Сдерживание монополистической конкуренции: антитрестовская политика
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ УКРАИНЫ
ПРИДНЕПРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ
ИНТСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Факультет переподготовки
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
КОНТРОЛЬНАЯ РОБОТА
по дисциплине: «Микроэкономика»
Вариант №16
Група: 2-ОА-П-07
Выполнила: Семашкевич Е.А.
Зачетная книжка №3101
Проверила: ст.преп.Чекалова Н.Э.
__________________ ________________
Дата сдачи работы подпись студента
___________________ _______________
Дата проверки работы подпись преподавателя
Днепропетровск
2008
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра экономических дисциплин
Задание
На выполнение контрольной работы по дисциплине
микроэкономика
(вариант №16)
студента группы 2-ОА-П-07 Семашкевич Е.А.
Задание к теоретической части: сдерживание монополистической
власти: антитрестовская политика
Условие расчетной
части: задание №16
Старший преподаватель Чекалова Н.Э.
Введение........................................................................................................... 4
Раздел I. Теоретическая часть. Антимонопольное законодательство............ 5
1.1 Антимонопольное законодательство
в Украине.................................... 5
1.2 Антимонопольное законодательство
в зарубежных странах (США)..... 9
1.2.1 Антитрестовский закон Шермана...................................................... 10
1.2.2 Закон Клейтона................................................................................... 10
1.2.3 Закон Робинсона-Пэтмэна.................................................................. 11
Раздел 2. Расчетная часть.............................................................................. 13
ВЫВОДЫ....................................................................................................... 15
Список использованной литературы............................................................. 16
Микроэкономика
как раздел экономической науки охватывает широкий спектр вопросов и проблем
взаимодействия отдельных, хозяйствующих субъектов, а также изучает их поведение
на различных рынках. Микроэкономика рассматривает вопросы оптимизации объемов
производства и его издержек, потребления ресурсов и их распределения,
ценообразования, доходности и др. Также в курс микроэкономики входит изучение
рынка и рыночных структур.
Актуальность
антимонопольного законодательства на сегодняшний день является бесспорной,
поскольку о его нарушении часто ведутся дела, некоторые из которых приобретают
особый размах. Деятельность органов, призванных смотреть за соблюдением
антимонопольного законодательства показывает, что данные нарушения причиняют
вред обществу в больших размерах.
Необходимость
постоянного усовершенствования данного законодательства объясняется тем, что
фирмы-нарушители постоянно находят пути того, как осуществить свои
антиконкурентные действия.
Целью данной
работы является исследование существующего антимонопольного законодательства в
Украине и в иностранных государствах, путей сдерживания монополистической
власти.
Предметом данного
исследования является антимонопольное законодательство Украины и
антитрестовские законы за рубежом.
Объектом
исследования являются монополии как один из типов рыночной структуры.
Раздел I. Теоретическая
часть. Антимонопольное законодательство
Антимонопольное
законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами
опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство
может пониматься в широком и узком смысле слова. В первом случае оно направлено
против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной
властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих
общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного
законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в
том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.
1.1 Антимонопольное
законодательство в Украине
В настоящее время
антимонопольные законы действуют почти во всех развитых странах. В Украине
основным антимонопольным законом является Закон Украины "Об ограничении
монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской
деятельности" от 18 февраля 1992г. №2132-XII. Статья первая этого закона гласит:
"…Монопольным
признается положение субъекта хозяйствования, часть которого на рынке
определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины
может признаваться монопольным положение субъекта хозяйствования, часть
которого на рынке определенного товара менее 35%; монопольная цена – цена,
которая устанавливается субъектом хозяйствования, занимающего монопольное
положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции или нарушению прав
потребителя…" [1]
В соответствии с
законодательством Украины само по себе владение субъектом хозяйствования
монопольное положение не является противоправным. Таким считается лишь
злоупотребление доминирующим положением на рынке. Согласно статье 4 Закона
Украины "Про ограничение монополизма…" злоупотреблениями монопольным
положением считаются:
- навязывание
таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или
дополнительных соглашений, не являющихся предметом договора, в том числе и
навязывание товара, не нужного контрагенту;
- ограничение или
прекращение производства, а также изъятие из оборота товаров, которые привели
или могут привести к созданию или поддержке дефицита на рынке или установления
монопольных цен;
- частичный или
полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных
источников поставки или сбыта, которые привели или могут привести к созданию
или поддержке дефицита на рынке или установления монопольных цен;
- другие действия,
которые привели или могут привести к созданию преград доступа на рынок других
субъектов хозяйствования;
- установление
дискриминационных цен на свои товары, которые ограничивают права отдельных
потребителей;
- установление
монопольно низких цен на свои товары, которое привело или может привести к
ограничению конкуренции;
- установление
монопольно высоких цен на свои товары, которое привело или может привести к
нарушению прав потребителей. [1]
Государственной
контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов
предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной
конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с
его компетенцией.
Антимонопольный
комитет Украины образуется Верховным Советом Украины. В своей деятельности
Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен Верховному Совету
Украины.
В целях
предотвращения монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке
Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления осуществляют
предварительные действия по государственному контролю за реорганизацией
(слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций, концернов,
межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, превращения
органов управления в указанные объединения, а также за созданием,
реорганизацией т ликвидацией хозяйственных обществ.
Предприниматель
может приобретать контрольный пакет акций акционерного общества, занимающего
монопольное положение на рынке, при условии уведомления в месячный срок
Антимонопольного комитета Украины. Такие же правила применяются и а тех
случаях, если предприниматель доли (паи) в другом хозяйственном обществе,
которое занимает монопольное положение.
В случаях, если
предприниматели злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный
комитет Украины и его территориальные управления выдают распоряжение о
принудительном разделе монопольных образований. Принудительный раздел не
применяется в случаях:
- невозможности
организационного или территориального отделения предприятий, структурных
подразделений или структурных единиц;
- наличия тесной
технологической связи предприятий, структурных подразделений или структурных
единиц (если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции
предприятия составляет менее 30%).
Штрафы на
предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом за:
- уклонение от
выполнения или несвоевременное выполнение распоряжений Антимонопольного
комитета Украины о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, восстановлении
начального состояния или изменении соглашений, противоречащих настоящему
Закону;
-
непредставление, несвоевременное представление информации монопольному комитету
Украины и его территориальным монополия управлениям или представления заведомо недостоверных
данных.
Прибыль,
незаконно полученная субъектами предпринимательской деятельности в результате
нарушения данного Закона, взыскивается судом или арбитражным судом в
государственной бюджет.
Убытки,
причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной
конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке,
предусмотренном гражданским законодательством Украины.
Убытки,
причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной
конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке,
предусмотренном гражданским законодательством Украины.
Антимонопольная
политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или
ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что
монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное
задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить
деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность
злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого
столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного
вмешательства.[7]
Главная цель
этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции,
которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие
цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав
потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями:
1) предупреждение
создания монополий;
2) ограничение
использования монопольной власти.
По утверждению
зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законодательство Украины отвечает
мировым стандартам.[4] Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках
реализации единой программы социально-экономических преобразований. Не видя
ориентиров, украинское правительство, как показала жизнь, уже изначально
избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только
после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию
цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот
и получило известные результаты.
1.2 Антимонопольное
законодательство в зарубежных странах (США)
Во всех
промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое
регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации
капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий
монополистической практики. Разработка и принятие антимонопольного
законодательства — одно из самых важных средств такого государственного
регулирования экономики.
Исторически
сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает
формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за
монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об
антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного
законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими
объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим
положением на рынке.
1.2.1 Антитрестовский закон Шермана
Первый
антитрестовский статус был принят в США 2 июля 1890г. под названием
"Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных
ограничений и монополий" и известен как закон Шермана. Этот закон запрещал
любые формы контрактов (объединения, сговор и т.п.), направленные на
ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона
"недобросовестные приемы" устранения конкурентов, рассматривая их как
уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы,
возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы.
Главная особенность закона Шермана – нацеленность на борьбу с уже существующими
монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие
контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических
антимонопольных мер. [2]
1.2.2 Закон Клейтона
В 1914г. закон
Шермана был существенно расширен и дополнен - конгресс принял ещё два закона,
призванных дополнить собой антитрестовский закон Шермана: это были
антитрестовский закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии - и с
тех пор уже как закон Шермана-Клейтона он существует без существенных поправок.
В законе даётся определение недобросовестных методов конкуренции, подлежащих
запрету, включая запрет на монополистические объединения, предусматриваются
уголовно-правовые санкции против виновных лиц, определяется верховный орган,
которому поручается следить за применением и исполнением антитрестовского
законодательства.
Антитрестовский
закон Клейтона яснее определял, что именно является незаконным ограничением
торговли. Закон запрещал ценовую дискриминацию, дававшую одним покупателям
преимущества над другими, а также заключение договоров, согласно которым
производители продавали продукцию только тем дилерам, которые обязывались не
продавать продукцию конкурентов; также запрещались некоторые типы слияний и другие
действия, способные уменьшить конкуренцию. Закон о Федеральной торговой
комиссии предусматривал создание государственной комиссии, призванной
предотвращать нечестную деловую практику и борьбу с конкуренцией. [2]
1.2.3 Закон
Робинсона-Пэтмэна
В 1936г. в закон
Клейтона были внесены поправки в связи с принятием закона Робинсона-Пэтмэна.
Этот закон расширил рамки запрещаемой ценовой дискриминации, включив в неё не
только попытку устранения конкурентов, но и также нанесение им какого-либо
ущерба.
В современных
условиях обычно при судебной интерпретации закона в вопросах, касающихся
размеров рынка и власти над ним, исходят из того, что любое ограничение
является нарушением, особенно, если при этом
имелось намерение достичь монопольного положения на рынке. “Правило
мотивировки” при этом не применяется в случаях явного стремления ограничения
ценовой конкуренции.
Следует учитывать
историческое время принятия этого закона. Человечество находилось на пороге
Второй мировой войны и требовались усилия по концентрации экономики, произошли
важные изменения в роли государства во время “Нового курса” - ответа Франклина
Д. Рузвельта на Великую депрессию. В этот период 30-х годов США пережили
тяжелейший экономический кризис и самую массовую безработицу за всю историю
страны. Многие американцы решили, что необузданный капитализм потерпел
поражение. Они возлагали надежды на государство, которое должно было уменьшить
тяготы и разрушительную конкуренцию. Рузвельт и Конгресс приняли множество
новых законов, дававших государству право вмешиваться в экономику. Помимо
прочего, эти законы регулировали продажу акций, признавали право рабочих
создавать профсоюзы, устанавливали правила в области заработной платы и
продолжительности работы, обеспечивали выплату пособий по безработице и пенсий
по старости, предусматривали дотации для фермерских хозяйств, страхование
банковских вкладов и так далее.[8]
В дальнейшем
антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой
к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уиллера-Ли (1938г.) был
направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной
информации); закон Келлера-Кефаувера (1950г.) обращал внимание на
взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Совершенствование
антитрестовского законодательства продолжалось и позднее. Например, в первой
половине 80-х годов американское правительство приняло инструктивные документы,
которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса
Херфиндаля-Хиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался
слабоконцентрированным, если превышал 1800 – высококонцентрированным. Введение
подобных нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее
она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию
конгломератов.
Задание 16.
На рис. 2.1
изображены четыре кривые безразличия потребителя, который покупает товары Х и
У, а также базовая (UV) и новая (UW) бюджетные линии. Точки “а” и “b” – это две
точки потребительского равновесия при денежном доходе, который равняется 20 дол. Определите, являются
ли приведенные утверждения верными (В) или неверными (Н):
а)
Бюджетная
линия имеет наклон – 2 .
б)
Потребитель
сначала максимизирует общую полезность в точке а, так как любая другая
комбинация товаров X и Y не увеличит общей полезности.
в)
Цена
товара Х сначала составляла 2 дол.
г)
Цена
товара Y сначала составляла 4 дол.
д)
Потребитель
может передвинуться на более высокую кривую безразличия, так как его реальный
доход возрастает, когда бюджетная линия сдвигается с положения UV и новая UW.
е)
Увеличение
денежного дохода позволят ему передвинуться на новую бюджетную линию UW.
ж)
Приведенные
кривые безразличия показывают, что чем больше товара Х будет иметь потребитель,
тем меньше товара Y он отдаст за дополнительную единицу товара Х.
з)
Кривая
безразличия І1 имеет наклон – ½ в точке b.
и)
В точке а
mua/pa > mub/pb.
к)
При
бюджетном ограничении UW цена товара Х составит 2 дол.
л)
В точке а
mub = 2mua.
м)
В точке b
mua = 2mub.
н)
Наклон
бюджетной линии UV показывает начальную предельную норму замещения товаров Х и
Y.
о)
В точке b
цена товара Х равняется 8 дол.
п)
В точке а
цена товара Y равняется 8 дол.
р)
Эффект замещения
объясняет, почему потребитель передвинулся с точки а в точку b.
с)
Перемещение
бюджетной линии из положения UV в положение UW объясняется снижением цены
товара Х.
В разделе 1
данной контрольной работы было рассмотрено антимонопольное законодательство
Украины и антитрестовские законы США. Антимонопольное законодательство и
антимонопольную политику Украины можно охарактеризовать как необходимые
атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. На данном
этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть
чисто экономической — она все больше становится политической и общественной.
Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало все
отрицательные последствия монополии как таковой. В некоторых случаях
существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими
процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по
недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в
создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное
законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение
которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Следует
отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является
избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности
воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том,
чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить
возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Из
всего выше перечисленного можно сделать вывод, что антитрестовские законы США
оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства, в том
числе и в Украине.
В
расчетной части на основании задания был изучен мир потребительских
предпочтений, на основе расположения кривых безразличия и бюджетных линий.
1.
Закон України "Про обмеження монополізму та недопущення
недобросовісної конкуренції у підприємницькій діяльності" от 18.02.1992р.
№2132-XII.
2.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд.,
изм. – М.: Норма, 2005.
3.
Тигова Т.Н. Микроэкономика: Краткий курс лекций. – 3-е изд.,
стереотип. – К.: МАУП, 2003.
4.
Седов В.В. Экономическая теория: в 3ч. Ч.2. Микроэкономика: Учеб.
пособие/Челяб.гос.ун-т. – Челябинск, 2002.
5.
Булатов А.С. Экономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
Юристъ, 2001.
6.
Семенова Л.Н. Антимонопольное и конкурентное право. Курс лекций. –
К.:УФИМБ, 1999.
7.
Економічна теорія: Політекономія: Підручник/За ред.
В.Д.Базілевича. – 6-те вид., перероб. і доп. – К.: Знання-Прес, 2007.
8.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело ЛТД.,
1993.
|