Управление как система знаний
«Управление как система
знаний»
по дисциплине «Теория управления»
Выполнил студент
Проверил
_____________ «_____»
2008
Содержание. 2
1. Управление как взаимодействие и как объект системы
наук, включая основные психологические школы, оказывающие влияние на практику
управления, связь между теорией деятельности и проектным знанием, специфические
черты оценочного знания и различия между методологическим и проектным знанием. 3
1.1.Рассмотрите управление как взаимодействие и как
объект системы наук. 3
1.2.Вклад основных психологических школ, оказывающих
влияние на практику управления 3
1.3.Теория деятельности и проектное знание. 4
1.4.Связь между теорией деятельности и проектным знанием. 5
1.5. Методологические знания. 5
1.6.Соотношение проектных и традиционных знаний в
доктринах неолиберализма в работах Хайека. 6
1.7.Управленческое воздействие. 6
1.8.Управленческое воздействие с точки зрения
детерминизма и индетерминизма 7
1.9.Роль новой управленческой парадигмы.. 7
1.10. Особенности управления в обществе. 8
2. Понятие целевого образа: его структура и динамика, а
также норм и правил в управлении 9
2.1.Цели как факторы управленческой деятельности. Виды
целей. 9
2.2.Целевая аудитория. 9
2.3.Методы работы с целевыми образами. 10
2.4.Нормы в составе управленческого проекта. 10
3. Понятие связи, их теоретические интерпретации, а также. 11
отношений, ценностей и чувств в управлении. 11
3.1.Причинные, факторные и обменные связи в управлении. 11
3.2.Компенсационные горизонтальные и вертикальные связи. 11
3.3.Методы диагностики связи и отношений. 11
3.4.Влияние ценностей и чувств на поведение членов
управленческой общности 12
3.5.Формальные и не формальные общности в управлении. 12
4. Решения в системах управления: принятие и исполнение,
роль проблем в управлении 14
4.1.Решение как процесс и результат. 14
4.2.Факторы управленческих решений. 15
4.3.Специфика управленческих решений в органах
государственной и муниципальной власти. 16
4.4.Роль прогнозирования в разработке решений. Виды
прогнозов. 17
4.5.Роль интуиции в управленческих решениях. 17
4.6.Параметры проблем. 18
4.7.Связи между проблемами. Методы работы с проблемами. 18
Общий вывод: 20
Список литературы.. 23
Наука управления
создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять
управленческую деятельность. Это пограничная наука. Она составляет в себе
элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики.
Необходимость
управления вытекает из системной природы объекта, необходимость общения людей и
обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.
Объектами
управления называют:
·
отрасль
(промышленность, сельское хозяйство, транспорт);
·
территориальные
общности людей (область, район, город);
·
отдельные
стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт);
·
аспекты
экономической деятельности (качество продукции;
·
взаимодействие
с потребителями, маркетинг;
·
виды
ресурсов (финансовые человеческие).
Феномен
управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными
науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.),
призванными изучать общество и законы его развития. Таким образом, чтобы
получить достаточно полное представление об управлении, нельзя ограничиваться
методами одной или несколькими наук. Д.М. Гвишиани подчеркивает, что «сложный
процесс управления требует комплексного значения, которое синтезирует
достижения самых разных дисциплин, изучающих каждая в своем аспекте процессы
управления».
Вывод:
Включая в себя
элементы таких наук, как экономика, социология, психология, кибернетика и
информатика. Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания
и том, как осуществлять управленческую деятельность.
Наука управления
также является объектом изучения таких наук как: философией, правоведением,
социологией, политологией и др.
Вклад
школы научного управления (основоположник Тейлор)[1]:
1.
использование
научного анализа для определения лучших способов выполнения задач.
2.
отбор
работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечения их
обучения.
3.
обеспечение
работников ресурсами, требуемых для эффективного выполнения их задач.
4.
систематическое
и правильное использование материального стимулирования для повышения
производительности труда.
5.
отделение
планирования от самой работы.
Вклад
классической школы управления (основоположник Фойль)[2]:
1.
развитие
принципов управления.
2.
описание
функции управления.
3.
систематизированный
подход к управлению всей организацией.
Вклад школы
человеческих отношений и школы поведенческих наук (основоположник Мэйо)[3]:
1.
применение
приемов управления межличностными отношениями для повышения степени
удовлетворенности и производительности труда.
2.
применение
наук о человеческом поведении к управлению и формированию организаций таким
образом, чтобы каждый работник мог быть использован в соответствии с его
потенциалом.
Вклад школы
науки управления[4]:
1. управление понимания сложных
управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
2. развитие количественных
методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Вывод:
Каждая из
психологических школ вкладывала в практику управления сваи особенности. Школа
научного управления Тейлора использовала научный анализ для определения лучших
способов выполнения задач. Предлагала отбирать работников, лучше всего
подходящих для выполнения задач, и обеспечивать их обучение, а также обеспечивать
работников ресурсами, требуемых для эффективного выполнения их задач. Также
предлагала систематическое и правильное использование материального
стимулирования для повышения производительности труда. И отделение планирования
от самой работы.
Классическая
школа Фойля привнесла в науку управления развитие принципов управления,
описание функций управления, систематизированный подход к управлению всей
организацией.
Школы
человеческих отношений и школы поведенческих наук Мэйона добавила в науку
управления применение приемов управления межличностными отношениями для повышения
степени удовлетворенности и производительности труда. А также применение наук о
человеческом поведении к управлению и формированию организаций таким образом,
чтобы каждый работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом.
Теория
деятельности – это создание теоретической модели, учитывая все возможные
факторы как внешние так и внутренние.
Проектные
знания – это знания полученные на основе испытания опытной модели в реальных
условиях.
Теоретические
знания используются для создания проектов и получения проектных знаний.
Вывод:
теоретическую деятельность получают на основе уже имеющегося опыта, а теорию
деятельности используют для создает проектов, моделей. Полученные данные от
работы моделей, проектов и есть проектные знания.
Теоретико-познавательное содержание системы фундаментальных теоретических
конструктов включает последовательность и организацию действий проектировщиков.
Реализация программы создает такую материально-практическую структуру, которая
является приближением к действительной структуре. В ходе и вследствие этого,
проектировщик реорганизует системы деятельности, делает их адекватными
содержанию теоретических конструктов.
Формируемое таким образом научно-проектное знание имеет следующую
структуру:
·
система
теоретических конструктов (фундаментальных и специальных), выражающих
теоретический уровень научно-проектного знания;
·
теоретико-познавательное
содержание;
·
знание о
последовательности материально-практических структур и их характеристик,
репрезентирующих проектируемый артефакт и его функционирование и эксплуатацию,
то есть знание о социальном качестве проектировочной деятельности.
При создании проекта в любом виде деятельности, в том числе и в
управленческой, нужно опираться на теоретическую базу знаний. Теория
деятельности и проектное знание гармонично дополняют друг друга.
Вывод:
Теоретическая
база позволяет создавать правильную последовательность и правильность действий
при проектировании. А реализация программы создает такую
материально-практическую структуру, которая является приближением к
действительной структуре. При создании проекта в любом виде деятельности, нужно
опираться на теоретическую базу знаний. Теория деятельности и проектное знание
гармонично дополняют друг друга.
Методология –
процесс описания решений.
Методологические
знания – подробная инструкция описания какого-то процесса (логарифма), на
основании которого можно выполнить этот процесс, решение.
Вывод:
методологические знания позволяют описывать общие методы, решения, процессы.
1.6.Соотношение проектных и традиционных знаний в доктринах
неолиберализма в работах Хайека
Доктрина –
учение, научная или философская.
Хайек является представителем лондонской школы в направлении
неолиберализма.
Неолиберализм - направление в экономической науке и практике
хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования
экономики, свободной от излишней регламентации.
Хайек критикует основные идеи социализма: идеи планомерности,
допустимости государственного вмешательства во все сферы жизни общества,
социальной справедливости и идею повсеместного господства государственной
собственности.
Большое внимание уделяет Хайек рассмотрению механизма конкуренции.
Конкуренция как «обнаруживающая процедура», как способ открытия новых
продуктов и технологий, которые без обращения к ней остались бы неизвестны.
Именно конкуренция заставляет предпринимателя в поисках высокой прибыли
искать новые продукты, использовать новые рынки сырья.
В рамках концепции «индивидуализма развития» Хайека характерен акцент на
творческую устремленность человека, стремление к новому, стремление к отысканию
или созданию потребностей, которые никто не удовлетворяет или удовлетворяет не
в полной мере. Таким образом, осуществляется у Хайека связь свободы и прогресса.
Вывод:
В трудах Хайека
говорится о том, что государство не должно вмешиваться в экономические
отношения, не должно быть плановой экономики, государство должно разрабатывать
законы (правила игры). Он говорит, что люди в условиях свободы, конкуренции
будут больше стремится к творчеству, создавать что-то новое.
При планировании
и организации работы руководитель определяет, что конкретно должно выполнять
данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать.
Руководитель
воплощает свои решения в дела, применяя на практике основные принципы
мотивирования.
Мотивация[5]
– процесс пробуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей
или целей организации. Основывается на идентификации тех внутренних побуждений
(называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не
иначе.
Побуждение –
ощущение недостатка в чем – либо, имеющее определенную направленность.
Задача функции мотивации
состоит в том, что бы члены организации действительно выполняли работу в соответствии
с делегированными обязанностями и сообразуясь с планом. Для этого необходимо,
во-первых, определить, каковы же на самом деле потребности, через которые можно
мотивировать работников и обеспечить выполнение работы; во-вторых, обеспечить
для работников возможность удовлетворять свои потребности через хорошую работу.
Потребности
делятся на первичные (физиологические, врожденные) и вторичные
(психологические), например, потребность в успехе, уважении, привязанности, во
власти и потребность в принадлежности кому-либо или чему- либо.
Страницы: 1, 2, 3
|