Тестирование в ИСУ
ИСУ Экономика и управление
Тестирование в ИСУ
ВВЕДЕНИЕ
Особым методом
исследования систем управления, наиболее популярным в современных условиях и,
пожалуй, достаточно эффективным является метод тестирования.
В управлении при
помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов (в
частности, важнейшего из них – времени), уровень квалификации персонала,
распределение функций управления, сочетание формального и неформального
управления, стиль управления и многие другие.
Тестирование
являются достоверным индикатором будущих успехов при исследовании систем
управления, и признается универсальным методом в исследования, оно экономически
эффективно и способно приносить материальную выгоду предприятию.
Цель курсового
исследования – изучить методологию и организацию тестовых исследований систем
управления, разработать рекомендации по совершенствованию управления на ООО
«Эксквизит» на основе тестирования.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть
понятие и сущность тестов;
2.
Охарактеризовать виды тестов и сферу их применения на предприятии;
3. Изучить
критерии качества тестов;
4. Рассмотреть
принципы организации и проведения тестирования;
5.Определить
состав и выбор методов тестирования;
6. Дать
характеристику этапов тестирования.
Объект
исследования – тестирование в исследовании систем управления.
Предмет –
совершенствование управления ООО «Эксквизит» на основе тестирования.
В первой главе
курсового исследования речь идет о теоретических основах применения
тестирования в исследовании систем управления: приведены виды тестов, сфера их
применения на предприятии, критерии качества тестов.
Во второй главе
представлены методология и организация тестовых исследований систем управления,
в третьей – даны характеристика деятельности организации и рекомендации по
совершенствованию управления на основе тестирования.
При написании
курсовой работы был использован широкий круг литературы.
Подробно
рассмотреть понятие, сущность, виды тестирования помогли учебники таких авторов,
как Анастази А., Батаршева А.В., Короткова А.В.; критерии качества тестов –
Дураковой И.Б. При исследовании методологии и организации тестирования большую
роль сыграли учебные пособия Игнатьевой А.В., Десслера Г. При написании работы
использовались следующие журналы: «Управление персоналом», «ЭКО: экономика и
организация промышленного производства», «Высшее образование в России».
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
1.1.
Понятие и сущность тестов
Существует
множество определений теста. Тест - это удовлетворяющая критериям исследования
эмпирико-аналитическая процедура. Очень общее определение. Но есть определения
и более конкретные. Например, тест - это система высказываний, позволяющая
получить объективное отражение реально существующих отношений между людьми, их
свойств, признаков и количественных параметров. Но можно сформулировать более
точное определение теста относительно проблем исследования управления. Тест -
это метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его
высказываний или оценок функционирования системы управления. Сфера применения
тестирования не ограничивается только психологической проблематикой [11, с.81].
Большую роль в
исследовании систем управления при помощи тестирования играет конструкция
теста.
Тест включает
набор высказываний и оценок по определённой проблеме или ситуации. Оценки могут
быть упрощённые (типа «согласен» - «не согласен» или шкалированные (типа
«совершенно верно», «верно», «скорее верно, чем неверно», «трудно сказать»
и.т.д.). Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или
выбора степени согласия.
Конструкция теста
должна предполагать возможность обработки его результатов по определённым
статистическим программам.
Каждый тест имеет
ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями
тестирования [11, с. 81].
В исследовании
систем управления при любом психологическом диагностировании на основе выявления
психологических свойств личности принимается квалифицированное решение о
наличии у испытуемого (клиента) определенного психологического состояния. При
психологическом консультировании в исследовании систем управления, прежде чем
давать какие-либо советы клиенту, квалифицированный психодиагност должен
правильно поставить диагноз, оценить суть проблемы, волнующей клиента.
Состояние клиента тоже
определяется как в начале, так и в конце психокоррекционной работы. В эффективности
принимаемых коррекционных мер должен убедиться не только экспериментатор, но и
сам клиент. Ведь вера в успех является одним из важнейших факторов эффективности
любого терапевтического воздействия.
В обоих случаях
основными психодиагностическими средствами выступают наблюдение, беседы и
тестирование. Тестирование является основным инструментарием практического
психолога, специалиста по психодиагностике и находит широкое применение
исследовании систем управления [2, с. 12].
Тестирование
развивалось и продолжает развиваться нарастающими темпами, оказывая эффективное
содействие в решении широкого круга вопросов в различных сферах повседневной
жизни [1, с. 16].
История
тестирования насчитывает несколько сотен лет. Первые публикации Френсиса
Гальтона (1884) и Джеймса Мак-Кина Кеттела (1890) о тестовом методе имели своих
сторонников и противников. Многие восторженно приветствовали новый метод.
Увидели в нём возможность увязать научные притязания психологии с запросами
практики. В целом же статус метода оставался неопределён. Между тем в начале
30-х годов тесты в образовании, в сфере профессионального отбора и
профессиональной ориентации начинают широко использоваться, не смотря на то,
что они не были обеспечены серьёзным психологическим инструментарием. Прошли
долгие годы, прежде чем удалось преодолеть методологический тупик в психологии,
согласовать теории, концепции, интуитивные догадки с эмпирическими
результатами. Особенно важным оказался вывод, что всякий метод несёт в себе
неизбежность погрешности измерений.
Современный тест
– это теоретически и эмпирически обоснованная система заданий, позволяющая
получать измерения соответствующих психологических свойств. Теоретическое
обоснование предполагает всесторонний анализ теста и результатов его применения
в свете достижения современной науки. Эмпирическое обоснование теста связано с
обращением к опыту, измерениям, эксперименту [7, с.132].
Тестирование выступает в
качестве одного из основных методов психологической диагностики в исследовании
систем управления, позволяющих получать сопоставимые количественные и
качественные показатели степени развитости изучаемых психологических свойств
или состояний работника на предприятии. Тесты (от англ. test - опыт, проба) -
это стандартизированные методики психодиагностики, представляющие собой серию
относительно коротких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и т. п.). С помощью
таких испытаний с известной вероятностью определяется уровень развития у
индивида психологических свойств, необходимых теоретических знаний,
практических умений, навыков и других личностных характеристик. С помощью
тестов можно изучать и сравнивать между собой характерологические свойства
различных людей, выставлять дифференцированные и сопоставимые оценки.
Тестирование предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных,
последующий качественный анализ их и интерпретацию. Здесь
"первичными" называются данные, полученные в ходе тестирования до их
обработки методами математической статистики [2, с. 13].
По форме представления тесты
можно разделить на два основных типа: стандартизированные и проективные.
Стандартизированные в свою очередь делятся на два подтипа: тест-опросники и
тест-задания.
Стандартизированными
называются тесты, прошедшие этап стандартизации (проверку на валидность и
надёжность, соответствие другим требованиям, предъявляемым к тестам). Такие тесты
ориентированы на оценку и могут служить надёжным средством психодиагностики.
Тест-опросник содержит серию
вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого.
В тест-задании испытуемому предлагается серия соответствующих заданий, по
итогам выполнения которых определяют наличие или отсутствие и степень развития
у него характерологических черт (свойств личности).
Достоинством
стандартизированных тестов является возможность дифференцированного их
применения (серии стандартизированных тестов разрабатываются применительно к
различным возрастным группам людей, уровню образования, жизненному опыту и
профессии). С помощью стандартизированных тестов получают количественные
оценки, по которым можно сравнивать выраженность психологических свойств испытуемого
с их выраженностью в популяции.
Недостатком
стандартизированных тестов является определенная возможность влияния
испытуемого на результаты тестирования в соответствии с одобряемыми
характерологическими чертами личности. Эти возможности увеличиваются, если
обучаемые знают содержание теста, а также методику оценки поведения и изучаемых
психологических качеств личности.
Другим недостатком
стандартизированных тестов является определенная трудность обеспечения
индивидуального подхода к испытуемым в процессе тестирования. У людей с пониженной
стрессоустойчивостью, как отмечает А.Г. Шмелев, возникают определенные
нарушения саморегуляции, они начинают волноваться, ошибаться в элементарных для
них вопросах. Во-время заметить такую реакцию на тест - задача, которая по
силам лишь квалифицированному и добросовестному экспериментатору [2, с.14].
В определенных условиях
применение стандартизированных тестов (тест-опросников и тест-заданий)
становится просто нецелесообразным. Это относится к тем случаям, когда испытуемые
не желают признавать у себя отрицательные личностные качества и мотивы
поведения либо просто не в состоянии осознать их наличие. В этих ситуациях
прибегают к использованию проективных тестов.
Проективные тесты предназначены
для изучения психологических особенностей людей и их поведения, особенностей,
которые вызывают негативное отношение со стороны самих испытуемых. В основе
проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые
психологические свойства личности и недостатки поведения индивид склонен
приписывать другим людям. О психологических особенностях испытуемого судят на
основании того, как он воспринимает и оценивает соответствующие ситуации,
поведение людей, какие личностные качества и мотивы он им приписывает.
Проективные методики обладают
определёнными достоинствами. Человек в своём восприятии жизненных ситуаций
(отображение которых представлено в проективных тестах) преобразует их
сообразно своей индивидуальности, своего видения жизненных коллизий.
Проективные методики как бы «портретируют» свою индивидуальность человека, не
прямо, а косвенным путём позволяют изучать его эмоциональные особенности и
невротические реакции [2, с. 15].
Единой классификации
проективных тестов не существует. Наиболее распространённой является
классификация в разработке Л.Ф. Бурлачука и С.М. Морозова. В сокращённом виде
ниже приводится эта классификация по описанию И.Б. Гришпун.
1. Конститутивные тесты.
Содержание работы испытуемого является придание смысла материалу, его
структурирование. Наиболее популярным конститутивным тестом является тест
Роршаха (тест «чернильных пятен»).
2. Конструктивные тесты,
предполагающие создание (конструирование) целого из отдельных частей. Среди
конструктивных проективных тестов известен так называемый тест мира.
3. Интерпретативные тесты,
предполагающие толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций,
изображений. Из интерпретативных наиболее популярен «тест тематической
апперценции» (ТАТ), созданный в 1935 г. Г. Мюрреем и К. Морганом (США).
4. Катартические тесты,
предполагающие творческую деятельность в особо организованных условиях. Ярким
примером таких тестов является психодрама, чаще рассматриваемая как метод
психотерапии, но выступающая и как психодиагностическое средство. (Предложена
Дж. Морено в 1946 г.).
5. Экспрессивные тесты,
предполагающие рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную
тему. Из экспрессивных методов широко распространены так называемые рисуночные
тесты («Нарисуй человека», предложенный К. Маховер в 1948 г.;
«Дом-дерево-человек», разработанный Дж. Буком в 1948 г., и др.).
6. Импрессивные тесты,
требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим. Среди импрессивных
проективных тестов наибольшую популярность приобрёл так называемый тест Люшера,
или тест цветовых предпочтений (предложен М. Люшером в 1948 г.).
7. Аддитивные тесты,
предполагающие завершение фразы, рассказа и др. Среди этих тестов широко
известен тест «Незаконченные предложения» [2,с.17].
1.2.
Виды тестов и сфера их применения на предприятии
Единой системы классификации
тестов в исследовании систем управлении к настоящему времени ещё не выработано.
Наиболее распространённой является система деления тестов по предмету
диагностирования, т.е. по тому качеству, которое оценивается с помощью
предъявляемого теста.
Общая схема деления тестов на
виды и подвиды представлена в приложении А.
Проективные тесты, о которых
говорилось выше, входят в состав личностных тестов, а тесты креативности – в
состав тестов способностей.
Тесты достижений
конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки
уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для определения общей
и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам
обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в
классе, аудитории колледже, вузе. К тестам достижений относятся также и тесты,
используемые для целей профессионального отбора (подбора). Целесообразно
применение тестов достижения в целях профориентации молодёжи.
Психологические тесты – это
инструменты или, употребляя широкий термин, орудия. Психологические тесты
классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространённой является
деление психологических тестов на виды, при котором в качестве основания взят
предмет диагностики. Так, по предмету диагностики психологические тесты делятся
на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способностей,
социально-психологические тесты и личностные (тесты личности) [2, с. 20].
Интеллектуальные тесты
предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня
интеллектуального развития индивида. К группе наиболее известных и широко
применяемых тестов интеллекта относятся тесты Д. Векслера (предназначены для
измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных процессов –
восприятия, внимания, воображения, памяти и др.), батареи тестов Станфорд-Бине
диапазона способностей – от простого манипулирования до абстрактных
рассуждений, дифференцированных по возрастному критерию). Применение этих тестов
интеллекта позволяет выявить личностные качества испытуемых: уровни их
активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и
др. Среди интеллектуальных тестов они занимают ведущее место в зарубежной
психологической диагностике. На основе применения батарей тестов Станфорд-Бине
и аналогичных им шкал умственного развития Бине-Симона рассчитываются
количественные показатели уровней интеллектуального развития испытуемых (IQ, англ. – Intelligence Quotient). Этот коэффициент (IQ) адекватен понятию «интеллект» и рассчитывается по формуле:
IQ = (Умственный возраст /
Хронологический возраст) * 100 (1)
Тесты способностей – это
методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей,
определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества. Тесты
способностей включают задания не только на интеллект, но и на память,
восприятие, ручную и пальцевую моторику. Они широко используются в США для
профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии, на флоте, в
государственных учреждениях.
Разновидностью тестов
способностей являются тесты креативности.
Тесты креативности -
совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности [2,
с. 22].
Социально-психологические
тесты делятся на личностные и социометрические тесты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|