Святые на Руси
План:
I.
Вступление.
О святости
1. причисление к лику святых
2. добродетели и грехи
II.
Святые на
Руси
1.
Некоторые
святые русского народа:
a)
Илья
пророк
b)
св.
Георгий (Георгий Победоносец)
c)
Николай
Чудотворец
d)
Борис и
Глеб
III.
Заключение.
«Если мир можно
спасти, то он будет спасен духовностью. Политики, банкиры, солдаты, бизнесмены,
даже писатели и художники не являются самыми значительными людьми. Нам нужны
святые. Наиболее значительные личности – не те, кто понимает мир, а те, кто
может дать миру что-то извне, кто может служить проводником Божьей милости...
Бог не принуждает человечество к выживанию, но по крайней мере в каждом
поколении появляется достаточно святых, чтобы показать нам такую возможность.
Святые ведут общество за собой, и духовный мир отделенного будущего будет не
только лучшим, но и гораздо более безопасным местом».
Лорд Рис – Могг
«Независимый».
Святые – мифические или
исторические лица, которым в различных религиях (христианстве, исламе)
приписываются благочестие, праведность, богоугодность, посредничество между
богом и людьми.
Почитание святых узаконили поместные соборы 4 века – Гангрский и
Лаодикейский. Вероучение о почитании святых развивали церковные писатели 4 века
(Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и другие). Церковь вела
борьбу с противниками культа святых – павликианами, богомилами, альбигайцами,
гуситами и др. Седьмой Вселенский собор (787 г.) объявил анафиму всем
отказывающимся от почитании святых. Церковь установила для каждого святого день
его памяти. Первоначально отдельные христианские общины имели своих святых,
затем причисление к святым, введение культа нового святого централизовались
путем канонизации (включение того или иного лица в чило святых). В России
канонизация была введена в 16 веке и поставлена под контроль царя, а со времени
Петра I совершалась согласно императорским указам по представлению синода.
В число святых включались «мученики», «подвижники», «пострадавшие за
веру», а также многие папы (Григорий I, Лев III и др.), князья (например,
Владимир Святославич, Александр Невский, Борис и Глеб), государи (Карл Великий,
фр. король Людовик IX и др.).
·
Церковь
создала жизнеописания святых – жития святых. Жития святых – биографии духовных
и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Жития святых начали
складываться в Римской империи как сказания о христианских мучениках
(мартирологи). Затем (с 4 века) создаются 3 основных типа сборников Жития
святых: календарные сборники за год –
·
«минеи»
(пространные жития для церковных богослужений);
·
«синаксари»
с краткими Жития святых, расположенными в календарном порядке;
·
«патерики»
(Жития святых, избранные составителями сборников).
Византиец Симеон Метафраст (106) перерабатывает жития, сообщая им
нравоучительный панегирический характер. Его собрание Жития святых становится
образцом для агиографов (святых) Востока и Запада, которые, создавая образы
идеальных «святых», все далее отходят от реальных обстоятельств их жизни и
пишут условные биографии. Жития святых вобрали ряд повествовательных сюжетов и
поэтических образов, нередко дохристианских (мифы о змесборчестве и др.), а
также средне - вековых притч, новелл, анекдотов.
В Древнюю Русь жития святых перешли с началом письменности – через южных
славян, а также в переводах с греч. языка. Начинают составляться оригинальные
жития первых русских святых – Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (11 век). В
16 веке митрополит Макарий расширяет «сонм» русских святых и руководит
составлением их житий, которые объединяются в «Великих Четьих - Минеях» (12
т.т.).
Предметом культа в христианской религии являются изображения Святых
(иконы). Икона (изображение, образ) в христианской религии (православии и
католицизме) в широком смысле – изображение Иисуса Христа, богоматери и святых,
которому церковь приписывает священный характер; в узком значении –
произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В православии
преобладают живописные изображения на дереве. Святость икон символизирует нимб
(сияние в виде кружка вокруг головы).
Истории о героических деяниях, добродетельной жизни и мужественной смерти
ценились верующими и распространялись среди них. В сущности, этот процесс
начался уже во времена Нового Завета (к Евреям, 11, 12). Отсюда возникло
желание почтить этих мужчин и женщин. В этом желании обнаруживаются ростки
канонизации – процедуры, с помощью которой определенные люди официально
причисляются к лику святых.
Христианство знает немало добродетельных жизней и героических смертей;
современные христиане черпают веру и вдохновение из историй о таких людях.
Поэтому в христианском календаре есть дни, посвященные отдельным святым,
канонизированным церковью. Особая честь оказывается ученикам Христа, но
существует много других.
Люди причисляются к лику святых благодаря своей святости. Святость
подразумевает отказ от греха, победу над искушениями и пестование христианских
добродетелей.
Со временем в христианстве сложилось представление о 7 смертных грехах:
тщеславие, зависти, гневе, унынии, скупости, чревоугодии и расточительности.
Библия не ограничивает количество грехов этим числом, но определенно говорит об
их «смертности». « Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная
во Иисусе Христе, Господе нашем » (к Римлянам, 6:23). Грех – серьезное дело. Он
коренится во враждебности или равнодушии к Богу, к Его истинам и нормам,
установленным для нас. Согласно Иисусу, грех может поработить нас до такой степени,
что мы не сможет освободиться он него (Иоанн, 8:34). Но благодаря искупительной
жертве И. Христа мы можем получить прощение, а Святой Дух освящает нас – дает
силы для борьбы и преодоления.
«Спасение» означает свободу стать человеком в полной мере. И. Христос
указывает на мир, нуждающийся в нашей помощи, он призывает к любви и служению
Его именем и силой.
Христианское послушничество позволяет открыться Святому Духу, чтобы
человек мог расти в вере, надежде и любви. Эти три добродетели превыше
всего являются отличительными чертами святости.
Вера.
В определенном смысле
вера имеет всеобщий характер. Христиан называет «верующими» не потому, что они
одни живут верой, но потому что они живут верой в Иисуса Христа. Вера не
подменяет рассудок; на самом деле, она имеет в рассудке прочую основу.
Надежда.
¾ христианская надежда
означает уверенность в будущем
¾
христианская
надежа радостна. О святых часто думают, как о недоступных, величественных
фигурах, чей вид должен напоминать нам о смерти и страданиях. Но в общем и
целом Новый Завет дышит радостью, а люди, живущие близко к Богу, радостны и
безмятежны.
Любовь.
Любовь («агапэ») – бескорыстная, жертвенная любовь Иисуса Христа
выказывая глубокое сострадание к нуждающимся и особенно к тем, кто был
отвергнут обществом. Своей смертью на кресте он доказал, что любовь может быть
героической.
Любовь есть высший признак и главное условие святости, идет ли речь о
формально канонизированном святом или о человеке, живущем в безвестности. Это
самое важное качество. Апостол Павел заканчивает свой великий гимн любви
следующими словами: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но
любовь из них больше». (к Коринфянам, 13:13)
Согласно христианскому вероучению, святые – люди высокой праведности,
прославившие себя служением Богу. Этой праведностью они «стяжали благодать»:
очистилось, преобразилось в них затемненное грехом, но изначально созданное по
образу и подобию Божию человеческое естество, обрели они жизнь вечную.
Считалось, что в святых уже воплотился замысел Иисуса Христа о человеке: ради
искупления человеческих грехов он принес себя в жертву: «Бог стал человеком,
чтобы человек стал Богом».
О таких людях, о святых, повествует уже Ветхий Завет. Вслед за рассказом
о сотворении мира и грехопадении Адами и Евы в нем говорится о начавшемся
восстановлении связи человека и Бога, о людях, своей праведностью послуживших
этому восстановлению. Эти люди почитались в христианстве святыми.
Новый Завет, рассказавший о воплощении Бога ради людей, о принесении им
спасительного вероучения, говорит и о многих людях, воистину приблизившихся к
Богу. По мере распространения христианства в мире множество людей прославились
своей праведностью, считались обретшими благодать, были причислены к лику
святых.
Святыми на Руси почитались погибшие за веру мученики во время гонений на
христиан; иерархи церкви, утверждавшие ее вероучение; монахи, отрекшиеся от
мирских соблазнов ради служения Богу. Вместе со святыми, унаследованными
Древней Русью с принятием христианства, были у нее и свои праведники. В своей
обретенной высоте святые – это связующие между Богом и людьми, их заступники и
ходатаи перед ним.
Люди стремились приблизиться к святым, постичь их, донести до них свою
молитву. С этой целью тщательно береглась память о святых: осмысливалось все
сказанное о них в Ветхом и Новом Завете, в древних, заполняющих это сказанное,
повестях и апокрифах. О тех из них, кто прославился праведностью уже после
распространения христианства, тщательно собирались сведения (иногда это
начинали делать еще при жизни праведника), и, когда прославившийся человек
после смерти канонизировался, он причислялся к лику святых, на основе этих
сведений составлялось житие, помогавшее понять, в чем состояла его праведность.
И, помогая этому пониманию, святые обязательно поминались, проставлялись на
церковных службах.
Этой же цели постижения, приближения к святому, на которого уповал, к
которому обращался с молитвой человек, должен был служить и служили его образы
– иконы. Стремясь к этой цели, к выражению правды об изображенном, тщательно в
течение веков сохранялись черты его внешности, почерпнутые когда-то из
прижизненных изображений, или из древних словесных описаний, - живую,
конкретную человеческую личность воплощала икона святого. Иконы Святого делали
зримым, сохраняли в человеческой памяти то о святом, что сообщало о нем слово:
текст Библии, текст Евангелия, жития, написанные в честь святого песнопения,
службы.
Святых, почитаемых на Руси, было великое множество. Но среди этого
множества были особо любимые и чтимые народом – в их числе те, о ком рассказал
Ветхий и Новый Завет, и те, кто прославился после распространения христианства,
и те, кто «просиял в русской земле». Рассмотрим некоторых из тех святых, на
заступничество которых особенно крепко уповал народ: Илью Пророка, св. Георгия,
Николая Чудотворца, Бориса и Глеба.
Принимая христианство, Древняя Русь взяла у Византии и церковный
календарь, где один день в году (или несколько) посвящался каждому из Святых.
Календарь («святцы») стал той основой, которая связывала в одно целое имена
православных святых, опыт крестьянина – землепашца, ремесленника – всех слоев
населения с исконно русскими обрядами и праздниками. Византийские святые в
славянском сознании неузнаваемо преобразились. Так, например, Святой Афанасий
Великий был архиепископом Александрии, неистово и яростно защищал христианскую
церковь от еретиков. В русских «святцах» он стал Афанасием Ломоносовым, так как
18 января, в день почитания святого, стояли самые трескучие морозы, от которых
слезала кожа с носа. Суровый пророк Илья (пророк – тот, кому дан дар
прорицания, озаренный Богом провозвестник будущего. Бог забрал праведного Илию
живым на небо. В этот день перед Илией и его учеником, пророком Елисеем,
расступаются воды Иордана, является огненная колесница, которая уносит Илию, и
он исчезает в небе) превратился в хлебного бога – «Илья пророк - хлебный
бог», поговаривали крестьяне и называли его именем деревянные деревенские
церкви. Византийские святые со временем так обрусели, что едва узнавалось их
греческое происхождение.
Святой Георгий, Георгий Победоносец – один из почитаемых, любимейших
святых Древней Руси.
Св. Георгий принадлежит к святым мученикам – к тому типу святости, как
принято говорить, который сложился в первые века существования христианства.
Дело в том, что при самом возникновении христианства римские власти отнеслись к
нему с презрительным равнодушием. Но затем все изменилось. Еще при жизни
апостолов на христиан обрушились гонения, которые отличались страшной
жестокостью, особенно при императорах Нероне (37-68 гг) и Диоклетиане (243-318
гг). Христиан распинали на крестах, подвергали изощренным пыткам, бросали в
цирках на растерзание диким зверям. И необычайна, бессмертна была твердость, с
которой выносили эти муки гонимые, - твердость, которая коренилась в самой религии,
которую они исповедовали, за которую умирали. Ведь религия эта дала им веру в
то, что бытие человека не кончается с его земной жизнью, что, искупив
страданием грехи в этой жизни, человек обретает право на Царствие Небесное.
Страдание понималось как путь к этому царству. Оно уподобляло, приближало
человека к Иисусу Христу, добровольно пострадавшему за людей. Погибшие в
гонениях мученики глубоко почитались христианами как «стяжавшие в вере
благодать», которая укрепила их человеческое естество, позволила им претерпеть
нестерпимое. Церковь канонизировала их как Святых.
Претерпел муки и смерть за веру и св. Георгий, реально
живший в III веке н.э. Первое житие св.
Георгия появилось в V веке, затем оно
перерабатывалось еще не раз. На Руси главным образом использовался вариант
жития, сложившийся в XI веке.
Это житие рассказывает, что св. Георгий был христианином, хотя и
происходит из знатного рода. Когда при Диоклетиане вспыхнули гонения, Георгий
отказался от богатства и звания и отправился к императору отстаивать свою веру.
Силой своей веры св. Георгий обращает в христианство императрицу Александру, но
император Диоклетиан заключает его в темницу. Георгия подвергают чудовищным
пыткам, каждой из которых достаточно, чтобы сломить волю человека или просто
убить его: его убивают, «секут на воздусях» (подвешенное тело при таком сечении
не имеет опоры), заливают ему в горло расплавленное олово, сажают на
раскаленного металлического быка, пытают колесованием (привязанного к колесу
прокручивают, прижимая к заостренным пикам). Георгия кололи копьями, но копья
гнулись; травили, но он остался живой, рвали его тело на куски, дробили кости и
бросали в колодец, однако он оставался невредим, наконец, его распилили и
сварили в котле, но он воскрес. Все это выдерживает Георгий, черпая силу в
вере, в обретенной им Божьей благодати. Тогда по приказу императора его вновь
убивают (отрубают голову).
В самом житии, в рассказе о чудесно перенесенных пытках ясно звучит мотив
победы Георгия, ставшего угодным Богу святым.
Ореол страшных мучений сделал его одним из самых популярных святых: его
имя носили города, бесчисленные церкви и монастыри; образ св. Георгия печатали
на монетах, изображали на гербах. Церковное житие святого мученика Георгия так
расцветила народная фантазия, что оно стало похоже на сказку.
В стране Ливийской, говорится в житии, жил царь идолопоклонник. Бог за
грехи наслал на город страшного змея, который стал уничтожать жителей страны
Ливийской. Чтобы умилостивить чудовище, ему отдавали на съедение юношей и
девушек. Очередь дошла и до царской дочери, делать было нечего, и она пошла на
озеро, где обитал змей. В это время мимо озера проезжал Георгий, он
остановился, чтобы напоить коня. «Беги, - господин, - предупредила его царевна,
- дракон уже близко». Но Георгий и не думал бежать. О битве Георгия, или
Егория, как его называли на Руси, рассказывали калики перехожие – бродячие
певцы – исполнители духовных песен.
Наезжал Ягорий на
люта змея,
На люта змея,
люта, огненна.
Как из рота
огонь, из ушей полымя,
Из глаз в неи
скоры сыпят огняные.
Вот хотит Ягорья потребати
Георгий, почувствовав,
что змей сильнее его, как сказано в житии, начал молиться: «Господи, дай мне
силу твою, чтобы я мог отрубить дракону голову, дабы все узнали, что ты со
мною, и славили бы имя твое во веки веков». В фольклорной интерпретации молитва
Георгия звучала по-сказочному.
Ягорий свет проглаголывал:
Во, люта змея, люта, огненна!
Хоть съешь меня, да не сыта будешь,
Не ровен кусок, змей, подавишься.
После таких яростных
слов змей смирился, повиновавшись святому Георгию.
Фольклорный образ воина-героя стал одним из самых любимых в Древней Руси.
Его почитали великие князья и простые воины, крестьяне и ремесленники.
Иконописцам заказывали житийные большие иконы, но чаще всего – «Чудо святого
Георгия». Эта тема в Иконописи представляла момент победы святого над
чудовищным змеем: юноша на вздыбленном белоснежном коне золотым копьем пронзает
чудовище.
Есть и другой, развернутый иконографический вариант «Чуда»: юного воина
на коне и царевну, за которой послушно идет смиренный змей, встречают на
городских стенах царь, царица, жители спасенной Георгием страны Ливийской.
Народные стихи рассказывали об этом совсем по-сказочному:
А ведет змею она на поясе,
Как коровушку будто доенную.
Этот же мотив довольно
часто встречается в иконописи: юная царевна ведет змея на привязи – поясе.
У святого Георгия, в народном календаре он же Юрий, Егорий, было много
забот:
Юрий, вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу,
На теплое лето,
На буйное жито,
Людям на здоровье...
Народ почитал в святом
Георгии и славного воина, защитника русской земли, и хозяина русской природы.
Иконы святого Георгия всегда выглядят необычайно празднично, ярко, красочно.
Неузнаваемо изменились на Русской земле и многие другие византийские
святые. Святитель Николай вошел в историю церкви как один из самых
строгих защитников догматики, безжалостный гонитель ереси; таким и представляли
его византийский живописцы – неумолимым суровым аскетом. На русской земле он
стал Николай, помощником во всех добрых начинаниях, великим работником.
Святой Николай, Мирликийский
Чудотворец
– святой Никола – чтимый святой русской церкви, один из
любимейших святых русской церкви.
Святой Николай
принадлежит к святым святителям, т.е. к святым, которые при жизни были
святителями – епископами, митрополитами, занимавшими высшие должности в
иерархии православной Церкви, и обрели святость в служении ей. Этот тип
святости сложился тогда, когда христианская религия получала все более широкое
распространение и прославлялись ее церковные иерархи, когда из гонимого учения
христианство становилось главенствующей религией в Римской империи и широко
распространилось за ее пределы.
Именно на это время
приходится жизнь святого Николая. Уроженец Малой Азии, он был свидетелем и
гонений на христиан, и того ведущего положения, которое заняла христианская
церковь при императоре Константине Великом. Он был епископом в городе Миры
Ликийские (отсюда и его имя), чудотворцем, т.е. творившим чудеса, угодником
Божиим, как говорили о нем на Руси. Существует множество житий
Николая-Чудотворца. На Руси были известны и житие, написанное греч. писателем
Симеоном Метафрастом, и жития, созданные, дополненные в славянских землях и в
самой Руси. На их основе и на основе праздничных песнопений, посвященных
Николаю, сложилось и прочно вошло в народное сознание, сроднилось с ним
представление о Николае-Чудотворце.
Жизнь его выступает лишь
как служение Богу и Церкви. Святой Николай творил добро, свершал ради людей с
помощью обретенной Божьей благодати чудеса. В рассказах о свершенных св.
Николаем добрых поступках твердо звучит мысль, очень важная для христианства:
добро должно совершаться не в ожидании награды, не для удовлетворения
самолюбия, а из подлинной любви к ближнему; лучше всего творить его безымянно,
оставаясь неузнанным.
Жития повествуют, что
уже при жизни облик св. Николая говорил о его святости, указывал на
свершившееся в нем преображение. «Дошедшее до нас древнее предание, - пишет
автор греч. жития, - представляет Николая старцем с ангельским ликом,
исполненным святости и благодати Божией. От него исходило некое пресветлое
сияние, и лик его сверкал более Моисеева» (по Библии, лик Моисея просиял после
того, как он получил от Бога скрижали Завета).
Святость мирликийского
епископа, согласно житиям, подтверждает и его смерть. Когда пришло ему время
умирать, он распевал отходные песнопения и радостно ждал отшествия в мир иной.
Когда тело его было принесено в городской храм, оно стало источать миро; и
после его смерти на могиле происходили исцеления.
Известные на Руси жития
упоминают и событие, свершившееся через несколько столетий после смерти
святого. Малая Азия, в том числе и город Миры, где был погребен св. Николай, в VIII веке были
завоеваны арабами-мусульманами. И в 1087 году итальянским купцом удалось
перевести останки святого – его мощи – в христианскую землю, в Италию, где они
были погребены в соборе города Бари и где им до сих пор воздается должное
почитание.
В память св. Николая
было установлено два праздника: 6(19) декабря в честь его представления –
кончины (этот праздник по-русски обычно называют «Никола зимний») и 9(22) мая в
честь перенесения его мощей в «Бар-град» (праздник по-русски называется «Никола
вешний»). В песнопениях этих праздников в форме ясные и точные отлилось то, что
рассказали жития о святом. «Правилом веры и образ кротости» именуют песнопения
св. Николая, называют его «скорым в помощах» угодником Божиим.
Под стать св. Николая
были апостолы Петр и Павел и даже сама Богородица.
Святой Петро за плугом
ходить,
Святой Павло волы
гонить,
Пресвятая Дева исти
носить,
Исти носить, Бога
просить,
Уроди, Боже, жито,
пшеницю,
Усякую пашницю.
Византийская мученица в
народном сознании стала богиней-пряхой Параскевой Пятницей, покровительницей
торговли, базаров; она устроительницы свадеб, благодетельница женщин.
Братья-близнецы Флор и
Лавр славились как святые коневоды, не случайно на иконах с их изображением
представляли и архангела Михаила, держащего на поводу двух статных коней, это
он научил Флора и Лавра коневодству.
Святыми воинами и
великими тружениками остались в памяти народной Борис и Глеб. Братья Борис и
Глеб реальные исторические лица, герои рассказа «Об убиении Борисове», вошедшем
в русскую летопись под 1015 годом. Борис и Глеб были сыновьями великого
киевского князя Владимира, за ласковость и ясность ума прозванного в былинах
«Красным солнышком». Старший сын князя Борис княжил в Ростове, младшему – Глебу
достался Муром. После смерти Владимира Святославича (980-1015) дружина хотела
посадить на киевский престол Бориса. Святополк, сводный брат Бориса, убил и Бориса,
и Глеба, надеясь силой взять отцовский престол. Народная память заклеймила имя
его прозвищем Окаянный. После погребения убитых братьев пошла молва, что у
гробов их творились чудеса: «хромым ходити, слепым прозрение». «Целебные дары»,
как верили в народе, давали они не только отдельным людям, но «Всей Рустеи
земли».
Князь Ярослав добился от
византийских патриархов канонизации братьев; Борис и Глеб стали первыми
русскими национальными святыми, и не только русскими: их культ признали в
Византии, чешском Сазавском монастыре. «Сказание о Борисе и Глебе» в XIII веке перевели
на армянский язык.
Борису, когда его убил
Святополк Окаянный, было 26 лет, Глебу и того меньше. Борис «ростом высок,
станом тонок, лицом красив, взглядом добр, борода и усы малы, ибо молод еще», -
написано в толковании иконописного подлинника. Соответственно толкованию и
изображали Бориса иконописцы. Глеба, памятуя о его нежном возрасте, писали
безбородым; одевали братьев в шитые золотом княжеские одеяния, украшенные
золотыми фибулами – застежками с драгоценными камнями, лалами и яхонтами. В
руках у братьев меч и крест – символы их княжеской власти и мученической
смерти.
Таким образом, в мире
множество людей, по мере распространения христианства, были причислены к лику
святых, так как прославились своей праведностью и считались обретшими
благодать. Со временем на Руси сложился пантеон национальных святых:
святителей, мучеников, преподобных, праведных. Среди них воины-князья, бояре,
церковные и светские политические деятели, положившие жизнь за Родину и
духовное единство народа: Александр Невский, митрополиты Алексей и Петр, Сергий
Радонежский и многие другие. Почитали среди святых и выходцев из народных низов
– «юродивых», таких, например, как Василий Блаженный, Прокопий Устюжский; под личиной
видимого безумия они говорили правду сильным мира сего, и, как верили
сограждане, спасали силой молитвы от бед и несчастий.
О «чудесах» святых
рассказывали жития; житийная литература (агиография) – часть великой литературы
Древней Руси. На ее основе сложилась иконографическая традиция. Иконы, как
правило, писали много лет спустя после смерти героя жития по «образу и подобию»
уже известного святого. Иконописец не ставил задач конкретного сходства,
памятуя о том, что все люди, и тем более святые, как сказано в Библии, созданы
«по образу и подобию» Божьему. Клейма житийных икон представляли подвиги из
жития, то есть конкретные исторические события в осознании средневекового
человека.
Житийные иконы русских
святых – воплощение в зримых образах живописными средствами русской истории,
духовных идеалов русского народа.
Список
использованной литературы:
1.
Лихачев
Д.С. Человек в литературе древней Руси.- М., 1970.
2.
Ранович
А. Как создавались жития святых.- М., 1961.
3.
Янг
Д. Христианство.- М., 1999, с.189-208.
4.
Такташова
Л.Е. Русская икона.- Владимир, 1993.
5.
Барская
Н.Ан Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М., 1993.
6.
Успенский
Л.А. Богословие иконы православной церкви.- М., 1989.
7.
Сергеев
В.Н. Андрей Рублев.- М., 1981.
8.
Алпатов
М.В. Древнерусская живопись.- М., 1978.
|