Управление организационной культурой компании
 
Министерство
образования Российской Федерации  
Филиал
Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Омске 
 
Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
Допущен к защите:                                   
Защищена с оценкой: ________ 
“___” “_____________” 2004г                     “___” “
_____________” 2004г 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа 
 
по дисциплине: “теория организации” 
на тему: “Управление организационной
культурой компании” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: студентка 3 курса,  
         
гр. 011 МО Исаенко Е.В.  
Научный руководитель:  
          ст. пр. Варжина Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Омск-2004 г. 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................... 3 
 
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.................................................. 4 
1.1 Понятие организационной
культуры................................................................................. 4 
1.2 Структура организационной
культуры.............................................................................. 5 
1.3 Содержание организационной
культуры.......................................................................... 8 
1.4 Формирование
организационной культуры................................................................... 10 
 
глава
2 анализ организационной культуры оао «сибнефть».................... 16 
2.1 Краткая характеристика ОАО
«Сибнефть»..................................................................... 16 
2.2 Структура организационной
культуры ОАО «Сибнефть»............................................. 18 
2.3 Содержание организационной
культуры ОАО «Сибнефть»......................................... 19 
 
глава
3 управление организационной культурой.......................................... 21 
3.1 Управление культурой в 
ОАО «Сибнефть». Осуществление изменений................... 21 
3.2 Рекомендации по изменению
организационной структуры......................................... 23 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................ 25 
 
СПИСОК
используемой ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................... 26 
 
 
 
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере
определяется такими основными факторами, как производственные мощности,
технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к
наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая
выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов,
определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива,
управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития
предприятия.  
  Цель работы – рассмотрение 
важнейших аспектов проблемы организационной культуры  и её влияния на
эффективность деятельности организации. 
С  теpмином "культуpа" часто связывают музыку, 
живопись, дpевнии цивилизации, но в совpеменной жизни этот теpмин используется
гоpаздо шиpе. Рассмотрение организаций как
сообществ, имеющих общее понимание своих целей, значения и места, своих
ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры.  
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять
что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура
формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И
многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным
людьми культурным нормам и ценностям. 
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют,
сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к
различным явлениям – миссии организации, планированию, мотивационной политике,
производительности, качеству труда и т. д.  
Каждому,  кто знаком с pазличными оpганизациями,  известно,  что
они отличаются по атмосфеpе, методам выполнения pаботы, степени активности,
индивидуальным целям – и все эти фактоpы зависят от истоpии оpганизации,  ее
тpадиции,  ее настоящего положения,  технологии пpоизводства и т.п. 
 Вопрос  организационной культуры в компаниях на сегодняшний день
актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний
на мировом рынке. 
Задачами, стоящими перед работой, являются: рассмотрение структуры
организационной культуры компании «Сибнефть», анализ культуры и определение
мероприятий по ее совершенствованию.   
 
1.1
Понятие организационной культуры
 
Организационная культура – это
убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми
неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в
данной организации[15, с.14].  
Вполне очевидно, что если культура
организации согласуется с ее общей целью, она может стать важным фактором
организационной эффективности. Поэтому современные организации рассматривают
культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все
подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу
сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие[12, с. 22]. Иными словами,
об организационной культуре можно говорить только в случае, когда высшее
руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и
ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач
организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются
ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная
культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и
традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают
общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации. 
Организационная культура включает не
только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она
может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы
собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте
можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской,
органической и других организационных культур, а также об организационной
культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами,
персоналом и прочее[12, с. 23]. 
Характеристика организационной культуры охватывает[12, с.
23]:   
- индивидуальную автономность – степень
ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в
организации; 
- структуру – взаимодействие органов и
лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля; 
- направление – степень формирования
целей и перспектив деятельности организации; 
- интеграцию – степень, до которой
части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах
осуществления скоординированной деятельности; 
- управленческое обеспечение – степень,
относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи,
помощь и поддержку своим подчиненным; 
- поддержку – уровень помощи,
оказываемой руководителями своим подчиненным; 
- стимулирование – степень зависимости
вознаграждения от результатов труда; 
- идентифицированность – степень
отождествления работников с организацией в целом; 
-управление конфликтами – степень
разрешаемости конфликтов; 
- управление рисками – степень, до
которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска. 
Эти характеристики включают как
структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может быть
подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров
и свойств.  
Обобщая сказанное, можно дать более
общее определение организационной культуре. Организационная культура – это
система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм
деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов,
особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля
руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня
взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с
организацией, перспектив развития. 
 
1.2 Структура организационной культуры
 
Анализируя структуру организационной культуры, Е. Шейн выделяет
три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Знакомство с
организационной культурой начинается с поверхностного уровня, включающего такие
внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые
организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и
офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги
и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно
расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры. 
Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже,
затрагивают ее второй, внутренний уровень. На этом уровне изучению подвергаются
ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько
эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований
носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто
ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти
непреодолимые сложности  [14, с. 5]. 
Третий, глубинный уровень включает базовые предположения, которые
трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения
на этом                        вопросе. Среди этих
принимаемых на веру скрытых предположений, направляющих поведение людей в
организации, Шайн выделил отношение к бытию в целом, восприятие времени и
пространства, общее отношение к человеку и работе. 
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру
организационной культуры, выделяя ее следующие компоненты[9, с. 42]: 
1. Мировоззрение — представления об окружающем мире, природе
человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие
характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т.д.
Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его
этнической культурой и религиозными представлениями. Значительные различия в
мировоззрениях работников серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае
имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфликтов.
При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей
очень сложно, и требуются значительные усилия, чтобы достичь некоторого
взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение
индивида трудно выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в
состоянии объяснить основные  принципы, лежащие в основе его поведения. И для
понимания чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени,
чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира. 
2. Организационные ценности, т.е. предметы и явления
организационной жизни, существенно важные, значимые для духовной жизни
работников. Ценности выступают связующим звеном между культурой организации и
духовным миром личности, между организационным и индивидуальным бытием.
Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентации, которые
включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых
личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и
принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных
ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не
являющиеся реальными мотивами поведения. Ценности могут сохраняться, даже если
в организации  произошли значительные кадровые изменения. В то же время может
быть осуществлена определенная смена ценностей, которые скажутся и на поведении
членов организации. Организационные ценности тесно связаны с организационной
мифологией, выражающейся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в которых
заключена некоторая достойная уважения характеристика какого-либо члена
организации, выгодно отличающая его от многих других. 
3. Стили поведения, характеризующие работников конкретной организации.
Сюда также относятся специфические ритуалы и церемонии, язык, используемый при
общении, а также символы, которые обладают особым смыслом именно для членов
данной организации. Важным элементом может стать какой-либо персонаж,
обладающий характеристиками, в высшей степени ценными для данной культуры и
служащий ролевой моделью поведения для сотрудников. Поведение сотрудников
успешно корректируется разнообразными тренингами и мерами контроля, но только в
том случае, если новые образцы поведения не вступают в противоречие с
вышеописанными компонентами организационной культуры. 
4. Нормы — совокупность формальных и неформальных требований,
предъявляемых организацией по отношению к своим сотрудникам. Они могут быть
универсальными и частными, императивными и ориентировочными и направлены на
сохранение и развитие структуры и функций организации. К нормам относятся так
называемые правила игры, которые новичок должен освоить в процессе становления
членом организации. 
5. Психологический климат в организации, с которым сталкивается
человек со при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат
представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу,
определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду. 
Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть
отождествлен с культурой организации. Однако в совокупности они могут дать
довольно полное представление об организационной культуре. Многие компоненты
культуры трудно обнаружить постороннему человеку. Можно несколько недель
провести в организации, но так и не понять основных положений культуры,
управляющих поступками людей. Каждый сотрудник, приходя в организацию, проходит
через определенную процедуру организационной социализации, в ходе которой он
месяц за месяцем постигает все те мельчайшие нюансы, которые в совокупности и
образуют организационную культуру. 
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или
иной организационной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять
содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре[10,
с.7].  
1. Осознание себя и своего места в организации (в одних  культурах
ценится сдержанность и сокрытие работником своих внутренних настроений и
проблем, в других— поощряется открытость, эмоциональная поддержка и внешнее
проявление своих переживаний; в одних случаях творчество проявляется через
сотрудничество, а в других— через индивидуализм). 
2. Коммуникационная система и язык общения (использование устной,
письменной, невербальной  коммуникации, "телефонного права" и
открытости коммуникации варьируется от организации к организации;
профессиональный жаргон, аббревиатуры, язык жестов специфичен для организаций
различной отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности
организаций). 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |