Меню
Поиск



рефераты скачать Бюджетное устройство

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством Российской Федерации о приватизации.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных главами 16 и 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных главами 16 и 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, которые невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, подлежат зачислению в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, местные бюджеты в порядке, определяемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

К собственным доходам бюджетов относятся:

ü    налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации;

ü    неналоговые доходы, указанные в абзацах втором - пятом пункта 4 статьи 41 настоящего Кодекса;

ü    иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

4         Расходы бюджетов


Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

ü    ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

ü    средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

ü    трансфертов населению, включающих в себя:

ü    ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

ü    ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ü    ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

ü    бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

ü    субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

ü    инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

ü    бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

ü    кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

ü    кредитов иностранным государствам;

ü    средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

ü    оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

ü    перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

ü    трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

ü    командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ü    оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

ü    оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок.

Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

 Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов.

Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:

ü    из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

ü    из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;

ü    из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

5         Бюджетный процесс


Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов, а также составлению и утверждению отчета об его исполнении.

Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря).

Впервые в дореволюционной России бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с первого января 1700 года, что в последствии было подтверждено постановлением СНК от двадцать третьего декабря 1919 года. И лишь с 1922 года по 1930 год бюджетный год в России приравнивался к сельскохозяйственному (с первого октября по тридцатое сентября).

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов…

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы.

Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.

Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

Участниками бюджетного процесса являются:

-         Президент страны;

-         органы законодательной (представительной) власти;

-         органы исполнительной власти;

-         органы денежно – кредитного регулирования;

-         органы государственного и муниципального финансового контроля;

-         государственные внебюджетные фонды;

-         главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

-         иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

-         бюджетные учреждения;

-         государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

-         кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

-         Президент Российской Федерации;

-         Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

-         Правительство Российской Федерации,

-         Министерство финансов Российской Федерации;

-         Федеральное казначейство;

-         органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

-         Банк России;

-         Счетная палата Российской Федерации;

-         государственные внебюджетные фонды;

-         главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

иные органы.

Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Полномочия главных распорядителей предусмотрены статьей 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.



6         Бюджетный федерализм


Как и любая система межбюджетных взаимоотношений, бюджетный федерализм должен обеспечи­вать территориальную справедливость, экономическую эффективность и политическую стабильность.

В рамках концепции бюджетного федерализма территориальная справедливость - это соответствие предоставляемых субъектами федерации услуг возло­женному на граждан налоговому бремени при соблю­дении на всей территории страны общенациональных социальных гарантий и стандартов; экономическая эффективность - рациональное использование ресур­сов национальной бюджетной системы органами вла­сти и управления всех уровней; политическая стабиль­ность - предотвращение возникновения конфликтов между центром и регионами по поводу распределения бюджетных ресурсов.

Как правило, эти цели не могут достигаться одно­временно. Стремление к территориальной справедли­вости обычно сдерживает рост экономической эффективности, а сохранение политической стабильности - препятствует им обоим. Однако концепция бюджетно­го федерализма позволяет найти между ними компро­мисс, который в наибольшей степени отвечал бы инте­ресам и ожиданиям общества в тот или иной период

Основными принципами бюджетного федера­лизма являются:

ü     равноправие субъектов федерации в их налого­вых и бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром;

ü     самостоятельность бюджетов разных уровней;

ü     законодательное разграничение бюджетной от­ветственности и расходных полномочий между орга­нами власти и управления разных уровней;

ü     соответствие финансовых ресурсов каждого уровня бюджетной системы закрепленным за ним функциям;

ü     основанные на объективных критериях меха­низмы предоставления регионам финансовой помо­щи и территориального перераспределения бюджет­ных ресурсов;

ü     наличие оговоренных в законодательстве тре­бований и процедур по поиску взаимоприемлемых ре­шений по налоговым и бюджетным вопросам.

Равноправие субъектов федерации имеет два ас­пекта, Во-первых, субъекты федерации - равноправная сторона взаимоотношений, в том числе бюджетных, с федерацией. В отличие от унитарных государств, в федерации нет административного соподчинения региональных властей центральным: и те и другие на­делены властными полномочиями непосредственно населением и потому в рамках своей компетенции са­мостоятельно выполняют возложенные на них функ­ции. Во-вторых, субъекты федерации равноправны по отношению друг к другу. Это предполагает использо­вание единых принципов и механизмов разграниче­ния предметов ведения и полномочий в налогово-бюджетной сфере. Недопустимы как предоставление на индивидуальной основе льгот и привилегий отдель­ным субъектам федерации, так и дискриминация тех или иных регионов. Это не значит, что из общего бюд­жетного режима не могут быть сделаны те или иные исключения, но все они должны базироваться на со­блюдении общих для всех регионов критериев, усло­вий и процедур.

Самостоятельность бюджетов субъектов федера­ции подразумевает

ü     закрепление собственных источников доходов;

ü     право самостоятельно определять направления и условия расходования бюджетных ассигнований;

ü     недопустимость изъятия дополнительных дохо­дов и неиспользованных средств при исполнении бюджета;

ü     право на компенсацию дополнительных расхо­дов, возникающих в результате решений, которые были приняты федеральными органами власти и уп­равления;

ü     право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных бюджетных доходов.

Принцип законодательного разграничения бюд­жетной ответственности предполагает четкое закреп­ление за каждым уровнем бюджетной системы финан­сирования тех или иных расходов. Такое разграниче­ние должно базироваться на общих принципах разде­ления предметов ведения и полномочий между раз­личными уровнями государственной власти и управ­ления. При этом в равной степени недопустимо как "сталкивание" необеспеченных соответствующими доходными источниками бюджетных расходов на нижестоящие уровни бюджетной системы, так и не­рациональное использование субъектами федерации ресурсов национальной бюджетной системы.

Принцип соответствия требует проведения "вер­тикального" выравнивания бюджетных доходов таким образом, чтобы сбалансировать доходы и расходы каждого уровня национальной бюджетной системы. Такое выравнивание осуществляется путем закрепле­ния за субъектами федерации доходных источников на основе общих для данной бюджетной системы принципов и методов.

Решающее значение при этом имеет способ раз­деления налоговых поступлений. В рамках бюджетно­го федерализма существуют 3 принципиальных под­хода к решению этой проблемы. Согласно первому из них федерация, субъекты федерации и органы мест­ного самоуправления имеют собственные (''непересе­кающиеся") налоги, которые полностью поступают в соответствующие бюджеты. Второй подход предпола­гает, что поступления от одних и тех же общегосудар­ственных налогов делятся в определенной пропорции между уровнями бюджетной системы. Наконец, третий подход предусматривает введение федеральными и региональными властями собственных ставок по од­ному и тому же налогу.

Заключение


Рассмотренный вопрос о бюджетном устройстве Российской Федерации показал, что бюджетная система Российской Федерации достаточно сложна, и взаимоотношения между бюджетами различных уровней четко регламентированы.

Основным законопроектом, регулирующим бюджетное устройство, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, в котором отражены основные положение по процедуре составления бюджетов всех уровней, структура доходов и расходов бюджетов, взаимоотношения между бюджетами.

Знание бюджетного устройства помогает понять механизм регулирования государством поступающих денежных потоков, приоритетов их распределения, социальную направленность.

Список литературы


1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации

2.     Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах

3.     Анализ взаимоотношений между уровнями бюджетной системы России//ЭКО, 1995, №1

4.     Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000

5.     Бюджетная система Российской Федерации/Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юрайт, 2000

6.     Лавров А.М. Межбюджетные отношения и финансовая стабилизация//ЭКО, 1995, №9

7.     Финансы. Денежное обращение. Кредит/Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.