Экзамен состоит из устного собеседования и
письменной работы. Письменная работа, как правило, продолжается несколько дней,
в течение которых претендент должен ответить на 20—30 вопросов, касающихся
знания, толкования и применения правовых норм штата, в котором сдается экзамен.
Решение экзаменационной комиссии может быть
обжаловано в суде.
Разрешение на ведение дел в федеральных судах
выдается автоматически лицам, допущенным к адвокатской практике в штате.
В каждом штате имеется ассоциация
адвокатов штата. В большинстве штатов установлено обязательное членство в
ассоциации для всех лиц, допущенных к адвокатской практике. Однако в ряде
штатов для занятия адвокатской деятельностью не обязательно быть членом
ассоциации адвокатов. В таких штатах ассоциации адвокатов создаются как
добровольные организации. Общенациональной организацией адвокатов с
добровольным членством является Американская ассоциация юристов.
Ассоциация юристов имеет две главные цели, так сказать,
двуединую задачу. Первая задача — способствовать развитию права и укреплению
правосудия в целом, осуществлять правовое воспитание граждан и т.д. Второй, но
не менее важной задачей является оказание содействия своим членам, повышение
профессионального уровня американских юристов, развитие юридической профессии
как таковой.
В задачи ассоциаций входят установление норм
профессиональной этики, содействие адвокатам, принятие дисциплинарных мер,
разработка стандартов адвокатской деятельности, содействие совершенствованию
права и осуществлению правосудия и т.п.
Ассоциации юристов являются чисто
профессиональными объединениями и не ведут никакой практической юридической
деятельности. Членские взносы в ассоциации юристов никак не связаны ни с
доходами юристов, ни с тем, в каком юридическом ведомстве или фирме они
работают.
Необходимо отметить, что членами ассоциаций
адвокатов являются не только практикующие адвокаты, но и юристы, работающие в
прокуратуре, а также лица, работающие юрисконсультами.
Более половины адвокатов в США работают в
одиночку либо вместе с двумя-тремя адвокатами. Однако основной по
значимости для американского адвокатского сообщества формой адвокатской
деятельности являются крупные (более пятидесяти адвокатов) адвокатские фирмы.
Такие фирмы, как правило, не занимаются уголовными делами и предпочитают вести
дела обеспеченных клиентов, преимущественно корпораций. Хозяевами таких фирм
являются партнеры.
Партнер — адвокат, имеющий
обширную практику, а как следствие — высокий доход и право на часть прибыли
адвокатской фирмы, вторая группа адвокатов — ассоциаторы, как
правило, молодые адвокаты, имеющий небольшую собственную клиентуру либо не
имеющие таковой вообще. Ассоциатор получает жалование от фирмы.
В подобных фирмах устанавливается
ассоциаторский стаж (обычно 8 лет), за который ассоциатор должен обзавестись
собственной клиентурой и стать экономически выгодным фирме; по прошествии
указанного срока ассоциатор либо становится партнером, либо, если он не выполнил
указанного условия, ему будет предложено уйти из фирмы. В некоторых фирмах
указанная градация может быть более многоступенчатой.
Часть адвокатов работает в ведомствах «публичных
защитников» — организациях, состоящих на государственном бюджете штата и обслуживающих
на бесплатной основе обвиняемых из числа неимущих граждан.
Существуют и аналогичные службы юридической
помощи неимущим, финансируемые из федерального бюджета. Головной организацией
этих служб является Корпорация по оказанию юридической помощи, учрежденная и
финансируемая Конгрессом.
Интересной является такая форма адвокатской
деятельности, как адвокатские конторы, защищающие интересы общества. Они не
ведут дела отдельных клиентов, а выступают против государства или корпораций с
исками, связанными с охраной прав и интересов крупных категорий граждан
(потребителей, политических активистов, избирателей, налогоплательщиков) или с
охраной природы и охраной здоровья населения (например, иски против
предприятий, загрязняющих окружающую среду, или против строительства атомных
электростанций).
Многие адвокаты работают в юридических службах
общественных организаций, ориентирующихся преимущественно на судебно-правовые
способы реализации своих задач. Наиболее известные и крупные организации такого
рода — Американский союз защиты гражданских свобод, Национальная ассоциация
содействия развитию цветного населения, Центр охраны конституционных прав
граждан, Национальный совет по охране природных ресурсов, Национальный союз
борьбы с расовыми и политическими репрессиями.
В США, как и в России, не существует системы
твердо установленных тарифов оплаты услуг адвоката. Сумма гонорара
устанавливается по договоренности с клиентом. Наиболее распространена почасовая
система оплаты труда. Также практикуется такая система оплаты, когда адвокат
получает гонорар только в случае выигрыша дела.
Предоставление бесплатной юридической помощи
В ряде решений Верховного суда США установлено,
что право на адвоката-защитника по назначению распространяется на малоимущих и
неимущих обвиняемых по уголовным делам, привлеченных к уголовной
ответственности за совершение преступлений, караемых лишением свободы. Учитывая
тот факт, что около 80 % лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, по
своему финансовому положению не могут позволить себе нанять адвоката-защитника,
в Соединенных Штатах существует три формы предоставления услуг защитника
бесплатно:
1) адвокаты-защитники по назначению;
2) адвокаты-защитники по контракту;
3) ведомства «публичных защитников».
Крупнейшей и наиболее влиятельной
общественной организацией адвокатов является Американская ассоциация юристов
(ААЮ). Членами этой организации являются более 400 тысяч человек.
Основную массу индивидуальных членов ААЮ составляют адвокаты. Помимо них
индивидуальными членами могут быть юристы государственных ведомств,
юристы-ученые, студенты юридических вузов. На правах коллективных членов в
деятельности ААЮ принимают участие около 35 специализированных профессиональных
организаций юристов (например, Общество судей, Национальная ассоциация
генеральных атторнеев, Национальная ассоциация адвокатов по уголовным делам,
Национальная ассоциация женщин-адвокатов).
Деятельность ААЮ охватывает все аспекты
функционирования правовой системы США: от вопросов профессиональной этики до
разработки законопроектов важной политической значимости. Ассоциация выступает
с крупными законодательными инициативами в различных отраслях права; ее
рекомендации способствуют унификации законодательства, выработке единообразных
стандартов адвокатской практики и принципов отправления правосудия. На
заключениях ААЮ основываются решения Президента и Сената при назначении и
утверждении в должности федеральных судей, включая членов Верховного суда США,
лиц на посты в высшем эшелоне министерства юстиции, федеральных обвинителей.
Членами ААЮ могут быть граждане США, имеющие диплом
юриста и допущенные к адвокатской практике в штатах, в соответствии с
установленными правилами. Юристы из других стран, не допущенные к практике в
США, могут стать иностранными членами ААЮ.
Исполнительным органом ААЮ является
правление, руководящими должностными лицами — президент (на текущий год),
президент будущего года, председатель палаты делегатов, секретарь, казначей,
президент прошедшего года, исполнительный директор. Выработкой текущей политики
и решением крупных административных вопросов занимается палата делегатов ААЮ.
На ежегодных съездах ААЮ обсуждаются общие вопросы ее деятельности и избираются
руководящие должностные лица на следующий год.
Рабочими органами Ассоциации являются
постоянные комитеты, специальные комитеты и комиссии, секции и отделения,
организуемые по отдельным отраслям права, вопросам разработки законодательства,
различным аспектам адвокатской практики, деятельности судов и правоприменяющих
учреждений.
В отдельных крупных городах (например, в
Нью-Йорке) на контрактной основе с городской властью создаются организации по
оказанию бесплатной юридической помощи, имеющие статус частных некоммерческих
корпораций. Такие корпорации также финансируются из бюджета штата и или
муниципалитета; они могут получать и благотворительные пожертвования. Несмотря
на государственное финансирование, такие ведомства и корпорации не зависимы от
властей. Сотрудники ведомств «публичных защитников» или корпораций получают
зарплату, набираются в обычном порядке из числа допущенных к практике
адвокатов, пожелавших работать в таком ведомстве и прошедших проверку
квалификационных комиссий, создаваемых учредившим данное ведомство органом
власти. Деятельность адвокатов, работающих в этих ведомствах, оплачивается
государством, и в ведомстве может работать от одного до сотни адвокатов. Во
многих таких ведомствах сотрудникам запрещено совместительство, чтобы их
рабочее время целиком уделялось защите малоимущих. Руководитель ведомства
«публичных защитников» занимается выполнением повседневных административных
задач, а также контролем за нагрузкой ведомства. Вспомогательный персонал
нанимается на работу руководителем. Подбор кадров на вспомогательные должности,
как правило, подлежит утверждению советом по бюджету муниципальной
административно-территориальной единицы. В состав совета не должны включаться
лица, имеющие отношение к полиции, прокуратуре, законодательным или
исполнительным органам власти для того, чтобы избежать обвинений в
ведомственной заинтересованности.
Выгода такой системы среди прочего состоит в том,
что между адвокатами-защитниками налаживается постоянный обмен опытом по
тактике и методике защиты; к тому же система доказала свою эффективность с
точки зрения экономии ресурсов. В числе недостатков можно назвать
ограниченность кадровых ресурсов и стесненность средствах из-за отсутствия у
выборных политиков и населения в целом энтузиазма по поводу выделения средств
на оплату защиты преступников.
В небольших городах, сельской местности
бесплатная юридическая помощь неимущим оказывается адвокатами, вызвавшимися
представлять интересы неимущих помимо своей основной практики. Такие адвокаты
после собеседования в квалификационной комиссии включаются в списки адвокатов,
ведущих дела неимущих граждан, распространяющиеся по всем судам данной
юрисдикции. Аналогичные списки составляются и на федеральном уровне. Услуги
«списочных» адвокатов оплачиваются государством по тарифной сетке (почасовая
оплата или оплата за дело), утвержденной соответствующим органом власти.
3. Адвокатура Франции
С конца XIX в. во Франции утвердился принцип независимости
адвокатской профессии, которая традиционно занимала престижное место в
общественной жизни страны. Адвокаты во Франции всегда пользовались гораздо
большей свободой, чем в других странах Европы, что в свою очередь позволило
сформировать богатейшие традиции французской адвокатуры. В настоящее время во
Франции насчитывается более 19 000 адвокатов. Если к этой армии добавить
огромное количество вспомогательных служб, исследовательских центров и
институтов, то станет очевидным значение адвокатуры как общественного
института, который играет огромную роль в жизни государства в целом.
Прежде чем остановиться на вопросе организации
адвокатуры, следует ответить на вопрос: кто является адвокатом во Франции?
В последние двадцать лет адвокатура Франции
переживает существенные изменения. По закону от 31 декабря 1971 г. произошло
слияние ряда адвокатских профессий (адвоката, поверенного и
консультанта-эксперта в коммерческих судах) в единую профессию адвоката. В 1992
г. также произошло слияние адвоката и юридического советника в новую и единую
адвокатскую профессию. Указанные изменения были вызваны тем, что традиционно
адвокатские ассоциации были организованы при судах соответствующих инстанций,
считались независимыми и не состояли в отношениях какой-либо соподчиненности,
не воспринимая единых профессиональных стандартов, что в настоящее время
представляется необходимым. В рамках указанных преобразований была создана
единая адвокатская ассоциация, а также учрежден Центр профессиональной
адвокатской подготовки.
В настоящее время существует три категории
адвокатов, имеющих право выступать в суде: солиситоры, барристеры и барристеры
перед советом.
Солиситоры имеют право на
представление интересов в судах первой инстанции, барристеры — в апелляционных
судах и, наконец, стороны в кассационном суде и совете государства должны быть
представлены специалистами — барристерами перед советом.
Необходимо отметить, что во Франции термин
«адвокат» обозначает не звание, а вид профессиональной деятельности
практикующего лица. Поэтому любой человек, имеющий квалификацию адвоката, но
прекративший работать в адвокатуре, даже если он продолжает работать в других
сферах права, более не может именоваться адвокатом.
Условия доступа к адвокатской профессии во Франции
довольно жесткие и определены декретом 1972 г.
Прежде всего, необходимо иметь французское
гражданство и диплом по специальности высшего учебного заведения (как минимум
магистра права); кроме того, лицо, желающее стать членом ассоциации адвокатов,
должно не иметь судимостей, а также взысканий за серьезные дисциплинарные или
административные проступки, а также не быть соучастником банкротства по линии
какой-либо фирмы или предприятия.
Лицо, соответствующее указанным требованиям,
должно пройти вступительный экзамен в Центре профессиональной подготовки (два
письменных и устный), проучиться там год, пройти теоретический курс и
практическую стажировку, а затем сдать выпускные экзамены (1 письменный и 3
устных).
При соблюдении этих условий юрист принимается в
ассоциацию адвокатов и принимает присягу следующего содержания: «Присягаю как
адвокат исполнять свои функции с достоинством, добросовестно, независимо,
честно и гуманно». После этого он уже в качестве адвоката проходит двухгодичную
стажировку по специальности и получает свидетельство.
Адвокатом во Франции может стать также гражданин
одного из государств общего рынка при наличии условии взаимною
признания дипломов о высшем образовании. Кроме того, иностранцы должны соответствовать
ряду особых требований.
Адвокаты Франции объединены в ассоциации (ордена). В
каждом судебном регионе существует только одна ассоциация. Существует 181
региональный суд и, соответственно, столько же адвокатских ассоциаций.
Ассоциации различны по своему количественному составу так, в наименьшей
насчитывается только 7 барристеров, тогда как в самой крупной — 11 тысяч
барристеров. Каждая ассоциация остается независимой, самостоятельной
организацией, вырабатывающей внутренний регламент своей деятельности и
обладающей своим имуществом.
Главой ассоциации адвокатов является
председатель, избираемый тайным голосованием членов ассоциации (включая
стажеров) сроком на два года. В компетенцию председателя входит представление
интересов ассоциации перед государственными органами и общественными
организациями, разрешение споров между адвокатами, применение дисциплинарных
взысканий к адвокатам ассоциации, руководство службами ассоциации; он является
председателем совета ассоциации.
Совет ассоциации избирается членами
ассоциации (включая стажеров) также тайным голосованием на срок три года. В
компетенцию совета ассоциации входит управление различными областями
деятельности ассоциации.
На национальном уровне адвокатура Франции
представлена советом ассоциаций адвокатов, которая избирается членами
ассоциации.
Основной деятельностью совета ассоциаций
адвокатов Франции является координация учебных центров по подготовке адвокатов,
представление сообщества адвокатов перед государственными органами и
общественностью. Также совет ассоциаций адвокатов имеет право вырабатывать
дисциплинарные и этические нормы для всей профессии.
Адвокаты вправе работать самостоятельно
или объединяться на условиях партнерства с другими адвокатами. С 1992 г.
адвокатам также разрешено работать в коммерческих организациях. Кроме
того, адвокат может нанимать других адвокатов. Адвокат, работающий по найму у
другого адвоката, не вправе иметь собственную клиентуру. При этом всю полноту
гражданско-правовой ответственности несет адвокат-наниматель. При этом адвокат,
работающий по найму, обязан в своей деятельности указывать данные адвоката, на
которого он работает. Формы совместной работы адвокатов чрезвычайно
разнообразны и классифицируются по мере ответственности адвоката за
деятельность его партнера, а также по форме оплаты труда.
Традиционно наиболее распространенными являются
ассоциации и гражданско-профессиональные товарищества.
Ассоциация — это объединение
адвокатов, каждый из которых персонально отвечает перед своим клиентом. Права
члена ассоциации имеют личностный характер и не могут передаваться. Члены
ассоциации в полной мере сохраняют свою самостоятельность. Договор о создании
ассоциации доводится до сведения совета ассоциации адвокатов.
Интересную форму объединения адвокатов
представляют гражданско-профессиональные товарищества (ГПТ), которые, подлежат
регистрации как юридические лица и вносятся в списки ассоциаций адвокатов.
Члены ГПТ отвечают по долгам ГПТ солидарно и полностью. Клиентура, которую имел
каждый адвокат ГПТ, если можно так выразиться, передается в собственность или
пользование товарищества. Адвокат не получает гонораров, а лишь долю от прибыли
ГПТ в соответствии с долей уставного капитала. Текущие и производственные
затраты несет ГИТ. Каждый адвокат персонально налогом не облагается.
Кроме рассмотренных выше существуют способы
объединения не для «полного осуществления профессиональной адвокатской
деятельности», а лишь объединение «определенных материальных средств» с целью
облегчения осуществления этой деятельности. Такими являются «гражданское
товарищество с объединенными средствами» либо, например, групповая адвокатская
контора, связи и взаимозависимость между членами которой являются значительно
менее жесткими.
Расширяет сферу деятельности адвоката введенное
реформой 1992 г. разрешение адвокатам быть членами «объединений экономического
стимулирования», которые являются юридическими лицами, и хотя регистрируются как
таковые, но в прямом смысле не являются хозяйственными товариществами.
Объединения экономического стимулирования не имеют прибыли для себя, а
содействуют экономической деятельности своих членов.
Поскольку профессия адвоката отнесена законом к
независимым, вмешательство в финансовые отношения адвоката и его клиента
ограничено. Основой взаимоотношений адвоката и клиента является добровольная
сделка. Ст. 10 Закона о статусе адвокатов предусматривает, что тарифы за
составление гражданско-процессуальных документов и участие в процессуальных
действиях устанавливаются гражданско-процессуальным законодательством. Гонорары
же за консультации, помощь в суде, дачу советов, составление правовых
документов, которые не требуют удостоверения, и за выступление в прениях
устанавливаются по договоренности с клиентом.
При отсутствии согласия с последним гонорар
определяется, как правило, с учетом материального обеспечения клиента,
сложности дела, затрат адвоката и др. Запрещено устанавливать размер гонорара
лишь в зависимости от результатов судебного дела. Однако не запрещается к
основному гонорару доплачивать дополнительный в случае положительного для
клиента решения суда.
Споры относительно гонораров между адвокатом и
клиентом разрешается руководством ассоциации адвокатов.
Проблемы Франции в сфере оказания бесплатной или
льготной юридической помощи схожи с проблемами в России: вознаграждение адвокатов
за бесплатную юридическую помощь достаточно скромное и выплачивается с большим
промежутком во времени. При этом объем такой помощи порок доходит до 50 % всех
гражданских и уголовных дел. Ситуация осложняется еще и практикой привлечения
адвокатов к предварительному следствию по назначению.
После реформы, проведенной в январе 1972 г.,
стало возможным соизмерять оказание юридической помощи в зависимости от
имеющихся у клиента средств, освобождать его от части судебных расходов. Это
позволило предоставлять правовую помощь лицам, которые не столь уж
несостоятельны, чтобы рассчитывать на безвозмездное рассмотрение дел, и не
слишком богаты, чтобы самим полностью оплатить все расходы по процессу.
Таким образом, зарубежный опыт организации и
деятельности адвокатуры в Германии, США и Франции многогранен и различен, но
объединяет их то, что лица, претендующие на получение разрешения осуществлять
деятельность адвоката должно иметь юридическое образование (высшее), так же в
этих странах, как и в России, предусмотрено оказание бесплатной юридической
помощи гражданам.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что в отличие
от российской правовой системы, где нет прецедентного права, Европейский суд
работает в области прецедентного права. То есть для правильного понимания
значения статей Конвенции адвокату необходимо также изучить перечень
основополагающих решений Европейского суда, впервые опубликованный в нашей
стране в 2000 г.
Буквальное толкование норм Конвенции без
обращения к конкретным решениям Европейского суда может привести к
неправильному пониманию положений, изложенных в ней. Указанное обстоятельство
является основополагающим, на что российскому адвокату, решившемуся обратиться
в Европейский суд необходимо обратить внимание.
Подводя итог, следует акцентировать внимание на то, что рассматриваемая судом жалоба должна отвечать следующим
принципам:
1. Жалоба должна быть подана надлежащим лицом,
т.е. человеком, пострадавшим от нарушения Конвенции.
2. Жалоба должна быть подана на нарушение права
гарантированного от нарушений Конвенцией.
3. Нарушение прав должно иметь место после
ратификации государством-ответчиком Конвенции, т.е. все дела до
5 мая 1998 г. Европейским судом не рассматриваются.
4. Нарушение прав должно произойти в пределах
юрисдикции государства-ответчика.
5. Жалоба подается только после использования
всех средств защиты права в Российской Федерации.
6. Жалоба должна быть подана в течение шести
месяцев после вступления в законную силу окончательного решения на территории
Российской Федерации, т.е. решением Верховного суда РФ в кассационной
инстанции.
Если эти требования не будут соблюдены в жалобе,
то Европейский суд откажет в рассмотрении жалобы.
Зарубежный опыт организации и деятельности
адвокатуры в Германии, США и Франции многогранен и различен, но объединяет их
то, что лица, претендующие на получение разрешения осуществлять деятельность
адвоката должно иметь юридическое образование (высшее), так же в этих странах,
как и в России, предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи гражданам.
Литература
1.
Конституция
Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 года);
2.
Обзор жалоб граждан Российской Федерации, находящихся на
рассмотрении Европейском
Суде по правам человека, затрагивающих интересы и компетенцию МВД России.
3.
Кучерена
А.Г. Адвокатура: Учебник. — М.: Юристъ, 2004.
4.
Смоленский
М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Серия «Высшее
образование» — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
5.
Гриненко
А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А. Адвокатура в Российской Федерации
Учеб. пособие /Под ред. А. В. Гриненко – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2003.
6.
Иванов В.Н. Помощь адвоката предприятиям и гражданам. М., Приор,
1998.
7.
Вайпан В.
Сергеев В. Комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от
31.05. 2002 № 63-ФЗ// Экономика и право 2002. №11.
8.
Вайпан В.
Сергеев В. Комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от
31.05. 2002 № 63-ФЗ// Право и экономика. 2003. №10.
Страницы: 1, 2, 3
|