Технология разработки туров в системе туроперейтинга
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы туроперейтинга.
1.1.
Основные
понятия туроперейтинга.
1.2.
Тур:
понятие, структура и виды.
1.3.
Этапы
разработки туров.
Глава II. Особенности разработки туров (на примере экологического туризма)
2.1.
Экологический
тур: сущность и специфика.
2.2.
Этапы
разработки экологических туров.
Список литературы
Приложение 1. Структура тура
Приложение 2. Составляющие пакета
услуг.
Приложение 3. Нормативы походов в
зависимости от категории их сложности.
Приложение 4. Нормативы походов по
степеням сложности (для юношеских разрядов).
Приложение 5.
Основные требования к руководителям участникам
туристско-спортивных походов.
Приложение 6. Требования,
предъявляемые к руководителю похода.
Приложение 7. Примерный режим дня в
походах по таёжным районам.
Приложение 8. Физические нагрузки
при разных видах туризма.
Введение
Создание и
продажа туров для групповых и индивидуальных путешествий является основной деятельностью
многочисленных туристских фирм – туроператоров по приёму или направлению.
В соответствии с
российским законодательством, Тур – есть комплекс услуг по размещению,
перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов
переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей
путешествия.
Данную тему я
выбрал, поскольку считаю, что более глубокое знание данной темы поможет мне в
будущей туристской деятельности, поскольку в задачи любой туроператорской фирмы
входит разработка эффективных, приносящих доход, туров.
Актуальность этой
темы заключается в том, что каждая туроператорская фирма заинтересована в том,
что бы предоставлять на туристский рынок конкурентоспособный продукт. А для
этого, сотрудникам турфирмы необходимо знать технологию разработки туров.
Цель данной
работы – изучить и проанализировать подходы к разработке туров (на примере
экологических туров)
Задачи
поставленные мною в данной работе:
1)
Проанализировать существующий понятийный аппарат, выбрать наиболее полные и
чёткие определения терминов, существующие в российской литературе и
законодательных документах;
2) Дать описание подходов
к разработке туров;
3) Проанализировать
подходы к разработке туров;
4) Описать и
проанализировать подходы к разработке туров на примере экологически туров.
Глава I.
Теоретические основы туроперейтинга
1.1.
Основные
понятия туроперейтинга.
Прежде всего,
следует сказать, что в сфере туризма, нет чётко установленного понятийного
аппарата. Многие авторы дают различную трактовку таким понятиям как тур,
туристский продукт, тур пакет и др. Конечно, существует федеральный закон,
принятый в ноябре 1996 г. который чётко устанавливает трактовку спорных
туристских понятий, однако некоторые авторы считают эту трактовку не совсем
верной [12 c 6].
В соответствии с
Федеральным законом от 24 ноября 1996 г «Об основах туристской деятельности в
Российской федерации» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004г., 5
февраля 2007г.), туристским продуктом считается – комплекс услуг по перевозке
и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену
стоимости экскурсионного оборудования и (или) других услуг) по договору о
реализации туристского продукта. В соответствии с этим законом, формирование
туристского продукта – это деятельность туроператора по заключению и
использованию договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги,
входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и
другие) [9, с.1].
Многие авторы
учебных пособий и учебников в сфере туризма и сервиса дают свою трактовку
терминов, так, Донат Исмаев в своей книге «Основная деятельность туристской
фирмы» считает туристским продуктом – покупаемый туристом у туристской фирмы
комплекс услуг, необходимых для его туристского путешествия. В этот комплекс,
по его мнению, обычно входят в различных вариантах транспортные перевозки,
проживание в средствах размещения, питание, встречи и проводы в пунктах
остановки, экскурсионные и развлекательные мероприятия [1, c.80-81].
Автор учебного
пособия «Организация работы туристской фирмы» Р.И. Сухов считает, что
содержание закона можно подвергнуть вполне обоснованной критике, однако в своём
пособии пользуется официальной терминологией. [3. c.5]
Помимо
российского понятийного аппарата, используемого в российской практике
существует и иностранный, однако и в западноевропейской литературе так - же нет
единой трактовки туристских понятий. [7 c.52-53]
Мы в данной
работе будем пользоваться терминологией предложенной Д.К. Исмаевым, поскольку
она кажется нам наиболее полной и чёткой. В соответствии с этой терминологией,
понятие тур можно справедливо считать много шире понятия тур продукт, поскольку
туристским продуктом считается лишь право на тур.
Кроме того,
необходимо определится с термином пакет услуг. Не является ли он синонимом
понятия тур? И если нет, то, что из этих двух терминов шире? Д. Исмаев считает
пакет услуг одной из двух составляющих тура которая по своему содержанию,
функциональным и качественным свойствам должна удовлетворять, путешествующего
туриста. Первой составляющей тура является туристический маршрут. Из этого
определения ясно, что понятие «пакет услуг» уже понятия тур.[1. c 81-83]
Помимо этих
терминов, мы будем пользоваться также и другими, о которых говорится ниже.
Иностранная
практика применяет такие термины как «пэкидж-тур» (package-tour) и «инклюзив-тур» (inclusive tour). При этом пэкидж- тур означает
комплекс, включающий не менее двух туристских услуг, различающихся по своим
потребительским свойствам. Инлюзив-туром является путешествие, включающее
перевозку по определённому маршруту, размещение и ряд других необходимых для
путешествия услуг. В последнее время, туристские фирмы стали создавать туры под
девизом «всё включено» (all inclusive tour), в которых туристы помимо
размещения и трансферов получают право в счёт оплаченной цены пользоваться в
гостинице, где они проживают, любыми услугами ресторана, бара, буфета и большой
развлекательной программой.
1.2
Тур:
понятие, структура и виды
Подробную
структуру тура можно представить в виде схемы (см. прил. 1). Из этой схемы
видно, что тур объединяет в себе потребительские свойства тура, которые включают
в себя маршрут и пакет услуг, и цену.
Маршрут тура
играет большую роль в придании ему необходимой привлекательности,
удовлетворении мечты, пожеланий и интересов туристов.
Так, например,
при посещении России, абсолютное большинство иностранных туристов желают
увидеть Москву и Санкт–Петербург. Российские туристы, отправляются во Францию с
мечтой увидеть Париж [5 c. 182]. Выбор маршрута,
прежде всего, связан с целями путешествия. Для экскурсионно-познавательных
туров, маршруты выбираются по городам с наиболее интересными культурно-историческими
памятниками и достопримечательностями. При организации туров на отдых в
маршруты включаются курортные центры или места отдыха на море, в горах, в
сельской местности – в зависимости от предпочтений туристов.
Зачастую, выбор
туристами того или иного тура начинается с выбора страны и городов, включённых
в маршрут путешествия.
Большое значение
имеют условия перевозки по маршруту. В международном туризме, маршрут обычно
включает:
- Международную
перевозку, т.е. перевозку туристов от пункта выезда из своей страны до пункта
прибытия в страну путешествия и обратно. Выбор международной транспортной
компании и согласование с ней условий и тарифов при формировании туров,
является обязанностью туроператора.
-Перевозку
туристов между городами в стране посещения. Эта перевозка обычно входит в пакет
услуг, предоставляемых туристам принимающей турфирмой. Однако туроператор по
направлению при согласовании пакета услуг с принимающей фирмой имеет право
соглашаться или не соглашаться с предлагаемыми условиями перевозки туристов по
стране.
При составлении
маршрута отдаётся предпочтение тем видам транспорта, которые обеспечивают
более быструю и комфортабельную перевозку, не допускают транзитных остановок
или пересадок и оставляют туристам больше дневного времени для экскурсионной
активности. Определённое значение при выборе транспорта имеет и цена перевозки.
Пакет услуг – это
вторая составляющая тура, которая по своему содержанию, функциональным и
качественным свойствам должна удовлетворять путешествующего туриста. Пакеты
услуг могут иметь самые различные варианты в зависимости от количества,
функциональных свойств и качества включённых в них услуг. Типичной моделью
пакета, является комплекс, включающий в себя услуги размещения, встреч и
проводов, питания и экскурсий (см. прил. 2)
В борьбе за
потребителя, туристские фирмы используют самые различные комбинации указанных
выше услуг. Например, могут быть такие пакеты, как:
·
Трансфер
при встрече и проводах, ночлег и завтрак;
·
Трансфер
при встрече и проводах, ночлег и двухразовое питание в день (полупансион);
·
Трансфер
при встрече и проводах, ночлег и трёхразовое питание в день (полный пантион) и
т.п.
К указанным выше
пакетам можно добавить различные экскурсионно-развлекательные мероприятия. [10 c. 54]
Наряду с
количественным и функциональным составом услуг, включаемых в пакет, большое
значение имеют их качественные показатели. Так, ночлег может быть предоставлен
в гостиницах различной категории, могут быть разные качественные оценки
автотранспорта, питания, экскурсионного обслуживания.
При
проектировании пакета услуг туристская фирма обязана учитывать результаты
маркетинговых исследований рыночного спроса, потребности и желания будущих
потребителей [11 c. 45]. Наряду с
маркетинговыми исследованиями для проектирования и создания туристского
продукта необходимо учитывать установленные в РФ государственные стандарты и
правила. Для российских туроператоров въездного и выездного туризма таким
стандартам является ГОСТ Р 50690-2000. Хотя в соответствии с федеральным
законом от 27.12.2002 г. №184 обязательная сертификация туроператорских услуг с
2003 года отменена, том не менее, многие российские туроператоры продолжают
добровольно сертифицировать свою продукцию, справедливо считаю, что эта мера
позволит повысить их престиж на рынке.
Основываясь на
интересах туристов, наличия свободного времени и финансовых возможностей,
туроператорские фирмы должны представлять различные варианты туров, например:
·
туры
различной продолжительности (7, 10, 14 и другое количество дней);
·
туры с
различным набором услуг (ночлег плюс завтрак, полупансион, полный пансион, «всё
включено»);
·
туры
различной классности (размещение в гостиницах различной классности);
·
различные
варианты экскурсий;
·
туры в
различное время года (сезонные, межсезонные, несезонные путешествия).
1.3. Этапы
разработки туров
Процесс создания
туроператором туристского продукта в целом включает следующие этапы:
1.Генерирование
идей относительно потребительских и стоимостных свойств и оценок нового
турпродукта. Эта работа проводится постоянно на основе меркетинговых
исследований действительного и потенциального Потребительского спроса,
обобщёния собственных наблюдений и замечаний потребителей, изучения опыта
конкурентов. Так, например анализ статистики поездок российских туристов за
границу, показывает наиболее популярные направления и сезоны туристских
путешествий. Изучение рекламы конкурентов и различные социологические опросы
потенциальных клиентов помогает выяснить предпочтительность тех или иных видов
туризма (отдых, экскурсионно-познавательные туры, лечение и др.), а также
содержания и классности пакета услуг. Указанные источники информации позволят
также определить уровень средних рыночных цен на тот или иной турпродукт.
2.Выработка
концепции нового турпродукта. Имеется в виду проектирование конкретных
потребительских свойств и качеств туристского продукта, включая выбор
направления (страны) путешествия, маршрута и продолжительности тура, вида
туризма, программы путешествия, содержание пакета услуг, их качества
(классность), вида транспорта. Калькуляция стоимости продукта. Определение
сезона для путешествий. Планирование объёма продаж. При проектировании тур
продукта должны обязательно учитываться установленные международные,
национальные и отраслевые стандарты, нормативы в области туризма. Следует особо
подчёркнуть, что в международном туризме, концепция туристического продукта
приобретает своё окончательное содержание только после её согласования с
иностранным партнёром.
3.Позиционирование
турпродукта. Наделение нового тур продукта особыми конкурентоспособными
свойствами, способными привлечь внимание значительной части рыночно спроса,
например: более удобная и комфортабельная гостиница; её особое местоположение
(в центре города или у самого моря); особо интересная экскурсионная программа;
участие туристов в национальных фестевалях или народных гуляниях; специальные
цены; и т.п. При позиционировании турпродукта нужно учитывать спрос и пожелания
того целевого сегмента, для которого турфирма проектирует новый тур продукт.
4. Выбор
стратегии продвижения и продажи нового тур продукта. Планирование использования
необходимых средств массовой информации и посреднической турагентской сети.
5. Подробный
маркетинг. Выход на рынок с небольшим объёмом нового турпродукта для накопления
опыта его реализации, выявления возможных проблем в этом процессе и внесения
необходимых корректив.
6.
Коммерциализация нового туристского продукта. Начало его массовой продажи с
учётом результатов пробного маркетинга. Проведение постоянного мониторинга за
реализацией нового турпродукта на рынке.
В результате активной
деятельности туристских фирм, рынок туристских услуг, как в России, так и за
рубежом переполнен предложениями самых различных видов и форм путешествий.
Основная конкурентная борьба между туристскими фирмами в области формирования
турпродукта идёт в двух стратегических направлениях: диверсификация и повышение
качества.
Диверсификация
турпродукта означает создание большого разнообразия туров, способных
удовлетворить запросы даже самых небольших рыночных сегментов, нош и даже
отдельных индивидуумов. Стратегия диверсификации, в частности, предусматривает
разнообразие и совершенствование туров по основным направлениях (странам)
работы турфирмы. Большинство туроператоров специализируются на одной – двух странах.
Среди особых мер
диверсификации туристского продукта можно особо выделить:
1.
Освоение
новых направлений (стран). Часто меняющаяся мода на туристские путешествия,
давление конкурентов и желание расширить своё присутствие на рынке
обуславливают решение турфирмы разработать туры в новые страны или по новым
маршрутам.
2.
Указанные
выше обстоятельства также вынуждают турфирмы обратиться к использованию новых
видов туризма, например, автобусных и круизных, экзотически и других
путешествий
Страницы: 1, 2, 3, 4
|