Процесс сгорания.
Коэффициент
молекулярного изменения горючей смеси:
Коэффициент
молекулярного изменения рабочей смеси:
Количество
теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания:
ΔНu = 119950*(1-α)*L0 кДж/кг. = 119950*(1-0,96)*0,516 = 2476 кДж/кг.
Теплота
сгорания рабочей смеси:
Нраб.см.
= кДж/кмоль раб.см.
Средняя
мольная теплоемкость продуктов сгорания:
(m)=
кДж/кмоль град.
Определяется по эмпирическим формулам таб. 3.7
литература 1.
(m)= *[0,0655*(39,123+0,003349tz)+0,0057*(22,49+0,00143tz)+0,0696*(26,6++0,004438tz)+0,0029*(19,678+0,001758tz)+0,3923*(21,951+0,001457tz)=24,657+ 0,002077tz] кДж/кмоль град.
Коэффициент использования теплоты ξz принимаем = 0,88:
(1)
Температура в конце видимого процесса
сгорания: при n = 6000 мин
ξz Нраб.см
+ (m) tc = μ(m)tz :
0,88*79193+22,049*519 =
1,061*(24,657+0,002077) tz,
0,002204+26,165 tz – 81132 = 0, откуда
tz =
= 2552 ºС;
Tz = tz + 273 = 2825 К;
Максимальное давление сгорания теоретическое:
pz = pc*μ* Tz/ Тс =
2,1036*1,061*2825/792 = 7,963 МПа.
Максимальное давление сгорания действительное:
Pzд = 0,85* pz = 0,85*7,963 = 6,7689 МПа.
Степень повышения давления:
λ = pz/ pc = 7,963/2,1036 = 3,786.
параметры
|
Процесс сгорания
|
n, мин-1
|
1000
|
3200
|
6000
|
6300
|
μ0
|
1,0945
|
1,0635
|
1,0635
|
1,0635
|
μ
|
1,0907
|
1,0613
|
1,0612
|
1,0611
|
ΔН , кДж/кг
|
8665
|
2476
|
2476
|
2476
|
Нраб.см.кДж/кмоль
|
74813
|
79348
|
79193
|
79155
|
(m)
|
24,2982+
0,002034tz
|
24,6566+
0,002077tz
|
24,6566+
0,002077tz
|
24,6566+
0,002077tz
|
ξz
|
0,83
|
0,92
|
0,88
|
0,86
|
tz , ºС
|
2330
|
2643
|
2552
|
2509
|
Tz , ºК
|
2603
|
2916
|
2825
|
2782
|
Pz , МПа
|
8,5967
|
9,1438
|
7,9635
|
7,7011
|
Pzд , МПа
|
7,3072
|
7,7722
|
6,7689
|
6,5459
|
λ
|
3,5364
|
3,8857
|
3,7856
|
3,7285
|
Процессы расширения и выпуска
Средний
показатель адиабаты расширения К2 определяется по номограмме рис.
4.8 при заданном ε для соответствующих значений α и Tz, а средний показатель политропы
расширения n2, оценивается по величине среднего
показателя адиабаты:
ε
= 10,3; α = 0,96; Tz = 2825 К; К2 =
1,2528; n2 = 1,252.
Давление и температура в конце процесса расширения:
Рв = Pz/ εn2 и Тв = Tz/ εn2-1:
Рв = 7,9635/10,31,252 = 0,4296 МПа, Тв =
2825/10,31,252-1 = 1570 К;
Проверка ранее принятой температуры остаточных газов:
К;
Δ Тr = ,
Где Δ Тr – погрешность расчета - 4,6
% допустимая погрешность.
параметры
|
Процесс расширения и выпуска.
|
n, мин-1
|
1000
|
3200
|
6000
|
6300
|
К2
|
1,2588
|
1,2519
|
1,2529
|
1,2531
|
n2
|
1,258
|
1,251
|
1,252
|
1,253
|
Рв , МПа
|
0,4573
|
0,4944
|
0,4296
|
0,4144
|
Тв , К
|
1426
|
1624
|
1570
|
1542
|
Тr , K
|
871
|
977
|
1021
|
1019
|
Δ Тr , %
|
3,25
|
3,24
|
4,60
|
5,64
|
Индикаторные параметры рабочего цикла.
Теоретическое среднее индикаторное давление:
МПа.
МПа.
Среднее индикаторное давление:
pi = φu* Рj , =
0,96*1,1588 = 1,1124 МПа.
Где φu = 0,96 – коэффициент полноты
индикаторной диаграммы.
Индикаторный КПД и индикаторный удельный расход топлива:
г/кВт. Ч
Эффективные
показатели двигателя.
Среднее давление механических потерь для бензиновых двигателей с числом
цилиндров до шести и отношением S/D≤1.
Pм = 0,034 + 0,0113* Vп.ср МПа.
Для
нашего карбюраторного двигателя, предварительно приняв ход поршня S равным 78 мм., получим значение
средней скорости поршня:
м/с.
Тогда:
Pм = 0,034 + 0,0113*15,6 = 0,2103 МПа.
Среднее
эффективное давление и механический КПД:
Ре = Рj - Рм = 1,1124 –
0,2103 = 0,9021 МПа.
ηм = .
Эффективный
КПД и эффективный удельный расход топлива:
ηе = ηj * ηм = 0,3388 * 0,811 = 0,2748
gе = г/кВт.ч.
параметры
|
Индикаторные и эффективные параметры
двигателя.
|
n, мин-1
|
1000
|
3200
|
6000
|
6300
|
Рj ,
, МПа
|
1,2115
|
1,3415
|
1,1588
|
1,1138
|
Рj , МПа
|
1,1630
|
1,2879
|
1,1124
|
1,0693
|
ηj
|
0,3292
|
0,3845
|
0,3388
|
0,3288
|
gj , г/кВт.ч
|
249
|
213
|
242
|
249
|
Vп.ср , м/с
|
2,6
|
8,32
|
15,6
|
16,38
|
Рм , МПа
|
0,0634
|
0,1280
|
0,2103
|
0,2191
|
Ре , МПа
|
1,0997
|
1,1599
|
0,9021
|
0,8502
|
ηм
|
0,9455
|
0,9006
|
0,811
|
0,7951
|
ηе
|
0,3113
|
0,3463
|
0,2748
|
0,2614
|
gе , г/кВт.ч
|
263
|
237
|
298
|
313
|
Литраж двигателя:
дм3.
Рабочий объем одного цилиндра:
дм3.
Диаметр цилиндра.
Так как ход поршня предварительно был принят S = 78 мм,
то:
мм.
Окончательно принимается D = 88 мм, S = 78 мм.
Площадь поршня:
дм.
Литраж двигателя:
дм3..
Мощность двигателя:
Nе = кВт.
Литровая мощность двигателя:
Nл = кВт/л.
Крутящий момент:
Ме = Н*М.
Часовой расход топлива:
GT = Nе * gе * 10-3 = 86 * 298* 10-3
= 25,5 кг/ч.
параметры
|
Основные параметры и показатели
двигателя.
|
n, мин-1
|
1000
|
3200
|
6000
|
6300
|
Fп , дм2
|
0,61
1,9
45,1
|
Vл , л
|
Nл , кВт/л
|
Nе , кВт
|
17,38
|
58,66
|
86
|
84,66
|
Ме , Н*М
|
166,06
|
175,15
|
136,23
|
128,39
|
GT , кг/ч
|
4,57
|
13,88
|
25,51
|
26,53
|
Определяем объем камеры сгорания:
Vc =
дм3.
Находим полный объем цилиндра:
Vа = Vc + Vh = 0,05 + 0,4822 = 0,534
Рассчитанные точки:
ВМТ: Pr =
0,118 Mpa; Рс = 2,1036 МПа; Pz = 7,9635 МПа.
НМТ: Ра = 0,085 Mpa; Рв = 0,4296 МПа.
Задаваясь различными углами φ поворота
коленчатого вала, определяем положение поршня по формуле:
х =
Задаем λ = 0,285
Затем при этих углах φ находим текущий
объем над поршневого пространства:
Vх = Vc + хFп.
Определяем давление на линии сжатия и
расширения при выбранных углах поворота коленчатого вала:
;
;
Результаты расчета приведены в таблице № 1.
Таблица № 1.
№
|
φº
|
х, дм.
|
Vх , дм3
|
|
|
1
|
0
|
0
|
0,05185
|
0,118/0,085
|
0,1015
|
2
|
10
|
0,0076
|
0,056486468
|
0,085
|
0,093
|
3
|
20
|
0,03002
|
0,07016276
|
0,085
|
0,085
|
4
|
30
|
0,06614
|
0,092197744
|
0,085
|
0,085
|
5
|
40
|
0,1142
|
0,121515
|
0,085
|
0,085
|
6
|
50
|
0,17192
|
0,156724604
|
0,085
|
0,085
|
7
|
60
|
0,23668
|
0,196225563
|
0,085
|
0,085
|
8
|
70
|
0,30568
|
0,238318523
|
0,085
|
0,085
|
9
|
80
|
0,37617
|
0,281317616
|
0,085
|
0,085
|
10
|
90
|
0,44557
|
0,32365075
|
0,085
|
0,085
|
11
|
100
|
0,51162
|
0,363939419
|
0,085
|
0,085
|
12
|
110
|
0,57246
|
0,401051708
|
0,085
|
0,085
|
13
|
120
|
0,62668
|
0,434125563
|
0,085
|
0,085
|
14
|
130
|
0,67329
|
0,462562949
|
0,085
|
0,085
|
15
|
140
|
0,71171
|
0,485998946
|
0,085
|
0,085
|
16
|
150
|
0,74164
|
0,504252631
|
0,085
|
0,085
|
17
|
160
|
0,76289
|
0,517268509
|
0,085
|
0,085
|
18
|
170
|
0,77575
|
0,525057997
|
0,085
|
0,085
|
19
|
180
|
0,78
|
0,52765
|
0,085/0,4296
|
0,085
|
20
|
190
|
0,77575
|
0,525057997
|
0,087011
|
0,087011
|
21
|
200
|
0,76298
|
0,517268509
|
0,08882
|
0,08882
|
22
|
210
|
0,74164
|
0,504252631
|
0,091989
|
0,091989
|
23
|
220
|
0,71171
|
0,485998946
|
0,096777
|
0,096777
|
24
|
230
|
0,67329
|
0,462562949
|
0,103587
|
0,103587
|
25
|
240
|
0,62668
|
0,434125563
|
0,113038
|
0,113038
|
26
|
250
|
0,57246
|
0,401051708
|
0,12606
|
0,12606
|
27
|
260
|
0,51162
|
0,363939419
|
0,144081
|
0,144081
|
28
|
270
|
0,44557
|
0,32365075
|
0,169323
|
0,169323
|
29
|
280
|
0,37617
|
0,281317616
|
0,205346
|
0,205346
|
30
|
290
|
0,30568
|
0,238318523
|
0,257996
|
0,257996
|
31
|
300
|
0,23668
|
0,196225563
|
0,337093
|
0,337093
|
32
|
310
|
0,17192
|
0,156724604
|
0,459275
|
0,459275
|
33
|
320
|
0,1142
|
0,121515
|
0,651825
|
0,651825
|
34
|
330
|
0,06614
|
0,092197744
|
0,953074
|
0,953074
|
35
|
340
|
0,03002
|
0,07016276
|
1,387839
|
1,387839
|
36
|
350
|
0,0076
|
0,056486468
|
1,870278
|
1,965
|
37
|
360
|
0
|
0,05185
|
2,1042/7,964
|
2,5243
|
38
|
370
|
0,0076
|
0,056486468
|
7,154373
|
6,769
|
39
|
380
|
0,03002
|
0,07016276
|
5,453565
|
5,453565
|
40
|
390
|
0,06614
|
0,092197744
|
3,874148
|
3,874148
|
41
|
400
|
0,1142
|
0,121515
|
2,741886
|
2,741886
|
42
|
410
|
0,17192
|
0,156724604
|
1,993858
|
1,993858
|
43
|
420
|
0,23668
|
0,196225563
|
1,50479
|
1,50479
|
44
|
430
|
0,30568
|
0,238318523
|
1,179789
|
1,179789
|
45
|
440
|
0,37617
|
0,281317616
|
0,958543
|
0,958543
|
46
|
450
|
0,44557
|
0,32365075
|
0,804248
|
0,804248
|
47
|
460
|
0,51162
|
0,363939419
|
0,694381
|
0,694381
|
48
|
470
|
0,57246
|
0,401051708
|
0,614892
|
0,614892
|
49
|
480
|
0,62668
|
0,434125563
|
0,556816
|
0,556816
|
50
|
490
|
0,67329
|
0,462562949
|
0,514295
|
0,501
|
Продолжение
таб. 1.
51
|
500
|
0,71171
|
0,485998946
|
0,483436
|
0,473
|
52
|
510
|
0,74164
|
0,504252631
|
0,461626
|
0,427
|
53
|
520
|
0,76298
|
0,517268509
|
0,44713
|
0,395
|
54
|
530
|
0,77575
|
0,525057997
|
0,43884
|
0,360
|
55
|
540
|
0,78
|
0,52765
|
0,436143
|
0,3349
|
56
|
550
|
0,77575
|
0,525057997
|
0,118
|
0,297
|
57
|
560
|
0,76298
|
0,517268509
|
0,118
|
0,252
|
58
|
570
|
0,74164
|
0,504252631
|
0,118
|
0,215
|
59
|
580
|
0,71171
|
0,485998946
|
0,118
|
0,185
|
60
|
590
|
0,67329
|
0,462562949
|
0,118
|
0,146
|
61
|
600
|
0,62668
|
0,434125563
|
0,118
|
0,118
|
62
|
610
|
0,57246
|
0,401051708
|
0,118
|
0,118
|
63
|
620
|
0,51162
|
0,363939419
|
0,118
|
0,118
|
64
|
630
|
0,44557
|
0,32365075
|
0,118
|
0,118
|
65
|
640
|
0,37617
|
0,281317616
|
0,118
|
0,118
|
66
|
650
|
0,30568
|
0,238318523
|
0,118
|
0,118
|
67
|
660
|
0,23668
|
0,196225563
|
0,118
|
0,118
|
68
|
670
|
0,17192
|
0,156724604
|
0,118
|
0,118
|
69
|
680
|
0,1142
|
0,121515
|
0,118
|
0,118
|
70
|
690
|
0,06614
|
0,092197744
|
0,118
|
0,118
|
71
|
700
|
0,03002
|
0,07016276
|
0,118
|
0,118
|
72
|
710
|
0,0076
|
0,056486468
|
0,118
|
0,1098
|
73
|
720
|
0
|
0,05185
|
0,118/0,085
|
0,1015
|
Скругление
индикаторной диаграммы.
Учитывая
быстроходность рассчитываемого двигателя, устанавливаем следующие фазы
газораспределения:
Начало ( точка r,) - 20º до ВМТ; окончание (точка
а,,) - 60º после НМТ.
Начало ( точка b,) - 60º до НМТ; окончание (точка
а,) - 20º после ВМТ.
Угол
опережения зажигания принимаем 30º (точка с,),
продолжительность периода задержки воспламенения – Δφ = 10º ,
отсюда 30 – 10 = 20º( точка f)
Полоңение
точки с,, определяем из выражения:
РС,, = (1,15...1,25)рс = 1,2*2,1036 = 2,5243
МПа.
Действительное давление сгорания:
Pzд = 0,85* pz = 0,85*7,9635 = 6,769 МПа.
Принято считать, что это давление достигает через 10º после ВМТ.
Нарастание давления от точки с,, до точки z составит Δр/Δφ =
0,417, что означает плавную работу двигателя.
Результаты расчета положения характерных точек приведены в таблице № 2.
Таблица № 2
Обозначение
|
Положение
|
φº
|
х, дм.
|
Vх , дм3
|
|
r
|
20ºдо ВМТ
|
700
|
0,03002
|
0,064158576
|
0,118
|
r
|
20º после ВМТ
|
20
|
0,03002
|
0,064158576
|
0,085
|
a
|
60º после НМТ
|
240
|
0,62668
|
0,434125563
|
0,113038
|
f
|
30ºдо ВМТ
|
330
|
0,06614
|
0,078968975
|
1,179456
|
c
|
20ºдо ВМТ
|
340
|
0,03002
|
0,064158576
|
1,569637
|
r
|
ВМТ
|
360
|
0
|
0,05185
|
0,1015
|
c
|
ВМТ
|
360
|
0
|
0,05185
|
2,5243
|
zд
|
10º после ВМТ
|
370
|
0,0076
|
0,054966315
|
6,769
|
b
|
60ºдо НМТ
|
480
|
0,62668
|
0,434125563
|
0,556816
|
b’’
|
НМТ
|
540
|
0,78
|
0,52765
|
0,334927
|
1. Колчин А.И., Демидов В.П. "Расчет
автомобильных и тракторных двигателей" М.: Высшая школа, 2002 год.
Страницы: 1, 2
|