Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский
государственный университет
факультет
«Экономика и Управление»
Кафедра
«Экономической теории и мировой экономики»
Курсовая
работа по микроэкономике
тема
“Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий”
Выполнил: студент
гр. ЭиУ-256
Смирнова Т.Л.
Проверил: доцент
Моцаренко Н.В.
Челябинск,
2007
Аннотация
Смирнова Т.Л. ЭиУ-256
Теоретические основы государственного
регулирования естественных монополий: курсовая работа,
46с., 2 рис, 14 источников.
Цель работы –
ознакомиться и изучить теоретическую сторону государственного регулирования
естественных монополий.
Задачи работы –
изучить, проанализировать различные аспекты и подходы к регулированию
естественных монополий государством.
Рассмотрена
модель естественной монополии и причины ее существования. Были выделены
позитивные и негативные стороны влияния ее функционирования и обоснования
необходимости ее регулирования.
В работе
уделяется большое внимание рассмотрению системы регулирования естественных
монополий в России. Сформулированы некоторые задачи для развития этой системы.
А также проанализированы на сравнительном уровне системы антимонопольного
регулирования России и США.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая модель естественной
монополии.
Ø
Модель
естественной монополии и причины ее возникновения
Ø
Причины
государственного вмешательства в экономическую деятельность естественных
монополий
Глава 2. Процесс регулирования
естественных монополий
Ø
Ценовое
регулирование
Ценообразование по средним и предельным
издержкам и регулирование нормы дохода.
Ценовая дискриминация
Пиковое ценообразование
Ø
Стимулирующее
регулирование или регулирование верхнего тарифа (дефлятор Х) из опыта Зарубежья
Ø
Альтернативы
регулирования
Ø
Спорные
рынки
Ø
Регулирование
входа и аукцион
Ø
Государственная
собственность
Глава 3. Глава 3.Естественные
монополии в России
Ø
Примеры
естественных монополий в России
Глава 4. Сравнительный анализ систем
антимонопольного регулирования России и США.
Заключение
Библиография
Введение
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на
рыночные отношения, среди прочих крупных проблем обозначила проблемы,
связанные с наличием глубоко монополизированных её отраслей. Особое значение
эти проблемы имеют как на федеральном, так и на региональном уровнях, так как
именно регионы в максимальной степени приближены к основному звену экономики
предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.
В условиях централизованного государственного воздействия на экономику в
нашей стране наряду с предприятиями - монополистами в машиностроении,
приборостроении и других отраслях народного хозяйства сформировались так
называемые естественные монополии, функционирующие как на федеральном уровне
(транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и др.), так
и в пределах отдельно взятого региона, города, района и населенного пункта
(местные системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и т.д.).
Сложилась такая ситуация, когда крупные предприятия-монополисты и естественные
монополии практически всегда имели и имеют до сих пор потенциальную
возможность своими антирыночными действиями не только создавать кризисные
явления в экономике, но и всячески дискредитировать саму политику проведения
рыночных реформ. В странах с развитой рыночной экономикой такие действия
хозяйствующих субъектов давно уже подвергаются ограничительному и регулирующему
воздействию со стороны государства. В нашей стране в этом направлении делаются
пока только первые шаги. Созданы законодательная база, соответствующие
федеральные и территориальные антимонопольные органы по предупреждению,
ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции субъектов республиканского и местных товарных рынков. Непосредственному
ограничительному и регулирующему воздействию со стороны специально созданных
федеральных служб России подвергаются также естественные монополии в области
связи, транспорта и энергетики.
Актуальность, сложность и многоплановость проблемы регулирования
деятельности естественных монополий требует адекватного отношения к себе со
стороны ученых и практиков. В передовых промышленных странах по данной проблеме
в настоящее время имеются определенные теоретические и практические наработки.
В России решение этой проблемы, в том числе и научное познание ее сути,
находится на стадии становления. Отсутствие в российских условиях должного
механизма регулирования естественных монополий, функционирующих в промышленных
отраслях и имеющих коммуникационные инфраструктуры, настолько затрудняет борьбу
с их злоупотреблениями на рынках услуг, что необходимость осуществления
теоретических исследований по данной проблеме очевидна. Все вышеуказанное
определило актуальность, выбор темы, цели, задачи, методические и практические
разработки, положенные в основу данной работы.
Глава 1. Теоретическая модель
естественной монополии
Ø
Модель
естественной монополии и причины ее
возникновения
Прежде чем
приступить к рассмотрению обозначенной темы, необходимо выяснить, что такое
естественная монополия. Для этого рассмотрим модель чистой монополии.
Монополия существует, когда одна фирма
является единственным производителем продукта, у которого нет близких
заменителей. Чистый монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая
является производителем данного товара либо поставщиком услуги и обладает
исключительным правом на продажу. Поскольку монополист контролирует общий объем
предложения товара, он «диктует цену». При нисходящей кривой спроса на свой
продукт монополист может изменить его цену, манипулируя количеством
предложенного товара, т.е. не имеет кривой предложения (только точку,
соответствующую оптимальному для фирмы объему выпуска). Цель фирмы –
максимизировать прибыль – достигается при условии МС=MR. Из рис. 1 видно, что MC>P.
Также из рис. 1
видно, что фирма-монополист производит продукции меньше, чем в конкурентной
отрасли, и устанавливает цену выше конкурентной. Это говорит о том, что
общество несет определенные потери. А монополист получает сверхприбыль,
присваивая себе часть потребительского излишка (к тому же есть возможность
экономить на рекламе).
В некоторых
отраслях современная технология такова, что эффективное малозатратное
производство может быть достигнуто за счет крупного размера предприятия. Это
явление принято звать эффектом масштаба. Там, где он значителен, средние
и предельные издержки фирмы будут понижаться. При данном рыночном спросе
достижение низких затрат на 1ед. продукции означает понижение цены для
потребителей. Это возможно при небольшом количестве крупных фирм и, в конце
концов, одной фирмы.
Монополия,
возникающая под влиянием положительного эффекта масштаба, называется естественной
монополией.
Отличительная
черта естественной монополии - использование сетевых структур (трубопроводный
транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и
т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений,
не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные
постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является
возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при
которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции.
Кроме того, активы, воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных
линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные
рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это
определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.
В случае рынка электрической и тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоемкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами.
Основные характеристики рынка естественной
монополии заключаются в следующем:
·
как уже сказано выше, эффект масштаба выражается
в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере
увеличения объемов ее производства;
·
неэластичный спрос. В обычных экономических
отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей
снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при
увеличении цены он подвержен незначительным изменениям.
Неэластичность спроса можно проиллюстрировать на
следующем примере: При существенном увеличении цены на сливочное масло
потребители могут использовать заменитель этого товара - масло растительное.
Это приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном
повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее
потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является
практически безальтернативным источником энергии.
Ø
Причины
государственного вмешательства в экономическую
деятельность
естественных монополий
В
странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования
естественных монополий предполагает, что применение государственного
регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар
(услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что
конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и
или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта
сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).
В
экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы
распределялись централизованно, поэтому практически не производилось
специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход
к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов
регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.
Несмотря
на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного
предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным
положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет
социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких
цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать
извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как
правило, тщательно скрываемой информацией.
Ввиду
того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию,
необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и
составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за
продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах
экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой
дискриминации естественных монополий и других экономических структур,
обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим
воздействием государства.
Необходимость
регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только
отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная
сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий
может служить мощным инструментом экономической политики государства,
позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и
сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на
экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к
фискальной макроэкономической политике.
Глава
2. Процесс регулирования естественных монополий
Ø
Ценовое
регулирование
Ценовой
контроль позволит контролерам устанавливать цены на уровне, который вызывает
аллокативную (извлечение максимум пользы из имеющихся ресурсов) и продуктивную
эффективность. Эта глава представляет краткое описание, не детальное введение к
некоторым инструментам, имеющимся в распоряжении правительства для обеспечения
пересечения предложения фирм с потребительским спросом на эффективном уровне
издержек.
Ценообразование по средним и предельным издержкам и
регулирование нормы дохода.
Рис. 2
Без
регулирования Qm на рисунке 2 демонстрирует выпуск
монополиста, максимизирующий прибыль и спрос определяет рыночную цену Pm.
Монополия получает положительную экономическую прибыль, представленную площадью
прямоугольника PmFGN. Максимизация благосостояния общества
достигается в P1Q1. Другими словами, регулирующие
органы должны установить цену P1 (ценообразование по
предельным издержкам), с целью максимизации экономического благосостояния.
Однако по цене P1 потребители будут приобретать объем Q1,
хотя средние издержки составляют NQ1, что больше чем при цене
P3. Это реализуется в суммарной отрицательной экономической
прибыли, иллюстрируемой площадью прямоугольника P1P2AM
. В долгосрочном периоде фирма-монополист не останется в деле. Если продукт
или оказываемая услуга соответствует потребностям, единственным способом
сохранения фирмы-монополиста в деле является предоставление субсидий в размере P1P2AM.
Политические
проблемы, связанные с субсидированием, его обеспечением и финансированием и
трудностями вычисления спроса и предельных издержек, привели к применению
ценообразования по средним издержкам. На рисунке 2 такой ценой является Р2,
определяемая пересечением кривой спроса и долгосрочных средних издержек. Выпуск
в случае ценообразования по средним издержкам Q2, больше чем
выпуск нерегулируемой монополии Qm. Также часть издержек
благосостояния, возникающих из-за ограниченного выпуска нерегулируемой
монополии, исключаются. Рост выпуска, с Qm до Q2
ведет к прибылям потребителям, которые больше чем дополнительные издержки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|