Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС
Курсовая
работа
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СТРАН БАЛТИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО
СОЮЗА ДО ИХ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС
2005
г
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. 3
Глава
1. Эволюция торгово-экономических связей стран Балтии после выхода из состава
СССР 5
1.1.
Политический контекст и уровень договорных отношений накануне установления
торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС.. 5
1.2.
Экономические предпосылки развития торгово-экономических связей.. 8
Глава
2. Анализ состояния торгово-экономических связей стран Балтии накануне
вступления в Европейский Союз. 12
2.1.
Агенты балтийской экономической политики ЕС.. 12
2.2.
Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС.. 13
Глава
3. Особенности российско-балтийских торгово-экономических связей в контексте
вступления стран Балтии в Европейский Союз. 17
3.1.
Приоритеты торгово-экономического сотрудничества России со странами Балтии.. 17
3.2. Новые
возможности и направления торгово-экономического сотрудничества.. 20
Заключение. 23
Список
использованной литературы... 25
Приложение
1. 27
Приложение
2. 29
Процесс
европейской интеграции начался в 50-е годы ХХ века, когда были учреждены три
Европейских Сообщества: Европейское объединение угля и стали (1951),
Европейское экономическое сообщество (1957) и Европейское Сообщество по атомной
энергии (1957). В 1987 г. в Едином Европейском Акте получает закрепление идея
создания единого рынка, подразумевающая свободу движения капиталов, товаров,
услуг и рабочей силы.
Однако важнейшее
значение в углублении европейской политической и экономической интеграции имел Маастрихтский
договор о Европейском Союзе. 7 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе был
подписан и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он, в частности, установил
необходимость создания экономического и валютного союза (ЭВС).
Несмотря на
активизацию интеграционных процессов в Европе, в СССР существовало двоякое
отношение к этому процессу. Европейское сообщество рассматривалось как
экономическая база НАТО. По этой причине оно расценивалось в целом как
враждебная организация.
Но отношение к ЕС
в некоторых советских республиках было принципиально иным. В самом начале
1990-х гг., стремясь покинуть СССР и дистанцироваться от России, три балтийских
страны (Латвия, Литва и Эстония) утверждая свою государственность и
национальную идентичность, стремилось наладить тесные торгово-экономические
связи со странами ЕС, обоснованно рассматривая эти связи как основу интеграции
в Европейское Сообщество.
В тот период трудно
было предполагать, что к 2003 г. Латвию, Литву и Эстонию пригласят в Европейский
Союз и НАТО. Но, как показала новейшая история, сегодня эти страны полноценные
члены ЕС.
Но путь стран
Балтии в ЕС был непростым и состоялся благодаря масштабной политической и
экономической поддержке Европейского Сообщества.
Цель данной
курсовой работы состоит в изучении основных предпосылок и особенностей развития
торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС до вступления Латвии, Литвы и
Эстонии в Европейское Сообщество.
Теоретической
и информационной базой работы послужили международные правовые акты, материалы
конференций, докладов, статей, монографий, электронные ресурсы, статистические
материалы, освещающие различные аспекты торгово-экономического сотрудничества
стран Балтии со ЕС и Россией накануне вступления Латвии, Литвы и Эстонии в
Европейский Союз: БИКИ (Бюллетень иностранной коммерческой информации) №№ 1992-2002
гг.; Доклад «Россия и Балтия: 2010» (Foundation for Prospective Studies and Initiatives);
Доклад Комитета Россия в объединенной Европе; Россия и Прибалтика-II, СВОП,
1999; Документы Европейского союза. В 3-х т. - М.: Право, 1994; Европейское
право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н. проф. Л. М. Энтина; Estonia's Development Scenarios Until Year 2010. Estonian
Institute for Future Studies, Tallinn/Tartu 1997;
Report on Conditions for Growth and Development in the Baltic Sea Region. BSBS
2000; Hartelius D. Security Cooperation in the Baltic Sea Space: Time to
Move Ahead; IEWS Policy Briefs. No. 1, August 1998; Kempe
I. Direct Neighbourhood Relations between the Еnlarged EU and the
Russian Federation, Ukraine, Belarus and Moldova: Bertelsmann Foundation
Publishers, 1998; Moshes А. The Double Enlargement, Russia and the Baltic States.
Working Paper 2002/4, DUPI; Emerson М. The Elephant, the Bear and the Hawk. The paper presented at
the seminar in the Institute of Europe, RAS, on 14.04.2002; The Baltic and the
European Union. Richard Latter. June 2000; Wilton Park Paper 152. Report Based on Wilton
Park Conference 602: 25-28 May 2000; World Discussions.www.wdi.ru 04.01.2003; www.delfi.lv; www.delfi.ее и другие.
Процесс
установления торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС невозможно
рассматривать вне того политического контекста и экономических предпосылок,
которые сложились к моменту распада СССР.
Прежде всего,
следует обратить внимание на тот исторический факт, что феномен европейской
интеграции поначалу не оказывал ярко выраженного воздействия на коммерческие
связи между СССР и западноевропейскими странами. После того, как в 1973 г.
началось заключение торговых договоров между ЕС и третьими странами, были
установлены технические контакты между ЕС и СЭВ. В ходе переговоров
обозначилась разница подходов сторон - советские эксперты настаивали на
налаживании связей между двумя блоками, западные представители выступали за
торговые договоренности ЕС с каждым членом СЭВ в отдельности[1].
К середине 70-х
годов вся полнота полномочий в области внешней торговли перешла от национальных
правительств к Европейской Комиссии, а предшествующие правовые акты,
регулирующие торговлю отдельных стран с СССР, утратили силу[2]. В этот период, который также
совпал с процессом разрядки, СССР и Европейские Сообщества предприняли
некоторые попытки нормализации отношений, однако безрезультатно[3].
Москва
поддерживала только двусторонние отношения с государствами-членами ЕС вплоть до
середины 1988 года, когда была подписана Совместная декларация о взаимном
признании между Советом Экономической Взаимопомощи и Европейскими
сообществами. Первое соглашение между ЕС и СССР (Соглашение о торговле и
коммерческом и экономическом сотрудничестве) было подписано лишь год спустя, а
новое - уже между ЕС и Россией - через три года после распада СССР (и еще три
года прошло, прежде чем оно вступило в силу)[4].
Что касается Москвы, то она сформулировала свое отношение к сотрудничеству с
Евросоюзом только к 1999-му в Стратегии развития отношений РФ и ЕС на
среднесрочную перспективу.
Давая
оценку периоду развития отношений ЕС сначала с СССР, а затем с Россией, многие
европейские авторы справедливо, на мой взгляд, указывают на то, в этот период
наша страна не выработала единую и скоординированную политику по отношению к ЕС[5]. Она всегда
поддерживала отношения по отдельности с Великобританией, Германией, Францией,
Италией и другими странами Европы, но у Москвы никогда не было отношений с
Европейским союзом, как таковым.
В 1988-1989 гг.
были подписаны первые соглашения о торговле и сотрудничестве между Европейскими
Сообществами и рядом восточноевропейских стран (Венгрия, Польша), которые
ставили задачу нормализации торговых отношений путем предоставления этим
странам режима наибольшего благоприятствования в торговле с ЕС.
Первоначально
Евросоюз, руководствуясь положениями Маастрихтского договора[6] и другими правовыми актами,
устанавливал примерно равный торгово-политический режим для всех государств
бывшего социалистического блока. Но уже спустя несколько лет проявилась
тенденция к четкой дифференциации партнеров на несколько категорий. С
центрально- и восточноевропейскими государствами были установлены отношения
ассоциации и поэтапно подписаны так называемые Европейские соглашения
(Евросоглашения). Первые такие договоры были заключены со странами Вышеградской
группы (Польшей, Венгрией, Чехословакией), затем - со странами Южной Европы
(Болгарией и Румынией). В эту же категорию попали и государства Балтии, которые
по политическим причинам не рассматривались как часть бывшего Советского Союза.
Таким образом, ЕС
весьма скоро четко дифференцировало свои отношения с восточной частью Европы по
двум группам. Первую составили бывшие соцстраны и республики Прибалтики, с
которыми ЕС подписал Европейские Соглашения. Вторая - это большинство стран СНГ
(в т. ч. Россия), которые связывают с ЕС Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве. В самом общем виде внешние связи Европейских Сообществ
предусматривают своеобразную иерархическую систему: непреференциальные торговые
соглашения (например, соглашения о торговле и сотрудничестве), отношения
ассоциации, предусматривающие автономные преференции (например, Ломейские
соглашения с рядом развивающихся стран Африки и Латинской Америки), соглашения
о свободной торговле или таможенном союзе (например, договоры с Израилем или
Турцией), наконец, соглашения, ведущие к полной интеграции (Европейские
соглашения или Договор о Европейском экономическом пространстве).
Евросоглашения,
устанавливающие отношения ассоциации и предусматривающие возможность вступления
в ЕС, занимают самое высокое место в иерархии договорных отношений ЕС с
третьими странами. СПС, несмотря на достаточно громкое название, расположены
достаточно низко в этой системе, по сути являясь модернизированной формой
стандартных непреференциальных соглашений.
Именно в этих
условиях начался процесс интеграции стран Балтии в Европейское Сообщество.
Учитывая принципиальную разницу между политическими и социально-экономическими
система СССР и ЕС, не трудно предположить, что развитие торгово-экономических
связей стран Балтии испытало на себе воздействие целого ряда разновекторных факторов.
Страны Балтии,
несмотря на значительную национальную специфику, приступили к
демократически-рыночным преобразованиям фактически как единый субрегион бывшего
СССР. Он существенно отличался от собственно российских регионов наличием
развитой транспортно-инженерной инфраструктуры (особенно портовой и
автодорожной), более современной структурой (небольшая доля добывающих отраслей
и отраслей ВПК при преобладании отраслей, ориентированных на конечного
потребителя) и более высоким технико-технологическим уровнем промышленности (в
пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, химической, радиоэлектронной,
частично - в машиностроительной отраслях; даже предприятия ВПК здесь были
сосредоточены преимущественно в наукоемком приборостроении в отличие от
материалоемкого производства военной техники и других вооружений в России),
достаточно эффективным сельским хозяйством и сравнительно развитой сферой
услуг.
Определенное
значение имело использование этих республик как полигона для отработки
экономических методов управления плановой экономикой в СССР (регионального
хозрасчета, кооперации, выборности директоров, внутрихозяйственного хозрасчета
и других элементов самоуправления на предприятиях), а также
социально-психологические особенности основной части титульной и значительной
части не титульных наций в них, облегчающие проведение демократически-рыночной
трансформации.
Все это, наряду с
массированной политической и финансово-организационной поддержкой стран ЕС и
амортизирующей ролью рынка России и некоторых других стран СНГ, а также
формированием странами Балтии общей зоны свободной торговли, предопределило
более комплексную и результативную рыночную перестройку национальных экономик
этих стран при закреплении и развитии элементов их субрегионального единства.[7]
Вместе
с тем, разрыв кооперационных связей в сферах промышленности и АПК привел к
заметному спаду производства в этих странах. Например, даже в самой
благополучной из всех Эстонии уровень промышленного производства сократился за
годы реформ на одну треть. Сельскохозяйственное производство, в большей мере
ориентированное на восток, пережило еще более глубокий спад.
За годы
реформы экономика Балтийских государств пережила заметные структурные сдвиги.
При этом ход экономических реформ в странах Балтии отличался наименьшими
издержками во всем постсоветском пространстве. Так, за период 1991-1995 гг.
индексы инфляции в Латвии и Эстонии были наименьшими и не превысили двузначных
цифр (80-85 раз), тогда как в России рост потребительских цен составил
ненамного менее 5 тыс. раз, а в других странах увеличение инфляции достигло
пяти- и шестизначных показателей. Низкие темпы инфляции в государствах Балтии
были результатом жесткой денежной и валютно-финансовой политики. Дефициты
государственного бюджета рассматриваемых стран поддерживались в границах
плюс-минус 1-2% к объему ВВП.
В
Приложении 1 представлена динамика основных показателей
социально-экономического развития стран Балтии до вступления в ЕС при
сопоставлении с российскими показателями.
Главной
сюжетной линией внешней политики всех стран Балтии на протяжении 90-х годов ХХ
века было как можно более быстрое сближение с Западом, вступление во все
основные евроатлантические структуры: в Совет Европы, ОБСЕ - на начальном
этапе, в ЕС и НАТО, с одновременным дистанцированием от России. При этом
западные страны, как считают эксперты, всячески поддерживали такую политику:
по линии МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций давались
многомиллионные «стабилизационные» кредиты на закупки энергоносителей, покрытие
импорта из России и другие цели.[8]
Благодаря
поддержке Запада и собственному стремлению Балтийских стран в ЕС, к 1997 году
эти страны напоминали скорее развитые западноевропейские экономики, нежели то,
что представляли собой большинство бывших советских республик. За довольно
небольшой промежуток времени они смогли превратиться из полностью закрытых
экономик в наиболее яркий пример быстрой дерегуляции экономики и торговой
либерализации.
Также
поражала созданная за столь короткий срок и эффективно функционирующая
юридическая система, включая, отвечающее условиям рыночной экономики, право
собственности.
О широком
участии ЕС в экономических процессах стран Балтии говорит и динамика развития
договорных отношений. Так, 29 июля 1991 г. по итогам встречи министров
иностранных дел стран-членов ЕС принимается решение об установлении с
Балтийскими государствами дипломатических отношений и выражается готовность
Европейских сообществ оказать содействие экономическим преобразованиям в
Эстонии, Латвии и Литве.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|