Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования автомобилей
ТЕХИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
ТЕХИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ
АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Техническое обслуживание
ЕО - перед пуском двигателя проверить общее состояние и крепление
АБ. Не допускаются трещины моноблока и крышек, повреждение изоляции проводов
или окисление полюсных выводов и клемм, трещины в мастике ее отслоение, сильное
загрязнение. О техническом состоянии и степени заряда АБ можно определить по
степени накала нитей отдельных включенных ламп, по силе звукового сигнала, по
легкости пуска двигателя стартера. В дороге следует следить за показаниями
контрольных и сигнальных приборов, характеризующих качество подзаряда АБ - при
загорании красного аварийного сигнала, эксплуатацию следует немедленно
прекратить, до устранения причины.
ТО-1 - дополнительно к объему ЕО, провести более тщательно крепежные
работы; снять клеммы с выводах штырей, проверить их состояние - окисленные
контактные поверхности зачистить мелкозернистой шкуркой или специальными
приспособлениями (втулки с мелкими фрезами или металлическими щетками), после
чего смазать их техническим вазелином или нанести тонкий слой антиокислительной
аэрозоли типа "Унисма". Поверхность АБ следует тщательно очистить,
включая вентиляционные отверстия в пробках с последующей продувкой их сжатым
воздухом. Пятна белого налета от разлитого электролита легко удаляются ветошью,
смоченной в 10% растворе аммиачного спирта. При ТО-1, а в жаркое время года
ежедневно, следует проверять уровень электролита в банках АБ. Это делают с
помощью уровнемерной трубки, конец которой опускают в наливное отверстие до
упора, затем, зажав большим пальцем руки верхний конец трубки, осторожно
вынимают и по количеству забранного в трубку электролита (норма 10-15
мм) принимают решение о необходимости доливки в ту или иную банку
дистиллированной воды.
ТО-2 - помимо работ, выполняемых при ЕО и ТО-1, в объем работ ТО-2
входят диагностические работы по определению степени разряженности и
технического состояния, как АБ в целом, так и отдельных ее элементов. С помощью
ареометра с поплавком - денсиметром со шкалой проверяют плотность электролита в
каждой банке, характеризующей степень разряженности, а с помощью нагрузочных
вилок Э-108 и Э-107 - напряжение под нагрузкой на выводных полюсах. Проводить
эти работы рекомендуется в аккумуляторном цехе, на столе с кислотоупорным
покрытием. При необходимости следует выровнять и довести плотность электролита
в аккумуляторах до нормы (например, добавлением электролита повышенной
плотности). Если же разность плотности превышает 0,02 г/см3 - АБ необходимо
подзарядить в течение 1-2 ч и снова произвести корректировку плотности. Снижение
плотности электролита (приведенного к 25°С) на 0,01 г/см3
свидетельствует о разряженности АБ на 5-6%. Таким образом, если для средней
полосы России взята исходная плотность 1,27 г/см3, для полностью
заряженной батареи, то снижение плотности при замере до 1,23 г/см3
свидетельствует о разряженности на 25% (предельно допустимая разряженность при
зимней эксплуатации), а до 1,19 г/см3 свидетельствует о
разряженности батареи на 50% (предельно допустимая разряженность при летней
эксплуатации). Указанные ограничения для зимы связаны с тем, что при низких
температурах снижается энергоемкость АБ и пуск двигателя стартером будет
крайне затруднен, к тому же электролит с пониженной плотностью склонен к
замерзанию и возможно размораживание моноблока АБ, разрушение пластин,
сепараторов в т.д. Поэтому, хотя повышенная исходная плотность электролита и
сокращает в целом срок службы АБ, в северных широтах ее доводят до 1,30 г/см3,
а в южных всего лишь до 1,26 г/см3. Проверка заряженности АБ
аккумуляторными пробниками, при включенных, соответствующих нагрузочных
резисторах, должна проводиться при закрытых пробках, не более 5 с - снижение
напряжения одного аккумулятора на 0,1 В, свидетельствует о разряженности на
25%.
Нагрузочные резисторы включаются затягиванием соответствующих
контактных гаек (или обоих при высокой емкости АБ), т.е. нагрузку делают
близкой к "стартерной". При сильно окисленных выводах аккумуляторов
- их следует слегка зачистить или нанести на них царапины. Проверку каждого
аккумулятора следует проводить один раз - последующие проверки повлекут
неточность результатов измерений. Если в ходе проверки напряжение под нагрузкой
в отдельных аккумуляторах быстро падает - это может свидетельствовать о
сульфатации пластин, выкрашивании большого количества ячеек с активной массой
и т.д. При всех обстоятельствах напряжение в отдельных аккумуляторах не должно
отличаться более чем на 0,1 В. При проверке пробником Э-107 , заворачивают
контактную гайку, контактную ножку прижимают к плюсовому выводу, а штырь щупа -
к минусовому. АЕ, суммарное напряжение которой будет меньше 8,9 В, к
эксплуатации непригодна. Ее необходимо поставить на подзаряд или в ремонт. При
повышенной разряженности, когда АБ не удается привести в нормальное состояние,
соответствующее ТУ, путем подзаряда - батарею следует разобрать, произвести
поэлементную проверку с последующим проведением текущего или капитального ремонта
(очень старые или сильно поврежденные батареи обычно выбраковываются).
Текущий ремонт
Технологический процесс (ТР) начинают с предварительного разряда
АБ. Затем сливают электролит, используя специальное, поворотное вокруг своей
оси, устройство. Затем электронагревательными лопатками (можно приспособить
обычный паяльник) удаляют мастику, уплотнительные шнуры и т.д. С помощью
настольно-сверлильного станка и комплекта фрез срезают выводные штыри,
разрезают межэлементные перемычки. Если неисправен один аккумулятор, то
производят работы только для извлечения блока пластин из него, а если более
одного, то целесообразно вскрывать и вынимать блоки всех аккумуляторов.
При ремонте широко используют инструмент и приспособления комплекта
мод. ПТ-7300. Комплект, включающий электродистиллятор мод. КИ-389 используется
в кислотных отделениях для приготовления электролита.
Затем детали АБ тщательно промывают в дистиллированной воде,
разбирают и проводят поэлементную проверку. Сильно сульфатированные или
поврежденные пластины и сепараторы заменяют (если активная масса выпала не
более чем из 3-4 ячеек решетки и пластины, то она пригодна к дальнейшей
эксплуатации). При наличии специального приспособления целесообразно проверить
стенки и перегородки моноблока на герметичность, предварительно удалив из
него осадок. Для удобства сборки блоков пластин имеется специальное
приспособление с винтом и прижимным башмаком. Есть также очень удобное для
проведения работ приспособление дм сборки полублока. Концом угольного стержня с
держателем, слегка прикасаются к месту плавки свинца для спайки. При необходимости
в место пайки добавляется прутковый свинец и стеарин (чтобы соединение было
прочным). Источником тока может быть обычная АБ или специальный сварочный трансформатор
на 12В.
Во время пайки нельзя допускать образование электрической дуги
между угольным стержнем и свинцом. Наплавку выводных штырей обычно производят
расплавленным в тигле свинцом, используя специальные формочки.
После полной сборки АБ ее следует заполнить электролитом и дать в
течение нескольких часов пропитаться активной массе пластин электролитом.
Затем, для определения годности батареи к эксплуатации, рекомендуется провести
контрольно-тренировочный цикл "заряд-разряд" током соответствующей
силы.
Заряд
аккумуляторных батарей
Заряд АБ производится в аккумуляторных цехах в специальных
зарядных отделениях, имеющих вторую дверь, выходящую непосредственно на улицу.
Над двухступенчатыми напольными стеллажами для установки АБ, располагают обычно
навесные вытяжки для отвода газов, образующихся в процессе заряда (в основном
это свободный водород или как его иначе называют - "гремучий газ",
обладающий повышенной взрывоопасностью). Выпрямительные устройства
рекомендуется устанавливать в соседних помещениях. Для заряда используют
аппарат мод. BCA-III (с твердым селеновым
выпрямителем, с рабочей силой тока до 8 А) или ВСА-5 (до 12 А), для ускоренного
заряда используют иногда передвижную установку мод. Э-410. Заряд АБ
рекомендуется производить силой тока, равной 1/10 емкости АБ. После начала
выделения газа ("кипение" электролита), следует снизить вдвое силу
зарядного тока. После окончания заряда выравнивают уровень и окончательно
корректируют плотность.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРОВ
РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРА НЕ СООТВЕТСТВУЮТ
ТЕХНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ - т.е. несоответствие норме зарядного тока и напряжения.
Эти показатели фиксируются в различных моделях автомобилей амперметрами,
вольтметрами на щитке приборов или используются сигнальные контрольные
лампочки, подсвечивающие трафареты красного цвета или со специальной
символикой.
Причины:
неисправна электрическая часть генератора:
замасливание щеток и контактных колец;
подгорание контактных колец - происходит обычно при
сильном искрообразовании между щетками и контактными кольцами;
износ щеток и колец - при этом уменьшается сила
прижатия щеток, что приводит к зависанию (заеданию в гнездах) щеток и
повышенному подгоранию контактных колец;
межвитковое замыкание в обмотках или замыкание проводов
обмоток на массу - происходит в результате повреждения или естественного
старения изоляции проводов катушек обмотки статора и обмотки возбуждения
ротора, приводящая к снижению сопротивления изоляции - происходящее при этом
замыкание смежных проводов катушек (или их замыкание на массу) как бы уменьшает
количество проводов в обмотках и соответственно происходит отклонение выходных
параметров от нормы (снижается напряжение, а сила зарядного тока наоборот увеличивается);
обрыв проводов или выводов обмотки статора или ротора;
окисление, ослабление или разрушение контактов соединительных
проводов подключения генератора;
пробой или обрыв диодов в выпрямителе.
неисправная работа реле-регуляторов:
неправильная регулировка регулятора напряжения, реле
обратного тока (в реле-регуляторах контактного, транзисторного и
вибрационного типа) - приводит к отклонению от нормы регулируемых параметров
генератора (например, завышенное значение регулируемого напряжения и зарядного
тока), в результате наблюдается "кипение" и разбрызгивание
электролита через вентиляционное отверстие и перезаряд АБ с сокращением срока
ее службы;
подгорание контактов реле, выход из строя катушек или
транзистора, нарушение соединений электроцепи;
отклонение от нормы регулируемого напряжения, или выход из
строя реле-регулятора (в реле-регуляторах бесконтактно-транзисторного
типа или встроенных малогабаритных микроэлектронных регуляторов напряжения
интегрального типа) - это происходит при обрывах в соединениях цепи, при пробое
стабилитронов или транзисторов различного типа и назначения, при обрывах в
обмотке дросселей, перегорание резисторов и т.д.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И ЧРЕЗМЕРНЫЙ ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ - вызывают
повышенный шум и стук при работе генератора. Причины: износ подшипников,
шеек под них на валу ротора или посадочных мест в крышках - при этом
может возникать перекос вала ротора и возможно задевание ротора за
полюса статора, биение щеток с контактными кольцами и в результате появление
пульсирующего тока, негативно влияющего на работу всей электросистемы
автомобиля;
износ в резьбовых соединениях (в том числе на шпильках
крепления крышек и т.д.);
износ и ослабление приводного ремня - как следствие
пробуксовка ремня на шкиве генератора, повышенный нагрев ремня и
прогрессирующий износ до полного его разрушения;
Примечание.
Чрезмерное натяжение приводного ремня или установка генератора с
перекосом приводят к повышенному шуму при работе, износу подшипников и самого
ремня.
Техническое
обслуживание
ЕО - визуальным осмотром проверить внешнее состояние генератора,
проводов, клемм, приводного ремня. При значительных налетах пыли и грязи
удалить их волосяной щеткой или ветошью. После пуска двигателя не должно быть
шума и вибрации от работающего генератора (характерных при износе подшипников,
биении шкива и т.д.). По амперметру на щитке приборов следует проверить
наличие и силу зарядного тока, он должен быть в пределах от 0,5 до 1,5 А. После
длительного пользования стартером, например, при пуске двигателя, при низких
температурах, амперметр может несколько минут показывать повышенную силу
зарядного тока (15-20 А и более), но затем стрелка прибора займет нормальное
положение. Если же стрелка амперметра постоянно показывает отсутствие заряда
АБ, или горит красный трафарет аварийного сигнала - эксплуатацию следует
прекратить.
ТО-1 - выполнить объем работ по ЕО. Очистить генераторную
установку, провода и контакты от пыли и грязи; проверить состояние и натяжение
приводного ремня - при усилии в 30-40 Н, приложенным между шкивами, прогиб для
различных моделей не должен превышать 8-14 мм (чрезмерное натяжение приводит к
ускоренному износу подшипников и самого ремня). Натяжение ремня производится
смещением корпуса генератора, с последующим завертыванием всех гаек крепления.
Следует закрепить все типы имеющихся электроконтактов. Чрезмерно окисленные
предварительно зачистить стеклянной шкуркой. При обнаружении поврежденных защитных
колпачков контактов, проводов с нарушенной изоляцией - следует заменить.
Проверить по контрольным приборам работу генератора на различных режимах работы
двигателя.
ТО-2 - помимо операций, входящих в объем ЕО и ТО-1, необходимо
проверить работу генератора, совместно с реле-регулятором на работающем
двигателе с помощью переносных приборов Э-214, К-484 или использовать посты
диагностики и мотортестеры типа К-518 и К-461. Проверку генератора осуществляют
обычно на средних частотах вращения KB двигателя, с включением фар и других
потребителей тока. Предварительно проверяют частоту вращения KB двигателя на начало и
полную отдачу генератора, обращая внимание на температуру нагрева корпуса,
шумы и стуки. Основным признаком неисправности генератора является отсутствие
или падение напряжения, ввиду чего не происходит нормального подзаряда АБ. При
несоответствии нормативам проверяемых параметров, при обнаружении механических
и других неисправностей, а при сезонном ТО-2, необходимо генератор и
реле-регулятор снять с автомобиля и передать в электроцех для более тщательной
диагностики, поэлементной проверки, обслуживания и ремонта.
В АТП малой мощности обычно используют более простые методы
контроля. Присоединив, например, к минусовой шине "+" источника тока,
следует поочередно касаться минусовым выводом провода лампочки зажимов блока -
при исправной цепи лампа должна гореть. Затем следует изменить полярность
источника и касаться зажимов блок уже плюсовым выводом - при исправных диодах
лампа снова должна гореть. Аналогично проверяем диоды, соединенные с плюсовой
шиной. Если обнаружится хотя бы один пробитый диод (лампочка не горит) -
следует менять весь блок в сборе.
Методы контроля и диагностики, оборудование
и приборы для их проведения
Диод считается исправным, если лампочка горит при
соединении "+" источника с "+" диода (кремниевого вентиля).
Если он пробит - лампочка будет гореть в обоих положениях переключателя, при
обрыве диода лампочка не горит ни в одном положении. Если снятый с автомобиля
генератор поступает в электроцех при неудовлетворительной работе - проверять
его сразу на стационарном стенде нет смысла. Его необходимо в начале разобрать,
тщательно промыть и высушить все узлы и детали, затем провести проверку и обслуживание
узлов. Сильно загрязненные кольца, с небольшим подгоранием и шероховатостями,
следует зачистить стеклянной бумагой (зернистость 80-100), вращая якорь от
руки. Изношенные, сильно подгоревшие, имеющие биение контактные кольца следует
проточить на токарном станке, или на настольном станке Р-105. Проверить
состояние щеток (сколы и заедание щеток в гнездах щеткодержателей не допускается).
Щетки, изношенные до 8 мм, следует заменить. Упругость пружин щеткодержателей,
в зависимости от марки генератора, должна составлять 1,8-2,6 Н (это можно легко
проверить, нажимая выступающей из щеткодержателя на 2 мм щеткой на тарелку
весов). При заедании или повышенном износе подшипников, их следует заменить.
Для ремонтных и других видов работ по электрооборудованию выпускается комплект
технологической оснастки ПТ-761-2. В целях контроля якорей генератора и
стартера, путем проверки изоляции проводов обмоток, а также обнаружения
обрывов в обмотках и наличия короткозамкнутых секций или замыкания их на
"массу" - используют настольный прибор Э-236. После проведения
вышеуказанных работ с заменой неисправных узлов и деталей и сборки генератора,
следует его подвергнуть комплексной проверке на стационарном стенде
отечественного производства Э-211, КИ-968.
Страницы: 1, 2
|