Меню
Поиск



рефераты скачать Типы поведения участников конфликтной ситуации

Структура конфликта включает:

1)      конфликтные отношения;

2)      конфликтные противоречия;

3)      конфликтные причины;

4)      участники конфликта;

5)      объект и предмет.

Конфликтные отношения - форма и со¬держание взаимодействия между субъектами, их дейст¬вия для завершения конфликта. Конфликтные  противоречия - основные пункты разногласий субъектов конфликта, их противополож¬ных интересов, устремлений, потребностей. Причины конфликта - те условия, которые привели к обостре¬нию противоречий, возникновению конфликта. Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликт¬ных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов (13, с. 60). Участников конфликта часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участ¬ников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая пер¬вой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта.

Выделяют такую характеристику участника конфликта, как его ранг. Ранг — это уровень возможностей участника по реализации своих целей в конфликте, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт. В число участников конфликта входят субъекты, кото¬рые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели, пособники и организаторы. Подстре¬катель — лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может за¬тем в этом конфликте и не участвовать. Его задача — спрово¬цировать, развязать конфликт и его развитие. Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. Организатор — лицо или группа, планирующие конфликт, различные пути обес-печения и охраны участников, и др. (8, с.107).

Одним из непременных элементов конфликта является объект, т. е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Объектом конфликта может быть материальный ресурс, соци¬альная власть или духовная идея (норма, принцип), ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняет процесс решения проблемы (22, с.34).

Предмет конфликта - это воображаемая или объективно существующая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство (3, с. 254). Предметом конфликта может быть конкретная возможность (одна должность, на которую претендуют два человека, или одна путевка в санаторий), или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюдение/несоблюдение каких-то правил (16, с. 141). Предмет конфликта, как правило, связан целями конфликтующих сторон, однако, не все цели в конфликте связаны с предметом конфликта (5, с. 158).

Каждый конфликт имеет свою динамику развития, которая включает следующие стадии:

1)      1-я стадия - предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность, появление напряженно¬сти в отношениях;

2)      2-я стадия - обострение противоречий, устойчивый не¬гативный психологический фон в отношениях; постоян¬ная негативная, порой агрессивная конфронтации;

3)      3-я стадия - конфликтная ситуация, открытый конф¬ликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;

4)      4-я стадия - разрешение конфликта;

5)      5-я стадия - постконфликтная стадия, но¬вое содержание отношений между участниками конфликта (20, с. 7).

Немаловажное значение в изучении конфликтов играет понятие конфликтная ситуация. В большинстве современных учебников по конфликтологии принято считать конфликтной ситуацией такую совокупность обстоятельств, которая содержит предпосылки конфликта. Таким образом, принято различать конфликтную ситуацию и конфликт, как самостоятельные стадии общего процесса (7, с. 136).

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, свя¬занные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними (23, с. 87). Конфликтная ситуация может сложиться объективно помимо воли и желания потенциальных противоборствующих сторон, а может быть вызвана или создана одной стороной или обеими. Каждая ситуация имеет объективное содержание (оно определяется происходящими в действительности событиями) и субъективное значение (оно зависит от того, какую интерпретацию этим событиям дает каждая сторона), в соответствии с которым субъект начинает действовать в конфликте. Субъективное отражение конфликтной ситуации не обязательно соответствует действительному положению дел. Осознание конфликта всегда несет в себе элементы субъективизма и поэтому является в определенной мере искаженным. Искажения в восприятии могут быть весьма значительными. В этой связи специалисты выделяют понятия «частично понятого» и «ложного» конфликтов.

В частично понятом конфликте оценка сторонами ситуации существенно расходится с реальным положением дел (преувеличиваются или преуменьшаются масштабы возникшей проблемы). В ложном конфликте объективная конфликтная ситуация полностью отсутствует, между субъектами нет никакого видимого противоречия, но тем не менее стороны ощущают конфликтность взаимодействия и вступают в противоборство. Восприятие субъектом ситуации, как конфликтной не всегда обуславливается какими – либо действиями другой стороны. Исходя из посылки о враждебных намерениях человека, субъект сам ведет себя агрессивно, чем вызывает действительную враждебность (8, с. 115).

Разные люди оценивают одну и ту же ситуацию и реагируют на нее по-разному, порой прямо противоположно. С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяют три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Второй – это конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме. Третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия или поведения в целом (1, с. 154).

Таким образом, в конфликтном взаимодействии участники преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д. Далеко не всегда цели полностью осознаются участниками ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участни¬ков ситуации. Структурные характеристики конфликта, являясь его необходимым компонентом, в то же время не дают возможности прогнозировать развитие конфликта. С практической точки зрения, более существенным представляется рассмотрение действий участников и исхода конфликта в контексте динамики конфликтов. Именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта с его зачастую непредсказуемыми последствиями зависит от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта.


1.3. Характеристика стратегий поведения в конфликте


Широкое распространение в конфликтологии получила разработан-ная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий пове¬дения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе этой моде¬ли лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и ин¬тересы противоположной стороны (10, с. 54). Согласно модели, конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системой координат, где: по вертикальной оси указывается степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов; по горизонтальной оси – степень уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров, представляемая, как важность отношений.

 









Минимальная (нулевая) заинтересованность по обеим осям в точке    пересечения образует стратегию избегания (ухода), максимальная по вертикальной оси – соперничество, по горизонтальной - приспособление, сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество и серединное положение соответствует компромиссу (см. рис. 1.).

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиг¬раю…?, «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д. На основе такого анализа он созна¬тельно выбирает ту или иную стратегию поведения (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). Оценка интересов в конфликте - это качественная характеристи¬ка выбираемого поведения. В модели Томаса - Киллмена оценка интересов соотно¬сится с количественными параметрами: низким, средним или высо¬ким уровнем направленности на интересы. На основе рассматриваемой модели важ¬но помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств: содержания предмета конфликта, ценности межличностных отношений, индивидуально-психологических особенностей личности (23, с. 61).

Соперничество.

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, ис-ходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а инте¬ресов своего соперника - как низких (3, с. 163). Выбор стратегии соперничества в конечном итоге сводится к выбору: либо интереса борьбы, либо взаи¬моотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который ха¬рактерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она явля¬ется целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликт¬ной личности. И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. Нередко соперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как эмоциональная реакция на неблагоприятное воздействие (18, с. 66).

Приспособление.

Человек, придерживающийся данной стратегии, стремится уйти от конфликта. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Чело¬век, принимающий стратегию приспособления, жертвует личными интереса¬ми в пользу интересов соперника (5, с. 111).

При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты:

1)      иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борь¬бы за победу, уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели;

2)      уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разре¬шению конфликта.

Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное (9, с. 97).

Компромисс.

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее мож¬но назвать стратегией взаимной уступки (21, с. 147). При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существен¬ных моментов:

1)      компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения кон¬фликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поис¬ка приемлемого решения проблемы;

2)      иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших на¬пряженность;

3)      компромисс может принимать активную и пассивную формы.

Активная форма компромисса может проявляться в заключе¬ние четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаим¬ных уступок в тех или иных условиях.

Компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку не одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа для конфликта сохраняется. Если компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится еще выше (11, с. 77).

Сотрудничество.

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы сопер¬ника (25, с. 35). Данная стратегия строится не только на основе баланса интере-сов, но и на признании ценности межличностных отношений. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаи¬модействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие страте¬гии (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают пси¬хологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Стратегия сотрудни¬чества отражает стремление противоборствующих сторон совместны¬ми усилиями разрешить возникшую проблему. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих интересов к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов (9, с. 99).

Также, при анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению конфликтом выделяют следующие модели поведения субъектов конфликтного взаимодействия: конструктивную, деструктивную и конформистскую (см. Приложение. 1.). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, конфликтной ситуацией, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. (9, с.93).

Давая общую оценку данных моделей поведения, желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный. Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Но если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Таким образом, универсальной реакцией человека на возникающие противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление преодолеть эту дисгармонию. Внутренние противоречия рассматриваются как проявления конфликтов, разрушающих психику человека. Ни одну из приведенных стратегий и моделей поведения нельзя назвать однозначно «хорошей» или «плохой». Каждая из них может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуют современным представления о долгосрочном взаимодействии между людьми. Достижение внутренней гармонии не может быть проблемой, решенной человеком для себя раз и навсегда. Стратегии, используемые с целью поиска оптимального решения проблемы, выработки точки зрения, интегрирующей противостоящие позиции, должны быть приоритетными для каждого.

Таким образом, в результате проведенного теоретического исследования типов поведения участников конфликтной ситуации нами были сделаны следующие выводы:

1)      конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом;

2)      не существует единой универсальной теории конфликта, одни ученые наделяют понятие конфликта потенциальными позитивными возможностями (Ч. Ликсон, Н.В. Гришина, Г.М. Андреева, Л. Козер, Г. Зиммель), другие полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать (Т. Парсонс, Р. Дарендорф, А. Смолл, К. Левин);

3)      структура каждого конфликта включает: конфликтные отношения, конфликтные противоречия, конфликтные причины, участники конфликта, объект и предмет;

4)      образ желательного исхода конфликта есть регулятор конкретных действий участников конфликтной ситуации;

5)      от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта зависит; быстрота пресечения возникающего конфликта;

6)      происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия;

7)      для более эффективного решения конфликта необходимо выбрать определенную стратегию поведения, основные стратегии поведения связаны с общим источником любого конфликта – несовпадением интересов сторон;

8)      удовлетворение интересов всех конфликтующих сторон приводит к исчезновению конфликта, и риск возникновения постконфликтных осложнений сводится к минимуму;

9)      выбирая стратегию поведения в конфликте, целесообразно в каждом конкретном случае исходить из того, насколько важно достижение результата, с одной стороны, и сохранение хороших отношений с другой стороны.


Глава II. Эмпирическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации

2.1. Исследование стратегий поведения в студенческой группе


Сегодня интерес исследователей конфликтов явным образом смещается в сторону изучения реальных конфликтов в семье, на работе, в реальных жизненных обстоятельствах и кризисных ситуациях, переживаемых людьми. Существует множество методов исследования конфликтов, основными из них являются: анализ, систематизация, обобщение научной литературы по проблеме исследования, сравнение, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получи¬ли опросные методы.

Для изучения типов поведения участников конфликтной ситуации нами было происследовано 15 студентов 2-го курса специальности Домоведение Белгородского государственного университета. Нами было опрошено пять юношей и 10 девушек в возрасте 18-19 лет. Согласно этой цели был проведен тест К.Томаса «Стиль конфликтного поведения» (см. Приложение 2).

Тест К.Томаса направлен на выявление типов поведения личности в противоречивых ситуациях. Испытуемым предлагалось 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных стратегий поведения. Они выбирали из каждой пары суждений то, которое считали соответствующим их типичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»). Обработка ответов (в соответствии с ключом) позволяет выявить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, приспособления или поиска компромисса. Формулировки вопросов позволяют диагностировать именно личностные тенденции к преимущественному использованию данных стратегий. Ответы испытуемых представлены в Приложение 3.

Результат подсчета полученных данных позволяет говорить о том, что у одного человека преобладает стратегия соперничества, у 4-х – сотрудничества, шесть человек предпочитают стратегию компромисса, один человек предпочитает избегание, три из испытуемых предпочитают стратегию приспособления. Анализ данных представлен нами в табл. 1., которая отражает выбор определенной стратегии поведения респондентами в различных ситуациях в процентном отношении.

Итоговый результат

Стратегии поведения в конфликте

Предпочитаемость стратегии, %

1

Соперничество

6

2

Сотрудничество

27

3

Компромисс

41

4

Избегание

6

5

Приспособление

20


Наглядно результаты исследования представлены на графике (см. рис. 2.).

 

Рис. 2. Предпочитаемость стратегии

В результате исследования с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и большинство испытуемых предпочитают стратегию компромисса (42 %). Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. Учитывая стиль поведения человека и зная свой, можно избежать возникновения конфликтных ситуаций и разрастания конфликта. В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу о том, что каждая стратегия эффективна только в определенных условиях. Каждый участник конфликтной ситуации должен уметь эффективно использовать все стратегии, делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход определяется конкретной ситуацией, а также складом характера оппонентов. Предпочитать одни стратегии другим – естественно, но жесткое предпочтение ограничивает возможности конфликтующих сторон. Важно определиться с приоритетами и возможными альтернативными вариантами, это позволит оппонентам быть более свободными в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями.


2.2. Анализ тактик поведения в конфликте


На втором этапе нашего исследования испытуемым был предложен тест «Тактика поведения в конфликте» (см. Приложение 4).

Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика (от греч. tasso – выстраиваю войска) – это совокупность приемов воздействия на оппонента.

Тест «Тактика поведения в конфликте» направлен на выявление определенного типа поведения в конфликте. Он помогает лучше разобраться в характере человека. Тест «Тактика поведения в конфликте» содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». За ответ «да» начисляется 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов. Испытуемые должны выбрать один из предложенных ответов. Затем подсчитываются и складываются те баллы, которые набрали испытуемые. Обработка ответов (в соответствии с ключом) позволяет установить, как выражены тактики «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Определены следующие параметры: тактика не выражена, средне выражена, ярко выражена.

Результаты, полученные после подсчета баллов, набранных испытуемыми, представлены в Приложении 5.

Количество баллов дает представление о выраженности тенденции к конфликтности. Обработка полученных данных представлена нами в табл. 2, которая показывает соотношение количества человек со степенью выраженности конкретной тактики в процентном отношении.


Таблица 2.

Итоговый результат

Тактика поведения в конфликте

Количество человек, в соответствии со степенью выраженности тактики

Низкая степень выраженности, %

Средняя степень выраженности, %

Высокая степень выраженности,%

1

«Избегающий конфликта»

27

67

6

2

«Действующий напролом»

67

33

0


Наглядно результаты представлены на графике (см. рис. 3).


Рис. 3. Соотношение количества человек в соответствии со степенью выраженности тактик поведения


В результате исследования с применением теста «Тактика поведения в конфликте» было доказано, что большинство испытуемых являются не конфликтными личностями и тенденция к конфликтности, практически у всех, средняя и ниже среднего. Каждому участнику конфликтной ситуации следует более осознанно делать выбор в пользу той или иной тактики, спокойнее реагировать на конфликты.


Заключение


В ходе проведенного теоретического исследования было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нор¬мального человеческого взаимодействия, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе (Ч. Ликсон, Н.В. Гришина, Г.М. Андреева, Л. Козер, Г. Зиммель). Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать (Т. Парсонс, Р. Дарендорф, А. Смолл, К. Левин). В некоторых ситуациях столкновение между людьми, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение, чем не реагировать, опасаясь испортить отношения.

Анализ причин поведения сторон в конфликте показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы, отстаивать ценности в конфликте, реализовать свои цели и потребности. Далеко не всегда цели полностью осознаются участниками ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участни¬ков конфликтной ситуации. Происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта зависит от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта.

Универсальной реакцией каждого человека на возникающие противоречия, конфликты, дезинтеграцию является стремление преодолеть эту дисгармонию. Установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта, ориентация личности (группы) по отношению к конфликту рассматриваются как стратегии поведения в конфликте. В основе двухмерной моде¬ли стратегий поведений личности (избегание (уход), приспособление, соперничество, сотрудничество, компромисс), разработан-ной К. Томасом и Р. Киллменом, лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и ин¬тересы противоположной стороны. Каждая модель поведения может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуют современным представления о наилучшем взаимодействии между людьми.

В результате исследования группы студентов с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и предпочитают стратегию компромисса и сотрудничества. Учитывая стиль поведения оппонента и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта. В результате проведенного исследования с применением теста «Тактика поведения в конфликте» были получены данные о том, что большинство испытуемых являются не конфликтными личностями и тенденция к конфликтности практически у всех средняя и ниже среднего. Также в результате исследования была получена информация о том, что каждый человек в какой – то степени использует все стили поведения, но в определенных условиях (ситуациях), люди отдают предпочтение тому или иному стилю. Некоторые стратегии поведения могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. Если участник конфликта в большей мере приспосабливается к другим участникам, чем отстаивает собственное мнение, то ему следует поработать над увеличением напористости и укреплении воли, в соответствующих ситуациях применять стиль конкуренции. Если участник конфликтной ситуации слишком часто соглашается на компромисс, будучи нетерпеливым человеком, то ему необходимо научиться терпению. Всем участникам конфликта следует более спокойно и осознанно реагировать на конфликтные ситуации.

Таким образом, в результате исследования была достигнута цель работы: теоретическое и экспериментальное исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Также были решены задачи исследования: проведен анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта, изучены конфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте, проведен эмпирический анализ моделей поведения личности в конфликте. Была доказана гипотеза исследования, заключающаяся в том, что типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.