2.
Конструирование
ситуаций работы с клиентом
При
конструировании ситуаций работы с клиентом можно использовать, например,
следующие стадии помощи в решении проблемы:
1 этап «Вводный»
- 2-3 недели
На 1-ом этапе реабилитации основным
является метод клинической беседы – как индивидуальной, так и групповой. В этот
период реабилитантам предоставляется информация по их проблеме в форме,
способствующей укреплению мотивации к прохождению курса реабилитации.
2 этап «Базовый»
- 1-2 недели
На 1-ом этапе реабилитации основным
является метод клинической беседы – как индивидуальной, так и групповой. В этот
период реабилитантам предоставляется информация по их проблеме в форме,
способствующей укреплению мотивации к прохождению курса реабилитации.
3 этап
«Динамический» - 8 недель
3-ий этап принципиально отличается от
предыдущего тем, что на этом этапе реабилитант получает возможность применить
наработанный в процессе реабилитации опыт трезвости в условиях реальной жизни.
Режим изоляции становится более «прозрачным» (с 5-6 недели), т.е. появляется
право на свободный выход с целью реализации новых жизненных планов (поиск места
работы, учебы и т.д.) с обязательным ежедневным возращением на территорию
отделения. Осуществляется групповое обсуждение новых пережитых впечатлений с
анализом полученного опыта, его адекватности поставленным целям. Составляется
индивидуальный план на следующий день.
4 этап
«Поддерживающий» - от 6 недель.
На 4-ом этапе реабилитанты основное время
проводят за пределами отделения. Режим – дневной стационар, краткосрочный
стационар, амбулаторная вечерняя группа. В условиях самостоятельной социальной
жизни является возможность получения компетентной поддержки и одобрения со
стороны специалистов отделения. Помощь в отреагировании отрицательных эмоций,
переживаний кризисных ситуаций, отработке новых механизмов интеграции в
общество.
3. Достижение
фиксируемых результатов
При социально-психологической
реабилитации, прежде всего, необходимо способствовать изменению поведения
клиента с помощью различных психологических методик так, чтобы он жил
продуктивнее, испытывал удовлетворенность жизнью. А значит, специалисту
(психологу) нужно подобрать такие специфические средства воздействия, чтобы
клиент нашел в себе силы справиться со своей проблемой, т.е., чтобы у него
появилась определенная мотивация для борьбы, к примеру, с наркотической
зависимостью.
Но, конечно,
никаких определенных гарантий при использовании технологии социально-психологической
реабилитации не имеется. Здесь все обусловлено каждым конкретным случаем,
индивидуальными особенностями, как проблемы клиента, так и его самого.
4. Пример
В рамках
социально-психологической реабилитации широко используется терапия средой. Она
подразумевает позитивное влияние окружающих факторов на психоэмоциональное
состояние реабилитанта:
А) географическое
положение
Б) использование
в терапевтических целях всех социальных механизмов, функционирующих в рамках
человеческого сообщества. Характер складывающихся и определенным образом
направленных взаимоотношений реабилитанта с окружающими его людьми –
персоналом, другими реабилитантами – носит форму общения по типу «идеальной
семьи» (любящие, требовательные, ответственные). Совместные развлечения,
совместные виды занятости. Такое общение подразумевает ответственность за свои
действия, предъявление определенных требований к себе и ближнему, атмосферу
любви, внимания и заботы друг о друге. Кроме того, существующие иерархические
принципы также способствуют укреплению этих отношений.
В) Специально
разработанная система наказаний и поощерений.
Поощрения:
- жетонная
система – человек, набравший наибольшее количество жетонов, поощряется участием
в каком-либо интересном мероприятии (экскурсия по городу, поездка в музей,
театр);
- подарки –
каждый месяц ремиссии отмечается торжественным чаепитием и вручением небольшого
подарка реабилитанту;
- еженедельно
выбирается «человек недели» - реабилитант, внесший наибольший положительный
вклад в функционирование сообщества, отличившийся каким-либо хорошим,
замеченным и одобренным коллективным поступком (его фотография помещается на
специальный стенд «Человек недели» до следующих «выборов»);
- перспектива
стать куратором – реабилитанты, успешно проходящие курс реабилитации, могут
остаться работать в отделении в качестве куратора с возможностью дальнейшего
обучения; они также получают возможность совместно с психологом принимать
участие в просветительской работе по профилактике наркомании.
Наказания:
- запреты
(ограничения на ряд привилегий), не затрагивающие потребности в питании,
гигиене, эмоциях;
- определенное
время действия запрета;
- контролируется
персоналом;
- помещение
фотографии на стенд «Лица стремящиеся к досрочной выписке»;
- лишение
имеющегося социального статуса в рамках иерархической структуры сообщества.
Система премий и
поощрений, как и система замечаний и наказаний, носит публичный характер.
Соблюдение равновесия (похвала и наказание).
Г) Система
ритуалов – использование ритуалов, способствующих укреплению мотивации к
успешному прохождению реабилитационного курса, накоплению и закреплению
положительного опыта, сплочению «семьи», усилению чувства единства с другими
членами сообщества (например, ритуал посвящения в «чайники» или ритуал рождения
нового члена семьи).
5. Создание
ситуации самоконтрольного плана
3-ий этап принципиально отличается
тем, что на этом этапе реабилитант получает возможность применить наработанный
в процессе реабилитации опыт трезвости в условиях реальной жизни. Режим
изоляции становится более «прозрачным» (с 5-6 недели), т.е. появляется право на
свободный выход с целью реализации новых жизненных планов (поиск места работы,
учебы и т.д.) с обязательным ежедневным возращением на территорию отделения.
Осуществляется групповое обсуждение новых пережитых впечатлений с анализом
полученного опыта, его адекватности поставленным целям. Составляется
индивидуальный план на следующий день.
6. Подведение
итогов внедрения
Оценка
результативности производится в течение всего периода реабилитации посредством
психодиагностических методик, эксперементально-психологических исследований,
круглосуточного наблюдения и анализа поведения во всех сферах жизнедеятельности
(труд, участие в психокоррекционной работе, досуг и т.д.). Наиболее значимыми
показателями результативности реабилитации являются длительность воздержания и
успешная социальная адаптация, которые отслеживаются посредством очных встреч
на этапе поддержки, а также через связь с родственниками и ближайшим окружением
реабилитанта (очные встречи, телефонные звонки, письма).
Необходимо
выяснить: что было хорошо, а что нет; где имели место позитивные изменения и
где существовали препятствия для этого. Активный вклад и клиента, и социального
работника исследуется в деталях.
Хороший план
реабилитации необходим для достижения прогресса, успеха и их закрепления. Путем
постоянного информирования клиента, стимулирования и, если необходимо,
предоставление функционального совета гарантирует возникновение обоюдных
обязательств.
Отчеты о
проделанной работе во время оценивания просматриваются вместе с клиентом.
Чем больше
ответственности будет брать на себя клиент, тем лучше. Активное участие в
процессе позволяет увеличить его мотивацию.
3. Технология индивидуальной психокоррекции
1) Общая
характеристика технологии
Цели
технологии:
§
создание
установок на отказ от психоактивных веществ;
§
восстановление
защитных сил организма;
§
восстановление
психического здоровья.
Объект
технологии:
молодежь в возрасте от 14 до 30 лет
Субъект
технологии:
психолог, социальный работник
Принципы
реализации социальной технологии:
- комплексность;
- приемственность;
- принцип опоры на собственные силы;
- компетентность специалиста, оказывающего помощь;
- принцип универсальности (исключает дискриминацию при оказании помощи);
- конфиденциальность;
- толерантность (признание закономерности разнообразия клиентов и
терпимость к этому со стороны специалиста) и т.д.
Инструментарий
технологии:
слово, идеи,
способы направленного воздействия на людей (психическое заражение, подражание,
внушение, убеждение), вербальное и невербальное воздействие и т.д.
Условия
внедрения технологии:
- индивидуальный
подход;
-
последовательность;
-
клиентоцентризм;
-
заинтересованность;
- непрерывность в
проведении реабилитационных мероприятий;
- помещение;
- финансовые
средства и т.д.
Апробация
технологии:
данная технология
индивидуальной психокоррекции используется примерно уже в течение 8 лет
Центром «Семья» в г. Сосновый бор Ленинградской области.
Что же касается
результатов работы, то:
А) За период с
ноября 1998 г. по декабрь 2000 г. полный курс лечения прошли 16 человек. На
данный момент в ремиссии находятся 9 человек, все ведут полноценную активную
социальную жизнь, у 2 человек регистрируется систематическое употребление
алкоголя (пива), у 1 человека зарегистрировано эпизодическое употребление
канобиодов, у 4 человек зарегистрирован возврат к употреблению наркотических
веществ.
Б) Неполный курс
реабилитации (от 1 до 3 месяцев) прошли 14 человек, на настоящий момент в
ремиссии находятся 5 человек, 6 человек после срыва самостоятельно обратились
за помощью в медицинское учреждение, 3 человека употребляют наркотические
средства на настоящий момент.
Традиционно,
данный Центр использует в своей деятельности следующие технологии:
- психотерапию
(групповая и индивидуальная);
- медикаментозную
терапию;
- трудотерапию;
-
консультирование психолога (психологическое);
-
консультирование нарколога;
- индивидуальные
психо-коррекционные занятия;
- семейное
консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и т.д.
Это традиционные
технологии, которые, как правило, используются. Чаще всего, конечно, есть
необходимость в появлении новых технологий, но нехватка финансовых средств не
дает полноценно действовать в данном направлении.
2) Внедрение
технологии
1. Инвентаризация
Технология
индивидуальной психокоррекции, как и любая другая требует огромного объема
информации, специального ее отбора, знакомства с новейшими научными
исследованиями.
На данном этапе
необходимо для эффективной работы с клиентом учесть все особенности проблемы
клиента, всесторонне изученные на предыдущем этапе, (как давно она возникла; ее
специфику; особенности поведения клиента и т.д.), чтобы в процессе
психокоррекции полноценно способствовать правильному изменению поведения
клиента, восстановлению его психического здоровья с помощью специально
подобранных для этого средств и методик, чтобы его жизнь стала продуктивнее, он
мог испытывать удовлетворение от нее.
2.
Конструирование
ситуаций работы с клиентом
При
конструировании ситуаций работы с клиентом, используя один из методов
психокоррекции, например, катотивно-имогинотивную психотерапию (метод
катотивного переживания образа, созданный профессором Ханс Карлом Лейнером),
можно использовать следующие стадии работы:
1 – регресс –
раннее воспоминание из детства (история детства через беседу)
2 – релаксация –
глубокое мышечное расслабление, которое способно прекратить отрицательные
эмоции
3 – введение в
образ, используя определенные мотивы.
3. Достижение
фиксируемых результатов
При индивидуальной
психокоррекции, прежде всего, необходимо способствовать изменению поведения
клиента с помощью различных психологических методик так, чтобы он жил
продуктивнее, испытывал удовлетворенность жизнью. А значит, специалисту
(психологу) нужно подобрать такие специфические средства воздействия, чтобы
клиент нашел в себе силы справиться со своей проблемой, т.е., чтобы у него
появилась определенная мотивация для борьбы, к примеру, с наркотической
зависимостью. Но, конечно, никаких определенных гарантий при использовании
технологии индивидуальной психокоррекции не имеется. Здесь все обусловлено
каждым конкретным случаем, индивидуальными особенностями, как проблемы клиента,
так и его самого.
4. Пример
Для
восстановления психического здоровья подбираются различные методы коррекции,
индивидуальные для каждого.
Наиболее
эффективная методика – катативно-имогинативная психотерапия (КПО) – метод
катативного переживания образа, созданная профессором Ханс Карлом Лейнером.
Сеанс состоит из
нескольких этапов:
1 – регресс –
раннее воспоминание из детства (история детства через беседу)
2 – релаксация –
глубокое мышечное расслабление, которое способно прекратить отрицательные
эмоции
3 – введение в
образ, используя определенные мотивы.
Например: мотив
«Луг». «Ты на лугу, какое время года? Какая погода? Сколько тебе лет в образе?
Во что ты одет? Какой видишь луг?». Молодые люди смотрят на мир в сеансе
глазами ребенка, к ним приходит полное ощущение реальности представляемого
образа. Мир детства, который переживает человек в сеансе, - это космос, это
энергия и мудрость своего детства. «Воспоминания» и «проживание» в определенном
мотиве обладают лечебными свойствами.
После окончания
сеанса психолог с клиентом обсуждают, что понравилось, что нет, какие вообщем
получены впечатления.
Психолог
предлагает нарисовать любой эпизод сеанса. В процессе рисования с красками идет
лечебное воздействие. Сеанс длится 50 -55 минут. Условия: удобное мягкое
кресло, лучше кушетка.
5. Создание
ситуации самоконтрольного плана
Здесь клиенту
предоставляется возможность продемонстрировать изменения в своем поведении. Так,
например, при работе с наркозависимым человеком, по прошествии нескольких
сеансов индивидуальной психокоррекции, клиент сам может предложить консультанту
провести совместную беседу с его ближайшими родственниками. Факт предложения
клиента уже сам по себе свидетельствует об успешности внедрения технологии, так
как уже начинают появляться первые сдвиги. А если клиент еще и сам сможет
привести их к консультанту, то это можно считать явным успехом на начальном
этапе.
6. Подведение
итогов внедрения
Оценка результативности
производится в течение всего периода реабилитации посредством
психодиагностических методик, эксперементально-психологических исследований,
круглосуточного наблюдения и анализа поведения во всех сферах жизнедеятельности
(труд, участие в психокоррекционной работе, досуг и т.д.). Наиболее значимыми
показателями результативности психокоррекции являются выработка мотивации к
отказу от приема наркотических средств, восстановление психического здоровья
клиента.
Чем больше
ответственности будет брать на себя клиент, тем лучше. Активное участие в
процессе позволяет увеличить его мотивацию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|