Теория когнитивной метафоры и вербализация эмоций
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Некоторые вопросы теории
метафоры ……………..……..………. 7
1.1.
Языковая
метафора ……………………………………………………. –
1.2.
Когнитивная метафора ……...……………………………………….. 13
1.3. Классификации
когнитивной метафоры …………………………….... 28
Глава 2. Роль метафоры в вербализации
эмоций …...…………………….. 41
Заключение
…………………………………………………………………... 47
Список использованной литературы ……………………………………….
50
Словари ………………………………………………………………………. 53
Введение
Когнитивный подход оказывается сегодня ключом к решению тех
вопросов, исследования которых ранее без всякого обращения к анализу
познавательных процессов оставались бесплодными. Иногда говорят не о
когнитивном подходе, а о когнитивной науке, которая в «Новой философской
энциклопедии» определяется как «комплекс наук, изучающих сознание и высшие
мыслительные процессы на основе применения теоретико-информационных моделей».[1]
Однако в
последние два десятилетия когнитивные исследования настолько расширили свое
проблемное поле, что сейчас правильнее говорить именно о когнитивном подходе:
имеются в виду исследования самых разных предметностей, в том числе и решение
традиционных для определенной науки проблем, но методами, учитывающими
когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления,
познания, понимания и объяснения.
Рассматривая когнитивную метафору как одну из форм
концептуализации, Е. С. Кубрякова в «Кратком словаре когнитивных терминов»
определяет ее как «когнитивный процесс, который выражает и формирует новые
понятия и без которого невозможно получение нового знания».[2] По своему источнику когнитивная
метафора отвечает способности человека улавливать и создавать сходство между
разными индивидами и классами объектов.[3]
При наиболее общем подходе метафора рассматривается как
видение одного объекта через другой и в этом смысле является одним из способов
репрезентации знания в языковой форме. Метафора относится не к отдельным
изолированным объектам, а к сложным мыслительным пространствам (областям
чувственного опыта). В процессе познания эти сложные непосредственные
ненаблюдаемые мыслительные пространства соотносятся через метафоры с более
простыми или с конкретно наблюдаемыми мыслительными пространствами.[4]
Нам кажется интересным рассмотреть в данной работе проблему когнитивной
метафоры. По словам Е. С. Кубряковой, «обращение к намеченной проблеме
обусловлено успешным развитием когнитивного направления в современной
лингвистике, которое предполагает связь языка с познавательными процессами, со
всеми способами обработки, фиксации и хранения информации о мире».[5]
Актуальность исследования. Обращение к намеченной проблеме
объясняется следующими факторами. С одной стороны, это насущные потребности
современной науки в целом. Она достигла значительных успехов в освоении
действительности, окружающей человека, но при этом очень мало узнала о его
внутреннем мире. Это отмечают многие исследователи, утверждая, что «на самом
деле наиболее актуальным и даже настоятельно необходимым в настоящее время
является исследование внутреннего пространства человека».[6]
Научная новизна и практическая значимость. В данной работе
осуществляется сравнительно новый подход к изучению оснований метафоризации
когнитивных метафор. Полученные данные могут быть использованы при
составлении толковых и переводных словарей, а также в преподавании раздела
лексикологии в рамках предмета «русский язык и литература».
Исходя из вышесказанного, цель работы определяется как
изучение смысловых особенностей когнитивных метафор, ее задачи
как:
1) проанализировать понятие когнитивной метафоры и
когнитивные аспекты использования метафор;
2) продемонстрировать примеры когнитивных стратегий;
3) охарактеризовать некоторые примеры когнитивных метафор;
4) собрать соответствующие основания метафоризации в единые
комплексы.
В работе широко применялись такие исследовательские методы,
как анализ словарных дефиниций, компонентный анализ и контекстный анализ,
позволяющие полнее и глубже постичь значение слов.
Структура работы. Работа состоит из двух глав основной части
(теоретической и эмпирической), введения, заключения, списка использованной
литературы. Вторая глава представляет собой самостоятельное эмпирическое
исследование автора на основе когнитивных метафор русского языка.
Глава 1. Некоторые вопросы
теории метафоры
1.1. Языковая метафора
В лингвистику метафора пришла из риторики, где
она расценивалась как средство изобразительной речи и эстетики. Древнегреческий
философ и ученый Аристотель - первый, кто рассмотрел в своих трудах понятие
метафоры. Термин
«метафора» впервые был употреблен Изократом в «Evagorus» (383 г. до н.э.).[7] Но основа теории метафоры была
заложена Аристотелем, который в «Поэтике» описал метафору как способ
переосмысления значения слова на основании сходства. В глубинах античной науки
сформировался получивший развитие в ХХ веке взгляд на метафору как неотъемлемую
принадлежность языка, необходимую для коммуникативных, номинативных,
познавательных целей.[8]
Квинтилиан полагал, что метафора дарована нам самой природой
и «содействует тому, чтобы ни один предмет не оставался без обозначения».[9] Цицерон практикует метафору как
способ формирования недостающих языку значений. Перенос по сходству
производится «ввиду отсутствия в языке соответствующего понятию слова».[10]
В классической риторике метафора была
представлена в основном как отклонение от нормы – перенос имени одного предмета
на другой. Цель данного переноса – либо заполнить лексическую лакуну
(номинативная функция), либо «украсить» речь, убедить (главная цель
риторической речи).
Далее проблема метафоры вышла из ведения риторики
и переместилась в лингвистику. Так появилась сравнительная концепция метафоры.
Согласно этой версии метафора - это изобразительное переосмысление «обычного»
наименования. Метафора представлялась как скрытое сравнение. Теория сравнения
утверждала, что метафорическое высказывание связано со сравнением двух или более
объектов.
Позднее, в XIX – XX вв. с возникновением семантической теории языка
сравнительная точка зрения подверглась серьезной критике. Главными оппонентами
этой точки зрения были Дж.Серль и М.Блэк. Дж.Серль утверждал, что метафора
связана с вербальной оппозицией или взаимодействием двух семантических смыслов
- а именно, метафорически употребленного выражения и окружающего буквального
контекста.[11]
М. Блэк был одним из первых, кто четко обосновал следующее положение: «В ряде
случаев было бы более правильно говорить, что метафора именно создает, а не
выражает сходство».[12]
В ответ сравнительной теории метафоры М. Блэк, а за ним и многие другие
исследователи, занялись разработкой так называемой теории семантического
взаимодействия. Они также отмечали, что метафора не раскрывает сходство, а
скорее создает его. Она раскрывает сходство между вещами, которые до этого
никому не приходило в голову сравнивать.
Традиционная (сравнительная) точка зрения на
метафору выделяла только несколько способов образования метафоры и ограничивала
применение термина «метафора» также только некоторыми из возникших случаев.
Поэтому она заставляет рассматривать метафору только как языковое средство, как
результат замены слов или контекстных сдвигов, в то время как в основе метафоры
лежит заимствование идей. Метафоричная сама мысль, она развивается через
сравнение, и отсюда возникает метафора в языке.
Метафора – один из основных приемов познания объектов
действительности, их наименования, создания художественных образов и порождения
новых значений. Она выполняет когнитивную, номинативную, художественную и
смыслообразующую функции.[13]
В данной главе мы рассмотрим когнитивную метафору, возникающую в результате
сдвига в сочетаемости предикатных (признаковых) слов (прилагательных и
глаголов) и создающую полисемию. По словам Х.
Отеги-и-Гассета, «метафора – незаменимое орудие разума, форма научного
мышления… метафора – это перенесение имени».[14]
«Метафора – это троп или механизм речи, состоящий в
употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т. п.…
для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо
наименования другого класса объектов, аналогично данному в каком-либо
отношении».[15]
В образовании и соответственно анализе метафоры участвуют
четыре компонента:
- две категории объектов;
- свойства каждой из них.
Метафора отбирает признаки одного класса объектов и прилагает
их к другому классу или индивиду – актуальному субъекту метафоры. Когда
человека называют «лисой», ему приписывают признак хитрости, характерный для
этого класса животных, и умение заметать за собой следы.
Взаимодействие с двумя различными классами объектов и их
свойствами создает основной признак метафоры – ее двойственность.
По мнению Н. Д. Арутюновой, метафора – это «троп или механизм
речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов,
явлений, для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс,
либо для наименования другого класса объектов, аналогичного данного в
каком-либо отношении.[16]
Метафора, как уже говорилось, семантически двойственна:
двуплановость, составляющая наиболее существенный ее признак, не позволяет
рассматривать метафору изолированно от определяемого. В языковой метафоре
устойчиво значение, которое прямо соотносится со словом как со своим означающим.
Языковая метафора, по сути, является источником новых слов,
которые способны выполнять, с одной стороны, характеризующую, с другой стороны,
номинативную функцию, закрепляясь за объектом в качестве его наименования, либо
становясь языковой номинацией некоторого класса объектов. В последнем случае
языковая метафоризация приводит к замещению одного значения другим. В
частности, такие метафоры как тюлень, лиса, медведь (о
человеке) выполняют прежде всего характеризующую функцию, а метафоры типа носик
чайника, ножка стола, ушко иголки выполняют номинативную
функцию.
Языковая метафора является важным фактором развития языка.
Именно она лежит в основе многих языковых процессов – развитие синонимических
средств, появление новых значений и их нюансов, создание полисемии, развитие
эмоционально-экспрессивной лексики. В том числе метафора позволяет
вербализировать представление, касающееся внутреннего мира человека. «Без
метафоры, – пишет Н. Д. Арутюнова, – не существовало бы лексики «невидимых
миров» (внутренней жизни человека)».[17]
Метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и
проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии. Привлечение метафоры
для понимания опыта является одним из величайших триумфов человеческого
мышления. По мнению Н. Д. Арутюновой, изучение метафоры
становится все более интенсивным, захватывает разные области знания. Следствием
взаимодействия различных направлений научной мысли стало формирование
когнитивной науки.[18]
Подытоживая сказанное, кажется логичным привести вывод Ю. С.
Степанова о том, что «метафора – фундаментальное свойство языка… посредством
метафоры говорящий… вычленяет… из тесного круга, прилегающего к его телу, и
совпадающего с моментом его речи, другие миры».[19]
1.2. Когнитивная метафора
В ХХ веке на фоне развития новых
направлений метафора становится для лингвистики в целом некоторым
объединяющим феноменом, исследование которого кладет начало развитию когнитивной науки. Однако до последних десятилетий ХХ
века, когда проблема статуса метафоры в концептуальной теории стала привлекать
особое внимание лингвистов, исследования на этот счет носили случайный характер
и не выделялись в отдельные обоснованные теории. Детальному рассмотрению метафоры как способа мышления в рамках когнитивной лингвистики
посвящена работа Э. Маккормака «Когнитивная теория метафоры», в которой он дает определение метафоре как
некоему познавательному процессу. По Э. Маккормаку причиной возникновения
метафоры является сопоставление семантических концептов, в значительной степени
несопоставимых, человеческим разумом путем определенных организованных
операций. С одной стороны, метафора предполагает наличие сходства между
свойствами ее семантических референтов, поскольку она должна быть понята, а с
другой стороны – несходства между ними, так как метафора призвана создать некий
новый смысл.
Относя чувственно воспринимаемые признаки к
отвлеченным и непосредственно не наблюдаемым объектам, когнитивная метафора
выполняет гносеологическую (познавательную функцию). Она формирует область
вторичных предикатов-прилагательных, глаголов, характеризующих непредметные
сущности, свойства которых выделяются по аналогии с доступными восприятию
признаками физических предметов и наблюдаемых явлений.
Такого рода метафоры – когнитивные – создают
тонко семантически дифференцированный язык чувств и вместе с тем обнаруживают
тенденцию к семантическому сближению. Например, значение «разлюбить» может быть
передано следующими метафорами: «любовь потухла, угасла, умерла, смолкла»; к
сильному чувству применимы такие метафоры как «буря (пожар, вихрь, кипение,
накал) страстей». Образность метафоры в этом случае ослабевает, что
подтверждается скрещением, контаминацией образов.
Когнитивная метафора, состоящая в переносе
признака предмета к событию, процессу, ситуации, факту, мысли, идеи, теории
концепции и другими абстрактными понятиями, дает языку логические предикаты,
обозначающие последовательность, причинность, цельнонаправленность,
выводимость, обусловленность, уступительность и др.: предшествовать, следовать,
вытекать, выводить, делать вывод, заключать, вести к чему-либо и др. К метафоре
восходят союзы: хотя, несмотря на то, что, ввиду, вопреки. В этой сфере также
действуют ключевые метафоры, задающие аналогии между разными системами понятий
и порождающие более частные метафоры. Ключевые метафоры прилагают образ одного
аргумента действительности к другому ее фрагменту.
Постановка вопроса о концептуальной метафоре дала
толчок исследованиям в сфере мыслительных процессов человека. Это привело
исследователей к тому, что метафора – это прежде всего вербализированный прием
мышления о мире. Данной проблематикой занимались такие лингвисты 70-х - 80-х
годов как А. Хили, Р. Харрис, А. Ортони, Р. Рейнолде и многие другие. Наиболее
четко концептуальная теория метафоры сформулирована у Дж. Лакоффа и М.
Джонсона.[20]
Они описали концептуальную метафору как пересечение знаний об одной
концептуальной области в другой концептуальной области.
Современная наука ставит развитие интеллектуальных навыков,
творчества и образного мышления в прямую зависимость от уровня метафорического
мышления. В ходе когнитивного процесса автор исследует участки своей
долговременной памяти, обнаруживает два референта (иногда часто логически несовместимых),
устанавливает между ними осмысленное взаимоотношение и, наконец, создает
метафору. Следовательно, форма мысли получает свое отражение в речи: автор
создает метафору, т.е. языковой образ. «В общем психологи считают язык основным
проявлением когнитивных процессов. Он больше, чем все другие виды человеческого
поведения, отражает мышление, восприятие, память, решение задач, интеллект и
научение».[21]
Воспринимая один и тот же объект, наблюдая одно и то же явление, разные люди
получают нетождественную информацию, так как структуры сознания этих людей
могут быть неодинаковыми.[22]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|