроля обеспечивает полноценные доказательства результатов контроля, однозначность в определении вины работников, коллективов в нежелательных отклонениях, связано с установлением прав и обязанностей при осуществлении контроля. Юридическое обеспечение контроля возложено на юридический отдел.

Учётно-аналитическое обеспечение контроля связано с созданием системы первичного и сводного учёта и анализа.

Предоставление работнику прав и обязанностей сопровождается их полной ответственностью  за результаты в той степени, в которой технично и организационно обеспечиваются условия и результаты контроля.

Информация, которая фиксируется в учёте, в частности в первичных документах, должна пройти контрольную обработку, то есть должна быть проверена и подтверждена не только работником, составившим данный документ, но и  работником, который принимает результаты работ предыдущего  для последующей обработки.

Текущий бухгалтерский контроль выполняется по показателям месячной бухгалтерской отчётности. Однако такой контроль имеет систематический характер и проводится не только по информации отчётности. Он также проводится путём проверки  достоверности информации документов и полным отражением в них деятельности подразделений и отдельных хозяйственных операций, оформленных первичными документами.

Функции текущего бухгалтерского контроля на предприятии осуществляются путём:

-              проверки и анализа учётных регистров, отчётов подразделений бухгалтерии, а при необходимости составления аналитических таблиц и группировочных ведомостей;

-              организации контроля за правильностью оформления первичных документов, анализа отраженных показателей;

-              проверки отдельных цехов, которые проводят работники, отвечающие за проведение контроля.

Важным участком бухгалтерского контроля является проверка правильности отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта, записей операций в учётных регистрах,  группировки оправдательных документов, их сохранность и использование, соответствие показателей учётных регистров формам отчётности. По результатам проверок, анализа и исследований составляют акты или справки, если установлены нарушения, ошибки и отклонения, и есть нужда принятия управленческого решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения работы была достигнута основная цель  - изучен учёт  и контроль основных средств и их амортизации на ОАО «Гомсельмаш», обоснована целесообразность применяемых методов амортизации основных средств.

Изучены нормативные вопросы по учёту амортизации основных средств. Это исследование показало, что реформы в системе национального учёта дали возможность предприятию выбора применяемых методов  начисления амортизации основных средств. При этом  предприятию необходимо учитывать, что применение для разных объектов основных средств одного и того метода может быть экономически не целесообразным.  В работе были проанализированы основные преимущества и недостатки каждого из методов начисления амортизации основных средств.

Также изучена организация бухгалтерского учёта амортизации основных средств на предприятии. ОАО «Гомсельмаш» является крупнейшим предприятием сельскохозяйственного машиностроения. Ведение  учёта основных средств возложено на бюро материального учёта. На предприятии используется журнально-ордерная форма учёта основных средств. На предприятии применяются следующие первичные документы по учёту основных средств: акт приёма-передачи основных средств, акт на списание основных средств, накладная на внутреннее перемещение основных средств, инвентаризационная опись, расчёт амортизации основных  средств. На основании первичных документов составляются такие учетные регистры: инвентарная карточка учёта основных средств, карточка учёта движения основных средств; инвентарные списки основных средств. Учётные регистры являются основанием для составления накопительных ведомостей - ведомость списанных и переданных основных фондов, ведомость стоимости ликвидируемых основных фондов, ведомость распределения амортизационных отчислений по участкам, ведомость вводимых основных фондов, ведомость поступивших основных средств, ведомость наличия основных средств; журнал-ордер №4, Главная книга. Были изучены формы финансовой отчётности (баланс, примечание к финансовой отчетности), в которой отражается информация по учёту основных средств. Синтетический учёт основных средств ведется на счёте 01 «Основные средства», а учёт их амортизации ведется на счёте 02 «Износ основных средств» в разрезе элементов операционных затрат.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                 Бухгалтерский учет, под ред. В. Ф. Бабына, - Мн.: Вышейшая школа, 2004.

2.                 Бухгалтерский учет, под ред. И. Е. Тишкова, - Мн.: Вышейшая школа, 2005.

3.                 Основные средства: учет и амортизация, - Мн.: Амалфея, 2002.

4.                 Кондраков Н. П. Бухгалтерский учёт, - М.:ИНФРА-М, 2005.

5.                 Куттер М. И. Теория бухгалтерского учета, - М.: Финансы и статистика, 2003.

6.                 Левкович О. А.  и др. Бухгалтерский учет, - Мн.: Амалфея, 2005.


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.