ü
выбор и реализация антикризисных процедур.
1.3 Профилактика возникновения кризисных ситуаций при
установлении связей с общественностью.
Во внешней и внутренней среде любой компании всегда имеются
определенные группы общественности (конкуренты, местные органы власти,
собственный персонал и т.п.),экономические и политические интересы которых не
совпадают с интересами развития фирмы.
Установление и поддержание взаимосвязей с такими категориями
общественности должно предусматривать обеспечение безопасных условий
функционирования компании. Для решения этой задачи на предприятиях и в
организациях с долгосрочными целями развития целесообразно создать в рамках
своей внутренней системы управления собственные службы безопасности, тесно
взаимодействующие с внутрифирменными службами по связям с общественностью.
Главными целями этих подразделений должны быть:
ü
определение важных направлений негативного
изменения факторов внешней и внутренней среды функционирования;
ü
профилактика возникновения угроз безопасности
фирмы;
ü
выявление реальных действий конкурентов,
партнеров, собственного персонала и представителей других групп общественности,
наносящих ущерб предприятию или организации;
ü
пресечение выявленных мер безопасности;
ü
ликвидация негативных последствий и
восстановление либо повышение первоначального уровня безопасности.
При построении системы безопасности предприятия должны соблюдаться
принципы законности, комплексности, своевременности, активности,
универсальности, непрерывности, надежности и эффективности. Работа службы
безопасности предприятия и взаимосвязанного с ней подразделения по связям с
общественностью должна учитывать необходимость обеспечения взаимной
ответственности персонала и руководства, соблюдение баланса интересов личности
и предприятия, организацию тесного взаимодействия с государственными
структурами безопасности.
Основные задачи по обеспечению безопасности предприятия или
организации и профилактике возникновения кризисных ситуаций при установлении и
поддержании связей с общественностью:
ü
оценка внешней и внутренней среды компании для
0конкурентов и собственных сотрудников;
ü
комплексное обеспечение безопасности
функционирования предприятия при осуществлении им научно – исследовательской,
проектно – конструкторской, производственной, торговой, рекламной, финансово –
кредитной, посреднической, информационной и иной деятельности;
ü
обнаружение, анализ и ликвидация возможных
каналов утечки конфиденциальной информации;
ü
всесторонняя защита коммерческой тайны
предприятия с использованием экономических, правовых, организационных и
технических методов защиты;
ü
охрана имущества предприятия в его различных
видах (здания, сооружения, помещения, оборудование, сырье, материалы,
транспортные средства, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовая продукция,
денежные средства в рублях и валюте, объекты интеллектуальной собственности и
др.)
ü
обеспечение личной безопасности руководства
предприятия и его ведущих специалистов;
ü
разработка внутренней нормативно – методической
документации по различным вопросам обеспечения безопасности предприятия;
ü
подбор и обучение персонала для работы
непосредственно в подразделениях службы безопасности предприятия и службы по
связям с общественностью;
ü
выработка рекомендаций по подбору, обучению и
расстановке кадров для различных подразделений предприятия;
ü
постоянное совершенствование используемых
методов и средств дневной работы соответствующих служб последних достижений
науки и техники в этой области. Использование прогрессивного передового опыта
защиты, организация непрерывного и целенаправленного обучения сотрудников
безопасности предприятия и подразделения по связям с общественностью.
1.4
Участие специалистов по связям с общественностью в прогнозировании и
преодолении кризисных ситуаций.
Вероятность возникновения кризисных ситуаций в деятельности той
или иной компании существенным образом зависит от сферы ее деятельности,
квалификации ведущих менеджеров, уровня конкуренции в отрасли и множества
других обстоятельств. Вид кризиса. Характер и тяжесть его последствий также
определяется большим количеством одновременно действующих факторов внутренней и
внешней среды функционирования компании.
Отдельные предприятия и организации успешно и беспроблемно
функционируют на рынке в течение достаточно длительного времени. Другие,
наоборот, довольно часто попадают в различные кризисные ситуации, наносящие
значительный ущерб их конкурентоспособности и деловому имиджу, что нередко
приводит к потере финансовой устойчивости и в конечном итоге к банкротству.
Краткосрочные и перспективные прогнозы серьезных аналитиков
позволяют предположить, что для российских предприятий и организаций угрозы
возникновения различных кризисов (особенно техногенных) в ближайшее время не
уменьшатся. Любая компания должна быть потенциально готова к наступлению
кризисной ситуации и иметь на этот случай эффективный вариант взаимодействия с
различными категориями своей общественности.
Подготовка к преодолению кризиса должна начинаться задолго до его
наступления. Специалисты компании (в том числе сотрудники внутрифирменной
службы по связям с общественностью) должны выявлять и анализировать наиболее
уязвимые стороны предприятия или организации, а также исследовать возможные
угрозы, исходящие из внешней и внутренней среды функционирования компании.
Результатом подобной аналитической работы могут быть специально
подготавливаемые для руководства компании документы, содержащие оценку таких
характеристик, как:
ü
вероятность наступления кризиса;
ü
тип кризиса;
ü
предполагаемое время наступления кризиса;
ü
характер и размер негативных последствий, их
влияние на экономику компании и ее конкурентный статус;
ü
возможная реакция на кризисную ситуацию в
компании со стороны различных категорий ее общественности (собственный
персонал, акционеры, кредиторы, местная общественность, конкуренты и др.).
Для преодоления кризисных ситуаций на предприятиях и в
организациях целесообразно разрабатывать список возможных аварий, ранжированный
по вероятности их возникновения и тяжести возможных последствий. С учетом
перспектив развития взаимоотношений компании с различными категориями своей
общественности такой же список целесообразно составлять и для других
потенциально опасных кризисных ситуаций.
Специалисты внутрифирменных служб по связям с общественностью
наравне со специалистами других структурных подразделений должны
квалифицированно оценивать возможности компании по преодолению кризисных
ситуаций – возможности как самостоятельного выхода из кризиса, так и
использование компанией внешней помощи со стороны различных категорий ее общественности.
Необходимо разрабатывать стратегии выхода из кризисных ситуаций
различного характера с четким определением источников их финансового,
материально – технического, информационного, кадрового и правового обеспечения.
Указанные стратегии целесообразно объединять в комплексный план мероприятий по
преодолению кризиса, оформленный в виде специального документа, утверждаемого
руководством компании.
Наряду с упомянутым планом на предприятиях и в организациях должна
быть предусмотрена комплексная система мер по выходу из кризиса, значительное
место в которой должно отводиться правильной организации информационных
взаимосвязей компании с различными категориями ее общественности.
Работники внутрифирменной службы по связям с общественностью
должны обеспечивать своевременную (а в отдельных случаях – немедленную) реакцию
компании на возникновение кризисной ситуации. При этом, подготовленное и
опубликованное заявление по факту возникновения кризиса должно периодически
дополняться предоставлением работникам СМИ новых данных в ходе развития
кризисной ситуации в том или ином направлении.
1.5 Особенности связей с общественностью в кризисных
ситуациях.
В
комплексной системе мероприятий по преодолению той или иной кризисной ситуации,
возникающей на предприятии или в организации, вопросам установления и поддержки
связей с общественностью всегда отводится важное место. Работа соответствующих
внутрифирменных служб накладывают существенный отпечаток как на проявления
самого кризиса, так и на его восприятие различными категориями общественности
данной компании.
Эффективное
информационное взаимодействие с доброжелательно настроенными категориями
общественности (прежде всего, собственным персоналом и партнерами по бизнесу)
может существенно ослабить негативные последствия кризиса, обеспечить быстрое
его преодоление и восстановление доверия к предприятию и организации со стороны
других категорий общественности (кредиторов, потребителей, местных органов
власти и др.)
Замалчивание
событий, происходящих в результате возникновения кризисных ситуаций,
предоставление неполной или достоверной информации, отказ комментировать
происходящее или вступать в контакты с представителями печатных и электронных
СМИ - могут нанести компании непоправимый ущерб, превосходящий по размерам в
отдельных случаях ущерб от самого кризиса, надолго подорвать доверие к
предприятию или организации со стороны партнеров по бизнесу и потребителей
продукции, снизить их деловую репутацию, отрицательно повлиять на
сформированный ранее имидж компании.
Во
избежание конфликтных ситуаций, усугубляющих последствия кризиса, руководители
внутрифирменных служб по связям с общественностью должны обеспечивать передачу
только проверенных сведений, точность и достоверность которых не может вызвать
сомнений у представителей СМИ. В случае необходимости следует прдумать
возможность передачи заинтересованным категориям общественности определенной
технической информации по вопросам развития и преодоления кризисной ситуации.
При
установлении и поддержании информационных взаимосвязей с различными категориями
своей общественности компания, переживающая кризисную ситуацию, должна
стремиться не просто предоставлять по запросам СМИ те или иные сведения о ходе
кризиса, но и упреждать спрос на информацию, доводить до сведения общественности
и аргументированно отстаивать собственную версию кризиса.
В
отдельных случаях для менее болезненного выхода из кризисной ситуации компания
может использовать информационную поддержку других предприятий и организаций,
местной общественности, известных деятелей политики, культуры, бизнеса и т.п.
При этом руководителям компании следует иметь в виду, что скорейшей ликвидации
последствий кризиса с минимальными затратами весьма заинтересованы собственные
сотрудники, чьи интересы тесно переплетены с интересами компании. Это
обстоятельство должно учитываться при организации информационных взаимосвязей с
трудовым коллективом предприятия или организации в условиях кризиса.
Для
успешного преодоления кризисной ситуации очень важна согласованная политика
руководителей пресс – службы, ее ведущих специалистов и руководства компании в
целом по установлению и поддержанию информационных взаимосвязей с различными
категориями общественности.
Особое
внимание при установлении и поддержании связей с общественностью в условиях кризиса
должно быть уделено пострадавшим, их родным и близким. Проявление искренности,
доброжелательности и сочувствия со стороны работников внутрифирменной службы по
связям с общественностью весьма положительно влияет на имидж компании в целом и
ее оценку различными категориями общественности.
Предприятия
и организации, преодолевшие кризис и заботящиеся о дальнейшем восстановлении
собственного имиджа и положительной репутации в деловых кругах, должны
поддерживать разносторонние информационые контакты с различными категориями
своей общественности, регулярно предоставлять им в различных видах информацию
об успешной ликвидации последствий кризиса и обеспечении нормальных условий
функционирования компании.
Глава 2.
Рассмотрение кризисной ситуации и ее преодоление на примере нефтяной компании
«КомТЭК».
2.1 Кризис и его последствия.
Рассмотрим кризис как угрозу репутации компании. По мнению
экспертов, стоимость репутации доходит до 85% от рыночной стоимости компании.
Вывод напрашивается сам собой: следствием кризиса, затронувшего репутацию,
является, как правило, потеря денег.
Два миллиона долларов. Много это или мало? По
всей видимости, для большинства фирм - это значительная сумма. И именно
столько, например, компания Bunkers Trust лишилась в результате распространения
ложной информации о своей деятельности.
Технологии антикризисного PR применяются с целью предотвращения
слухов, ложной или негативной информации. Если в СМИ появились сведения, что
фирма ускоренно сворачивает деятельность в регионе, без коррекции и управления
информацией у фирмы могут появиться проблемы, например, при получении новых
заказов и, возможно, в течение длительного времени. Или, допустим, в прессе
появилась статья о том, что руководитель фирмы якобы причислен к мафиозным
структурам. Предположим, что уже в следующем номере выйдет опровержение, но
информация прошла, "инерция мышления" создала общее негативное
мнение. Разрешением и предотвращением такого рода ситуаций занимаются
специалисты антикризисного PR, т. е. управляющие кризисными ситуациями.
2.2 До кризиса.
Это самый важный из этапов работы PR-отдела. По-другому его можно
назвать "этап стратегического планирования".
Главная задача в докризисный период - предугадать возможные угрозы
и определить слабые стороны фирмы, а также составить перечень возможных
мероприятий, направленных на их предотвращение (определить "болевые
точки" и методы предполагаемой защиты можно с помощью SWOT-анализа).
Очень важно комплексно подойти к проблеме.
Антикризисная стратегия - это рабочий проект, в котором вы должны
проанализировать деятельность фирмы в разрезе "трех "К"":
клиенты - компания - конкуренты. После того как cоставлена программа,
необходимо проанализировать риски и составить бюджет. Рекомендуется не экономить
время на этапе разработки и планирования! Чем больше времени уделяется
подготовке и анализу, тем эффективнее проходит этап реализации.
Этап разработки антикризисной стратегии очень важен для компании.
К сожалению, еще очень немногие фирмы как в России, так и в других странах СНГ
осознают значение первоначальной стадии, этапа подготовки к возможной кризисной
ситуации. Для экономики Беларуси, например, показательны следующие
статистические данные: до 98% крупных коммерческих предприятий не имеют
антикризисных планов; около 80% - не имеют стратегии развития.
Результаты отсутствия антикризисной стратегии можно образно
проиллюстрировать самым расхожим примером. Вам необходимо ехать на машине сутки
без остановки. Накануне вы ремонтировали автомобиль, в том числе и внешнее
освещение, но перед самой поездкой все-таки забыли проверить именно фары, и они
оказались неисправными. Днем все было нормально, но вот ночью? В полной темноте
вы либо продолжите двигаться очень медленно, либо заглушите мотор и начнете
искать источник дополнительного света.
Так же и в экстремальной ситуации в бизнесе: не имея антикризисной
PR-стратегии, вы судорожно начинаете искать "запасные фары".
2.3 Время кризиса.
Итак, кризис наступил. Что же делать, и кто виноват?
Первое, что необходимо сделать мгновенно,
опираясь на стратегию, разработать сценарий действий на первые 8 часов рабочего
дня. Очевидно, что первый день будет самым напряженным, поэтому очень
желательно облегчить себе жизнь. Кроме того, этот сценарий должен решать задачу
буфера против поступающей негативной информации.
Пример, связанный с мюзиклом "Норд
Ост". Чтобы избежать волны отрицательных эмоций мирного населения, первые
три часа после освобождения театра от террористов дикторы центральных телеканалов
отчетливо повторяли: ""Норд Ост" взят! Жертв нет!"
Предполагается, что причиной того, что штурм не начинался так долго, стала
слишком затянувшаяся дискуссия властей по утверждению программы антикризисных
действий.
Второе. Продолжая работать в прежнем
режиме, что и до кризиса, ответственные лица принимают одно из следующих
решений:
Вариант 1. Не делать ничего. Фирма надеется на свою репутацию
и решает "не дергаться", мол, время покажет. Современный менеджер
настолько привык к стрессам, что при возникновении кризисной ситуации
продолжает оставаться спокойным, "заметая проблему под ковер". Это
ошибочные действия, так как именно в этот период к компании приковано
повышенное внимание общественности, и проблема не решается, а лишь усугубляется.
Вариант 2. Экстренно собирается
специальная антикризисная команда: топ-менеджеры компании; в этом случае
директор организации становится руководителем антикризисной команды и берет на
себя всю ответственность по выводу компании из кризиса. Он же и координирует
все действия. Однако этот вариант далек от оптимального. Во время кризиса
необходимо продолжать руководить бизнесом, и совмещение двух функций будет
весьма затруднительно, в антикризисную команду превращается отдел маркетинга
или PR.
Страницы: 1, 2, 3
|