3.БЮДЖЕТ ПРЯМЫХ ЗАТРАТ
Данные об объемах туристского производства, содержащиеся в бюджете
производства, вместе с данными о прямых материальных затратах составляют смету
прямых материальных затрат. Так как туристский продукт является
«скоропортящимся» товаром, его производство и предоставление должны быть
хорошо спланированы. В противном случае каждый невостребованный тур принесет
потери фирме в размере совокупной стоимости элементов туристского пакета.
4.БЮДЖЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
Представляет собой совокупность всех
общих расходов, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Сюда
относятся амортизационные отчисления, арендные платежи, налог на имущество и
т.д.
5.БЮДЖЕТ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ
Данный бюджет отражает ожидаемые расходы
по реализации, а также общие и административные расходы. Он включает в
себя все остальные расходы, которые не были включены ни в один другой бюджет,
например, такие как: расходы по страхованию, юридические расходы, расходы на
аудит, на оплату директоров, бумагу для печатающих устройств, почтовые
расходы и телефонные счета и т.д.
В содержательную часть бюджета текущих затрат
включены затраты, понесенные в процессе реализации туристской продукции и
организации туристского бизнеса
6.БЮДЖЕТ КАДРОВЫХ ЗАТРАТ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
При составлении этого вида бюджета
определяют требуемое количество персонала (кадровый ресурс), необходимого для
производства туристской продукции по объему, представленному в бюджете продаж.
Выбранный алгоритм расчета здесь зависит от многих факторов, в том числе и
от системы нормирования труда и оплаты работников.
В любом случае величина прямых затрат
труда должна быть тщательно скоординирована с имеющимися в наличии
кадровыми ресурсами для обеспечения достаточного использования труда в туристском производстве.
Эффективная организация производственного
процесса позволяет минимизировать простои и устранить
нехватку трудовых ресурсов, а также может способствовать
высвобождению персонала в случаях необходимости (что очень
характерно на сегодняшний день для туристской сферы,
особенно в периоды снижения туристской активности). Например, многие гостиницы
в период спада туристских потоков, вызванных сезонностью, высвобождают часть
персонала или же снижают заработную плату работникам. Именно
из-за учета фактора сезонности в сфере туризма необходимо
формировать бюджет продаж не только на год, но и дифференцированно
по месяцам, в целях более эффективного бюджетирования
7.БЮДЖЕТ СТОИМОСТИ ТУРИСТСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Данный бюджет составляется на основе сводных данных по натуральным и
стоимостным оценкам, взятым из бюджетов прямых затрат, затрат по оплате труда,
текущих и накладных расходов.Таким образом, операционный бюджет туристского
предприятия составляется на базе бюджета продаж, который является базой формирования
бюджетов, характеризующих затраты на:
•
туристское
производство и реализацию туристской продукции
(туристских услуг);
•
внедрение
нового технологического процесса (бюджет закупки
сырья и материалов для ресторанного бизнеса);
•
бюджет
текущих затрат, бюджет по труду и т.д.[4, С.167]
Финансовый бюджет туристского предприятия
Финансовый бюджет туристского предприятия - это план, в котором отражаются
объем и структура предполагаемых источников денежных средств и планируемые
направления их использования. Состоит финансовый бюджет из 4-х основных
бюджетов.
1. БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Данный бюджет отражает количество денежных средств, которые туристское
предприятие намеревается тратить на приобретение дополнительных основных
фондов в течение планового периода. Таким образом, капитальный бюджет включает
в себя приобретение активов, необходимых для выполнения оперативных планов.
Информация, содержащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения
денежных средств (включая вопросы выплаты процентов), на бюджетный отчет о
прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя величину
основных средств и других долгосрочных активов).Существенные капитальные
затраты могут возникнуть в результате выбытия, физического и морального износа
оборудования и других внеоборотных активов. Кроме того, увеличение
производственных мощностей в связи с ростом потребительского спроса на
продукцию туристского предприятия может потребовать дополнительного
финансирования (капитальных затрат).
Различные варианты финансирования, рассматриваемые в бюджете капитальных
затрат, должны приниматься в расчет при составлении элементов (бюджетов)
операционного бюджета. Например, ожидаемая величина амортизации нового
туристского оборудования, приобретенного туристским предприятием, например,
гостиницей или рестораном, в текущем году, должна учитываться при составлении
бюджета накладных расходов и текущих затрат. Кроме того, способ финансирования
капитальных затрат отразится на смете денежных расходов
2. БЮДЖЕТ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Данный бюджет сводит воедино планируемые оценки доходов и расходов на
бюджетный период. Необходимо рассчитать прогнозные значения таких показателей,
как:
•
объем
туристской реализации;
•
себестоимость
реализованной туристской продукции (турист
ских услуг);
•
себестоимость
коммерческих и управленческих расходов;
•
себестоимость
расходов финансового характера (проценты к
выплате по ссудам и займам);
•
величина
налогов к уплате и т.д.
Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных
бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по
среднему проценту. Таким образом, бюджет отчета о прибылях и убытках содержит
в сжатой форме прогноз всех операций туристского предприятия и тем самым
позволяет финансовому менеджеру проследить за влиянием индивидуальных бюджетов
на годовой бюджет прибылей.
3.БЮДЖЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Данный бюджет представляет собой план денежных поступлений и платежей,
рассчитанный на будущий временной период. При расчете бюджета движения денежных
средств принципиально важно определить время фактических поступлений и
платежей, а не время исполнения хозяйственных операций. Приход
классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям
использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода затем
сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно
поддерживаться. Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек,
либо недостаток денежных средств.
Бюджет движения денежных средств показывает ожидаемое конечное сальдо по
денежным средствам и финансовое положение туристского предприятия на каждый
анализируемый период. Таким образом, могут быть запланированы и учтены периоды
наибольшего и наименьшего наличия денежных средств, проанализированы эффективность
использования средств и перспективный уровень платежеспособности туристского
предприятия.
4. БЮДЖЕТНЫЙ
БАЛАНС (БЮДЖЕТНЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС) Этот бюджет - завершающий шаг в
процессе подготовки не только финансового, но и общего бюджетов. Он характеризует
изменения в финансовом и имущественном положении туристского предприятия при
условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и
финансовых операций.
Построение прогнозной отчетности в рамках бюджетирования текущей деятельности
или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансовой
службы (отдела или департамента) любого туристского предприятия. Эта отчетность
может использоваться в таких целях, как:
•
ориентир
для контроля текущей деятельности;
•
при
прогнозировании степени удовлетворительной структуры
баланса и т.д.[4, С.168-169]
Глава 2. Методологические основы бюджетирования
2.1 Основные принципы и сущность бюджетирования
Бюджетирование-это последовательность операций,необходимых для составления
бюджета в пределах отдельного туристского предприятия
Бюджетирование – это система согласованного управления
подразделениями предприятия в условиях динамично развивающегося,
диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения,
связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных.
Для полного осмысления бюджетирования необходимо перечислить
функции, которые оно выполняет:
1. Аналитическая функция
·
переосмысление
бизнес-идеи;
·
коррекция
стратегии;
·
постановка
дополнительных целей;
·
анализ
операционных альтернатив.
2. Функция финансового
планирования
·
вынуждает
планировать и тем самым обдумывать будущее
3. Функция финансового учета
·
вынуждает
учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает
принимать правильные решения в будущем
4. Функция финансового контроля
·
позволяет
сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;
·
выявляет
слабые и сильные стороны
5. Мотивационная функция
·
осмысленное
принятие плана;
·
ясность
постановки целей;
·
наказание
за срыв;
·
поощрение
за выполнение и перевыполнение.
6. Координационная функция
·
координация
функциональных блоков оперативного планирования.
7. Коммуникационная функция
·
согласование
планов подразделений компании;
·
нахождение
компромиссов;
·
закрепление
ответственности исполнителей.
Бюджетирование – это система согласованного управления
подразделениями предприятия в условиях динамично развивающегося,
диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения,
связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных[i].
На современном промышленном предприятии задача бюджетирования
состоит в повышении эффективности работы предприятия посредством:
-
целевой
ориентации и координации всех событий на предприятии;
-
выявления
рисков и снижения их уровня;
-
повышение
гибкости, приспособляемости к изменениям.
Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и
отрицательные стороны
Достоинства бюджетирования:
·
Оказывает
положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
·
Позволяет
координировать работу предприятия в целом;
·
Анализ
бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
·
Позволяет
учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
·
Позволяет
усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
·
Способствует
процессам коммуникаций;
·
Помогает
менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
·
Служит инструментом
сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Недостатки бюджетирования:
·
Различное
восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь
в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений,
не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают
достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
·
Сложность
и дороговизна системы бюджетирования;
·
Если
бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают
практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого
воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и
отслеживания ошибок;
·
Бюджеты
требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь,
сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что
приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а,
следовательно, снижает эффективность работы;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|