Управление сбытом продукции на предприятии "Челябинск-шина"
курсовая работа
«Управление
коммерческой деятельностью»
на
тему:
«Управление сбытом продукции»
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. 3
глава
1. Теоретические основы управления сбытом. 5
1.1 функции
управления сбытом. 5
1.2
функция управления – специальная функция. 15
1.3
мировой опыт управления сбытом. 16
глава
2. Управление сбытом на предприятии. 21
«челябинск-шина». 21
2.1
организационно-экономическая характеристика предприятия. 21
2.2 организация
сбыта на предприятии. 25
3.
Предложения по совершенствованию управлением сбыта на предприятии
«челябинск-шина». 32
Заключение. 34
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 36
Введение
Хроническая
нехватка оборотных средств, высокие издержки, излишняя численность работающих и
низкая производительность труда, непосильная соцсфера - вот далеко не полный
перечень проблем, под грузом которых тонут российские предприятия.
Для
успешного продвижения своих товаров на рынке важнейшее значение имеет
формирование вокруг промышленного предприятия благоприятной бизнес-среды,
эффективных каналов товародвижения.
Эпоха
массового производства в нашей стране близится к концу, высокий уровень спроса
сменяется на высокий уровень предложения. На смену массовому потребителю
приходит потребитель с индивидуальными потребностями и хорошим знанием товара и
рынка. Конкуренция становится все более агрессивной. К сожалению, мы не хотим
замечать этих перемен.
Бизнес-элита
по-прежнему полагает, что рынок необъятен, как океан, и все, что произведено,
найдет своего покупателя. Задача, которая ставится сегодня перед предприятиями,
состоит лишь в том, чтобы победить конкурентов за счет снижения цен. Происходит
усиление позиций менеджеров-экономистов, они постепенно занимают доминирующее
положение в компании, а философия - предприятие, которое выпускает продукцию по
самым низким ценам, обязательно победит на рынке - становится преобладающей[1].
Но уже
сейчас мы столкнулись с таким явлением, как насыщение спроса на производимые
отечественными предприятиями товары. Главной проблемой становится организация
продвижения товара на рынке через формирование сбыта, воздействие на выбор
покупателя. В этих условиях неизмеримо возрастает роль маркетинга как
единственно возможного способа управления бизнесом, позволяющего согласовать
интересы предприятия, направленные на получение прибыли, и интересы
потребителей.
Таким образом, маркетинг
и управление сбытом продукции являются одним из наиболее важных элементов
системы взаимодействия фирмы и потребителя, как субъектов экономических
отношений. Это – очень интересная и никогда не устаревающая тема. Именно об
управлении сбытом на предприятиях и пойдет речь в моей курсовой работе.
Реализация продукции, то есть управление ее
сбытом предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды
предприятия с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения
трудностей и слабых мест в работе предприятия, правильного выбора эффективного
формы и канала сбыта, улучшения товародвижения, выбора мер по продвижению
товара. Эффективная реализация продукции является необходимым условием работы
предприятия т.к. реализация является заключительным этапом всего процесса
производства, и именно реализация доводит продукт до потребителя.
Целью работы является: анализ политики управления сбытом на предприятиях России,
а также мирового опыта; анализ работы одного из предприятий посредством
разработки и принятия управленческих решений в области сбыта.
Актуальность работы объясняется тем, что
существование любой организации невозможно без постоянного ежедневного принятия
и реализации тех или иных решений в области сбыта продукции.
Опираясь на теоретический материал, были
разработаны предложения по увеличению сбыта на предприятии «Челябинск-шина».
Задачами курсовой работы является:
1.
Изучить
сущность, дать определение и определить формы и функции управления сбытом на
предприятиях;
2.
Изучить
систему реализации политики сбыта в зарубежных странах, а так же на одном из
отечественных предприятий; отразить общую систему управления сбытом на
предприяии, указать ее организационную структуру управления;
3.
Выявить
сильные и слабые стороны предприятия, внести предложения по совершенствованию
работы предприятия.
Курсовая работа состоит из 3-х глав, в которых
отражены теоретические аспекты управления сбытом, приведены примеры мирового
опыта управления сбытом, а также практически рассмотрена система управления
сбытом на предприятии «Челябинск-шина», г. Челябинск.
В работе присутствует общий вывод-заключение,
приведен список используемой литературы и нормативно-правовая база, используемая
в работе над курсовым проектом.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОМ
1.1
Функции
управления сбытом
Фирмы имеют альтернативы
в организации распределения своего продукта. При этом в её основе лежат
принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного
потребителя (либо на построение такой системы распределения, которая была бы
эффективна, как для самой фирмы, так и для посредников) и способ её существования,
рассматриваемый как совокупность действий по максимальному приближению товара к
целевой группе потребителей (либо наоборот, привлечение потребителей к товару
фирмы). Выбор ориентации и способа удовлетворения запросов потребителей и
составляет суть фирменной «политики» фирмы в области сбыта.
Сбытовую политику
фирмы-изготовителя продукции следует рассматривать, как целенаправленную
деятельность, принципы и методы, осуществления которой призваны организовать
движение потока товаров к конечному потребителю. Основной задачей является
создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в
реальный спрос на конкретный товар. К числу таких условий относятся элементы
сбытовой политики, капиталы распределения (сбыта, товародвижения) вместе с
функциями, которыми они наделены.
Основными элементами
сбытовой политики являются следующие:
·
транспортировка
продукции — её физическое перемещение от производителя к потребителю;
·
доработка
продукции — подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает
степень доступности и готовности продукции к потреблению;
·
хранение
продукции — организация создания и поддержание необходимых её запасов;
·
контакты
с потребителями — действия по физической передачи товара, оформлению заказов,
организации платёжно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав
собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также
сбору информации о рынке.
В качестве критериев
принятия решений при осуществлении мероприятий сбытовой политики могут
применяться: величина товарооборота; доля рынка; расходы по сбыту; степень
разветвленности сети распределения, что характеризуется уровнем сохраняемости
продукта в процессе его сбыта от производителя до конечного потребителя; имидж
каналов сбыта, т. е. организаций, обеспечивающих распределение и сбыт товаров;
уровень кооперации субъектов в системе распределения, обеспечивающий снижение
конфликтности и коммерческого риска; гибкость и живучесть сбытовой сети[2].
Задачи системы сбыта
товаров и услуг могут быть стратегическими и тактическими.
Стратегические задачи связаны в
основном с организационно-коммерческой функцией сбыта, с формированием и
организацией сбытовых каналов. К ним относятся следующие задачи:
прогнозирование и планирование перспективных потенциальных каналов и путей
сбыта; обоснование и выбор прямого или непрямого типа сбыта товаров, т. е. без
или с включением промежуточных звеньев (субъектов) на пути товара от
производителя к потребителю (прямая поставка самой фирмой-производителем;
оптовой или розничной организацией).
Стратегические задачи
также имеют место при организации физического перемещения товара к потребителю.
К ним относятся задачи маркетинг-логистики, которые связаны с выбором
оптимальных каналов и путей сбыта, размещение складов (их функции, количество и
емкость), а также с разработкой маркетинговых мероприятий по эффективному
сопровождению товарных потоков от производителя к потребителю.
Тактические задачи сбыта касаются:
работы с уже существующими клиентами; реализации программ по привлечению новых
покупателей; поиска и отбора коммерческих предложений на поставку товара или предоставление
услуг; организации стимулирования оплаты заказов; установления путей следования
коммивояжеров, их численности, мотивации и контроля; проверки деятельности
внешней службы фирмы-производителя, в частности, наличия и достаточности
торговых запасов, необходимости презентации товара, мероприятий по поддержке
сбыта; установления структуры и величины как общих затрат, так и затрат по
каждой составляющей расходов, связанных с физическим распределением товара, а
также сравнения этих затрат с уровнем сервиса поставки; анализа и развития
компьютерного обеспечения в системе распределения для оперативного отслеживания
спроса и предложения, а также развития самообслуживания, системы учета и
контроля за объемами продаж и ценами реализованных товаров для принятия оперативных маркетинговых мероприятий.
По организации системы
сбыта подразделяют на:
1. Прямой сбыт.
Этот вид сбыта характеризуется реализацией продукции производителя
непосредственно потребителю. Наличествует прямая связь между фирмой и
покупателем.
2. Косвенный сбыт.
В этом случае между производителем и потребителем присутствует некое звено,
которое выполняет посреднические функции. Обычно цепочка сбыта в таком случае
состоит из производителя, организаций оптовой или розничной торговли и
конечного потребителя.
По числу посредников
различают сбыт:
1. Интенсивный. Для
него характерно большое число оптовых и розничных посредников, что ведет к
расширению сбыта, увеличению продаж, большей осведомленности целевой аудитории
о продукте и, как следствие, к повышению прибыли.
2. Селективный.
Этот вид сбытовой политики подразумевает ограничение числа оптовых и розничных
посредников на каком-либо уровне, обеспечивающем надлежащий контроль за
расходами на сбыт, для предприятия производителя.
3. Исключительный.
Вид сбыта, подразумевающий ограничение числа посредников до абсолютного
минимума, до единичного, как крайняя мера. Обычно это делается для сохранения
высокого имиджа компании и полного контроля над каналом сбыта.
Несмотря на то, что
главных классификационных признаков всего два (основа организации системы и
число посредников), отношения между фирмой-производителем, торговыми
посредниками и конечными потребителями могут приобретать множество видов и
форм. Наиболее активная роль в этих отношениях принадлежит фирме-производителю,
которая при выборе системы сбыта в первую очередь учитывает фактор риска
товародвижения, а также оценивает издержки на сбыт и прибыль.
Система прямого сбыта
предусматривает непосредственную реализацию продукции конечному потребителю.
Соответственно, их связывает и прямой канал сбыта. Ее отличительной
особенностью является возможность для фирмы-производителя контролировать путь
прохождения продукции до конечного потребителя, а также условия её реализации.
Однако в этом случае фирма несет существенные внепроизводственные издержки,
обусловленные необходимостью создания дорогостоящих товарных запасов, и
затрачивает большое количество ресурсов на осуществление функции
непосредственного доведения (продажи) товара до конечного потребителя, при этом
возлагая на себя все коммерческие риски товародвижения. Вместе с тем, с позиции
фирмы-производителя, преимуществом такой формы сбыта является её право на
максимальный объем прибыли, какой только можно выручить от продажи производимой
продукции (услуг). Коммерческую выгоду прямого канала сбыта усиливает
возможность непосредственного изучения рынка своих товаров, поддержания тесных
связей с потребителями, проведения исследований по повышению качества товаров,
воздействия на скорость реализации с целью уменьшения дополнительной
потребности в оборотном капитале.
Прямой сбыт
осуществляют, используя принадлежащие фирме производителю:
·
региональные
сбытовые филиалы, имеющие штат квалифицированных специалистов, знающих местный
рынок, конкурентов, способных предложить соответствующие запросам потребителей
условия продажи товаров и сервис;
·
сбытовые
конторы или службы без создания товарных запасов с выполнением функций по
заключению сделок «под заказ», изучению рынка поддержанию контактов с
потребителями;
·
специальных
агентств имеющих или не имеющих право на заключение сделок, функциональные
обязанности которых, помимо прочих, входит демонстрация товара клиенту;
·
розничную
сеть (киоски, магазины, салоны и др.).
Предусматривается также
использование средств массовой информации и личных контактов собственника
фирмы-производителя с конечным потребителем.
Канал сбыта принимает на
себя и помогает передать кому-либо другому право собственности на конкретный
товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Канал сбыта можно
трактовать и как путь (маршрут) передвижения товаров от производителей к
потребителям. Участники каналов сбыта выполняют ряд функций, способствующих
успешному решению требований маркетинга. К ним следует отнести такие функции,
как: проведение научно-исследовательской работы, стимулирование сбыта,
налаживание контактов с потенциальными потребителями, изготовление товаров в
соответствии с требованиями покупателей, транспортировка и складирование
товаров, вопросы финансирования, принятие ответственности за функционирование
канала распределения.
Выбор каналов сбыта
продукции - сложное управленческое решение, влияющие на все другие решения в
сфере маркетинга.
Реализация продукции в
большинстве случаев проводится через посредников. Посредники благодаря своим
контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность
товара и доведение его до целевых рынков.
С помощью посредников
можно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями
продукции. В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые
организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и
магазины.
Каналы распределения
могут быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные.
Прямые каналы связаны
с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще
всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами
контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми
рынками.
Косвенные каналы связаны
с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому
участнику-посреднику, а затем от него — к потребителю. Такие каналы обычно
привлекают предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и
объемов сбыта, согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и
соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы
несколько ослабить контакты с потребителями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|