Технология управления конфликтами
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТАМИ
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты возникают в процессе
взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько,
сколько существует человек.
Конфликтология представляет
собой науку, изучающую появление, развитие и разрешение конфликтов.
Конфликтология как наука находит развитие во множестве теорий, рассматривающих
отдельные направления становления и завершения конфликтов.
Объектом изучения конфликтологии
являются все виды конфликтов, предметом - поведение личности или группы,
которое приводит к конфликтам.
Изучением конфликтов занимались
ученые с древнейших времен. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль
конфликтов в жизни обществ. Первые попытки рационального осмысления природы
социальных конфликтов принадлежат древнегреческим философам.
Начало современным теориям
конфликта положили исследования ряда немецких, австрийских и американских
социологов, выполненные в конце XIX-начале XX веков: Г.Зиммеля,
Л.Гумпловича, К.Маркса, Д.Смолла, У.Самнера и др. Наиболее известным из них
является Г.Зиммель, автор функциональной теории конфликта. В середине 60-х
годов XX века немецкий учены Р.Дарендорф выступил с теорией
социального конфликта, плучившей впоследствии название “конфликтная модель
общества”. Рассмотрение конфликта как нормы социальных отношений было проведено
в работах Л.Козера, К.Болдинга, Дж.Бернарда и других. Л.Козер предложил теорию
позитивно-функционального конфликта. Попытка создания единой теории конфликтов
с применением математического аппарата была предпринята и в нашей стране –
В.В.Дружининым и Д.С.Конторовым.
Сегодня исследования конфликтов
проводятся всесторонне, с привлечением достижений ряда областей знаний:
истории, математики, педагогики, правоведения, психологии, социологии,
философии, военного дела.
В настоящее время сложилось
несколько направлений развития конфликтологии: философско-социальное ,
организационно-социологическое и индивидуально-психологическое.
Организационно-социологическое
направление в развитии конфликтологии тесно переплетается с рядом
управленческих дисциплин: управлением поведением, организационным поведением,
управлением персоналом.
Общим у этих направлений
выступает объект рассмотрения- поведение личности, хотя конфликтология изучает
преимущественно изменение поведения в условиях конфликтов. Специфика
конфликтологии заключается в том, что она больше внимания уделяет причинам
формирования и развития противоречий в системе отношений индивидов и групп, их
перерастание в конфликты, изучает пути предупреждения и методы управления
возникшими конфликтами.
Проблеме
конфликтов и конфликтного взаимодействия посвящено множество работ: от
технического направления (теории катастроф) до социально-философского.
Проблемы конфликтов и
конфликтных ситуаций интересовали всегда ученых, философов, общественных
деятелей. Любая философия, мировые религии оперируют понятиями конфликта сил
добра и зла, порядка и хаоса. Историки пытаться выявить причины возвышения и
падения государств, глубоких кризисов и длительных расцветов в жизни отдельных
народов.
Несмотря на значительный интерес
и длительную историю до настоящего времени общепризнанного определения понятия
“конфликт” пока не сложилось, а может быть, и не появится в будущем, поскольку
слишком разные явления попадают под данную категорию.
1.
ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТА
Управлению конфликтом должна предшествовать
стадия его диагностики, т.е. определение основных составляющих конфликта,
причин, его породивших. В большинстве случаев проведение диагностики
предполагает определение:
·
истоков
конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов “борьбы”,
противоречия мнений, событий, затронутых потребностей и интересов;
·
биографии
конфликта, т.е. его история, фон, на котором он прогрессировал, нарастание
конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии;
·
участников
конфликтного взаимодействия: личностей, группы, подразделений;
·
позиций и
отношений сторон, их взаимозависимости, ролей, ожиданий, личных отношений;
·
исходных
отношений к конфликту – хотят и могут ли стороны сами решить конфликт, каковы
их надежды, ожидания, установки, условия, либо конфликт спровоцирован
специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень
напряженности.
Схема диагностики конфликта в обобщенном
виде представлена на рис.1.
Прояснение сути
конфликтной ситуации, ее адекватное понимание каждой из сторон может послужить
основой выработки дальнейшего решения.
При проведении
диагностики конфликта достаточно сложным является выявление субъектов
конфликта, их затронутых потребностей, интересов, опасений, причин конфликтного
взаимодействия.
Для выявления
причин конфликта возможно использовать метод картографии конфликта [1], суть которого состоит в графическом
отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения
участников конфликтного взаимодействия, в формулировании
Определение
видимых
участников конфликта
выявление носителей выявление
прочих
интересов, затронутых
участников конфликта
в конфликте
выявление “биографии”
конфликта
определение
позиций
субъектов, их ролей
определение причин и
объекта конфликта в
каждой
конфликтной
ситуации
выявление намерений
сторон
хотят ли стороны
договориться через
нет
посредника хотят
ли стороны
договориться сами
нет
решение
поиск да
конфликта
посредника
другими
методами
проведение
переговоров
проведение
переговоров с
посредником
Рис.1. Схема диагностики конфликта
основной проблемы, потребностей и опасений
участников, способов устранения причин, приведших к конфликту. Эта работа
состоит из нескольких этапов.
На первом этапе проблема
описывается в общих чертах, определяется предмет конфликта. Если, например,
речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку”
вместе со всеми, то проблему можно отобразить как “распределение нагрузки”.
Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то
проблему можно выразить как “взаимоотношения”. На данном этапе важно определить
саму природу конфликта и пока неважно, что это не полностью отражает суть
проблемы.
На втором этапе выявляются
главные участники (субъекты) конфликта. В список можно внести отдельные лица
или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой
вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному
конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также объединение групповых
и личных категорий.
Например, если составляется
карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно
включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу
либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.
Третий этап предполагает
перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью,
всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить
мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки
людей определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо
определить.
Графическое отображение
потребностей и опасений расширяет возможности и создает условия для более
широкого круга решений, возможных после окончания всего процесса картографии
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТАМИ.
Многие специалисты, занимающиеся
вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс
управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть
которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, к ним можно
отнести: взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся
стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на
нет усилия тех, кто вырабатывает решения конфликтной ситуации. В зависимости от
вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство
организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога,
профсоюзный комитет.
Решение конфликта представляет
собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо
изменение целей и поведения участников конфликта.
Управление конфликтами – это
целенаправленные воздействия:
·
по устранению (минимизации) причин, породивших
конфликт;
·
по коррекции поведения участников конфликта;
·
по поддержанию необходимого уровня конфликтности,
но не выходящего за контролируемые пределы.
Существует
достаточно много методов управления и предупреждения конфликтов:
·
внутриличностные методы – методы воздействия на
отдельную личность;
·
структурные методы – методы по профилактике и
устранению организационных конфликтов;
·
межличностные методы или стили поведения в
конфликте;
·
персональные методы;
·
переговоры;
·
методы управления поведением личности и приведение
в соответствие организационных ролей сотрудников и их функций, иногда
переходящие в манипулирование сотрудниками;
·
методы, включающие ответные агрессивные действия.
2.1. Внутриличностные методы
Внутриличностные
методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение,
высказать свою точку зрения, не вызывая психологической защитной реакции со
стороны другого человека. Некоторые авторы [1] предлагают
использовать “Я - высказывание”, т.е. способ передачи другому лицу вашего
отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы
другой человек изменил свое отношение и не провоцировал конфликт.
Это способ
помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага.
“Я-высказывание” может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно
эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен.
Компоновка
заявления от “Я” состоит из: события, реакций индивида, предпочитаемого исхода
для личности.
2.2.Структурные методы.
Разъяснение требований к работе
является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов.
Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него
требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий,
этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных
инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по
уровням управления; четкого определения системы оценки, ее критериев,
последствий (продвижения, увольнения, поощрения).
Структурные методы [2,3], т.е. методы предупреждения или профилактики конфликтов, а также
воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из- за
неправильного распределения полномочий, существующей организации труда,
принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение
требований к работе, формирование координационных и интеграционных механизмов,
общеорганизационных целей, использование систем вознаграждения.
Координационные
механизмы могут быть реализованы при использовании структурных подразделений
организации, которые в случае необходимости могут вмешаться и разрешить спорные
вопросы.
Метод постановки
общеорганизационных целей предполагает разработку или уточнение
общеорганизационных целей с тем, чтобы усилия всех сотрудников были объединены
и направлены на их достижение.
Система
вознаграждений. Стимулирование может быть использовано как метод управления
конфликтной ситуацией, при грамотном оказании влияния на поведение людей можно
избежать конфликтов. Важно, чтобы система вознаграждения не поощряла
неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Например, если
вознаграждать руководителей отделов сбыта только за увеличение объема продаж,
то это может привести к противоречию с намеченным уровнем получения прибыли.
Страницы: 1, 2
|