Основной
правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются
многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений
государств.
Председательство
в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с
Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно
каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе
принципа ротации, на срок не более одного года.
Предшествующий
и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.
Это
согласуется с международной практикой, опытом функционирования высших и
координирующих органов СНГ.
Решением
Совета глав государств от 25 января 2000 года Председателем Совета глав
государств Содружества Независимых Государств утвержден Президент Российской
Федерации В.В.Путин. Представители России председательствуют и в других уставных
органах Содружества: Совете министров иностранных дел, Совете министров
обороны, Совете командующих Пограничными войсками.
2.2.
Совет глав правительств
Совет
глав правительств Содружества координирует сотрудничество органов
исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих
интересов.
Совет
глав правительств Содружества решает вопросы:
- реализации
поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств;
- реализации
положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а
также практического функционирования зоны свободной торговли;
- принятия
совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других
отраслей экономики и их финансирования;
- развития
систем транспорта, связи, энергетических систем;
- сотрудничества
в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики;
- разработки
механизмов, направленных на формирование научно-технологического
пространства;
- создания
органов Содружества в рамках его компетенции;
- назначения
(утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его
компетенции;
- финансового
обеспечения деятельности органов Содружества.
Совета
глав правительств собирается на заседания четыре раза в год, внеочередные
заседания могут созываться по инициативе правительства одного из
государств-членов.
2.3.
Совет министров иностранных дел.
Совет
министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (СМИД) создан
Решением Совета глав государств Содружества от 24 сентября 1993 года для
осуществления координации внешнеполитической деятельности.
В
целях повышения роли СМИД в общей структуре Содружества Решением Совета глав
государств от 2 апреля 1999 года была принята новая редакция Положения о СМИДе,
где последний определен как основной исполнительный орган, который обеспечивает
сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по
вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета
глав государств, Совета глав правительств Содружества и по их поручению
принимает решения.
СМИД
в своей деятельности руководствуется целями и принципами Устава Организации
Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе,
основополагающими документами Содружества Независимых Государств, соглашениями,
заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета
глав правительств, а также настоящим Положением.
Основными
задачами СМИД являются:
- организация
выполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств
Содружества;
- содействие
развитию сотрудничества государств-участников Содружества во
внешнеполитической сфере, включая взаимодействие их дипломатических служб;
- содействие
развитию гуманитарного и правового сотрудничества государств-участников
Содружества;
- поиски
путей мирного урегулирования споров и конфликтов и создания обстановки
мира, согласия и стабильности в Содружестве;
- содействие
укреплению дружбы, добрососедства и взаимовыгодного международного
сотрудничества.
СМИД
осуществляет следующие функции:
- рассматривает
ход исполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств
Содружества и заключенных в рамках СНГ международных договоров и
соглашений;
- дает
свое заключение о проектах повесток дня заседаний Совета глав государств и
Совета глав правительств Содружества;
- проводит
консультации в области внешней политики государств-участников Содружества
по вопросам, представляющим взаимный интерес;
- содействует
обмену опытом и информацией о внешнеполитических вопросах;
- рассматривает
вопросы организации взаимодействия заинтересованных государств-участников
Содружества Независимых Государств в Организации Объединенных Наций и на
других международных форумах, включая возможность выдвижения совместных
инициатив;
- осуществляет
меры для совершенствования информационного обеспечения внешнеполитической
деятельности государств-участников Содружества, для работы с архивами,
подготовки и повышения квалификации дипломатических кадров;
- рассматривает
и решает другие вопросы по поручениям Совета глав государств и Совета глав
правительств Содружества.
Большое
внимание Совет министров иностранных дел уделяет вопросам миротворческой
деятельности. Совместно с Советом министров обороны были разработаны Положение
о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств и
Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории
государств-участников СНГ и ряд других документов[3].
СМИД
как один из ведущих органов Содружества является последней инстанцией, рекомендующей
Совету глав государств и Совету глав правительств принятие тех или иных
решений.
2.4. Совет министров
обороны государств-участников СНГ (СМО).
Создан
Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 14
февраля 1992 года.
Является
органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного
строительства государств-участников Содружества.
Членами
СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы,
Туркменистана и Украины) и Начальник Штаба по координации военного
сотрудничества государств-участников Содружества.
Штаб
по координации военного сотрудничества является постоянно действующим рабочим
органом Совета министров обороны.
Заседания
СМО проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в
три месяца.
Совет
Министров Обороны:
- рассматривает
концептуальные подходы к вопросам военной политики и военного
строительства государств- участников Содружества и при необходимости
вносит предложения на рассмотрение Совета глав государств Содружества
Независимых Государств;
- осуществляет
координацию военного сотрудничества государств-членов Содружества;
- разрабатывает
предложения по координации усилий государств-участников Содружества,
направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на территориях
государств-участников Содружества и их внешних границах; по сближению
нормативно-правовых актов государств-участников Содружества в области
военного строительства и социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных
с военной службы, и членов их семей;
- осуществляет
организацию деятельности групп военных наблюдателей и коллективных сил по
поддержанию мира в СНГ.
2.5. Совет командующих
Пограничными войсками (СКПВ).
Создан
Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля
1992 года.
Является
коллегиальным органом Совета глав государств и Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств по вопросам координации охраны внешних
границ Содружества и экономических зон государств- участников СНГ
Членами
Совета командующих являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или
другие полномочные представители) государств- участников СНГ (кроме
Азербайджана, Молдовы и Украины), а также Председатель Координационной службы
Совета командующих.
Координационная
служба - постоянный рабочий орган СКПВ, обеспечивающий выполнение возложенных
на Совет функций.
Заседания
СКПВ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Функции
Совета командующих Пограничными войсками:
- согласовывает
усилия государств-участников СНГ по реализации решений Совета глав
государств, Совета глав правительств Содружества и собственных решений, а
также положений Устава СНГ, касающихся пограничных вопросов;
- координирует
усилия Пограничных войск в области охраны внешних границ и экономических
зон, а также по обеспечению стабильного положения на них;
- развивает
дружественные связи между Пограничными войсками государств- участников
Содружества;
- содействует
развитию и укреплению Пограничных войск государств- участников Содружества
путем сближения национального законодательства по вопросам границ и их
охраны, взаимного обмена информацией, сотрудничества в области
военно-технической политики и подготовки кадров.
2.6. Межпарламентская
Ассамблея.
Межпарламентская
Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА) была
образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного
главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России,
Таджикистана и Узбекистана. Ассамблея была учреждена как консультативный
институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов,
представляющих взаимный интерес.
В
1993 - 1995 годах членами Межпарламентской Ассамблеи стали парламенты
Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова. В 1999 году к
Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина.
26
мая 1995 года главы государств Азербайджанской Республики, Республики Армения,
Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской
Федерации и Республики Таджикистан подписали Конвенцию о Межпарламентской
Ассамблее государств ~ участников Содружества Независимых Государств, которая
вступила в силу 16 января 1996 года. В 1997 году к Конвенции присоединилась
Республика Молдова. По этой Конвенции Межпарламентская Ассамблея признана
межгосударственным органом и занимает одно из ведущих мест в системе органов
Содружества Независимых Государств.
Наибольшее
значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со
сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Это
направление осуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных
актов и рекомендаций.
Межпарламентская
Ассамблея постоянно уделяет внимание приведению национальных законов в
соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ. Возрастает
роль Ассамблеи в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной
политики, соблюдению основных прав и свобод человека, гуманитарного
сотрудничества. Парламентам для использования в национальном законотворческом
процессе направлены модельные акты и рекомендации МПА о социальных правах и
гарантиях граждан, защите прав потребителей, миграции трудовых ресурсов, защите
гражданских лиц, прав военнопленных и т.д.
Парламентами
- участниками МПА достигнута договоренность о содействии в формировании общего
культурного образовательного пространства, создании законодательного механизма,
обеспечивающего проведение скоординированной политики в области науки,
научно-технической деятельности. Создаются условия для развития интеграционного
сотрудничества в области охраны окружающей среды. Разрабатывается согласованная
законодательная база для борьбы с преступностью и коррупцией в рамках
Содружества. Особое внимание уделяется вопросам формирования зоны свободной
торговли[4].
Межпарламентская
Ассамблея принимает рекомендации по синхронизации процедур ратификации
(утверждения) парламентами государств - участников Содружества Независимых
Государств договоров (соглашений заключенных в рамках Содружества, а в случае
соответствующего решения, принятого Советом глав государств или Советом глав
правительств Содружества Независимых Государств, - и иных международных
договоров, участие в которых государств - участников Содружества является
весьма желательным для достижения их общих целей, закрепленных в Уставе
Содружества Независимых Государств.
Одной
из важнейших задач Межпарламентской Ассамблеи является миротворческая
деятельность. Она предусматривает миротворческие акции в “горячих точках” стран
Содружества и разработку правовых основ для последовательного осуществления
этой деятельности.
В
прошедшие с момента образования Ассамблеи годы ее усилия были направлены на
содействие Совету глав государств - членов СНГ, а также ООН и ОБСЕ в разрешении
региональных конфликтов, укреплении мира в Нагорном Карабахе; Приднестровье,
Республика Молдова; Абхазии, Грузия, а также на внешних рубежах Содружества
(Таджикистан). Советом МПА образованы комиссии Межпарламентской Ассамблеи по
урегулированию конфликтов в указанных регионах СНГ.
Достигнуты
существенные результаты, важнейшим из которых стало подписание в мае 1994 года
Бишкекского протокола - единственного политического документа, обеспечивающего
прекращение огня в Нагорном Карабахе.
В
октябре 1999 года и январе 2000 года группа депутатов парламентов -членов МПА
работала в районе Северного Кавказа Российской Федерации (Чечня, Ингушетия,
Дагестан) с целью получения информации о ходе антитеррористической операции
федеральных сил России в Чечне и о положении временно перемещенных лиц на
территории Ингушетии. Итоги работы депутатской группы доведены до сведения
депутатов ПАСЕ, ПА ОБСЕ и Европарламента.
Одним
из ответственных направлений деятельности МПА является установление и развитие
контактов с другими международными парламентскими организациями.
С
рядом организаций взаимоотношения строятся на договорной основе. Так, в июне
1997 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между МПА и ПАСЕ
(Парламентская Ассамблея Совета Европы). В июне 1998 года были подписаны
Совместное заявление Совета МПА и Бюро ПА ОБСЕ (Парламентской Ассамблеи
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) и Меморандум о
сотрудничестве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с
Секретариатом Совета МПА. В декабре 1998 года - Протокол о сотрудничестве между
МПА и ПАЧЭС (Парламентская Ассамблея Черноморского экономического
сотрудничества). В январе 1999 года в Гватемале было подписано Соглашение о
сотрудничестве по обмену информацией между Советом МПА и
Центрально-американским парламентом (ЦАП). В июне 1999 года в штаб-квартире ООН
в Нью-Йорке состоялась торжественная церемония подписания Меморандума о
намерениях между Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам
(ДЭСВ) и МПА по сотрудничеству в экономической, социальной и родственных
областях.
Организацию
деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляет состоящий из руководителей
парламентских делегаций Совет Ассамблеи, который собирается на свои заседания
четыре раза в год.
Подготовку
мероприятий, проводимых Межпарламентской Ассамблеей и ее Советом, осуществляет
находящийся в Санкт-Петербурге Секретариат Совета МПА.
В
соответствии с договором между Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь,
Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики
Таджикистан и Советом Межпарламентской Ассамблеи государств - участников
Содружества Независимых Государств Секретариат Совета МПА осуществляет также
информационное, правовое, материально-техническое и организационное обеспечение
деятельности Межпарламентского Комитета и его органов.
Важную
роль в разработке и подготовке к принятию модельных законодательных актов и
других документов Ассамблеи играют постоянные комиссии МПА. Действует десять
постоянных комиссий: по правовым вопросам; по экономике и финансам; по
социальной политике и правам человека; по экологии и природным ресурсам; по
вопросам обороны и безопасности; по науке и образованию; по культуре,
информации, туризму и спорту; по внешнеполитическим вопросам; по изучению опыта
государственного строительства и местного самоуправления и
контрольно-бюджетная.
Страницы: 1, 2, 3
|