Фармацевтический рынок в России начал создаваться в 1991-1992 гг.
В 1991 г. правительством РФ было принято решение о либерализации оптовых цен.
Вслед за этим последовало решение о либерализации розничных цен и был подписан
приказ министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ о праве юридического
лица для распределительной сети учреждениям оптового и розничного звена. Кроме
того, в том же 1992 г. постановлением правительства РФ и приказом Министерства
здравоохранения РФ была создана структура разрешительной системы с выдачей лицензии
на право производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности, а
также сформирована первоначальная система на получение лицензий на ввоз
лекарственных средств. Во все годы дефицита лекарств, существовавшего при
централизованном снабжении, ниже 70 процентов удовлетворение потребности в
лекарствах никогда не опускалось. В среднем удовлетворение шло от 75 до 80
процентов потребности. В 1994 г., по расчетным данным — 65 процентов. В прошлые
годы удельный вес отечественной продукции в натуральных показателях составлял
не меньше 80 процентов в общих объемах поставки лекарственных средств, в суммарных—
не менее 70 процентов. Сегодня на рынке лекарств только около 50 процентов
приходится на долю отечественной продукции. Отказы в аптечных учреждениях
контролировались всегда. И если в прошлые годы вскрывалось от 5 до 10 процентов
отказов, то сегодня отказы в аптеках составляют в среднем 25 процентов. Если
сделать анализ отказов по группам лекарственных средств, то по
противоопухолевым препаратам отказов больше — 50 процентов, по противодиабетическим
— 35 процентов, по препаратам для лечения бронхиальной астмы — 25 процентов.
Таков результат лекарственного обеспечения населения в настоящее время.
Однако, несмотря на все объективные трудности аптечные учреждения
розничной торговли должны стремиться иметь достаточные запасы и обязательный
ассортимент лекарственных средств и изделий медицинского назначения для
удовлетворения потребностей обслуживаемого населения.
Своевременность и полнота лекарственного обеспечения населения
зависит не только от объема производства лекарственных средств, но и
правильной организации снабжения этими средствами аптечных учреждений.
Лекарственные средства и предметы медицинского назначения являются товаром
индивидуального потребления, т.е. товаром, удовлетворяющим личные потребности
покупателя.
Из других особенностей и характеристик фармацевтических товаров
можно отметить, что:
1) по срокам использования фармацевтические товары могут быть
длительного пользования (как, например, предметы санитарии, гигиены, медицинские
приборы) и кратковременного пользования (лекарственные средства, лекарственное
сырье, лечебная косметика и парфюмерия);
2) по характеру спроса фармацевтические товары скорее являются
товарами массового спроса. Однако и в группе фармацевтических товаров можно
выделить товары массового спроса и товары пассивного спроса.
Товары данной группы отличаются либо высокой ценой, либо низкими
качественными характеристиками, либо о товаре мало известно из-за недостатка
информации и отсутствия рекламы.
Товары особого (эксклюзивного) спроса — с уникальными свойствами,
приобретение которых требует дополнительных усилий и затрат со стороны
покупателей.
Товары выборочного спроса, приобретение которых связано с
предварительной оценкой имеющегося ассортимента и последующим выбором товара
путем сравнения по качеству, оформлению, цене, фирме-производителю, стране.
Насущная задача аптек — иметь на прилавках не только полный
перечень жизненно важных лекарств, но и расширить номенклатуру препаратов.
Трудно даже представить себе торговое предприятие, которое было бы
столь же чуждо рыночным отношениям, как были далеки от них аптеки накануне
реформ. Почти все медикаменты в начале 1992 г. поступали в аптеку с
государственных складов. Влиять на их ассортимент и количество аптеки реально
не могли: брали все, что привезут. Поступившие лекарства реализовывались тоже
далеко не рыночными методами, часто минуя прилавок. Результат был
ошеломляющим: в аптеках можно было реально купить менее 30 процентов самых
ходовых препаратов.
В настоящее время все изменилось. Заведующие аптек сами формируют
свой ассортимент. И на сей раз представленные на прилавках лекарства не
расходятся с пожеланиями потребителей. Около 90 процентов препаратов,
считаемых самыми ходовыми, в наше время легко можно купить в аптеке.
2.2 Товарная и
ассортиментная политика аптечных учреждений
Времена и новая рыночная ситуация вынудили аптеки учиться
ассортиментной политике.
Как уже говорилось ранее, ассортимент—набор видов и разновидностей
товаров по маркам, наименованиям, размерам, типам, сортам и т.д.
Ассортиментная политика — система мер по определению набора товарных групп,
наиболее предпочтительных дня успешной работы на рынке и обеспечивающих
экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.
Основными задачами ассортиментной политики являются:
1)удовлетворение
запросов потребителей;
2)завоевание новых
покупателей;
3)оптимизация
финансовых результатов предприятия.
Итак, первое — удовлетворение запросов потребителей.
Определение потребности в лекарственных средствах и предметах
медицинского назначения непосредственно связано с их товарными
характеристиками, фактическим потреблением и выявлением закономерностей
изменения спроса на них. Определением потребности решаются два основных вопроса:
1) что именно должно быть предложено из огромного множества
различных товаров и услуг и в каких количествах;
2) для кого необходимы эти товары или насколько они будут
востребованы.
Основными факторами, влияющими на формирование спроса и
потребления на лекарственные средства, являются следующие:
• рост численности и повышение материального
благосостояния населения;
• расширение сети лечебно-профилактических и аптечных учреждений
и связанное с этим увеличение численности медицинских и фармацевтических
кадров;
• развитие медицинской и фармацевтической науки, внедрение
новых методов ранней диагностики, использование более эффективных
лекарственных средств;
• повышение общей культуры и медицинской грамотности населения;
• увеличение контингента лиц пожилого возраста с более высоким
уровнем заболеваемости;
• сближение уровней медицинской и лекарственной помощи
городскому и сельскому населению.
Категории спроса и предложения лежат в основе рыночного механизма.
Функция спроса в рыночном механизме является определяющей, ибо именно она
заставляет производство выпускать необходимые населению товары, улучшать их
качество и ассортимент. Спрос в свою очередь зависит от потребностей людей: с
изменением потребностей меняется и спрос, который, по сути дела, представляет
собой денежное выражение потребностей.
Функция предложения заключается в общем виде в том, чтобы связать
производство с потреблением, продажу товаров с их покупкой. Реагируя на
возникающий спрос, производство начинает увеличивать выпуск товаров, улучшать
их качество и уменьшать издержки их изготовления, а тем самым увеличивать общий
объем предложения на рынке.
Изучение спроса связано с установлением фактического потребления
лекарственных средств, выявлением закономерностей спроса с учетом динамики и
целого комплекса факторов, влияющих на их потребление. Поэтому основной целью
изучения конъюнктуры реализации лекарственных средств является установление, в
какой мере конфетное состояние реализации их соответствует спросу, как будут
изменяться эти показатели в ближайшем будущем и какие меры необходимо принять,
чтобы добиться безотказного обеспечения населения и лечебно-профилактических
учреждений лекарственными средствами и другими изделиями медицинского
назначения, и как все это влияет на показатели финансово-хозяйственной
деятельности аптечных учреждений.
При изучении спроса различают реализованный (удовлетворенный),
неудовлетворенный и формирующийся спрос.
Реализованный спрос—фактическая реализация лекарственных средств
при достаточном и постоянном их наличии в аптечной сети.
Неудовлетворенный спрос представляет собой спрос на лекарственные
средства, которые поступают в аптечную сеть в недостаточном количестве или
неравномерно.
Модернизацией собственной деятельности, расширением ассортимента
и установлением «обоюдно выгодных» цен — при всей их важности — не
исчерпывается, а лишь начинается влияние аптек на фармацевтический рынок
страны. Дело в том, что в России сложилась иная, чем на Западе, цепочка
продвижения товара на рынок. Классический вариант цепочки при рыночных
отношениях в фармацевтике следующий: производитель — врач — пациент — аптечный
работник (фармацевт). Суть ее в том, что покупает лекарство пациент. Но (и этом
отличие от других товарных рынков) какой именно препарат и в каких количествах
купить, решает не он, а врач. Не случайно за границей основные маркетинговые
усилия фармацевтических фирм сосредоточены на врачах: их заваливают
рекламно-информационной литературой, снабжают бесплатными образцами лекарств,
приглашают на семинары и т.д. Аптечному работнику же отведена пассивная роль
исполнителя чужих указаний.
В современной же России цепочка выглядит иначе: производитель
(посредник) — аптечный работник (фармацевт) — пациент — врач. На мировом рынке
за последние 20—30 лет появился огромный ряд эффективных препаратов, которые
стали использовать в России. Но отечественный потребитель не всегда готов
платить за усовершенствованные лекарства немалые деньги, которые выписал бы
врач, и часто, по традиции берет то, что ему уже знакомо. Вот тут на
центральное место в цепочке в качестве советчика одновременно для врача и
пациента выходит аптечный работник.
Многие потребители в России следуют советам аптечного работника
при выборе лекарств, а не только врача. Аптеки же охотно берут на себя роль
посредника, доводящего эффективную новинку до потребителя потому, что это
приносит им прямую выгоду.
Конечно, не следует идеализировать ситуацию и тем более считать
российский вариант цепочки продвижения лекарства каким-то «преимуществом». В
конце концов аптека хоть и очень специфическое, но все же торговое
предприятие. И ее интерес к повышению оборота и прибыли может иметь и
негативные стороны. Безусловно, предпочтительным был бы классический вариант
цепочки, когда популярность приходит только к тем препаратам, на которых
остановит свой выбор врачебное сообщество страны.
У аптеки, как никогда, появился интерес к эффективному размещению
лекарств на прилавках, использованию рекламных и информационных материалов.
Интересен маркетинговый прием аптек, когда на 2-3 популярных препарата
сознательно поддерживаются цены ниже, чем в других аптеках. Расчет прост:
репутация «дешевой аптеки» привлечет дополнительных клиентов, которые,
привыкнув ходить сюда, будут покупать именно здесь и другие лекарства.
Расширение и углубление ассортимента аптек, использование новых
методов работы и услуг для посетителей, привлечение новых потребителей ведет к
значительному увеличению товарооборота аптек и их дохода, и, соответственно, к
оптимизации финансовых результатов предприятия.
Самое слабое место в ассортименте аптек — жизненно важные
препараты и лекарственные средства, подлежащие чаще всего бесплатному или
льготному отпуску. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения
данного перечня должны быть в количестве, достаточном для удовлетворения
потребностей обслуживаемого населения.
Что касается лекарств льготного и бесплатного отпуска, то, к
сожалению, правительство, декларируя льготы разным категориям больных, плохо
поддерживает территории. Практически еще с союзных времен из постановления в
постановление переходят льготы различным категориям граждан. Но, учитывая рост
цен, территории не могут обеспечить всех нуждающихся лекарствами по льготным
рецептам. Аптеки оказываются в ситуации, когда из-за реализации медикаментов по
льготным и бесплатным рецептам, которые не оплачиваются территориальными
фондами медицинского страхования, долг их растет и растет перед поставщикам.
Первые вскоре перестают отпускать по бесплатным рецептам или вовсе не берут
медикаменты заведомо «льготного» списка, а последние сокращают до минимума
поставки этих лекарственных средств. В результате резко сокращается перечень
наименований, по которым льготы предоставляются.
Итог один: аптечные учреждения прекращают бесплатный и льготный
отпуск полностью или частично. Потребитель лишается своих прав и вынужден
приобретать лекарственные средства за полную стоимость.
С другой стороны, наша отечественная промышленность по большинству
основных групп препаратов может сама обеспечить аптеки и территории. Сложность
в том, что лекарства трудно выкупить, импорт легче доходит до аптеки, потому
что фирмы предоставляют аптекам льготы. В этом убеждает и тот факт, что доступ
импортных лекарств на отечественный рынок чрезвычайно прост, в том числе и тех,
аналоги которых выпускаются в России: фенигидин — корикфар, азалиптин —
лепонекс, эташилат — дицинон.
Соотношение потребления лекарств импортного и отечественного
производства складывается не в пользу последнего. Сегодня уже не только аптеки,
но и лечебно-профилактические учреждения не удовлетворены по заявкам на
раствор полифера, лизоцш, террилитин, раствор дипироксина, йодонат, йодикол,
атропина сульфат, унитиол, глюферал, фенибут, кофеин — бензоат натрия, эфедрин,
эринит, клофелин. Пополнился он и витаминными препаратами (токоферола ацетат,
ретинола ацетат, рибофлавина мононуклеотид в ампулах и т.д.). Конечно, можно
использовать мукосольвин вместо ацетилцистеина, маннитол вместо маннита и т.д.
Можно, но возможности бюджета очень ограничены, а цены на заменяющие препараты
несоизмеримо высоки, особенно в условиях все разрастающихся перечней льготных
категорий граждан на получение лекарств.
Аптека сегодня самостоятельно отбирает круг поставщиков,
ориентируясь на наиболее привлекательные предложения. При этом с
централизованных складов поступает примерно 39% лекарств, 43% закупается у
частных оптовых фирм и непрерывно растет доля прямых закупок у отечественных и
иностранных производителей.
Товарная номенклатура — совокупность всех ассортиментных групп
товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям аптечным учреждением.
Показателями товарной номенклатуры являются ширина, длина, глубина
и согласованность.
Неотделимы друг от друга понятия ассортиментной политики и
товарной политики, включающей в себя инновационную политику (нововведения),
саму ассортиментную политику, исключение из производственной деятельности
выпуска товаров, потерявших потребительским спрос, совершенствование товаров,
тары, упаковки и т.д. Формирование товарной политики может идти:
1)
путем расширения товарной номенклатуры за счет включения новых ассортиментных
групп товаров.
Насущная
задача аптек — иметь на прилавках не только полный перечень жизненно важных
лекарств, но расширить номенклатуру товаров за счет предметов ухода за
больными, средств гигиены, санитарии, других изделий медицинского назначения;
2)за счет достижения гармоничности
товаров различных ассортиментных групп;
3)за счет углубления товарной
номенклатуры, т.е. увеличения
насыщенности уже существующих ассортиментных групп;
4)путем оптимизации рационального набора обязательного
перечня лекарственных средств.
Одним из способов удовлетворения запросов потребителей может быть
позиционирование товаров. Только учитывая все это, рационально подбирая
ассортимент продукции, можно достичь две цели: удовлетворить
запросы покупателей и получить хорошие экономические результаты самому аптеч
ному предприятию.
То новое, что несет с собой современная аптека на фармацевтический
рынок страны, состоит в ее безоговорочной ориентации на потребителя. Будущее —
за аптечными супермаркетами, в которых можно будет купить все: медикаменты,
предметы ухода за больными, изделия медицинского назначения, детское питание,
минеральные воды, продукты лечебного питания, пищевые добавки, лечебную
косметику, лекарственные травы, оптику и пр.
Заключение
Товарная политика определяет определенный курс действий
товаропроизводителя или торгового посредника на основе наличия у него четко
сформулированной программы действий на рынке.
Товарный
ассортимент — группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести
их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам
клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и
того же диапазона цен. Товарный ассортимент можно наращивать как вниз, так и
вверх.
Товарная номенклатура — совокупность всех ассортиментных групп товаров
и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. Товарную
номенклатуру фирмы можно описать с точки зрения ее широты, насыщенности,
глубины и гармоничности.
Любой фирме
необходимо иметь и постоянно совершенствовать товарную политику, что позволит
ей обеспечить устойчивую структуру ассортимента и стабильную прибыль. Товарная
стратегия может включать три стратегических направления: инновация товара;
вариация товара; элиминация товара. Инновация товара предполагает
разработку и внедрение новых товаров и по форме осуществления подразделяется на
дифференциацию и диверсификацию товара.
Товарная
политика предприятия призвана обеспечить преемственность решений и мер по
формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности
товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш,
разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания
товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры
ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов,
потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью
товаров.
Список литературы
1. Алексунин В. А.
Маркетинг: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,
2005. — 204 с.
2. Басовский Л.Е.
Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2002. —219 с.
3. Бронникова Т.С.,
Чернявский А.Г. Маркетинг: учебное пособие.- М.:Издательство ПРИОР, 2002. – 128
с
4. Зайцев Н.Л.
Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 358 с.
5. Овечкина О.М. Основы
маркетинга: Учеб. пособие. -М.: Издательство деловой и учебной литературы,
2004. -288с.
6. Федько В. П.,
Федько Н. Г. Основы маркетинга: экзаменационные ответы - Ростов н/Д: «Феникс»,
2001 - 384 с.
7. Ходеев Ф. П.
Маркетинг для студентов средних специальных учебных заведений— Ростов н/Д:
«Феникс», 2003. — 224 с.
8. Шаповалов В.А.
Маркетинговый анализ. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 156 с
9. Эванс Дж.Р.,
Берман Б. Маркетинг. – М.: «Сирин», 2001. – 308с.
Страницы: 1, 2, 3
|