3.2.
Сравнительный анализ изменений бюджетной классификации,
отраженных
в Бюджетном кодексе
Более
детально изменения бюджетной классификации, изложены в Таблице 2.
Бюджетная классификация в редакциях Бюджетного кодекса от 30 декабря 2006 г. и
26 апреля 2007 г.
Таблица №2
Старая редакция
|
Новая редакция
|
Примечание
|
Ведомственная структура расходов бюджета
|
устанавливает расходы
соответствующих бюджетов по главным распорядителям средств, разделам,
подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации
расходов бюджетов РФ, утверждается законами (решениями) о соответствующем
бюджете на очередной финансовый год (п.3 ст.25 БК РФ, статья 25 полностью
отменена).
|
распределяет бюджетные
ассигнования, предусмотренные законом (решением) о бюджете на соответствующий
финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам,
подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации
РФ (ст.6 БК РФ)
|
Из Бюджетного кодекса исключено
понятие функциональной классификации (см. также ст.19 БК РФ)
|
Статья 7.
Бюджетные полномочия Российской Федерации [11]
|
установление бюджетной
классификации РФ и общего порядка ее применения;
утверждение бюджетной классификации
РФ и порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету.
|
установление основ
бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения;
установление, детализация и
определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части,
относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам
РФ...
|
|
Статья 8.
Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
|
детализация объектов бюджетной
классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ
|
установление, детализация и
определение порядка применения бюджетной классификации РФ в
части, относящейся к бюджету субъекта РФ и бюджетам
территориальных государственных внебюджетных фондов
|
|
Статья 9.
Бюджетные полномочия муниципальных образований
|
детализация объектов бюджетной
классификации РФ в части, относящейся к соответствующему местному бюджету
|
установление, детализация и
определение порядка применения бюджетной классификации РФ в
части, относящейся к местному бюджету
|
|
Бюджет
субъекта Российской Федерации и бюджет
территориального государственного внебюджетного
фонда
|
В бюджетах субъектов РФ в
соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФв
связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ
полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам
совместного ведения, указанных в п.2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6
октября 1999 г. № 184-ФЗ ... и расходных обязательств субъектов РФ,
осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
|
В бюджетах субъектов РФ в
соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ,
возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти
субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и
полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи
263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ ... и расходных
обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального
бюджета.
|
|
Статья
15. Местный бюджет
|
-
|
В местных бюджетах в соответствии с
бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства,
направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований,
возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий
по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных
образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной
системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.
|
Зафиксировано новое понятие
«местный бюджет»
|
Статья
18. Бюджетная классификация Российской Федерации
|
|
Бюджетная классификация РФ является
группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
всех уровней бюджетной системы РФ, видов государственного
(муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов,
используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ
и обеспечивающей сопоставимость
показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
|
Бюджетная классификация РФ является
группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
бюджетной системы РФ,
используемой для составления
и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности,
обеспечивающей сопоставимость
показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
2. Определение принципов
назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение
кодов составным
частям бюджетной классификации РФ,
которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов
бюджетной системы РФ,
осуществляются Министерством финансов РФ.
|
Нормативное регулирование Минфина
России направлено только на составляющие бюджетной классификации, единые для
бюджетов бюджетной системы РФ
|
Статья
19. Состав бюджетной классификации Российской Федерации
|
Бюджетная классификация РФ
включает:
классификацию доходов бюджетов РФ;
функциональную классификацию
расходов бюджетов РФ;
экономическую классификацию
расходов бюджетов РФ;
классификацию источников
внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
классификацию источников внешнего
финансирования дефицита федерального
бюджета;
классификацию видов государственных
внутренних долгов Российской Федерации, субъектов РФ,
муниципальных образований;
классификацию видов
государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных
внешних активов Российской Федерации;
ведомственную классификацию
расходов федерального бюджета.
|
Бюджетная классификация РФ
включает:
классификацию доходов бюджетов;
-
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников
финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию операций
публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора
государственного управления).
|
|
Статья 20. Классификация
доходов бюджетов
|
Сопоставление невозможно в связи с
кардинальными изменениями
|
Статья
21. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
|
Статья
21. Классификация расходов бюджетов
|
Сопоставление невозможно в связи с
кардинальными изменениями
|
Статья
22. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации
|
-
|
Из Бюджетного кодекса исключено
понятие ЭКР
|
Статья
23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
|
Сопоставление невозможно в связи с
кардинальными изменениями
|
-
|
Статья
231. Классификация операций сектора государственного управления
|
Частично вступила в силу с 28
апреля 2007 г.
|
Статья
165. Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации
|
-
|
устанавливает единую
методологию бюджетной классификации РФ и бюджетной отчетности;
утверждает коды составных
частей бюджетной классификации РФ, являющиеся в соответствии с настоящим
Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы РФ
|
Изменения вступили в силу с 28
апреля 2007 г.
|
Статья
267. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством
|
Федеральное казначейство
осуществляет контроль за: соответствием содержания проводимой операции коду
бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном
документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств
федерального бюджета...
|
Без изменений
|
|
Статья
241.1. Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
|
|
-
|
Если полномочия Федерального
казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ,
бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов
муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, осуществляются
исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с
соглашением, заключенным согласно статье 215.1 настоящего Кодекса, то этот
орган обязан представлять указанному в соглашении органу Федерального
казначейства информацию о всех проведенных им кассовых операциях при
исполнении всех обслуживаемых им бюджетов, учтенных по кодам бюджетной
классификации РФ.
|
|
|
|
|
|
3.3. Основные новшества бюджетной классификации 2008 г.
Одной
из основных новаций, регламентированных Законом в целях решения указанных
задач, явился пересмотр и новая редакция статей Бюджетного кодекса,
устанавливающих основные принципы и структуру бюджетной классификации
Российской Федерации, с одновременным расширением в этой области полномочий
органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе в
плане ее детализации, и дальнейшей интеграцией бюджетной классификации и
бюджетного учета.
Закон обеспечивает приближение бюджетной классификации Российской Федерации к
требованиям международных стандартов. Одновременно создаются законодательные
основы для развития «управленческого» принципа ее построения и использования.
Данный принцип позволяет органам власти в рамках единых позиций бюджетной
классификации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и
специфике. В результате этих изменений создаются необходимые предпосылки для
расширения самостоятельности и повышения ответственности как органов власти
разных уровней, так и главных распорядителей бюджетных средств в сфере
бюджетного планирования и управления. При этом сохраняется единство бюджетной
системы и повышается прозрачность бюджетов.
В
этой связи Закон предусматривает новую редакцию главы 4 Бюджетного кодекса, в
которой уточнено определение и состав бюджетной классификации Российской
Федерации.
В
новой редакции главы 4 Бюджетного кодекса бюджетная классификация является
группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и
исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей
сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации
Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной
классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим кодексом
являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отнесены
к исключительной компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
В
состав бюджетной классификации, начиная с 1 января 2008 года, входят всего
четыре классификации:
–
классификация доходов бюджетов;
–
классификация расходов бюджетов;
–
классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
– классификация
операций публично-правовых образований (данное наименование соответствует
привычному: «классификация операций сектора государственного управления»).
Это
серьезное изменение и назревшее со временем. Ведь в соответствии с действующей
в 2007 г. редакцией Бюджетного кодекса бюджетная классификация Российской
Федерации, в том числе включает в себя:
– три
вида классификации расходов (функциональную, экономическую классификации
расходов бюджетов Российской Федерации, а также ведомственную классификацию
расходов, которая устанавливает расходы соответствующих бюджетов по разделам,
подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации в разрезе главных распорядителей средств
соответствующего бюджета и утверждается законами (решениями) о соответствующем
бюджете на очередной финансовый год);
– два
вида классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (источники
внутреннего и внешнего финансирования);
– два
вида классификации долгов – внутренних и внешних (первая из которых, по сути,
является простым перечнем).
Вместе
с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации – восемь классификаций,
что реально перегружает процесс применения бюджетной классификации Российской Федерации
при составлении и исполнении бюджетов.
Помимо
изменения состава бюджетной классификации необходимо акцентировать внимание на
том, что практика утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным
законом осталась в прошлом.
Действующий
в настоящее время порядок фактически требует ежегодного принятия двух в
значительной степени дублирующих друг друга федеральных законов. Это
федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и
федеральный закон о внесении изменений в бюджетную классификацию. Очевидно, что
данная процедура вносит элементы нестабильности в структуру бюджетной
классификации, предполагая ее неизбежные ежегодные изменения, что существенно
усложняет подготовку бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Теперь
согласно новой редакции Бюджетного кодекса базовые, единые для бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации позиции двух первых уровней каждого вида
бюджетной классификации устанавливает непосредственно Бюджетный кодекс, а
именно:
группа
– подгруппа (в классификациях доходов бюджетов и источников финансирования
дефицитов бюджетов);
раздел
– подраздел (классификации расходов бюджетов);
группа – статья (классификации операций публично-правовых
образований (или классификации операций сектора государственного управления)
Однако,
одновременно с этим, Министерству финансов Российской Федерации предоставлено
право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций
сектора государственного управления на более низких уровнях. Тем самым
гарантированно будет обеспечено единство бюджетного учета и отчетности в
сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной
системы Российской Федерации. Основанием для установления указанной нормы
послужило то, что в случае с доходами состав доходных источников бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации предопределен соответствующими законами,
а в случае с классификацией операций сектора государственного управления –
экономическим содержанием осуществляемых операций.
В
отличие от указанных классификаций, не имеющих существенной специфики с точки
зрения уровня бюджетной системы Российской Федерации, при определении целевых
статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, а также статей и видов
источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников
финансирования дефицитов, напротив, существенно расширена самостоятельность
каждого уровня власти.
Согласно
действующим нормам органы государственной власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления имеют право лишь на детализацию утвержденных
федеральным законом позиций этих видов бюджетной классификации, что не
позволяет в полной мере отразить специфику региональных и местных бюджетов.
Теперь же, с 2008 года, перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджета
утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о
бюджете либо в установленных новым Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной
росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов
бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими
исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Перечень статей и видов
источников финансирования дефицитов бюджетов также утверждается законом
(решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования
дефицита бюджета.
Таким
образом, уже на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появилась
возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям
каждого бюджета.
Такой
подход был определен еще Посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной
политике в 2005 году» и после внедрения будет способствовать обеспечению
большей свободы органов государственной власти и местного самоуправления в ходе
бюджетного процесса. При этом новый Бюджетный кодекс устанавливает четкие
требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые
должны отражать соответствующие расходные обязательства (публичные
обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции
органов власти и т. д.), обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность
бюджетных ассигнований.
В
настоящее время в составе бюджетной классификации отсутствует универсальная для
доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификация
операций по их экономическому содержанию, что не позволяет окончательно
объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета и перейти к
внедрению элементов метода начислений. Для устранения этих принципиальных недостатков
сложившейся системы бюджетного учета в рамках главы 4 Бюджетного кодекса
появилась новая статья 23.1. Классификация операций сектора государственного
управления (к этому сектору относятся органы государственной власти и органы
местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения).
Данная
классификация предусматривает группировку бюджетных операций по их
экономическому содержанию с возможностью ее применения в бюджетном учете, как
для кассового метода, так и для метода начислений. Метод начислений в свою
очередь позволяет сопоставлять себестоимость оказываемых единицами сектора
государственного управления услуг, повысить прозрачность финансовой
деятельности органов власти и бюджетных учреждений, собирать информацию о
финансовых последствиях принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере и о
состоянии активов и обязательств публично-правовых образований. Одновременно
существенно расширяются возможности по более детальному отражению расходных
обязательств, исполняемых теми или иными главными распорядителями бюджетных
средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ,
развитию управленческого учета и внутреннего контроля эффективности
использования бюджетных средств.
Заключение
Бюджетная
классификация - является группировкой доходов, расходов и источников
финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной
отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации.
За
относительно небольшой период бюджетная классификация подвергалась
многочисленным изменениям, связанным с этапам самого становления бюджетного
процесса и его реформированием.
Все
эти усовершенствования были направлены на приближение бюджетной классификации
Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений
в структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти в рамках
административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной
классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений
и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
Основная
идея всех последних бюджетных нововведений - переход к бюджетированию,
ориентированному на результат (БОР), т.е. переход от управления бюджетными
затратами к управлению бюджетными результатами.
Однако
можно с уверенностью сказать, что у участников бюджетного процесса еще будут
возникать вопросы по ее применению. Может быть и сейчас многие положения нового
Бюджетного кодекса в части бюджетной классификации нуждаются в более подробных
комментариях.
Список
используемой литературы
1.
«Бюджетный Кодекс Российской Федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 №
145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
(действующая редакция);
2.
Федеральный Закон «О бюджетной
классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ;
3.
Федеральный Закон «О внесении изменений в бюджетный Кодекс
Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведение в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации» № 63 ФЗ;
4.
Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»» № 176-ФЗ
от 22 декабря 2005 г.;
5.
Приказ Минфина России № 74н от 24 августа 2007 г.;
6.
Приказ Минфина России № 161н от 29 декабря 2007 г.;
7.
Приказ Минфина России № 20н от 7 февраля 2008 г.;
8.
Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации «О
бюджетной политике в 2008 - 2010 годах»;
9.
Бюджетное послание Федеральному
Собранию «О бюджетной политике в 2007 году»;
10.
Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по
повышению результативности бюджетных расходов» № 249 от 22 мая 2004 г.;
11.
Методические указания по выполнению курсовой работы по предмету
«Бюджет и бюджетная система» АБиК МФ РФ г. Москва 2003 г;
12.
Нешитой А.С., учебник «Бюджетная система Российской Федерации»,
4-е издание, исп.
и доп. 2006 г.;
13.
Дикова Н.Ю. статья «Применение бюджетной классификации Российской
Федерации в 2008 году» журнал «Главбух», «Учет в бюджетных учреждениях» № 4, 2008 г.;
14.
Дикова Н.Ю. статья «Расходы и Доходы» рубрика «КБК» журнал
«Главбух», «Учет в бюджетных учреждениях» № 3,
2008 г.;
15.
Дульман П., Сидибе П. статья «Бюджет готов для подписи»
"Российская газета" - Федеральный выпуск № 4244 от 9 декабря
2006 г.;
16.
Лейман Н.И. статья «Новые принципы бюджетной классификации» журнал
«Финансовый справочник бюджетных организаций» № 3, 2008 г.;
17.
Маклеева Г. статья «Инструкция по бюджетному
учету», "Российская газета" - Федеральный выпуск № 3602 от
13 октября 2004 г.;
18.
Новиков Д.В. статья «Бюджетная классификация в 2008 году:
изменения» журнал «Бюджетный учет» № 4, 2008г.;
19.
#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Экономический словарь
#"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N
145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)
[3] "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от
31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от
06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)
[4] Федеральный Закон «О внесении изменений в
бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса
и приведение в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации»
№63 ФЗ
[5] Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
[6] "Российская газета" - Федеральный
выпуск №4244 от 9 декабря 2006 г. Павел Дульман, Пьер Сидибе статья
«Бюджет готов для подписи»
[7] "Бюджетный Кодекс Российской Федерации"
(БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция)
[8] Федеральный Закон
«О бюджетной классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ
[9] журнал «Бюджетный учет», №4 2008г., Новиков
Д.В., статья «Бюджетная классификация в 2008 году: изменения»
[10] Бюджетное
послание Федеральному Собранию
"О бюджетной политике в 2007 году"
[11] журнал «Финансовый справочник бюджетных
организаций», статья Лейман Н.И. «Новые принципы бюджетной классификации»
Страницы: 1, 2, 3
|