Для того чтобы трагизм перестал быть постоянным
спутником социальной жизни, общество должно стать человечным, прийти в
гармоничное соответствие с личностью. Стремление человека преодолеть разлад с
миром, поиск утраченного смысла жизни – такова концепция трагического и пафос
разработки этой темы в критическом реализме 20 в. (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Л.
Франк, Г. Бёлль, Ф. Феллини, М. Антониони, Дж. Гершвин и другие).
Трагическое искусство выявляет общественный
смысл жизни человека и показывает, что бессмертие человека осуществляется в
бессмертии народа. Важная тема трагедии – «человек и история». К. Маркс в своем
конспекте «Эстетики» Ф. Т. Фишера записал, что подлинная тема трагедии –
революция. Революционная коллизия должна стать центральным пунктом современной
трагедии. В ней мотивы и основания действий героев коренятся не в их личных
прихотях, а в том историческом движении, которое поднимает их к борьбе на своем
гребне. «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Разгром» А. Фадеева, «Оптимистическая
трагедия» Вс. Вишневского, картина К. Петрова – Водкина «Смерть комиссара»
раскрывают революцию не как фон событий, а как состояние мира, Здесь
трагическое выступает как высшее проявление героического: активность характера
трагического героя поднимается до наступательности. Сталкиваясь с грозным
состоянием мира, своей борьбой и даже гибелью герой совершает прорыв к более
высокому, более совершенному состоянию. Личная ответственность героя за свое
свободное, активное действие, получившая отражение в гегелевской категории
трагической вины, в трактовке М. А. Шолохова возвысилась до исторической
ответственности. Тема ответственности личности перед историей глубоко
раскрыта в «Тихом Доне». Всемирно-исторический контекст действий человека
превращает его в сознательного или невольного участника исторического процесса.
Это делает героя ответственным за выбор пути, за правильность решения вопросов
жизни и понимание ее смысла. Характер трагического героя выверяется самим ходом
истории, ее законами. Характер шолоховского героя противоречив: он то мельчает,
то углубляется внутренними муками, то закаляется тяжкими испытаниями. Трагична
его судьба: ураган клонит к земле и оставляет невредимым тонкий и слабый
березняк, но выворачивает с корнем могучий дуб.
В музыке новый тип трагедийного симфонизма
разработан Д. Д. Шостаковичем. Если в симфониях П. И. Чайковского рок всегда
извне вторгается в жизнь личности как мощная, бесчеловечная, враждебная сила,
то у Шостаковича подобное противостояние возникает лишь однажды – когда
композитор раскрывает катастрофическое нашествие зла, прерывающее спокойное
течение жизни ( тема нашествия в первой части Седьмой симфонии).В Пятой
симфонии, где композитор художественно исследует проблему становления личности,
зло раскрывается как изнанка человеческого. Финал симфонии жизнерадостен и
разрешает трагедийную напряженность первых частей. В Четырнадцатой симфонии
Шостакович решает вечные темы любви, жизни, смерти. И музыка и стихи полны
глубокой философии и трагизма. Заканчивается симфония стихами Рильке:
Всевластна смерть.
Она на страже
И в счастья час.
В миг высшей жизни она в нас страждет,
Ждет нас и жаждет –
И плачет в нас.
Используя в качестве контраста образ смерти,
композитор утверждает красоту жизни.
4.
Трагическое в жизни.
Проявления трагического в жизни
многообразны: от смерти ребенка или смерти человека, полного творческой энергии
– до поражения национально – освободительного движения; от трагедии отдельного
человека – до трагедии целого народа. Трагическое может быть заключено и в
борьбе человека с силами природы. Но главный источник данной категории – борьба
между добром и злом, смертью и бессмертием, где смерть утверждает жизненные
ценности, раскрывает смысл существования человека, где происходит философское
осмысление мира.
Первая мировая война, например, вошла в историю
как одна из самых кровопролитных и жестоких войн. Никогда (до 1914 г.)
противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного
уничтожения. Все достижения науки и техники были направлены на истребление
людей. За годы войны было убито 10 млн. человек, ранено 20 млн. человек. Кроме
того, значительные людские потери понесло мирное население, погибавшее не
только в результате боевых действий, но и от голода и болезней,
свирепствовавших в военное лихолетье.
Война повлекла за собой колоссальные
материальные потери. С лица земли стирались города и селения, железные дороги и
мосты, фабрики и заводы. Налоги, дороговизна, безработица тяжким бременем
ложились на трудящихся воевавших стран. Война породила массовое революционное и
демократическое движение, участники которого требовали коренного обновления
жизни.
Затем пришла к власти в Германии в январе 1933
г. фашистская национал-социалистская рабочая партия, партия реванша и войны.
Уже к лету 1941 г. Германия и Италия оккупировали 12 европейских стран и
распространили свое господство на значительную часть Европы. В оккупированных
странах они установили фашистский оккупационный режим, названный ими «новым
порядком»: ликвидировали демократические свободы, распустили политические
партии и профсоюзы, запретили стачки и демонстрации. Экономика порабощенных
стран использовалась в интересах оккупантов. Промышленность работала по их
заказам, сельское хозяйство снабжало их сырьем и продовольствием, рабочая сила
использовалась на строительстве военных объектов. Все это привело ко Второй
мировой войне, в результате которой фашизм потерпел полное поражение. Но какой
ценой это все обошлось? Вторая мировая война наложила печать на всю историю
мира второй половины 20 в.
В отличие от первой мировой войны во второй
мировой войне большинство людских потерь пришлось на гражданское население.
Только в СССР погибшие составили не менее 27 млн. человек. В Германии в
концентрационных лагерях было уничтожено 12 млн. человек. Жертвами войны и
репрессий в западноевропейских странах стало 5 млн. человек. На каждого убитого
в военных действиях приходилось два раненых или попавших в плен. К этим 60 млн.
погубленных жизней в Европе следует добавить многие миллионы людей, погибших на
Тихоокеанском и других театрах второй мировой войны.
Не успел народ оправиться от одной мировой
трагедии, как 6 августа 1945 г. американский самолет сбросил атомную бомбу на
японский город Хиросиму. Атомный взрыв причинил ужасные бедствия: 90% зданий
сгорело, остальные обратились в развалины. Из 306 тыс. жителей Хиросимы сразу
погибло более 90 тыс. человек. Десятки тысяч людей погибли позднее от ран,
ожогов и радиоактивного облучения. Со взрывом первой атомной бомбы человечество
вступило в «атомную эру». Оно получило в свое распоряжение неисчерпаемый
источник энергии и в то же время страшное оружие, способное уничтожить все
живое.
Не успело человечество вступить в 21 в., как
новая волна трагических событий захлестнула всю планету. Это и активизация
террористических акций, и природные катаклизмы, и экологические проблемы. Так,
например, хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита
настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только
внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами.
Характерные примеры.
- Великобритания «экспортирует» 2/3 своих
промышленных выбросов.
- 75-90% кислотных дождей Скандинавских стран
имеют заграничное происхождение.
- От кислотных дождей в Великобритании страдает
2/3 лесных массивов, а в странах континентальной Европы - около половины их
площадей.
- В США не хватает того кислорода, который
естественно воспроизводится на их территории.
- Крупнейшие реки, озера, моря Европы и
Северной Америки интенсивно загрязняются промышленными отходами предприятий
самых различных стран, использующих их водные ресурсы.
- С 1950 по 1984 год производство минеральных
удобрений возросло с 13,5 млн. тонн до 121 млн. тонн в год. Их использование
дало 1/3 прироста сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем резко возросли в последние
десятилетия использование химических удобрений, а также различных химических
средств защиты растений стало одной из важнейших причин глобального загрязнения
окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния, они
включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко
значительный ущерб природе, да и самому человеку. Весьма характерным для нашего
времени стал быстро развивающийся процесс вывода экологически вредных предприятий
в слаборазвитые страны.
Огромные и все более расширяющиеся масштабы
использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению
сырья в отдельных странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы
планеты.
На наших глазах заканчивает эра экстенсивного
использования потенциала биосферы. Это подтверждается следующими факторами:
- Сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных
земель для ведения сельского хозяйства;
- Систематически увеличивается площадь пустынь.
С 1975 по 2000 года она возрастает на 20%;
- Большую тревогу вызывает сокращение лесного
покрова планеты. С 1950 по 2000 год площадь лесов уменьшится почти на 10%, а
ведь леса это легкие всей Земли;
- Эксплуатация водных бассейнов, в том числе
Мирового океана, осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает
воспроизвести то, что забирает человек.
Постоянное развитие промышленности, транспорта,
сельского хозяйства и т.д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет
за собой все возрастающую нагрузку на природу. В настоящее время в результате
интенсивной человеческой деятельности происходит даже изменение климата.
По
сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере
возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет. Повышение его
концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате
которого происходит потепление климата всей планеты.
Ученые считают, что такого рода изменения
осуществляются уже в наше время. В результате человеческой деятельности
произошло потепление в пределах 0,5 градуса. Однако если концентрация
углекислого газа в атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в
доиндустриальную эпоху, т.е. увеличатся еще на 70%, то произойдут очень резкие
изменения в жизни Земли. Прежде всего, на 2-4 градуса, а на полюсах на 6-8
градусов повысится средняя температура, что, в свою очередь, вызовет
необратимые процессы:
- таяние льдов;
- поднятие уровня мирового океана на один метр;
- затопление многих прибрежных районов;
- изменение влагообмена на поверхности Земли;
- сокращение количества осадков;
- изменение направления ветра.
Ясно, что подобные изменения поставят перед людьми
огромные проблемы, связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых
условий их жизни.
Сегодня, как справедливо одним из первых отметки В.И.
Вернадский, человечество обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира,
что оно начинает существенно влиять на эволюцию биосферы как целого.
Хозяйственная деятельность человека в наше время уже
влечет за собой изменение климата, она воздействует на химический состав
водного и воздушного бассейнов Земли на животный и растительный мир планеты, на
весь ее облик. А это трагедия всего человечества в целом.
5.
Сущность трагического.
Трагедия – суровое слово, полное безнадежности.
Оно несет в себе холодный отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием. Но
подобно тому как свет и тени заката делают предметы для зрения объемными,
сознание смерти заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь,
всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, то в этой «пограничной»
ситуации ярче видны все краски мира, его эстетическое богатство, его
чувственная прелесть, величие привычного, отчетливей проступают истина и
фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования.
Трагедия – всегда оптимистическая трагедия, в
ней даже смерть служит жизни.
Итак, трагическое раскрывает:
1.
гибель или тяжкие страдания личности;
2.
невосполнимость для людей ее утраты;
3.
бессмертные общественно ценные начала, заложенные в
неповторимой индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества;
4.
высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни
человека;
5.
активность трагического характера по отношению к
обстоятельствам;
6.
философски осмысленное состояние мира;
7.
исторически, временно неразрешимые противоречия;
8.
трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает
очищающее воздействие на людей.
Большое искусство всегда нетерпеливо к
грядущему. Оно торопит жизнь. То, что Гегель называл трагической виной героя,
есть удивительная способность жить, не приноравливаясь к несовершенству мира, а
исходя из представлений о жизни, какой она должна быть. Такое несогласие с
окружающей средой чревато пагубными последствиями для личности: над ней
нависают грозовые тучи, из которых, в конце концов, ударяет молния смерти.
Однако именно не желающая ни с чем сообразовываться личность прокладывает путь
к более совершенному состоянию мира, страданием и гибелью открывает новые
горизонты человеческого бытия.
Центральная проблема трагедийного произведения
– расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически
сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей,
одухотворенных высокими идеалами. Трагический герой прокладывает путь к
будущему, он взрывает устоявшиеся границы, он всегда на переднем крае борьбы
человечества, на его плечи ложатся наибольшие трудности. Трагедия дает
концепцию жизни, она раскрывает ее общественный смысл. Суть и цель
человеческого бытия невозможно найти ни в жизни для себя, ни в жизни,
отрешенной от себя: развитие личности должно идти не за счет, а во имя всего
общества, во имя человечества. С другой стороны, все общество должно
развиваться в человеке и через человека, а не вопреки ему и не за счет его.
Таков высший эстетический идеал, таков путь к гуманистическому решению проблемы
человека и человечества, таков концептуальный вывод, предлагаемый всемирной
историей трагедийного искусства.
6.
Комическое – социокультурная реальность.
«Толковый словарь русского языка» поясняет:
«Смех – короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте,
сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками». Все верно. Но если бы в
смехе было лишь это, то он годился бы только на то, чтобы рушить карточные
домики, и никогда не стал бы предметом эстетического рассмотрения.
На деле смех, как отметил Салтыков – Щедрин,
оружие очень сильное, ибо ничто как не обескураживает порока, как сознание, что
он угадан, и что по поводу его уже раздался смех. (Салтыков – Щедрин. Полн.
Собр. Соч., том 13. Л., 1936, стр. 270). Герцен писал, что «смех одно из самых
мощных орудий разрушения; смех Вольтера бил и жег, как молния. От смеха падают
идолы, падают венки и оклады, и чудотворная икона делается почернелой и дурно
нарисованной картинкой». (А. И. Герцен. Собр. Соч. в тридцати томах, том 14.
М., 1958, стр. 117). Для В. Маяковского острота – «оружия любимейшего род».
Можно было бы бесконечно продолжить восторги и
славословия в честь смеха. И это не плохой объем поклонения. Во всяком случае,
лучше поклонение юмору, чем обожествленной личности. В известном смысле смех и
обожествленная личность – соперники, взаимоисключающие друг друга. Победа
одного почти исключает бытие второго.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|