Меню
Поиск



рефераты скачать Тарифно-таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Необходимо, чтобы дальнейшая работа в этой области проводилась по следующим двум основным направлениям:

первое - подготовка предложений по дальнейшему расширению номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными и специфическими ставками ввозных таможенных пошлин;

второе - разработка предложений по оптимизации существующих комбинированных и специфических ставок ввозных таможенных пошлин, в том числе и с целью обеспечения максимально возможного фискального и протекционистского эффекта таможенного тарифа в отношении отдельных товаров.

Помимо протекционистской функции таможенного тарифа, важное значение имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза на территорию Российской Федерации отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений:

-        соблюдая принцип эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;

-        необходимость обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического  оборудования и сырьевых материалов,  производство  которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется[93].

Немаловажное значение в механизме таможенно-тарифного регулирования занимает схема преференций Российской Федерации, в соответствии с которой в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран, предоставляются тарифные преференции. Кроме этого, в соответствии с международными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, тарифные преференции предоставляются для товаров, происходящих из государств- участников СНГ[94].

В настоящее время в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политики проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств- участников СНГ[95], хотя работа по формированию зоны свободной торговли проводится.

Примером этому служат введение в январе 1999 г. правительством Казахстана количественных ограничений на ввоз 21 товарно-отраслевой позиции в торговле с Россией[96], а также принятые Правительством Российской Федерации решения о взимания ввозной таможенной пошлины на белый сахар, происходящий из государств- участников СНГ, кроме стран-членов Таможенного союза. По данным II. Шуйского, в 1999г. во взаимной торговле государств Содружества действовали 108 изъятий из режима свободной торговли, в т.ч. Украина имела изъятия по 32 позициям, Узбекистан- по 29, Таджикистан - по 22, Беларусь и Казахстан - по 10 позициям товарной номенклатуры ВЭД[97]. Особо следует отметить, что данное решение было вызвано, в первую очередь необходимостью защиты отечественной сахарной промышленности.

Надо сказать, что в настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1.       Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита  отечественного   рынка  и   создание   возможностей   для  развития национального производства.

3.       Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно - тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок[98].

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части налоговой системы. Это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию и структуры налогов в целом.

В настоящее время все чаще имеют место попытки отечественных производителей решать проблемы, обусловленные неадекватностью внутренних налогов, путем изменения таможенно-тарифного регулирования. Однако такой подход не обеспечивает, как правило, решение проблем отечественных производителей, одновременно нарушая механизм и сбалансированность многофункционального инструмента таможенного тарифа за счет чрезмерного, неоправданного усиления протекционистской функции.

Главная проблема заключается в обеспечении сбалансированности и паритетности стоящих задач, часть из которых имеет разнонаправленный характер.

Меры по решению фискальных проблем и защите отечественных производителей могут противоречить мерам, направленным на развитие конкуренции и решении социальных задач.

Очевидно, оптимальным можно считать такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать максимального эффекта при взаимоувязанном решении вышеуказанных задач. Поэтому задача оптимизации мер тарифного регулирования является в настоящее время одной из наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике[99].

Учитывая, что практически не разработаны научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей»' на изменение тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль ФТС России и таможенных органов трудно переоценить.

Анализ действующих ставок таможенного тарифа позволяет сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путем установления высокого уровня таможенных пошлин.

К таким товарам можно отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При этом зачастую игнорируется решение таких задач, как развитие конкуренции и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение стоящих задач.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание тот факт, что в настоящий момент основной задачей таможенных органов является обеспечение максимального поступления денежных средств в доходную част федерального бюджета при оптимальном сочетании с защитной функцией, считаем целесообразным определение следующих приоритетов таможенно - тарифной политики[100]:

1. Обеспечение баланса умеренных протекционистских мер, стимулирующих вовлечение российских предпринимателей в международную кооперацию, и мер, способствующих добросовестной конкуренции отечественных и иностранных предпринимателей. В связи с этим на определенный период времени - частичный отказ от протекционистских   целей,   обеспечиваемых   сверхвысокими   ставками   таможенных пошлин, стимулирующих ввоз и обеспечивающих более высокие поступления денежных средств в бюджет (например, через механизм установления сезонных пошлин).

2.   Переход   к   использованию   механизма  тарифных   квот,   предполагающего
возможность  ввоза  части  высокооблагаемых  товаров  по  более  низким  ставкам таможенных пошлин в пределах квот, установленных Правительством.

3.   Увязка вопроса снижения ряда ставок пошлин на отдельные товары с процессом получения торгово-политических уступок при ведении переговоров по вступлению России в ВТО.

4.   Использование     «смягчения»     тарифного     регулирования     в     качестве стабилизирующего социального фактора, имея в виду его антиинфляционный характер и стимулирующее воздействие на развитие предпринимательской деятельности.

5.   Обеспечение   целевого   использования   дополнительно   полученных   сумм таможенных платежей, поступивших в федеральный бюджет от роста объема импорта и внутренних налогов от торговли импортными товарами, на разработку и реализацию целевых программ поддержки отечественных производителей [101].

Продуманная таможенная политика способна изменить структуру импорта в пользу качественных и высокотехнологичных товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так и на отечественную продукцию.

Однако, как уже отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области таможенной политики во многом зависит от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике.

За 2004 г. Алтайской таможней оформлено 22544 ГТД с учетом всех таможенных режимов, из них учитываемых таможенной статистикой внешней торговли 22121 ГТД, в том числе деклараций по экспортным операциям - 14874, по импортным - 7261. По сравнению с 2002 годом количество оформленных ГТД увеличилось на 32%, в том числе по экспортным операциям количество оформленных ГТД увеличилось на 16%, по импортным - на 85%. Внешнеторговый оборот Алтайского края (без учета торгового оборота, оформленного в упрощенном порядке) составил за 2003 год 517,5 млн. долларов и по сравнению с 2002 годом (340,6 млн. долларов) увеличился на 177 млн. долларов (на 52%). При этом, объем экспортных поставок вырос на 46% от прошлогоднего показателя, а импорт вырос на 73%.

Внешнеторговый оборот края увеличился как со странами дальнего зарубежья - на 51,7 млн. долларов (52%), так и со странами СНГ - на 125,2 млн. долларов (что также составляет 52%). По-прежнему сохраняется значительная доля стран ближнего зарубежья - 70,8%, доля стран дальнего зарубежья составляет 29,2%. Сальдо торгового баланса для данных групп стран положительно: для стран СНГ - 160,1 млн. долларов при превышении объемов экспорта над объемом импорта в 2,6 раз; для стран дальнего зарубежья - 95,8 млн. долларов и превышает объем экспорта над импортом в 4,5 раза[102].

Приведенные данные свидетельствуют об активизации внешнеэкономической деятельности Алтайского края как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья[103].

В 2004 г. в Алтайской таможне в целях улучшения таможенно-тарифного регулирования ВЭД разработаны:

-        порядок уведомления Алтайской таможни о прибытии груза, определены зоны ответственности подразделений и таможенных постов Алтайской таможни;

-технологическая схема помещения задержанных, изъятых товаров и транспортных средств на склады временного хранения сотрудниками правоохранительных подразделений Алтайской таможни, их хранение и выдача;

-        технологическая   схема   перемещения   товаров   и   транспортных   средств, находящихся под таможенным контролем, из мест доставки до мест временного хранения, не расположенных в местах доставки в зоне ответственности Алтайской таможни.

В 2005 году в Алтайской таможне продолжается работа по совершенствованию организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом и оптимизация структуры железнодорожных пунктов пропуска[104].

Большая работа проделана Алтайской таможней по упрощению процедуры таможенного оформления и контроля гуманитарной и технической помощи. Решены вопросы с ФТС России о возможности размещения поступающей гуманитарной и технической помощи на собственных складах получателя и ее хранение под таможенным контролем, также бесплатное таможенное сопровождение от мест доставки товаров до складов временного хранения получателя.

В зоне деятельности Алтайской таможни активно занимаются ВЭД ряд предприятий и организаций, в структуре экспорта которых преобладают черные и цветные металлы, кокс и полукокс.

Таможенное оформление вышеназванной продукции Алтайская таможня осуществляет с использованием процедуры неполного периодического декларирования (НПД), что является оправданным для участников ВЭД, так как уменьшается количество оформленных грузовых таможенных деклараций (ГТД), исключается простой железнодорожных вагонов во время оформления ГТД, сводятся до минимума случаи аннулирования ГТД.

Продолжается работа по совершенствованию процедур таможенного оформления и контроля товаров китайского происхождения. В рамках контроля за доставкой товаров, ввозимых из Китая в РФ транзитом по территории Казахстана, установлено взаимодействие с Представительством службы РФ при таможенной службе Республики Казахстан. В целях координации совместных действий согласована и утверждена Временная технологическая схема по данному вопросу.

Начиная с 1999 года при Алтайской таможне осуществляет свою деятельность Консультативный совет по работе с участниками ВЭД. Совет на практике становится центром связи с институтами гражданского общества и инициатором новых неординарных решений по созданию условий, максимально способствующих развитию отечественного производства, защищающих внутренний рынок от массового проникновения некачественной продукции. Нет сомнений, что дальнейшее сотрудничество Алтайской таможни и участников ВЭД региона поможет созданию оптимального климата для цивилизованного предпринимательства, рационализации структуры экспортно-импортных операций, привлечению иностранных инвестиций, установлению продуктивных экономических связей с партнерами из стран дальнего и ближнего зарубежья[105].


















Заключение


По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики,    проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено
снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на
ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

-  соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;

-  сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.