- количество
граждан Республики Беларусь, выехавших за рубеж с туристскими целями,
уменьшилось на 180 797 человек (85,9 % к 2000 году);
- объем
туристических услуг в иностранной валюте вырос в 1,5 раза, в белорусских
рублях в 1,95 раза;
- впервые за последние 4 года уменьшилось отрицательное сальдо экспорта-импорта
туристских услуг с 366 млн долл. США до 310 млн долл. США (на 18,1 %).
По состоянию на 01.10.2004 лицензии на осуществление туристической
деятельности имели 593 субъекта хозяйствования и индивидуальных
предпринимателей, а туристические услуги оказывали только 365 из них. В том
числе: туристские организации государственной формы собственности - 32, частной
- 321, иностранной - 12. Всего в сфере туризма работает более 2 тысяч человек.
Республика Беларусь в целях продвижения национального туристского
продукта на внешнем рынке и расширения международных связей в сфере туризма
представлена как туристское направление единым стендом на крупнейших
международных туристских выставках: МIТТ в г. Москве, IТВ в г. Берлине. Т&Т в г.
Варшаве, Vivattour в г. Вильнюсе. Однако в большинстве выставок из-за
отсутствия финансирования Республика Беларусь не в состоянии организовать
единый национальный стенд, и продвижение национального туристского продукта
осуществляется отдельными субъектами хозяйствования.
В целях формирования единого рекламно-информационного пространства,
отражающего туристические возможности страны, изданы буклеты
«Приглашаем в Беларусь», справочник для иностранцев, а также компакт-диск
«Туризм Беларуси», что, несомненно, недостаточно для представления Республики
Беларусь на мировом туристском рынке.
Создание и продвижение имиджа страны как туристского региона
осуществляется также на основе договорного двустороннего сотрудничества. На
сегодняшний день Республикой Беларусь подписаны документы о сотрудничестве в
области туризма с государствами. Помимо межправительственных соглашений в
сфере туризма заключен ряд межведомственных договоров.
Подписаны соглашения о сотрудничестве в области туризма с 15
государствами (Россия, Армения, Болгария, Польша, Сирия, Таджикистан, Индия,
Иран, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Украина, Югославия, Словакия).
Выбор стран для заключения договоров не случаен. В первую очередь,
это страны-соседи, сотрудничество в области туризма с которыми целесообразно
благодаря географической близости и общности истории и культуры.
Реализация договоров осуществляется через рабочие программы,
ориентированные на создание режима наибольшего благоприятствования для
стран-участниц путем разработки конкретных мероприятий.
Интеграция Республики Беларусь в мировое туристское сообщество
также происходит путем сотрудничества с международными организациями (ВТО.
ЦЕИ, Совет по туризму СНГ). Представители Минспорта принимали участие в работе
сессии Генеральной ассамблеи ВТО, на последней из которых в октябре 2004 года в
г. Пекине Беларусь была принята в действительные члены ВТО де-факто. Кроме
того, Республика Беларусь регулярно принимает участие в рабочих семинарах ВТО
(например, по совершенствованию туристской статистики и введению единого счета
в туризме в г. Москве и по региональной политике в туризме в г. Киеве).
Республика Беларусь является ассоциированным членом Центральной
Европейской инициативы. Сотрудничество с ЦЕИ способствует проведению
социально-экономических преобразований и осуществляется в рамках рабочих групп
по туризму. Финансирование проектов ЦЕИ осуществляется через программы РНАRE, TACIS.
Программы ТАСIS работают в Еврорегионах «Бут», «Неман», в их
рамках разрабатываются принципы развития туризма в регионах, обладающих богатым
туристским потенциалом. Осуществляется сотрудничество в рамках ТRIС-платформы,
объединяющей приграничные районы Брестской области и Бялоподлясского
воеводства.
В рамках Совета по туризму СНГ предложено изучить возможность
введения единых туристских виз для въезда иностранцев на территории этих
государств.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ ДИНАМИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
1.
Предлагаемые туристические услуги не отвечают международным стандартам. Туристская услуга
- это тот же товар, и его качество во многом зависит от исходного материала.
каким является транспорт, средства размещения и питания, объекты
познавательного, оздоровительного, делового, спортивного назначения, объекты и
средства развлечений. Качество этих составляющих зависит от результата работы
более чем 20 министерств и ведомств. Нельзя создать туристическую услугу уровня
международных стандартов, если ее составляющие не отвечают этим требованиям.
Анализ составляющих пакета туристических услуг, показал следующее.
- транспортная составляющая проигрывает по всем
параметрам, аналогичной услуге в странах Балтии, Польши и России.
Во-первых, белорусский транспорт, за редким исключением, 6-10-летней давности.
Это обусловлено высокими налоговыми и таможенными пошлинами. На сегодня в
общей сложности они составляют 55% от стоимости покупаемого автобуса. Данная
ситуация ограничивает и без того низкий уровень покупательской способности. В
случае приобретения автобуса стоимость транспортных услуг будет выше, чем
аналогичная услуга, например, в Литве, Польше. В результате страдает качество,
создаются предпосылки к переуступке рынка пассажирских перевозок.
- размещение не отвечает мировым стандартам,
особенно в соотношении «цена-качество». Уровень цен на гостиничные
услуги в областных центрах на 20-30 % выше цен на аналогичные услуги в
областных центрах стран-соседей. Достаточно странно выглядит ситуация по ценам:
для граждан СНГ - одна, дальнего зарубежья - другая, для граждан
Республики Беларусь -третья. Одноместный номер в гостинице без категории в г.
Пинске стоит в 3 раза дороже аналогичного номера в Польше или России. Условия
для размещения в большинстве районных центров не отвечают вообще никаким
международным требованиям. Ощущается недостаток в республике средств
размещения, соответствующих международным стандартам. Средства размещения -
важная составляющая, которая порой является основополагающей для туриста при
принятии решения о поездке. Во всем мире гостиницы имеют свою категоричность, и
турист воспринимает уровень возможного обслуживания именно по этому показателю.
В нашей стране сертифицированы на 3 звезды гостиница «Нафтан» в г.
Новополоцке, гостиница Международного образовательного центра в г. Минске и на
4 звезды - гостиница «Минск». Обеспеченность гостиничными местами Республики
Беларусь составляет 3 8% .
- питание (как в отелях, так и в придорожных кафе)
однообразно, без возможности учесть запросы различных категорий
туристов, в меню крайне мало блюд белорусской кухни.
2. Слабое развитие сферы услуг и сервисного обслуживания в
местах отдыха и на туристских маршрутах. Формула
туристского рынка - увеличение продолжительности пребывания туриста в местах
отдыха и в целом в стране, получение максимальной экономической выгоды через
увеличение количества предлагаемых услуг. Последнее сделать весьма затруднительно,
т.к. спектр таких услуг довольно узкий. Например, при посещении
Мирского замка, Новогрудка или Лиды, в случае плохой погоды выбор услуг для
туриста будет ограниченным.
В Чехии есть местечко Глубоко, где расположен замок приблизительно
такого же класса как Мирский замок. Вот как выглядит инфраструктура вблизи
замка в Чехии: 76 баров и ресторанов, фитнес-центр, теннисные корты, крытый
бассейн, множество сувенирных ларьков, 6 отелей различной категории. В этом
местечке проживают около 5 тыс. жителей.
Чем в межсезонье или непогоду может заняться отдыхающий на
Браславских озерах или о. Нарочь. Отсутствие сервисных услуг (2-3 программы ТВ
среднего уровня качества трансляции) не может завлечь туристов на эти курорты.
Вместе с тем в течение прошлого года около 3,0 тыс. белорусов выехало на
краткосрочный отдых в Миколайки, что находится недалеко от Белостока (РП). Это
центр отдыха со всевозможными услугами (начиная от баров и заканчивая
аквапарком). Цена 1 места в 2-х местном номере, включая стоимость всевозможных
услуг приблизительно 15 долларов США. Центр построен в «чистом поле» на деньги
инвесторов.
Эти примеры показывают, какую важную роль играют дополнительные
услуги в развитии туризма.
Существующие зоны
отдыха с красивой природой, интересными туристскими объектами являются
привлекательными максимум на полдня. Претензия на более продолжительное
пребывание будет обоснована только при развитии сети дополнительных сервисных услуг. Максимальный экономический эффект
также достигается только с помощью дополнительных туристских услуг. По данным
ВТО туроператоры Финляндии на продаже дополнительных услуг зарабатывают в 2-3
раза больше, чем на продаже туристских путевок с базовым набором услуг.
3. Состояние системы пропуска туристов через государственную
границу, инфраструктура приграничного сервиса - одни из
основных составляющих доступности республики.
Качество этих составляющих во многом влияет на поток иностранных
туристов, въезжающих в страну наземным транспортом. Как показывает мировая
практика, турист тратит на пересечение государственной границы не более 20-30
минут, а если следует легковым транспортом, то этот показатель не превышает
5-10 минут.
Для Беларуси этот показатель не характерен. Особенно
это касается КПП, расположенных на границе Беларуси с Украиной и Польшей, в
меньшей степени - со странами Балтии.
Существует ряд проблем, способствующих увеличению времени простоя
на границе, связанных с оформлением страховок, отсутствием таможенного досмотра
по принципу рентгена, отсутствием «зеленого коридора».
4. Низкий уровень рекламно-информационного обеспечения имеющегося
туристского потенциала страны. Весьма скромный имидж Беларуси на мировой арене
как страны благоприятной для туризма.
Одной из причин низкого роста въездного туризма является отсутствие
рекламно-информационного обеспечения имеющегося туристского потенциала страны в
целом.
Отсутствие бюджетного финансирования снижает возможность
продвижения туристского имиджа страны на мировом рынке, что оставляет нас в
невыгодном свете по сравнению со странами-соседями.
Годовой бюджет на продвижение национального туристского продукта
во Франции составляет 57 млн долларов США, Швейцарии - 39 млн долларов США,
Литве - 15 млн долларов США, Украине - 2,2 млн долларов США. На сегодняшний
день Республика Беларусь принимает участие в 4 международных туристских
выставках, в то время как Литва в 19, Украина - в 60. Как результат, в странах
увеличивается число иностранных туристов, возрастает доход от туризма, увеличивается
эффект мультипликатора.
5. Неадекватный туристским целям визовый режим для иностранных
туристов, въезжающих на территорию Республики Беларусь или следующих через нее
транзитом.
По мнению
представителей зарубежного турбизнеса, стоимость белорусской визы должна быть
адекватна интересу страны в развитии въездного туризма. Механизм получения визы
достаточно сложен.
Турист из
Кипра при посещении Беларуси решил на один-два дня посетить Вильнюс, а затем
опять вернуться в Беларусь и продолжить путешествие. Такая практика широко
используется в мире для обогащения (разнообразия) путешествия и улучшения
привлекательности посещения страны.
Однако в Беларуси сделать это крайне сложно. При выезде в Литву
белорусскую визу кипрскому туристу погасят, а чтобы обратно возвратиться ему в
Беларусь, необходимо получить повторно белорусскую визу в посольстве Беларуси в
Вильнюсе. При этом надо ожидать получение визы 2 дня и заплатить, как
гражданину третьей страны, находящемуся в Литве, 60 у.е. Пример, как с помощью
непродуманной визовой политики снижается привлекательность страны. Такая
визовая политика является тормозом к привлечению в Беларусь иностранных
туристов, отдыхающих в сопредельных государствах.
Примером могут быть:
- однодневное безвизовое посещение Венеции, о. Крит, Египта,
Израиля для туристов, находящихся в соседних странах;
- безвизовый выезд для туристов из индустриально развитых стран в
Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан, Украину, страны Балтии.
6.
Туристический сектор не является полноправным элементом государственного
планирования в Республике Беларусь.
Статьи расхода, связанные со сферой туризма, отсутствуют в
республиканском бюджете и бюджетной классификации статей расхода.
Развитие материально-технической базы в сфере туристической
индустрии осуществляется крайне медленно и находится в зависимости от прямых
вложений средств прямыми и косвенными инвесторами. За счет внутренних
инвестиции, как государственных, так и частных, реализуется в настоящее время 4
инвестиционных проекта в сфере туристской индустрии. Развитие
материально-технической базы возможно только при устойчивом финансовом
обеспечении. Это могут быть бюджетное финансирование или инвестиции. Первый
вариант практически отсутствует. В планах социально-экономического развития
областей и г. Минска финансирование мероприятий по развитию инфраструктуры
туризма осуществляется по остаточному принципу. На республиканском уровне в
бюджете нет даже строки «туризм». 70-80% (оценка экспертов) материала
базы нуждаются в модернизации или реконструкции.
При этом нет
механизма экономической заинтересованности вкладывать деньги в туриндустрию.
7. Отсутствие экономических стимулов для развития въездного
и внутреннего туризма привело к тому, что только 20 % турфирм
занимаются приемом иностранных туристов. Как правило, это туроператоры,
продолжающие прием иностранных туристов со времен СССР. Это фирмы,
образовавшиеся из Интуриста, БММТ «Спутник». К ним относятся: «Вокруг света»,
«Внешинтурист», РУП «Белин-турист», ЗАО «Белорусский Спутник».
В качестве примера рассмотрим степень заинтересованности в приеме
иностранных туристов из Кипра в Беларуси и направлений белорусских туристов на
Кипр. Турфирма, занимающаяся направлением на Кипр, получает: бесплатно
рекламную продукцию о турах, изданную совместно или кипрским
партнером: бесплатно выезжает менеджер на Кипр в рекламный тур: частично компенсируются
затраты на рекламу предлагаемого тура в белорусских СМИ, Направив туриста и
получив комиссию за услуги в размере 30-120 у.е.. фирма может забыть о нем.
Турфирма, принимающая киприотов в Беларуси, должна подготовить и издать
рекламный материал, принять за свой счет представителя кипрской фирмы,
поучаствовать в выставке, потратить время и деньги на обеспечение качества
приема (это около 6-8 тыс. у.е.). В результате прибыль от одного туриста
составит 50-120 у.е. Выбор будет явно в пользу направления за рубеж.
8. Анализ формирования цен на услуги, экспортируемые белорусскими
туроператорами, показывает, что НДС в их составе несоизмеримо велик {18
%) по сравнению с аналогичным налогом в западноевропейских странах и странах-соседях.
Так, в странах Евросоюза НДС на товары и услуги составляет 20-22 %, на
туристские услуги - не более 10 %, для средств размещения - 5 %.
9. Отсутствие рекомендованной Всемирной туристической
организацией системы статистики, позволяющей реально оценивать
доходы, получаемые от приема и обслуживания иностранных туристов на территории
Республики Беларусь, а также доходы от туризма, получаемые смежными отраслями
экономики, и. как следствие, отсутствие возможности для анализа и прогноза
туризма в целом.
Статистический анализ сферы туризма не отвечает требованиям
международной методики, разработанной ВТО и используемой большинством стран.
Как результат - наши данные не сопоставимы с данными других стран. Порой в
сводных таблицах ВТО напротив Беларуси стоят прочерки с пометкой в сноске, что
методика статистического учета не соответствует применяемой ВТО. Тем самым
создается определенный имидж страны в глазах международной туристской
общественности.
О несовершенстве статистического учета говорит один пример. Данные
Комитета погранвойск по количеству туристов, посетивших страну, не
соответствуют данным Минстата.
За последние 2-3 года существенно изменилась ситуация на
международном туристском рынке.
Значительно
улучшилось отношение мирового туристского сообщества к Республике Беларусь.
Свидетельством тому является готовность Всемирной туристической организации
принять Республику Беларусь в свои ряды (ВТО - специализированное учреждение
ООН, действующее по принципу ЮНЕСКО).
Растет конкуренция среди стран соседей. Значительно увеличился
спрос на туристические поездки в страны Восточной Европы и Россию.
Чтобы не оказаться «на обочине» туристского рынка, время диктует
необходимость принять срочные меры по улучшению условий для развития
приоритетных видов туризма в стране.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАЧ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ ПОСПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1. Последовательная реализация проектов нормативных правовых
актов, способных обеспечить привлекательность национального
туристского продукта, создающих режим наибольшего благоприятствования для
деятельности туроператоров и турагентов, занимающихся въездным и
внутриреспубликанским туризмом.
В 2004 году разработана и внесена в установленном порядке в Совет
Министров Республики Беларусь новая редакция Закона Республики Беларусь «О
туризме», разработан пакет нормативных правовых актов по созданию СЭЗ
«Несвиж-Мир» туристско-рекреационного типа, Закон «О курортах» (2005).
По мнению специалистов и экспертов, наиболее значимым документом
для белорусского туризма на данном этапе является проект Указа Президента «О
государственной поддержке развития туризма в Республике Беларусь», где
определены механизмы поддержки национального производителя туристского
продукта, принципиального расширения ассортимента предлагаемых туристических
услуг, обеспечения их доступности всем слоям населения. Эти шаги создадут базу
для преодоления проблем, препятствующих динамичному развитию туризма в стране,
как с точки зрения оздоровительного фактора, так и реального сектора экономики.
2. Поэтапное укрепление структуры управления туризмом за счет
поднятия статуса и формирования туристической вертикали. При этом
необходимо усилить роль и место Национального агентства по туризму и РУП
«Белинтурист», особое внимание уделить роли общественных формирований
различных групп участников туристического рынка. Это позволит усилить
административные рычаги по координации туристской политики.
3. Признание туризма как отрасли. С этой целью
проработать все необходимые формальности для того, чтобы при формировании
бюджета на следующий год включить в него расходы на туризм (30-40% от суммы
налоговых поступлений в бюджет, оплаченных туристическими компаниями,
занимающимися туристической деятельностью).
4. Обеспечение качества туристических услуг, отвечающих
требованиям времени:
- внедрение государственной системы аккредитации экскурсоводов,
гидов-переводчиков, руководителей туристических групп;
- введение обязательной сертификации гостиничных услуг с
присвоением категорий (1-5 звезд);
- разработка и внедрение критериев аккредитации туристических
компании.
5.
Либерализация получения туристических услуг:
- упрощение механизма получения въездных виз для стран ЕС
(получение визы на КПП. без приглашения);
- организация «зеленого» коридора на основных КПП для
организованных туристов с последующим распространением на все категории
въезжающих иностранных граждан;
- создание общереспубликанского рекламно-информационного фонда.
6. Формирование высококачественного туристского продукта
через создание и развитие культурно-туристических зон. На первом этапе
это: Несвиж-Мир, Полоцк, Туров, областные центры, Логойск, Мядельский,
Браславский районы.
Запланированные шаги позволят закрепить имеющиеся положительные
тенденции (в росте количества иностранных туристов, посещающих Республику Беларусь,
снижение отрицательного сальдо и т.д.) и создать условия по преодолению
препятствий, тормозящих динамичное развитие туризма в Республике Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня туризм в Республике Беларусь, особенно международный, стал
не только видом отдыха, но и особой формой социокультурной активности. Его уже
нельзя рассматривать и оценивать традиционно, в рамках рекреации или в сфере
экономических отношений. А именно это, скорее всего, подразумевают те, кто
выражает тревогу по поводу «туристской экспансии». С полной уверенностью можно
говорить, что туризм превращается в одну из основных форм жизнедеятельности
человека в современном обществе, способ функционирования индивида в мире
культуры.
Туризм - это особое явление современной цивилизации, сформировавшееся
в рамках свободного времени как форма организации досуга, но в настоящее время
вышедшее за его рамки. В некоторой степени это связано с тем, что в жизни
современного человека работа и отдых меняют свои традиционные очертания. Работа
становится деятельностью, которая охватывает все жизненное пространство и
способствует реализации всех жизненно важных потребностей человека: первичных и
вторичных, материальных и духовных. Работа-интересная, увлекательная, дающая
«жизненный шанс» человеку - превращается в образ его жизни. В то же время
отдых, рекреация, организация досуга сегодня требуют таких же энергетических,
физических и духовных затрат, как и работа.
Страницы: 1, 2
|