Меню
Поиск



рефераты скачать Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС

Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СТРАН БАЛТИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ДО ИХ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005 г

СОДЕРЖАНИЕ:



Введение. 3

Глава 1. Эволюция торгово-экономических связей стран Балтии после выхода из состава СССР   5

1.1. Политический контекст и уровень договорных отношений накануне установления торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС.. 5

1.2. Экономические предпосылки развития торгово-экономических связей.. 8

Глава 2. Анализ состояния торгово-экономических связей стран Балтии накануне вступления в Европейский Союз. 12

2.1. Агенты балтийской экономической политики ЕС.. 12

2.2. Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС.. 13

Глава 3. Особенности российско-балтийских торгово-экономических связей в контексте вступления стран Балтии в Европейский Союз. 17

3.1. Приоритеты торгово-экономического сотрудничества  России со странами Балтии.. 17

3.2. Новые возможности и направления  торгово-экономического сотрудничества.. 20

Заключение. 23

Список использованной литературы... 25

Приложение 1. 27

Приложение 2. 29















Введение


Процесс европейской интеграции начался в 50-е годы ХХ века, когда были учреждены три Европейских Сообщества: Европейское объединение угля и стали (1951), Европейское экономическое сообщество (1957) и Европейское Сообщество по атомной энергии (1957). В 1987 г. в Едином Европейском Акте получает закрепление идея создания единого рынка, подразумевающая свободу движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.

Однако важнейшее значение в углублении европейской политической и экономической интеграции имел Маастрихтский договор о Европейском Союзе. 7 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе был подписан и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он, в частности, установил необходимость создания экономического и валютного союза (ЭВС).

Несмотря на активизацию интеграционных процессов в Европе, в СССР существовало двоякое отношение к этому процессу. Европейское сообщество рассматривалось как экономическая база НАТО. По этой причине оно расценивалось в целом как враждебная организация.

Но отношение к ЕС в некоторых советских республиках было принципиально иным. В самом начале 1990-х гг., стремясь покинуть СССР и дистанцироваться от России, три балтийских страны (Латвия, Литва и Эстония) утверждая свою государственность и национальную идентичность, стремилось наладить тесные торгово-экономические связи со странами ЕС, обоснованно рассматривая эти связи как основу интеграции в Европейское Сообщество.

В тот период трудно было предполагать, что к 2003 г. Латвию, Литву и Эстонию пригласят в Европейский Союз и НАТО. Но, как показала новейшая история, сегодня эти страны полноценные члены ЕС.

Но путь стран Балтии в ЕС был непростым и состоялся благодаря масштабной политической и экономической поддержке Европейского Сообщества.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении основных предпосылок и особенностей развития торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС до вступления Латвии, Литвы и Эстонии в Европейское Сообщество.

Теоретической и информационной базой работы послужили международные правовые акты, материалы конференций, докладов, статей, монографий, электронные ресурсы, статистические материалы, освещающие различные аспекты торгово-экономического сотрудничества стран Балтии со ЕС и Россией накануне вступления Латвии, Литвы и Эстонии в Европейский Союз: БИКИ (Бюллетень иностранной коммерческой информации) №№ 1992-2002 гг.; Доклад «Россия и Балтия: 2010» (Foundation for Prospective Studies and Initiatives); Доклад Комитета Россия в объединенной Европе; Россия и Прибалтика-II, СВОП, 1999; Документы Европейского союза. В 3-х т. - М.: Право, 1994; Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н. проф. Л. М. Энтина; Estonia's Development Scenarios Until Year 2010. Estonian Institute for Future Studies, Tallinn/Tartu 1997; Report on Conditions for Growth and Development in the Baltic Sea Region. BSBS 2000; Hartelius D. Security Cooperation in the Baltic Sea Space: Time to Move Ahead; IEWS Policy Briefs. No. 1, August 1998; Kempe I. Direct Neighbourhood Relations between the Еnlarged EU and the Russian Federation, Ukraine, Belarus and Moldova: Bertelsmann Foundation Publishers, 1998; Moshes А. The Double Enlargement, Russia and the Baltic States. Working Paper 2002/4, DUPI; Emerson М. The Elephant, the Bear and the Hawk. The paper presented at the seminar in the Institute of Europe, RAS, on 14.04.2002; The Baltic and the European Union. Richard Latter. June 2000; Wilton Park Paper 152. Report Based on Wilton Park Conference 602: 25-28 May 2000; World Discussions.www.wdi.ru 04.01.2003; www.delfi.lv; www.delfi.ее и другие.





Глава 1. Эволюция торгово-экономических связей стран Балтии
после выхода из состава СССР

1.1. Политический контекст и уровень договорных отношений накануне установления торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС


Процесс установления торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС невозможно рассматривать вне того политического контекста и экономических предпосылок, которые сложились к моменту распада СССР.

Прежде всего, следует обратить внимание на тот исторический факт, что феномен европейской интеграции поначалу не оказывал ярко выраженного воздействия на коммерческие связи между СССР и западноевропейскими странами. После того, как в 1973 г. началось заключение торговых договоров между ЕС и третьими странами, были установлены технические контакты между ЕС и СЭВ. В ходе переговоров обозначилась разница подходов сторон - советские эксперты настаивали на налаживании связей между двумя блоками, западные представители выступали за торговые договоренности ЕС с каждым членом СЭВ в отдельности[1].

К середине 70-х годов вся полнота полномочий в области внешней торговли перешла от национальных правительств к Европейской Комиссии, а предшествующие правовые акты, регулирующие торговлю отдельных стран с СССР, утратили силу[2]. В этот период, который также совпал с процессом разрядки, СССР и Европейские Сообщества предприняли некоторые попытки нормализации отношений, однако безрезультатно[3].

Москва поддерживала только двусторонние отношения с государствами-членами ЕС вплоть до середины 1988 года, когда была подписана Совместная декларация о взаимном признании между Советом Экономической Взаимопомощи и Европейскими сообществами.  Первое соглашение между ЕС и СССР (Соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве) было подписано лишь год спустя, а новое - уже между ЕС и Россией - через три года после распада СССР (и еще три года прошло, прежде чем оно вступило в силу)[4].  Что касается Москвы, то она сформулировала свое отношение к сотрудничеству с Евросоюзом только к 1999-му в Стратегии развития отношений РФ и ЕС на среднесрочную перспективу.

Давая оценку периоду развития отношений ЕС сначала с СССР, а затем с Россией, многие европейские авторы справедливо, на мой взгляд, указывают на то, в этот период наша страна не выработала единую и скоординированную политику по отношению к ЕС[5]. Она всегда поддерживала отношения по отдельности с Великобританией, Германией, Францией, Италией и другими странами Европы, но у Москвы никогда не было отношений с Европейским союзом, как таковым.

В 1988-1989 гг. были подписаны первые соглашения о торговле и сотрудничестве между Европейскими Сообществами и рядом восточноевропейских стран (Венгрия, Польша), которые ставили задачу нормализации торговых отношений путем предоставления этим странам режима наибольшего благоприятствования в торговле с ЕС.

Первоначально Евросоюз, руководствуясь положениями Маастрихтского договора[6] и другими правовыми актами, устанавливал примерно равный торгово-политический режим для всех государств бывшего социалистического блока. Но уже спустя несколько лет проявилась тенденция к четкой дифференциации партнеров на несколько категорий. С центрально- и восточноевропейскими государствами были установлены отношения ассоциации и поэтапно подписаны так называемые Европейские соглашения (Евросоглашения). Первые такие договоры были заключены со странами Вышеградской группы (Польшей, Венгрией, Чехословакией), затем - со странами Южной Европы (Болгарией и Румынией). В эту же категорию попали и государства Балтии, которые по политическим причинам не рассматривались как часть бывшего Советского Союза.

Таким образом, ЕС весьма скоро четко дифференцировало свои отношения с восточной частью Европы по двум группам. Первую составили бывшие соцстраны и республики Прибалтики, с которыми ЕС подписал Европейские Соглашения. Вторая - это большинство стран СНГ (в т. ч. Россия), которые связывают с ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. В самом общем виде внешние связи Европейских Сообществ предусматривают своеобразную иерархическую систему: непреференциальные торговые соглашения (например, соглашения о торговле и сотрудничестве), отношения ассоциации, предусматривающие автономные преференции (например, Ломейские соглашения с рядом развивающихся стран Африки и Латинской Америки), соглашения о свободной торговле или таможенном союзе (например, договоры с Израилем или Турцией), наконец, соглашения, ведущие к полной интеграции (Европейские соглашения или Договор о Европейском экономическом пространстве).

Евросоглашения, устанавливающие отношения ассоциации и предусматривающие возможность вступления в ЕС, занимают самое высокое место в иерархии договорных отношений ЕС с третьими странами. СПС, несмотря на достаточно громкое название, расположены достаточно низко в этой системе, по сути являясь модернизированной формой стандартных непреференциальных соглашений.

Именно в этих условиях начался процесс интеграции стран Балтии в Европейское Сообщество. Учитывая принципиальную разницу между политическими и социально-экономическими система СССР и ЕС, не трудно предположить, что развитие торгово-экономических связей стран Балтии испытало на себе воздействие целого ряда разновекторных факторов.

1.2. Экономические предпосылки развития торгово-экономических связей


Страны Балтии, несмотря на значительную национальную специфику, приступили к демократически-рыночным преобразованиям фактически как единый субрегион бывшего СССР. Он существенно отличался от собственно российских регионов наличием развитой транспортно-инженерной инфраструктуры (особенно портовой и автодорожной), более современной структурой (небольшая доля добывающих отраслей и отраслей ВПК при преобладании отраслей, ориентированных на конечного потребителя) и более высоким технико-технологическим уровнем промышленности (в пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, химической, радиоэлектронной, частично - в машиностроительной отраслях; даже предприятия ВПК здесь были сосредоточены преимущественно в наукоемком приборостроении в отличие от материалоемкого производства военной техники и других вооружений в России), достаточно эффективным сельским хозяйством и сравнительно развитой сферой услуг.

Определенное значение имело использование этих республик как полигона для отработки экономических методов управления плановой экономикой в СССР (регионального хозрасчета, кооперации, выборности директоров, внутрихозяйственного хозрасчета и других элементов самоуправления на предприятиях), а также социально-психологические особенности основной части титульной и значительной части не титульных наций в них, облегчающие проведение демократически-рыночной трансформации.

Все это, наряду с массированной политической и финансово-организационной поддержкой стран ЕС и амортизирующей ролью рынка России и некоторых других стран СНГ, а также формированием странами Балтии общей зоны свободной торговли, предопределило более комплексную и результативную рыночную перестройку национальных экономик этих стран при закреплении и развитии элементов их субрегионального единства.[7]

Вместе с тем, разрыв кооперационных связей в сферах промышленности и АПК привел к заметному спаду производства в этих странах. Например, даже в самой благополучной из всех Эстонии уровень промышленного производства сократился за годы реформ на одну треть. Сельскохозяйственное производство, в большей мере ориентированное на восток, пережило еще более глубокий спад.

За годы реформы экономика Балтийских государств пережила заметные структурные сдвиги. При этом ход экономических реформ в странах Балтии отличался наименьшими издержками во всем постсоветском пространстве. Так, за период 1991-1995 гг. индексы инфляции в Латвии и Эстонии были наименьшими и не превысили двузначных цифр (80-85 раз), тогда как в России рост потребительских цен составил ненамного менее 5 тыс. раз, а в других странах увеличение инфляции достигло пяти- и шестизначных показателей. Низкие темпы инфляции в государствах Балтии были результатом жесткой денежной и валютно-финансовой политики. Дефициты государственного бюджета рассматриваемых стран поддерживались в границах плюс-минус 1-2% к объему ВВП.

В Приложении 1 представлена динамика основных показателей социально-экономического развития стран Балтии до вступления в ЕС при сопоставлении с российскими показателями.

Главной сюжетной линией внешней политики всех стран Балтии на протяжении 90-х годов ХХ века было как можно более быстрое сближение с Западом, вступление во все основные евроатлантические структуры: в Совет Европы, ОБСЕ - на начальном этапе, в ЕС и НАТО, с одновременным дистанцированием от России. При этом западные страны, как считают эксперты,  всячески поддерживали такую политику: по линии МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций давались многомиллионные «стабилизационные» кредиты на закупки энергоносителей, покрытие импорта из России и другие цели.[8]

Благодаря поддержке Запада и собственному стремлению Балтийских стран в ЕС, к 1997 году эти страны напоминали скорее развитые западноевропейские экономики, нежели то, что представляли собой большинство бывших советских республик. За довольно небольшой промежуток времени они смогли превратиться из полностью закрытых экономик в наиболее яркий пример быстрой дерегуляции экономики и торговой либерализации.

Также поражала созданная за столь короткий срок и эффективно функционирующая юридическая система, включая, отвечающее условиям рыночной экономики, право собственности.

О широком участии ЕС в экономических процессах стран Балтии говорит и динамика развития договорных отношений. Так, 29 июля 1991 г. по итогам встречи министров иностранных дел стран-членов ЕС принимается решение об установлении с Балтийскими государствами дипломатических отношений и выражается готовность Европейских сообществ оказать содействие экономическим преобразованиям в Эстонии, Латвии и Литве.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.