В городских
процессах и событиях горожане – не безликая масса. Один город отличается от
другого, как и от поселений других типов, не только опредмеченными,
объективированными параметрами, градообразующими факторами, особенностями
местного управления, историческими достопримечательностями, благоустройством
быта, развитием образовательно-воспитательной, культурно-духовной,
информационно-коммуникативной, рекреационно-досуговой и физкультурно-спортивной
сфер. Города также отличаются своим «социальным капиталом» (по
терминологии западных ученых, исследующих статику и динамику общества). При этом
под социальным капиталом понимается набор неформальных ценностей и норм,
благодаря принятию которых членами сообщества (в том числе и городского)
создаётся ментальная возможность сотрудничества через реализацию доверия.
Социальный капитал позволяет различным группам внутри общества (в том числе и
на городском уровне) объединяться и защищать общегородские интересы.
В этой связи
обращает на себя внимание «Повестка дня на ХХI век» – программа
деятельности по устойчивому развитию на местном, национальном и мировом уровнях
(1992 г., Рио-де-Жанейро). В 28 главе этой программы подчёркивается ключевая
роль местных властей в достижении согласия всех слоёв населения в ходе
совместной реализации «Местной повестки дня на ХХI век». «Думать глобально –
действовать локально» – вот перспективная тактика социального развития,
включающая в себя, наряду с другими, не менее важными составляющими, ориентацию
на уменьшение дистанции между местной властью и населением, активное соучастие
которого в общественно значимых событиях есть непременное условие успешного
продвижения по пути устойчивого развития социума, а также является фактором
развития самих социальных субъектов. Активность людей является самым
действенным и эффективным средством для сознательного освоения ими социума, а
также для более адекватного постижения ими самих себя, своих собственных
возможностей и способностей.
Гуманистический
подход к трактовке социализации, как важнейшей и неотъемлемой стороны
становления и развития личности, сопряжен с исследованием среды в качестве
необходимого и достаточного набора внешних (экзогенных) факторов для
самореализации и саморазвития личности на базе её внутренних потенциальных
(эндогенных) возможностей. Это предопределяет логический исток в построении
структурной схемы социума в качестве инвариантной среды социализации. Человек
вообще, любой и каждый, социализируется по одному и тому же алгоритму
социумно-средовых структурных взаимодействий.
Разумеется, это
не в коей мере не означает одинаковости и однообразия. Напротив, инвариантность
скорее предполагает, чем исключает, вариативность. Поэтому применительно к
рассматриваемой теме с полным основанием следует подчеркнуть: сколько людей –
столько и судеб, столько процессов и результатов социализации. Абстрагируясь от
рассмотрения всевозможных конкретно-реальных ситуаций соотношения личного и
общественного в социализации, подчеркнём методологическую значимость
диалектического подхода к анализу таких противоположных тенденций, как
индивидуализация и персонификация, с одной стороны, и социализации как процесса
и результата усвоения и воспроизведения на индивидуальном уровне
социокультурных ценностей и норм, с другой.
Противоречие
данных тенденций в рамках парадигмы гуманистического подхода к социализации
рассматривается в коммуникативно-деятельностном аспекте как активное включение
человека в социумное пространство субъект-субъектных отношений. Что касается
субъект-объектных отношений, то они при этом подходе не игнорируются, а
интерпретируются через призму межсубъектных отношений. Социум как среда, внутри
которой разворачиваются все сценарии под общим названием «cоциализация»,
оказывается по отношению к многообразным векторам коммуникативно-деятельной
активности социальных субъектов и имманентной причиной, и имманентным
следствием в зависимости от «точки отсчёта» в контексте рассмотрения.
На этом основании
средовый и деятельностный подходы к исследованию социума вообще и его структуры
в частности не представляются как взаимоисключающие. Неслучайно само понятие
«среда» фиксирует в своём содержании ту реальность, которая существует во
взаимодействии с субъектом. И если речь идёт о человеке как носителе
сознательной деятельности и общения, то природные и общественные факторы его
бытия будут охватываться понятием «среда». При этом природное неизбежно в той
или иной мере будет «очеловечено», «окультурено», «социализировано» и в этом
своём новом качестве интегрировано в социум, запечатлеваясь в его структуре.
Современный
социум в структурно-функциональном аспекте – это особая по своему качеству и
тенденциям развития многоуровневая и многосферная система человеческих
отношений, деятельности и коммуникации. Базовой стороной данной системы, её
внутренним основополагающим компонентом, некой «несущей» конструкцией являются
субъект-субъектные отношения, статика и динамика которых продуцирует
всевозможные по ментальности, модальности, гносеологическому и аксеологическому
содержанию компоненты социумной среды в целом и относительно реально-конкретных
стратифицированных индивидуальных и групповых носителей, потребителей,
созидателей и разрушителей этих компонентов в отдельности.
Достоверные
знания об этом «остове» человеческих сообществ дают ключ к адекватному
проектированию и моделированию социальных коммуникаций и инфраструктуры по всем
параметрам. В том числе и на мезоуровне, в контексте определённой городской
среды. Поэтому вполне логично и закономерно было появление в лоне социологии,
философии, психологии и педагогики концепций, направленных на осмысление
города, городской среды как фактора социализации со специфическими
деятельностно-коммуникативными возможностями для актуализации и самореализации
социальных субъектов.
Такой подход
имеет солидно представленные традиции в мировой и отечественной философии,
социологии, психологии и педагогике. В данном контексте представляется
актуальной позиция А.В. Мудрика, который развивает свой подход к социализации,
опираясь на идеи известных во всём мире учёных, например американских
психологов Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Согласно этому подходу, социализация
– это «…развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства
культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно
направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных
этапах». Социум, как пространство социализации, структурируется и
представляется в качестве многоуровневой системы: микро-, мезо-, макро-,
мегасоциум. Факторы социализации группируются по данным уровням. Каждый фактор
в рамках соответствующего уровня исследуется в плане выявления его
социализирующих функций. Например: «социализирующие функции семьи»
«социализирующие функции группы сверстников».
Уровневый анализ
факторов социализации – один из аспектов проблемы социализации, позволяющий
через структуру социума выйти на практически значимые аспекты исследования,
связанные с выявлением позитивных и негативных средовых условий социализации. В
контексте структурного анализа социумно-средовых факторов социализации в той
или иной степени затрагиваются компоненты различных сфер общества. Вместе с тем
достаточной чёткости в этом отношении не наблюдается. Более того, нередко
возникают казусы и недоразумения, которые можно свести к вопросу о том, почему,
на каком основании одни компоненты той или иной сферы рассматриваются применительно
к анализу социализации на определённом уровне, а другие нет. Например, не
совсем ясна причина отнесения религиозного фактора лишь к микроуровню социумной
среды или рассмотрение средств массовой коммуникации в качестве
социализирующего фактора – только на мезоуровне среды.
Отправляясь от
такой структурной единицы, как человек, вокруг которого и разворачивается вся
панорама социума в качестве территории социализации, можно, представить систему
уровней и сфер социума.
В эпицентре
данной структурно-логической схемы – человек во всей его многокачественности
как субъект всевозможных отношений, деятельности (включая общение) и социальной
психики. Исходя из системного включения человека в социум, представляется
возможным увидеть модель его собственной интегративной сущности, в которой, как
в капле воды, отражается многомерность, многофакторность среды его жизни.
Человек =
природно-био-психо-социо-культурно-духовное существо. При этом его личностная
составляющая является неразрывным образом связанной с социо-культурно-духовными
компонентами среды. Но эта связь не является исключительно адаптационной и
однонаправленной от социума к человеку. Человек не обречён на роль
стопроцентной копии среды. Он в той или иной мере сам является субъектом, а не
только объектом воздействия со стороны внешних условий и факторов среды. Это
обстоятельство касается всех уровней и сфер социума, в том числе и городского.
Исследование
города в рамках системно-структурной модели социума представляется оптимальным
для преодоления фрагментарного подхода и для анализа запутанных хитросплетений
в «паутине» социумных взаимосвязей, разобраться в которых можно лишь с позиции
видения упорядоченного целого. В этом смысле представляется плодотворной
позиция тех авторов, которые считают, что социальное явление можно адекватно
интерпретировать лишь как проявление общественной жизни в целом. Такой подход
даёт возможность преодолеть такие крайности в освещении социальной
проблематики, как эмпиризм, с одной стороны, и теоретизирование – с другой. В
частности, это помогает увеличить КПД исследований по проблеме социализации.
Проиллюстрируем это на примере экологического аспекта городской среды как
фактора социализации человека.
Как и любой
другой, данный аспект социализации реализуется посредством активного включения
человека в соответствующие экологические отношения, деятельность, информацию.
Это осуществляется непосредственно практическим образом – в процессе жизни, в
целенаправленном педагогическом воздействии на людей – в воспитательно-образовательной
сфере социализации, а также в различных формах идеологического воздействия на
сознание и поведение людей (политических, правовых, нравственных, религиозных,
эстетических). В этом процессе, так или иначе, задействованы все уровни
социума. Город в этой связи представляет собой важнейший мезокомпонент социума,
оказывающий непосредственное воздействие на состояние здоровья, характер
заболеваний, продолжительность жизни, самочувствие и благополучие своих
жителей. По этой причине и на уровне каждой отдельно взятой страны, и на
общемировом уровне осуществляется мониторинг городов с экологической точки
зрения. Не случайно также то, что в Аалборгской хартии акцентируется
ответственность мезокомпонентов социума, прежде всего городов, за
предотвращение экологических бедствий и катастроф техногенного происхождения. От
социальных субъектов города зависит не только состояние городской среды, но и
настоящие и будущие условия социализации в целом.
Экологическая
социализация,
взятая во всей полноте связей и зависимостей с различными компонентами социума,
осуществляется в следующем социумном контексте:
1. Состояние
природной среды в её соотношении с потребностями людей в здоровье, нормальном
самочувствии и увеличении продолжительности активной жизни и деятельности.
2. Влияние
экологической ситуации и экологического сознания на динамику народонаселения.
3. Экономические
аспекты экологической сферы.
4. Экологические
взаимоотношения между различными субъектами социума в связи и по поводу их
воздействий на окружающую среду.
5. Экологическая
деятельность – активность социальных субъектов в сфере охраны, защиты,
восстановления и сбережения природных ресурсов.
6. Экологическая
политика субъектов управления на всех уровнях социума.
7. Экологическое
право: нормативно-документальное обеспечение и юридическое сопровождение
отношений с природой.
8. Экология как
наука, включая и социальную экологию, а также экологические аспекты всех
научных знаний.
9. Экологическое
воспитание и образование.
10.
Социально-психологическое и идеологическое воздействие на людей через
экологическую тематику СМИ.
11. Нравственные
аспекты экологических отношений и деятельности.
12. Религиозное
сознание и культово-обрядовая практика в контексте отношений человека с
природой.
13. Природа как
естественный источник эстетических чувств, переживаний и настроений у людей,
как побудительный фактор художественно-эстетического творчества.
14. Влияние
процесса экологизации сознания и деятельности людей на социальную структуру, на
систему организаций и учреждений соответствующей направленности.
15. Влияние
экологических факторов на физкультурно-спортивную сферу.
16. Взаимосвязь
досугово-игровой сферы с экологическими факторами.
17. Проблемы
экологизации быта.
18. Экологические
аспекты техносферы общества.
Аналогичным
образом можно проследить взаимосвязи, взаимопересечения и взаимовлияния всех
других структурных компонентов социума. В данном аспекте явно прослеживается
единство дифференциации и интеграции в обществе. Одним из ракурсов этого
единства является диалектика тенденций индивидуализации и интеграции личности в
процессе её социализации. Все и каждый, кто живёт в обществе, зависят от этого
общества. Мера этой зависимости носит вероятностный характер для всех
социальных субъектов на всех социумных уровнях и во всех сферах социума. В
каждой отдельно взятой «точке» пересечения векторов социумного континуума, с
одной стороны, сходятся, пересекаются и завязываются в сложные сплетения
многочисленные «нити паутины» средовых факторов, воздействующих на процесс и
результат социализации. С другой стороны, внешне-средовые влияния преломляются
каждый раз специфическим образом через «призму» внутрисубъектных свойств,
коммуникативно-деятельностных качеств, сформировавшихся не только на почве
среды, но и на базе задатков и способностей, индивидуальных
предрасположенностей каждого человека к определённой направленности социальной
активности, к выполнению особой личностной миссии в социуме. Личность – это не
робот, программируемый извне. Это всегда тайна, чудо. Ему присуща в той или
иной степени непредсказуемость и непросчитываемость. Но это и не человек
ниоткуда. Это реальное, земное существо со своими «корнями», уходящими в почву
всего мира человеческого бытия. Человек вбирает в себя, в свою многогранную
сущность пространственно-временные координаты и структурно-функциональные
параметры социума как активный в проявлениях своей рациональности и
иррациональности субъект, обладающий свободой выбора и соразмерной этой свободе
ответственностью за принимаемые и реализуемые решения, за своё прошлое,
настоящее и будущее.
Заключение.
Техногенная
городская среда обусловливает специфические ситуации социализации горожан всех
половозрастных и статусно-ролевых категорий. Поскольку происходит усугубление
этой специфики, постольку возрастает потребность в её осмыслении. Все это
делает востребованными систематизацию, структурно-логическое упорядочивание
материалов по данной тематике, почерпнутых из различных источников, включая
огромный по объему эмпирический, в том числе экзистенциальный, информационный
пласт. Факты и опыт, отражающие городской образ жизни, убедительно
свидетельствуют о том, что город не только притягивает и использует людской
потенциал. Он по образу и подобию своему преобразует и создаёт людей, а также
сам становится объектом воздействия горожан, своих внутренних организаций,
учреждений, деятельностно-коммуникативных структур. Активность, стратегия и
тактика городских структур опосредована живущими в этом городе людьми,
разумеется, с учётом влияния всех внешних по отношению к городской среде
факторов.
Народ в качестве
населения города является такой живой и динамичной субстанцией данного
мезосоциума, которая обладает определённым уровнем субъектности. На уровне
городского сообщества проявляются в той или иной мере тенденции к
самоидентификации, к консолидации, к коллективно-бессознательным и
целенаправленно-осознанным совместным действиям.
Библиографический
список.
1. Пищик А.М. Методология
социального проектирования устойчивого развития России в XXI веке. Н.Новгород:
Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2005;
2. Мудрик
А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999;
3. Еженедельное приложение
“География” к газете “Первое сентября” №№ 3,6,8 за 1997 год.
Страницы: 1, 2, 3
|