В
1994 г. был разработан проект постановления Правительства РФ "О создании
федеральной системы экологической сертификации". Однако рассмотрение
проекта постановления отнесено на более поздний срок в связи с отсутствием
необходимой правовой базы, определяющей сферу действия и объекты экологической
сертификации. Была продолжена и работа по подготовке к регистрации в
Госстандарте России системы добровольной экологической сертификации.
Минприроды
РФ совместно с другими организациями принимало участие в подготовке Указа
Президента России от 19 августа 1993 г. "Об особенностях приватизации и
дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий
оборонных отраслей промышленности" и постановления Правительства РФ от 21
марта 1994 г. "О сертификации безопасности промышленных и
опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей
промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные
технологии".
В
соответствии с этими документами проводилась разработка экологических
требований и перечня экологически вредных технологий, используемых на предприятиях
Госкомоборонпрома России. С целью повышения эффективности этих работ в июле
1994 г. было подписано Соглашение "О взаимодействии Минприроды России,
Госстандарта России и Госкомоборонпрома России в работе по сертификации
экологической безопасности производств предприятий и организаций оборонных
отраслей промышленности".
В
связи с выходом постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. "О
порядке выдачи лицензий на разработку и производство вооружения, военной
техники боеприпасов" и во исполнение соглашения между Минприроды России и
Госкомоборонпромом России был подготовлен и подписан приказ Министра от 29
декабря 1994 г. "О временном порядке выдачи заключения о выполнении
требований экологической безопасности производств предприятий Госкомоборонпрома
России".
Основные
документы и материалы по экологической сертификации рассматривались на
межрегиональных совещаниях и были направлены в территориальные органы. На их
основе в некоторых регионах ведутся работы по экологической сертификации (Татарстан,
Хакассия, Москва, Ростовская и Ленинградская области).
В
1994—1995 гг. проводилась работа, необходимая для присоединения России к
Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), в частности, разработка
Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации. В этом документе были
учтены предложения Минприроды РФ по нетарифным методам регулирования торговли.
Остается
нерешенной проблема освобождения от выплаты таможенных пошлин закупаемого за
границей природоохранного оборудования; такие вопросы возникают у многих
регионов. По Свердловской области, например, с участием Минприроды РФ был
положительно решен вопрос освобождения от таможенных пошлин закупленных в ФРГ
двух передвижных комплексных лабораторий. Каждый раз при возникновении
подобных проблем решения находятся в индивидуальном порядке. Однако в целом
проблема не решена. Так, Государственный таможенный комитет отклонил
представленные Минприроды РФ предложения в проект Закона РФ "О внесении
изменений и дополнений в законы РФ по вопросам налогообложения" в части,
касающейся ст.35 Закона РФ "О таможенном тарифе" о распространении
таможенных льгот на ввоз (вывоз) товаров "прямого природоохранного
назначения".
2.2 Экологическая паспортизация
Продолжается
работа по совершенствованию экологической паспортизации на территории
Российской Федерации, которая проводится с 1990 г. Несмотря на неоднозначность
взглядов на эту проблему, ее решение приняло широкие масштабы. В настоящее
время в различных регионах составлено и согласовано значительное число
экологических паспортов предприятий, оказывающих негативное воздействие на
окружающую природную среду. По данным, полученным из 59 регионов, к 1 сентября
1994 г. составлено и согласовано более 20 тыс. экологических паспортов, в том
числе промышленных предприятий — более 14 тыс., сельскохозяйственных — более 1
тыс., транспортных предприятий — около 90, территорий — 50. По имеющимся
данным, в 43 природоохранных комитетах субъектов Федерации информация
экологических паспортов введена в базу данных об экологической обстановке и
используется в процессе принятия решений и осуществления мероприятий в области
охраны окружающей среды и природопользования.
Совершенствование
экопаспортов позволит применять их данные при приватизации объектов,
экологическом страховании, сертификации производств и процессов,
лицензировании природопользования, экологическом аудировании. Ни один из ранее
действующих экологических документов не создает таких широких возможностей.
Требуется
разработать макеты экологических паспортов сельскохозяйственного,
лесохозяйственного, транспортного предприятий, объектов Минобороны и других
отраслей. Все макеты должны предусматривать возможность машинной обработки
информации и ее хранения, что позволит рассматривать систему экологических паспортов
как составную часть единой государственной системы мониторинга и
Государственной экологической информационной системы (ГЭИС). В настоящее время
Кировским областным комитетом проводится работа по созданию макета
экологического паспорта природопользователя, построенного на новых принципах и
являющегося первичной базой данных о воздухе, воде, почве, отходах. Разрабатываемый
макет экологического паспорта позволяет сформировать формы статистической
отчетности для любого уровня управления, тома ПДС, ПДВ предприятия, города,
территории и стыкуется с комплексным территориальным кадастром природных
ресурсов.
С
1994 г. активизировалась работа министерств и ведомств по созданию макетов
экологических паспортов, отражающих отраслевую специфику предприятий. Департаментом
речного транспорта, Минтранса РФ разработан и согласован с Минприроды РФ макет
экологического паспорта речного порта. Минсельхозпрод РФ подготовил проект
макета экологического паспорта сельскохозяйственного предприятия, который в
настоящее время проходит производственную апробацию в нескольких регионах
страны.
Госкомоборонпром
РФ завершает работу над макетом экологического паспорта судостроительного
завода, проводящего работы по строительству, ремонту и обслуживанию судов с
ядерными энергоустановками. Следует отметить, что рад зарубежных организаций,
в частности из Швеции, заинтересовались работой по созданию экопаспортов
сельхозпредприятий. Планируется провести совместное мероприятие по данной
проблеме.
Проводится
работа по экологической паспортизации военных объектов. Военно-космическими
силами разрабатывается документация по паспортизации космодромов, пунктов
запуска ракет и объектов, связанных с их обеспечением и обслуживанием.
Росгидромет проводит работы по паспортизации объектов гидрометеорологии.
Минприроды РФ осуществляет научно-исследовательские работы по макетам
экологических паспортов территорий и особо опасных промышленных объектов.
Для
усиления эффективности данных работ необходимо подготовить проект основных
направлений совершенствования экологической паспортизации, реализация которых
позволила бы экологическому паспорту стать одним из основных
нормативно-правовых документов, регулирующих взаимоотношения
природопользователей с органами охраны природы.
В
условиях осуществления Программы приватизации важно определить место и роль
территориальных комитетов Министерства в этой работе. В этих целях с учетом
мнений субъектов федерации подготовлены и включены в Государственную программу
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации предложения по учету экологического фактора в процессе приватизации.
(Программа утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря
1993 г.)
2.3 Приватизация и устойчивое развитие
В
пункте 6.33 Программы указывается, что учет экологического фактора при
приватизации заключается в проведении экологического аудирования, определении
требований по экологической санации предприятий и отражению их в условиях
конкурса и платной приватизации; создании на предприятиях фондов экологической
санации; выводе части экологически опасных предприятий за пределы городских
или иных территорий. Соответствующие нормативно-методические документы,
регламентирующие вопросы учета экологических требований при приватизации, подготовлены
Минприроды РФ и Госкомимуществом России и должны быть в ближайшее время утверждены.
Вместе с тем, учитывая важность учета экологического фактора при приватизации и
невозможность дальнейшего промедления в этом вопросе, было бы целесообразно
утвердить соответствующие временные документы на уровне субъектов федерации.
Учет экологического фактора при приватизации необходим именно с точки зрения
региональных интересов, в ряде регионов уже на практике реализуют такие меры,
как экспресс-оценка экологической опасности приватизируемых предприятий,
определение перечня мероприятий по экологическому оздоровлению предприятий,
включаемых в условия конкурса и планы приватизации. В качестве примера можно
выделить республики Марий Эл, Коми, Архангельскую и Тверскую области.
В
соответствии с планом-графиком разработки нормативных актов, обеспечивающих
переход к выполнению "Основных положений государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации после 1 июля 1994 г.", утвержденных Указом Президента Российской
Федерации от 22 июня 1994 г., Минприроды РФ совместно с Госкомимуществом России
велась разработка порядка учета экологического фактора, условий безопасного
ведения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах
при приватизации предприятий, подлежащих выводу по экологическим требованиям.
Минприроды РФ совместно с территориальными органами охраны природы
подготовлены списки экологически опасных предприятий по регионам страны. В 1995
г. принято совместное распоряжение Госкомимущества и Минприроды РФ,
определяющее процедуру учета экологического фактора. В соответствии с Указом
Президента "О государственной стратегии Российской Федерации по охране
окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития" (февраль,
1994 г.) в 1994-1995 гг. разрабатывалась Концепция перехода Российской
Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающая сбалансированное
решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранение
благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в
целях удовлетворения жизненных потребностей населения. Основными исполнителями
были Минэкономики, Минприроды, Минфин РФ, а также заинтересованные организации,
РАН и органы исполнительной власти субъектов РФ. Документ должен быть оформлен
в виде постановления Правительства России к сентябрю 1994 г. Один из вариантов
Концепции был одобрен Всероссийским экологическим съездом в июне 1995 г.
Минприроды
ведет работу с территориями по совершенствованию экономического механизма
природопользования. Планируется отработать такие новые направления, как
разработка территориальных комплексных кадастров природных ресурсов, включая
социально-экономическую оценку природно-ресурсного потенциала; выдача лицензий
на комплексное природопользование; разработка соответствующего рынку механизма
платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, экологическая
сертификация и паспортизация; создание экобанков и системы экологического
страхования; учет экологического фактора при приватизации; развитие рынка
экологических услуг. Такая работа могла бы вестись более эффективно при
наличии Концепции устойчивого развития, в рамках которой все вопросы, в том
числе и экономические, отрабатывались бы комплексно.
2.4 Направление природоохранной деятельности
Глубокие
политические и социально-экономические изменения, происшедшие в Российской
Федерации в последние годы, породили новые проблемы в области экономики
природопользования. Возникли дополнительные факторы, негативно воздействующие
на экологическую ситуацию, — разрушение единого экономического пространства,
экономический кризис, межрегиональные конфликты и проявление экоэкстремизма.
Регионы
и предприятия в ходе радикальных преобразований столкнулись с новыми
процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы,
неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в значительной
мере обусловили спад производства и инвестиционной деятельности. Все это
затормозило осуществление природоохранных мероприятий.
В
настоящее время экономика России является переходной. Сохраняются элементы
старой системы управления, но появляются и получают все большее применение на
практике рыночные методы. В этих условиях должен быть сформирован как хозяйственный
механизм управления всей экономикой, так и соответствующий ему экономический
механизм природопользования, отвечающий переходному периоду.
Исходя
из анализа существующей практики, а также тенденций на ближайшую перспективу,
представляется, что формирование экономических методов управления
природопользованием в переходный период будет происходить в следующих
направлениях.
1.
Учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и
экологического состояния территорий. Осуществление количественного и
качественного учета природных ресурсов и состояния окружающей среды,
проведение их сравнительной и комплексной социально-экономической оценки и
возможных направлений использования. Введение комплексных территориальных
кадастров природных ресурсов (объектов), а также кадастров отдельных видов
природных ресурсов.
2.
Планирование охраны окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов. Разработка инновационных механизмов реализации федеральных и
отраслевых экологических программ. Создание эффективного механизма
осуществления природоресурсных мероприятий в рамках планов развития
производства и предпринимательской деятельности предприятий, фирм, организаций.
3.
Финансово-кредитный механизм природопользования. Совершенствование системы
финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды
за счет фондов экологического страхования, экологических и других банков.
Расширение возможностей по привлечению средств Мирового и европейских банков,
фондов, фирм и организаций к финансированию природоохранных мероприятий.
Повышение уровня использования собственных средств предприятий на
природоохранные мероприятия. Внедрение системы льготных экологических
инвестиционных кредитов.
4.
Экологическое страхование. Внедрение обязательного и добровольного
экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в
результате аварий. Развитие системы экологического страхования от стихийных
бедствий. Создание государственных фондов экологического страхования и
поддержки независимых страховых компаний.
5.
Развитие экологических банков. Формирование федерального и региональных
экобанков. Создание специальных банков для реализации крупных экологических
фондов, для оказания ими ряда банковских услуг.
6.
Экологические фонды. Улучшение механизма направления средств в экологические
фонды. Совершенствование структуры экофондов и их взаимодействие. Создание
эффективного механизма расходования средств экофондов. Формирование
инновационных экологических фондов. Образование экологических фондов на предприятиях.
7.
Экономическое стимулирование. Установление налоговых, кредитных и иных льгот
предприятиям и организациям, в том числе и экологическим фондам, осуществляющим
природоохранные мероприятия. Применение специального налогообложения экологически
вредной продукции и технологии, применение поощрительных цен и надбавок на
экологически чистую продукцию (товары, работы и услуги). Введение на конкурсе
или аукционе "купли-продажи" лицензий (разрешений) на право выброса
загрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществление государственной
поддержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и контрольно-измерительные
приборы, а также выполняющим работы и услуги экологического назначения.
8.
Формирование рынка экологических работ и услуг. Создание консалтинговых,
инжиниринговых фирм, внедренческих центров. Организация работы по
лицензированию деятельности природоохранного назначения. Развитие платных
работ и услуг природоохранного назначения. Разработка механизма привлечения
иностранных фирм к выполнению экологических работ и услуг.
9.
Платность природопользования. Развитие видов платы за пользование природными
ресурсами в увязке с налоговой системой. Совершенствование механизма платы за
загрязнение окружающей среды, введение новых видов платежей.
10.
Экономическое воздействие на нарушителей природоохранного законодательства.
Отработка порядка оценки и компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде в
результате аварий. Экономический механизм разрешения межрегиональных
конфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ.
11.
Совершенствование организационно-экономических методов природопользования.
Лимитирование и квотирование природопользования. Договоры и лицензии на
комплексное природопользование. Регулирование экспортно-импортных операций в
области использования природных ресурсов и отходов. Формирование системы экологической
сертификации и паспортизации.
12.
Учет экологического фактора при приватизации. Установление порядка учета
экологического фактора при приватизации. Формирование фондов экологической
санации на приватизируемых предприятиях. Привлечение иностранных инвесторов к
реализации мероприятий по санации приватизируемых предприятий.
Заключение
Управление
природопользованием должно осуществляться в рамках каждой страны и каждого
уровня. К сожалению, в России еще слабо развита охрана окружающей среды.
Некоторые предприятий избегают лишних затрат. Но уже большинство предприятий
стремится нести финансовую ответственность за причиненный ущерб. Это большое
достижение в развитие управлением природопользованием .
Список
использованной литературы
1.Папенов Т.В.Экономика и
природопользование / Т.В. Папенов – М.: Московский университет, 1997. –
С.233-246.
2.Голуб А.А.Экономика и природопользование
/ А.А. Голуб, Е.Б. Струкова – М.: Аспект пресс ,1995 – С.159-167.
3.Орлов Е.П.
Природопользование / Е.П.Орлов – М.: Гриф, 1993. – С.71-73.
Страницы: 1, 2
|