Основу фондов
Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника
"Куликово поле" составили музейные собрания Муниципального
историко-археологического музея “Куликово поле” им. Н.И. Троицкого (ныне
Музейно-выставочный центр “Тульские древности”) и музея Куликовской битвы на
Красном Холме (бывший филиал ТОИАЛМ).
Структура фондов музея-заповедника сложна и многопланова. Она стала
отражением его профиля и специфики, соединением структурных элементов
историко-краеведческого, военно-исторического и природного музеев.
В настоящее время значительную часть собрания музея-заповедника
составляет фонд археологии. Он насчитывает 130 коллекций с более чем 250
памятников археологии Тульской области, а также ряда других областей
Европейской части России: Калужской, Воронежской, Московской, Рязанской,
Горьковской и т.д.
Археологические
коллекции характеризуют материальную культуру данного региона на протяжении
широкого культурно-исторического диапазона - от каменного века (более 10 тыс.
л.н.) до позднего средневековья (XVI- начало XVIII в.).
Государственный
мемориальный природный заповедник "Музей–усадьба Л.Н.Толстого «Ясная
Поляна»"
Ясная Поляна –
уголок тульской земли, уникальное явление исторической и культурной жизни
России, связанное с именем крупнейшего писателя и мыслителя XIX-XX веков. Здесь
родился, жил и творил Лев Николаевич Толстой.
Центром
природно-мемориального комплекса, несомненно, является дом Л.Н. Толстого, в
котором писатель прожил около полувека. Уникальность этого дома – в сохранении
подлинной обстановки, личных вещей его обитателей.
Музей располагает
интереснейшей коллекцией полотен российских мастеров живописи: И.Н.Крамского,
И.Е.Репина, В.А.Серова, Л.О.Пастернака; собранием скульптурных работ, фамильных
портретов, фотографий, миниатюр.
Сохраняя традиции
и атмосферу прошлого, Ясная Поляна живет настоящим. Посетители имеют
возможность побродить по прекрасным паркам, насладиться прелестью липовых и
березовых аллей, полюбоваться зеркальной гладью прудов, а главное – обрести
чувство душевной свободы и полюбить все то, что было дорого Л.Н.Толстому
Музей организует посещение Кочаковкого некрополя (фамильного кладбища рода
Толстых), предлагает вниманию гостей разнообразные выставки, показ
видеофильмов, уроки верховой езды.
Галерея
"Ясная Поляна"
Галерея
"Ясная Поляна" представляет все стили и направления современного
искусства. Регулярно меняющаяся экспозиция знакомит зрителя с лучшими образцами
живописи, графики, скульптуры и дизайна. Особым направлением деятельности
Галереи является создание мемориальных выставок, отражающих новый актуальный
взгляд на музейные фонды.
Муниципальное
учреждение "Историко-архитектурный и ландшафтный музей "Тульский
некрополь"
Муниципальный
историко-архитектурный и ландшафтный музей «Тульский некрополь» создан в 1998
г.. Он включает в себя территорию трех исторических кладбищ Тулы, действовавших
с 1772 г. по конец 1960-х-на-чало 1970-х гг.: Всехсвятского, Cnacского
(Зареченского) и Чулковского.
Музей «Тульский некрополь» занимается выявлением, восстановлением и изучением
могил исторических личностей, составивших славу городу, а также старинных
надгробий с уникальной художественной резьбой по белому камню.
Музей "Тульские самовары" был открыт в 1990 году. Основу экспозиции музея составила
коллекция самоваров, собранная в различные годы. Экспозиция музея, которая
состоит из 3-х залов, знакомит с историей возникновения и развития одного из
наиболее известных тульских промыслов – самоварного.
В 19 веке это был предмет
роскоши. Представители известных фамилий ездили друг к другу не только на балы,
но и на чай. Чаепитие было церемонией, во главе которой "его величество
самовар". Что же это такое САМОВАР? Как ни странно, но самовар это не
только и сложнейший теплотехнический прибор, но еще и "ювелирное
изделие"...
Такой предмет на столе был
необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века
русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и
домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и
слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и
искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом
художественного интереса, и многие мастера декоративно-прикладного искусства
принимали участие в создании его декоративного убранства.
Об этимологии.
Самовар - исконно русское
изобретение. Даже слово samovar в германской и романской группе языков и пишется
и звучит аналогично русскому САМОВАР. Второе такое слово Космос - тоже русское
изобретение, но уже конца 20 века!!!
Музей
самоваров в Минске
Изюминка коллекции - "Пасхальное яйцо"
Минск. 2005г. Студия "ЛУВР"
|
|
Такой предмет на столе был
необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века
русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и
домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и
слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства
как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного
интереса, и многие мастера декоративно-прикладного искусства принимали участие
в создании его декоративного убранства.
Устройство
самовара
Замысел
изобретателя самовара был прост - разместить в латунном ведре с крышкой печку с
трубой и колосниками, чтоб тяга была при горении дров... Так и сделали, но
"самоварный" материал оказался уж очень хорош для обработки - грех
было не заняться украшением этого чуда техники, тем более, что богатые
покупатели зачастую требовали эксклюзив. А все от того, что зачастую церемония
чаепития требовала размещения самовара на обеденном столе.
С теплотехнической точки зрения, в силу особенностей
распределения тепла в самоварной печке, наиболее целесообразна конструкция
самовара в виде вазы. Вот здесь-то и разыгралась фантазия дизайнеров 19 века.
Здесь и Флорентийская и Египетские вазы и вазы в стиле ренессанса и рококо.
По конструкции наиболее простой - самовар банкой. Как правило это были буфетные
самовары...
Самовары – вазы.
Почему они так назывались? Да если взглянуть на них
в профиль - сходство с вазой стопроцентное!
Из истории
самовара
Появился самовар не сразу.
Его прадедушкой был сбитенник. До нашего времени сохранились сбитенники XVIII
века, а вот когда родился первый из них, неизвестно. Сбитенник XVIII века можно
увидеть в зале музея "Тульские самовары". Внешне он напоминает чайник
с большим изогнутым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда накладывали
угли (позднее такое устройство кувшина мы увидели в самоваре), а внизу
сбитенника -поддувало. Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для
приготовления горячего ароматного народного напитка (сбитня) из воды, меда,
прянностей и трав. Для начала XIX века характерны такие фасоны: яйцевидный с
петлеобразными ручками, "ампир", "кратер", напоминающий
древнегреческий сосуд, ваза с вогнутыми овалами выглядит особенно торжественно
из-за ножек в виде львиных лап. Все подчинялось в это время господствующему
стилю, характерному в декоративно-прикладном искусстве в начале XIX века.
Помимо обычных самоваров изготовляли дорожные. Съемные ножки укреплялись в
специальные пазы. Форма - прямоугольник, куб, многогранник. Такие самовары
удобны для транспортировки, в походе, для пикников некоторые фабриканты
изготовляли самовары-кофейники, которые внешне мало чем отличались от чайного
самовара. Во внутреннюю часть на кувшин укреплялось ситечко для процеживания
кофе. Самовары-кофейники встречаются редко: этот напиток был доступен только
знати
Как же
ставился самовар?
Внутрь "печки"
через трубу помещались мелкие березовые чурки, а затем при помощи сосновой
лучины они поджигались. Затем устанавливалась Г-образная труба высотой от метра
до полутора, причем "полочка" этой трубы приставлялась к отдушине
кухонного дымохода - тем самым обеспечивалась тяга при горении и удаление дыма
из помещения... Летом иногда самовар ставили на улице - и в этом случае труба
обеспечивала тягу...
Грамотно поставить самовар мог не каждый - это своеобразное искусство. Нужно
было заложить в печку столько дров и такого сорта, чтоб по мере сгорания их
вода вскипала. Если вода вскипит, а в топке угли - такой самовар выносить в
столовую нельзя - гости могут отрвиться угарным газом. Если же ждать пока угли
полностью погаснут - кипяток может остыть и чай не заварится...
Есть в самоваре одна интересная деталь - это камфорка. Она занимала место трубы
уже в столовой - на нее-то и помещался фарфоровый заварочный чайник, где и
присходило таинство заварки настоящего чая...
Где
и когда появился первый самовар, неизвестно, но что самовар чисто русское
изобретение - это не вызывает сомнения. Самовары делали на Урале, в Москве,
Петербурге, Туле, Владимирской, Ярославской и Вятской губерниях. Известно, что
первый самовар был изготовлен в Туле в 1778 г. в Заречье Назаром Лисицыным. Вскоре
последователей у Лисицына нашлось много. Непосредственная близость к Москве,
наличие богатых месторождений руд и высококвалифицированных мастеров по металлу
способствовало тому, что город оружейников стал известен на весь мир как центр
самоварного производства. Самое большое количество фабрик, а их было 50,
приходилось на Заречье, где жили и работали оружейники. Именно они, помимо
изготовления оружия, занимались и производством самоваров, которое было выгодно
в небольших ремесленных заведениях с детальным разделением труда.
Среди
известных оружейников - самоварщиков в нач. XIX в. были Василий Лялин, Николай
Дементьевич Маликов с сыном Николаем, Андрей Медведев, Иван Баташев.
Самовары
делались из красной и зелёной меди, мельхиора, томпака, иногда самовары
золотили, серебрили. Но основной метал для самовара - латунь.
В
течение столетий менялись фасоны самоваров, а приёмы выработки оставались
прежними. Почти неизменными в производстве были орудия труда: кобылины для
ковки самовара, гнедки для разгранки самоваров, паяльники для спайки кувшина с
корпусом самовара, ножницы для резки метала, наковальня, штампеля для клеймения
самоваров. На форму самовара влияла мода времени. К концу XIX века в Туле
выпускали более 150 фасонов самоваров. Во второй половине XIX века Тула
становится центром самоварного производства. Самовары и детали к ним делались
не только в Туле, но и в ближайших сёлах Тульского и Алексинского уездов.
Население ряда деревень, таких как Нижние Присады, Осиновая Гора, Маслово, специализировались
на изготовлении стенок самоваров, и у каждого самоварщика для изготовления
стенки был свой фасон, для которого необходимым инструментом была разгранная
форма.
Основной
частью самовара считалась стенка, которую делали из листовой меди. Круги,
конфорка, заглушка и шейки чаще всего изготовляли литыми, а иногда делали и на
давильных станках.
Во
2-й половине XIX века выделяются крупные самоварные фабриканты -
"самоварные короли": Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины.
Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью. Ни
одна русская выставка в России и за рубежом не обходилась без их самоваров. За
лучшую продукцию на выставках фабриканты получали награды, а оттиски с медалей
шли на стенки самовара.
Стремление
к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое
распространение получили так называемые самовары банкой, рюмкой. Простотой в
производстве, а вместе с тем скромностью отличались самовары, предназначенные
для массового потребителя. Такие самовары можно увидеть в трактире, в рабочей и
крестьянской семье. Самовар к началу XX века становится непременным атрибутом
каждого русского дома. В конце XIX в. появляется новый тип самовара -
керосиновый. Самовар имел резервуар для керосина - с помощью этого топлива
нагревалась его вода.
На
протяжении всего XIX в. в Туле выпускались дорожные самовары, как правило, они
были многогранные, кубические, прямоугольные, а иногда и цилиндрические.
В
начале XX в. паровая фабрика бр. Шахдат и К только в Туле выпускала самовар со
съемным кувшином (самовар системы А. Парички). Вода согревалась углем, спиртом
и другим топливом, самовары были безопасны в пожарном отношении и вода долго
оставалась горячей.
Тула
- центр самоварного производства. Этот город - единственный в стране,
выпускающий жаровые самовары. В 1956 г. тульский завод "Штамп" освоил
выпуск электрических самоваров, с 1964-1987 гг. - самовары-сувениры "Ясная
Поляна". Это в 56 раз уменьшенная копия самовара, находящегося в
музее-усадьбе Л. Н. Толстого. С 1977 г. на заводе "Штамп"
изготовляются комбинированные самовары, совмещающие принцип действия как
жарового, так и электрического самовара.
Завод
"Штамп" выпускает более 20 видов самоваров, продукция его
экспортируется во многие страны мира. Годовой выпуск самоваров - более 1,5 млн.
шт.
Не
стареет мастерство тульских умельцев. Ныне на заводе, помимо серийного выпуска,
делают и подарочные самовары, которые выполнены с большим художественным
вкусом. Безгранична выдумка тульских самоварщиков, и не зря же о туляках
сложили пословицу: "Дай туляку кусок железа - он сотворит чудо".
Тульские
самовары не раз награждались медалями на отечественных и международных
выставках.
1.
Из
истории создания Тульского художественно-исторического музея / Н.Б. Немова //
Краеведческие чтения, посвященные 220-летию образования Тульской губернии : сб.
тез. докл., Тула, 18-19 дек. 1997 г. - Тула, 1997.
2.
Материалы
по истории Отечественной войны 1812 г. в фондах и экспозициях «ТОИАЛМ» / Н.Б.
Немова // Отечественная война 1812 года и Тульский край : сб. материалов
науч.-практ. конф. 15-16 мая 1997 г. - Тула, 1997.
3.
85 лет
(1919) Тульскому областному краеведческому музею / Н.Б. Немова // Тульский
край. Памятные даты на 2004 год. - Тула, 2003.
4.
http://etominsk.land.ru/samovar.htm
Страницы: 1, 2
|