Свободные экономические зоны
Министерство
общего и среднего профессионального образования Российской Федерации
Санкт-Петербургская
академия экономики и управления.
Алтайский
институт экономики.
Контрольная работа
Дисциплина: Налоги и налогообложение
Тема: Налогообложение в
свободных экономических зонах
Выполнила студентка:
Шевелёва
Татьяна
Петровна
Группа № 2-5333/4-2
Проверил: Козлов В.В.
Оценка: ____________
Дата:
_______________
Подпись:
__________
Барнаул-2008
План:
1.
Налогообложение в свободных экономических
зонах…………………3
2.
Практическое задание……………………………………………………13
3.
Список литературы………………………………………………………14
1.Налоговые оазисы
Высокие налоговые
ставки заставляют плательщиков крупных налоговых сумм искать различные способы
экономить на уплате налогов. Один из наиболее часто применяемых приемов
уклонения от налогов - перевод капиталов в страны с более выгодными условиями
налогового обложения - офшорные зоны. Это название происходит от английского
слова "Off-shore" - на расстоянии от
берега, т.е. территория, удаленная от главных финансовых центров развитых стран
мира.
Офшорные зоны -
обычно небольшие островные или прибрежные государства и территории, проводящие
политику привлечения капиталов из-за рубежа путем предоставления им широких
налоговых льгот. Юридической предпосылкой такого способа служит территориальная
ограниченность налогового суверенитета государства.
Льготный налоговый режим
подразумевает отсутствие налогов или очень низкий их уровень, особенно для
нерезидентов (иностранного капитала и иностранных физических лиц). Часто вместо
налогов взимается фиксированный сбор. Кроме того, предпринимателей привлекают
такие условия как, простота и дешевизна оформления, отсутствие валютных
ограничений, таможенные льготы, простота финансовой отчетности, отсутствие
минимального размера уставного капитала, охрана тайны личности владельцев фирм,
недорогие услуги местных секретарских фирм, обслуживающих офшорные компании.
Эти и подобные им льготы предоставляются офшорной компании только для операций
с иностранными резидентами и в иностранной валюте. То есть, иностранная
компания на территории данной страны может называться офшорной только в том
случае, если она не осуществляет экономической деятельности с национальными
фирмами и физическими лицами
и не работает с валютой данной страны, а работает на внешних для данной страны
рынках.
Обычно офшорные
компании открываются не для производственной, а для коммерческой, финансовой,
управленческой, фрахтовой и страховой деятельности, для размещения инвестиций
через холдинговые компании и т.д.
Предоставление
офшорных привилегий - одно из основных средств конкуренции между странами за
привлечение иностранных компаний на свою территорию. Именно на различиях в
условиях налогообложения в разных странах играют многие корпорации, переводя
свои капиталы в государства с более выгодными условиями обложения доходов.
Необходимым
условием того, чтобы эти налоговые убежища и оазисы действительно привлекали
иностранный капитал, является наличие гарантий безопасного предпринимательства
в регионе (стабильная политическая обстановка, отсутствие военных действий).
Некоторые страны
распространяют офшорный режим для иностранных компаний на всю свою территорию.
Такие страны получили название офшорных центров.
Другие
устанавливают его в пределах выделенных зон, это - свободные экономические
зоны.
Третьи
предоставляют офшорный статус только отдельным видам компаний. Так, безналоговый
статус для судовладельцев предоставляют Либерия, Панама, Греция.
Условно можно
выделить две группы стран, играющих роль своеобразных налоговых оазисов.
К первой группе
стран могут быть отнесены некоторые развивающиеся страны, которые активно проводят
политику привлечения зарубежных капиталов. Для этого они устанавливают
иностранным гражданам очень низкие ставки налогов или вовсе отменяют
налогообложение импортируемого капитала. Особенностью этой группы стран
является отсутствие налоговых соглашений с другими странами, что гарантирует
иностранным инвесторам конфиденциальность финансовой информации и отсутствие
юридических обязательств по уплате налогов в стране их резидентства.
Вторая группа стран
характеризуется тем, что относительные льготы в налогообложении возникают там
применительно лишь к некоторым видам доходов и обусловлены либо особенностями
внутреннего налогового законодательства, либо спецификой заключенных с другими
странами налоговых соглашений.
В Европе к разряду налоговых оазисов
могут быть отнесены, прежде всего "малые" государства. Среди них
определилась своеобразная "специализация": законодательство
Нидерландов выгодно для холдинг-компаний, Люксембурга - для банков (поскольку в
стране нет налогов, в том числе НДС на операции с золотом), Лихтенштейна и
Швейцарии - для торговых домов и посреднических фирм (гарантируется тайна
вкладов).
В Монако физические лица налогами не
облагаются, а уровень налогов для фирм- 8%, в Сан - Марино 23%, в Андорре нет
налогов на корпорации, налога на источники дохода, подоходного налога. На
английских островах в проливе Ла-Манш подоходный налог в 20% существует только
для резидентов, а за оффшорные сделки в любом объеме уплачивается лишь годовой
сбор в размере 500 фунтов стерлингов. В греческой части острова Кипр налог для
иностранцев -5%.
За пределами европейского континента
выделяются: Багамские острова (отсутствуют налоги на корпорации, налог на
доходы физических лиц, с дарения и наследства, на прибыль от продажи товаров,
фирмы платят только пошлину за регистрацию компаний и таможенные пошлины),
Каймановы острова, Науру и Объединенные Арабские Эмираты (нет налогов вообще),
Гонконг и Сейшельские острова (иностранное имущество налогами не облагается),
Панама (офшорные сделки налогами не облагаются) и ряд других.
Обычно
индустриальные страны борются с офшорными центрами, так как не заинтересованы в
том, чтобы доходы их резидентов ускользали от налогообложения. Эта борьба
обычно заканчивается соглашением об избежании двойного налогообложения.
Налоговые власти, согласно сложившейся практике, могут обмениваться лишь той
информацией, которая касается облагаемых доходов.
Однако в тех
офшорных центрах, где налоги не взимаются, не требуется и информации о доходах.
Это дает возможность тем, кто пользуется услугами офшорных центров (налоговых
оазисов), получать дополнительный доход от избежания или недоплаты налогов
"на законных основаниях", т.е. не нарушая законов своих стран.
Наряду с отдельными
странами налоговые оазисы появляются в границах одного государства вследствие
налоговой экстерриториальности отдельных районов: портов, пограничных или
приморских зон. Такие территории относятся к свободным экономическим зонам.
Свободные
экономические зоны (СЭЗ) - это особые
экономические районы (комплексные зоны, открытые города) в границах одного
государства, где действует не только льготный режим налогообложения, но и
льготные таможенные, инвестиционные и другие условия экономической деятельности
для иностранных и отечественных предприятий и предпринимателей. Все это стимулирует
предпринимательскую активность и привлекает иностранные инвестиции в
национальную экономику. При этом свободная экономическая зона выступает как
органическое звено народнохозяйственного комплекса (или его части), связанная с
ним различными факторами - социально-экономическими, демографическими,
географическими и др.
Среди целей
создания свободных экономических зон можно выделить следующие: они создаются
для повышения эффективности производства, для развития производительных сил и
экспортного потенциала государства, для расширения производства импортозамещающей
продукции, для инвестиционного, научно-технического прогресса, для развития
финансовых и товарных рынков на территориях свободных экономических зон, для
увеличения доходов бюджета государства, для выравнивания уровней развития
территорий.
Товары,
произведенные в свободных экономических зонах и вывозимые в другие страны,
освобождаются от таможенных пошлин и других платежей (кроме таможенных сборов).
К указанным товарам не применяются меры экономической политики (по нетарифному
государственному регулированию внешнеторговой деятельности). Товары, ввозимые
из других стран в свободные экономические зоны, освобождаются от ввозных
таможенных пошлин и других платежей (кроме таможенных сборов). Не взимаются
таможенные платежи и не применяются количественные ограничения на ввоз и вывоз
товаров, ввозимых из других стран в свободные экономические зоны и затем
вывозимые в зарубежные страны.
В настоящее время
(по состоянию на 2003 г.), по данным исследований, проведенных в рамках ООН, в
мировой практике насчитывается около 30 разновидностей СЭЗ. Они существуют не
только в развивающихся странах, но и в США, Англии, Германии, Голландии,
Японии, Мексике, всего более 600 зон в 80 странах мира.
Можно выделить несколько типов
свободных экономических зон.
1.Свободные торговые
зоны (свободные порты, транзитные и таможенные зоны). Функционируют на основе
отмены или смягчения таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над
товарами, поступающими в зону.
2.Экспортные
промышленные зоны (для производства экспортной и частично импортозамещающей
продукции). Их деятельность основывается как на применении льготных торгового и
таможенного режимов, так и на либерализации инвестирования и налогового режима
для национальных и иностранных предпринимателей.
3.Налоговые гавани
(банковские и страховые зоны). Ориентированы на льготный режим осуществления
банковских и страховых операций.
4. Зоны технического
развития. Специализируются на разработке и внедрении современной техники и
технологии с помощью не только национальных предприятий и организаций, но и
иностранных фирм. В этих зонах используется система различных льгот, в том
числе частичное (полное) освобождение корпораций от подоходного налога.
Свободные
экономические зоны, функционирующие на основании различных нормативно-правовых
актов, нашли широкое распространение в России. Создание свободных
экономических зон направлено на привлечение зарубежных и российских инвестиций
с целью ускорения экономического роста, расширения экспортного потенциала,
эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов
определенных зон Российской Федерации. Для достижения указанных целей в свободных экономических зонах, как
правило, действуют льготные налоговый и таможенный режимы, а также упрощенный
порядок осуществления экспортно-импортных операций, что создает благоприятные
условия для укрепления и развития хозяйствующих субъектов свободных
экономических зон. Создание первых зон офшорного типа в России приходится уже на
середину 1990-х гг., старейшими из них являются учрежденные в 1994 г. зона
экономического благоприятствования "Ингушетия" и зона льготного
налогообложения в Республике Калмыкия. Позже возникли внутренние офшоры в
Алтайском крае (СЭЗ "Алтай", ЭЭР "Алтай", г. Барнаул),
Республике Бурятия, городах Центральной России - Углич, Курск, Шаховском районе
Московской области, районах Новгородской и Калужской областей и пр. За
прошедшие годы все эти центры прошли различный путь развития, некоторые так и
не стали полноценно функционирующими, в деятельности других наблюдалось много
нарушений федерального законодательства и даже элементы криминальной
активности, по причине чего они были ликвидированы. Наибольшую известность
получили офшорные зоны Ингушетии, Калмыкии и Алтая: здесь в максимальной
степени получило развитие офшорное законодательство, а также офшорная практика.
Существование
офшора в Ингушетии все же принесло свои плоды для экономики северокавказской
автономии: уже в первый год функционирования зоны экономического
благоприятствования бюджет Ингушетии получил более 500 млрд. рублей доходов от
зарегистрированных компаний. Однако общий итог деятельности ингушского офшора
оказался, скорее, негативным, что связано с большими потерями для федерального
бюджета и бюджетов регионального уровня, а также существенной криминализацией
финансового сектора Ингушетии.
В период 1992 -1999
гг. федеральными органами государственной власти было принято более 50
нормативно - правовых актов о создании на территории России около 40 свободных
экономических и таможенных зон и их функционировании.
В настоящее время
отсутствует общий закон, определяющий статус свободных экономических зон
(СЭЗ), т.к. еще не принят Федеральный законопроект "О свободных
экономических зонах в РФ", который определял бы правовой статус свободных
экономических зон и его участников, а также общий порядок их создания и
функционирования. Свободные экономические зоны, созданные на основании как
федеральных, так и законов субъектов Федерации, в связи с отсутствием унифицированного
законодательства о законах с особым экономическим статусом носят сугубо
индивидуальный характер.
В силу отсутствия
унифицированного законодательства о свободных экономических зонах в федеральном
и региональном законодательстве используется самая различная терминология (особая
экономическая зона, зона свободного предпринимательства, регион интенсивного
экономического развития зоны экономического благоприятствования, зоны с особым
режимом хозяйствования и т.д.).
Новый Таможенный
кодекс 2004 года в статье 2 содержит следующее положение, касающееся СЭЗ:
"На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в
соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся
частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на
территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне
таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных
пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера,
установленных законодательством Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых
настоящим Кодексом и иными федеральными законами".
Система
налогообложения в свободных экономических зонах относится к специальным
налоговым режимам (ст. 18 НК РФ), т.е. на территории СЭЗ действует особый
порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода
времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ
и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Примером действия
специального налогового режима в свободных экономических зонах является Особая
экономическая зона в Калининградской области.
Федеральный закон
от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в
Калининградской области" в ст. 7 закрепил следующие положения о том, что
товары, происходящие из указанной зоны и вывозимые в другие страны (а также на
остальную часть РФ), освобождаются от таможенных пошлин и других платежей,
взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов); товары,
ввозимые в зону из других стран, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и
др. платежей (за исключением таможенных сборов); товары, ввозимые в зону из
других стран и затем вывозимые на остальную часть РФ, облагаются ввозными
таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении (это
правило не действует, если упомянутые товары вывозятся в зарубежные страны);
администрация зоны по согласованию с Правительством РФ вправе устанавливать
дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны и исключения из
этого режима, направленные на защиту местных производителей товаров (работ,
услуг).
В соответствии с этим законом НДС с
выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке,
перегрузке, хранению при перевозке и перевалке товаров из зоны на остальную
часть таможенной территории РФ (и из нее в зону) - не взимается. Кроме
того, российским
и иностранным инвесторам и предпринимателям предоставляются
налоговые льготы в соответствии не только с налоговым законодательством
Российской Федерации, но и законодательством Калининградской
области.
Однако перед федеральными и местными
законодательными органами возникает проблема противодействия превращению
Калининградской области в зону чистого офшора.
Такая трансформация влечет за собой отказ от взимания всех
федеральных налогов и сборов, установление особого порядка регистрации
налогоплательщиков, введение налоговой границы между областью и
основной территорией России, приравнивание поставок товаров (работ, услуг)
на территории области к импорту (экспорту), принятие решений, резко
упрощающих ведение бизнеса в регионе, изменение критериев резидентства
предприятий и физических лиц.
В настоящее время в
Российской Федерации созданы и действуют следующие СЭЗ:
-
Особая экономическая зона в Калининградской
области;
-
СЭЗ "Находка" в Приморском
крае;
-
СЭЗ "ЕВА" в Еврейской
автономной области;
-
СЭЗ в Алтайском крае;
-
СЭЗ "Сахалин" в
Сахалинской области;
-
СЭЗ "Выборг" в
Ленинградской области;
-
СЭЗ "Садко" в Новгородской
области;
-
СЭЗ "Кузбасс" в
Кемеровской области;
-
СЭЗ "Даурия" в Читинской
области;
-
СЭЗ "Я нтарь" в
Калининградской области;
-
СЭЗ "Кабардино-Балкария";
-
Особая экономическая зона в Магаданской области и др.
2.
Практическое задание.
Рассчитайте сумму налога по
упрощенной системе налогообложения, по следующим данным (объект
налогообложения доходы):
Месяц
|
Доходы
|
Расходы
|
Январь
|
92450
|
63580
|
Февраль
|
67820
|
49510
|
Март
|
86210
|
79210
|
Апрель
|
68952
|
82310
|
Май
|
75810
|
64852
|
Июнь
|
69200
|
53420
|
Июль
|
68420
|
67402
|
Август
|
109250
|
94520
|
Сентябрь
|
69085
|
79540
|
Октябрь
|
79200
|
78650
|
Ноябрь
|
86200.
|
95420
|
Декабрь
|
79000
|
83410
|
Решение:
1)
92450+67820+86210+68952+75810+69200+68420+109250+69085+
79200+86200+79000= 951597
2)
951597 * 6%=57095,82
Ответ: Сумма налога по УСНО составила 57096 р.
Список литературы
1.
Налоги.
Учеб. пособие. /Под. ред. Д.Г. Черника. - 4-е издание, перераб. и доп. - М.:
Финансы и статистика, 2000. – 544 с.
2.
Черник Д.
Г. Налоги. М., «Финансы и статистика», 2004.
3.
Тедеев А.А.
Налоги и налогообложение: учебник для ВУЗов. – М.: «Приот-Издат», 2004.
4.
Юткина
Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие. - М., 1998
5.
Кваша
Ю.Ф., Зрелов А.П., Налоги и налогообложение. Пособие для сдачи экзамена. - М.:Юрайт-Издат,
2005.-207с.
6.
Журнал
«Главбух» № 6,7. 2008.
7.
Налоговый
кодекс РФ ч.1.,2 с изменениями,вступающими в силу с 1 января 2008г.,
|