Руководитель
проекта
Главный
бухгалтер
3.
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок.
Выбор приоритетных
направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной
научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок
реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и
распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в
технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных
исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, программ
международного сотрудничества.
Конкретные
приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне
критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют
существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе
критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции
и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные
направления развития науки и техники, перечень критических технологий
федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно0-технической
политике.
Приоритетными
направлениями развития науки и техники в России являются информационные
технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника,
гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты,
технологии живых систем (например биотехнологии), транспорт, топливо и
энергетика; экология и рациональное природопользование. В рамках этих
направлений выделены 77 критических технологий.
Разработка
перечисленных направлений ведется в рамках государственных научно-технических
программ, программ государственных научных центров, важнейших
народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных
программ и проектов.
Финансирование
работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики
управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости,
космоса, Мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением
Государственным комитетом РФ по науке и технологиям. Можно также выделить программы
создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных
технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того,
государственные научно-технические программы предусматривают создание новых
лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных
проблем.
Действующие
государственные научно-технические программы представляются для утверждения в
Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня;
подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной
на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в
составе федеральной целевой программы.
Особым объектом
науки федерального значения является Государственный научный центр.
Статус государственного научного центра присваивается Постановлением
Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям,
имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование, высококвалифицированные
кадры, в случае если результаты их научных исследований получат международное
признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Следует отметить,
что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает
изменения ее организационно-правовой формы.
Государственные
научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при
приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних
организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств
федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.
К началу 1996г. В
России было свыше 60 Государственных научных центров.
Государственная
научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам,
срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших
научно-технических проблем развития науки и техники.
Программы
отбирают с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей
структурной политики, международных обязательств.
На 1996г. В
России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди них
можно выделить как особо важные: создание высокоэффективных процессов
производства для агропромышленного комплекса; экологически чистых и
ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов;
технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов
по приоритетным направлениям развития науки и техники финансируется целевым
назначением Министерством науки и технологий РФ из средств Федерального
бюджета.
Одним из видов
целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная
научно-техническая программа.
Федеральная
научно-техническая программа содержит связанный по ресурсам, исполнителям и срокам
выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по
их осуществлению.
Цели федеральных
научно-технических программ состоят в получении новых знаний в области
фундаментальной и прикладной науки; решении научно-технических проблем;
создании конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих
общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых
научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного
потенциала России.
Утвержденные
федеральные научно-технические программы должны обладать:
·
Существенной
значимостью для крупных структурных изменений, направленных на формирование
нового технологического уклада;
·
Принципиальной
новизной и взаимосвязанностью программных мероприятий, необходимых для
широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
В качестве
государственного заказчика выступает Министерство науки и технологий РФ.
Руководство
программой осуществляет научный совет, который отвечает за выбор
научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность
мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует
конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
Федеральные
научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний)
период в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании
и программах социально-экономического развития РФ».
Программа может
быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия:
·
Соответствие
программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития
науки и техники и перечню критических технологий;
·
Значимость
решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и
техники;
·
Невозможность
решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного
механизма и необходимость государственной поддержки;
·
Принципиальная
новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
·
Возможность
влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение
эффективности производства; достаточность системы мероприятий для решения
поставленных задач;
·
Реальность
решения проблемы исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров,
материально-технической базы и других необходимых ресурсов.
4.
Управление проектом.
Управление
проектом имеет особенности и сложности. Рабочая группа, созданная для
реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, которые стоят
перед существующими функциональными подразделениями.
Между рабочей
группой и всей организацией должна быть устойчивая связь, так как реализация
проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями
и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Например, введение
дистанционной системы образования в вузе должно происходить в сотрудничестве с
деканатами, кафедрами и другими подразделениями.
Каждый член
рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и
руководителя функционального подразделения). Для управления проектом может быть
выделен специальный руководитель. Структура группы по проекту зависит от
сложности проекта. Если это, например, модификация продукта, то создается
ограниченная рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой
продукции, производства, маркетинга и обслуживания. Такая группа подчиняется
руководителю соответствующего отдела.
Если же речь идет
о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены: технический
(«рабочий») руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники;
научный («профессиональный») руководитель, отвечающий за качество выполнения
работы; руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников
(заработная плата и т.п.).
Руководители
образуют координатную группу, в задачи которой входит:
·
Определение
цели проекта;
·
Назначение
руководителей рабочих групп;
·
Создание
рабочих групп;
·
Постановка
задачи;
·
Контроль
за реализацией проекта (качество, время, расходы);
·
Принятие
решения о продолжении работ по проекту;
·
Роспуск
рабочих групп;
Рабочие группы
выполняют свою часть проекта; отвечают за планирование и контроль, составление
отчетов для координирующей группы и всей организации.
При отборе
кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями:
·
Компетентность
и опыт;
·
Наличие
специальных знаний в проблемной области;
·
Возможность
привлечения к работе;
·
Власть и
авторитет в организации;
·
Способность
разрешать конфликтные ситуации;
·
Отношению
к делу;
·
Личный
интерес и мотивация.
Надо учитывать,
что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы. Поэтому по
своим личным качествам, способностям и полномочиям он должен иметь авторитет в
глазах руководителей функциональных подразделений.
В практике
менеджмента применяются различные методики управления рабочей группой например,
планирование бюджета и контроля за затратами; управление информационными
потоками и т.п. Однако эти методики не являются специальными для рабочей
группы, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной
является и процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п.
К специфическим
инструментам управления проектом относятся:
1. Определение
проблемы и постановка задачи.
2. Установление
промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы).
Четкая формулировка
проблемы и постановка задачи важна для:
·
Осмысления
проекта и установления этапов выполнения;
·
Выделения
наиболее важных проблем;
·
Создания
модели обмена информацией;
·
Определение
ожидаемых результатов;
·
Разработки
рекомендаций после завершения работ.
В современном
менеджменте действуют девизы:
Семь раз отмерь, один раз отрежь!
Подумай, прежде чем делать!
На этапах
выполнения проекта принимаются решения о:
·
Продолжении
или корректировке задания;
·
Уточнении
последнего этапа;
·
Форме
завершения последнего этапа.
Разделения
проектов на этапы позволяет контролировать ход его выполнения. Наглядно этапы
прохождения проекта представлены на схеме 2.
Выделение этапов
в проекте должно быть тщательно обдумано. Одной из причин неудач в реализации
проекта является нечеткая организация сотрудничества и несогласованность внутри
рабочей группы, а также между группой и организацией.
Выводы:
·
В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные
технические, экономические или технологические решения.
·
Проекты
могут финансироваться по линии государственной научно-технической программы,
путем получения грантов.
·
Каждый
проект оформляется с учетом определенных требований, имеет четкое название,
сопровождается краткой аннотацией, в проекте указывается число исполнителей,
сроки выполнения, потребность в финансировании в расчете на год, информация о
руководителях и основных исполнителях.
·
Приоритетные
направления исследований и разработок реализуют в виде крупных межотраслевых
проектов.
·
Приоритетными
направлениями развития науки и техники в России являются: информационные
технологии и электроника, производственная технология, новые материалы и
химические продукты, технология живых систем, транспорт, топливо и энергетика,
экология и рациональное природопользование.
·
Для
управления проектом и реализации его создается рабочая группа.
Список
использованной литературы
1. Инновационный
менеджмент: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.,
Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000
2. Инновационный
менеджмент: Учеб. пособие для вузов./Под редакцией Л.Н. Оголевой. – М.:
ИНФРА-М, 2001
3. Инновационный
менеджмент. /Р.А. Фатхутдинов – 4-ое издание. – СПб: Питер: Питер принт, 2003
4. Медынский В.Г.
Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002
Страницы: 1, 2
|