Судебная система. Преступление
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Факультет заочного обучения
Отделение государственного и муниципального управления
Кафедра ГПОУ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Правоведение»
на тему:
«Судебная система.
Преступление»
Выполнила: Фазылова И.А.
1 курс, 3 группа
Шифр
У-06074у
Проверила: Салова А.И.
Новосибирск 2006 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава первая: Судебная система 3
1.1 Понятие судебной системы
3
1.2 Структура судебной системы
4
Глава вторая: Преступление
7
2.1 понятие и признаки преступления
7
2.2 состав преступления
13
2.3 виды преступлений
17
Задача
19
Список использованной литературы
20
1 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
1.1 Понятие судебной системы
Одной из разновидностей
государственной власти является судебная власть, признанная осуществлять
правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности,
направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов,
связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.
Правосудие в Российской
Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического
правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном
конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской
Федерации».
Судебная система –
совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными
перед ними задачами и целями.
Конституция РФ является основополагающим актом, в общих чертах определяющим
суть российской судебной системы. В частности, в статье 118 сказано:
1. Правосудие
в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная
власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного производства.
3. Судебная
система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации
и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не
допускается.
Важное
значение имеют также положения статей 125-127 Конституции РФ. Они четко
определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а
вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.
В целом структура судебной системы определяется предписаниями не только
Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной
системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных
судах, Закона о мировых судьях.
В частности, в статье 3 Закона
о судебной системе РФ говорится, что единство судебной системы Российской
Федерации обеспечивается путем:
¨
установления
судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и
Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;
¨
соблюдения
всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными
законами правил судопроизводства;
¨
применения
всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного
права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций
(уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
¨
признания
обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных
постановлений, вступивших в законную силу;
¨
законодательного
закрепления единства статуса судей;
¨
финансирования
федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
1.2 Структура судебной системы
Судебная система Российской
Федерации включает федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые
судьи субъектов Российской Федерации.
Систему федеральных судов
составляют:
1) Конституционный Суд Российской
Федерации;
2) Суды общей юрисдикции,
возглавляемые Верховным Судом РФ;
3) Арбитражные суды во главе с Высшим
Арбитражным Судом РФ.
Кроме того, Законом «О
судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации –
конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Конституционный Суд Российской
Федерации — один из высших федеральных судов, осуществляющий
конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не поднадзорен никаким
органам, его решения носят обязательный характер;
Верховный Суд Российской
Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов
федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные
суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов
общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды
субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных
судов.
К судам субъектов Российской
Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской
Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов
Российской Федерации.
И
Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды
представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей
судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя,
политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка,
защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ»
говорится, что единство судебной системы достигается путем установления
судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных
правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных
законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных
решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса
судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального
бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою
компетенцию и не вмешивается в деятельность других.
Система судов общей юрисдикции
состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ,
краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области,
районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные
суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов,
флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и
компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является
централизованной – возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим
судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам.
Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с
административно-территориальным делением государства – так называемые общие
суды, либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских
формирований – военные суды.
Система арбитражных судов
включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные
суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов
Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. Е. тоже
является нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в
пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ.
Одной из важных характеристик
судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе
подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном
являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и
занимающие одинаковое место в судебной системе.
Так, мировые судьи и районные
(городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции. Причем,
районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по
отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего
судебного района.
Областные и соответствующие им суды —
второе звено, Верховный Суд РФ — третье (высшее) звено.
2 ПРЕСТУПЛЕНИЕ
2.1 Понятие и признаки
преступления
Раздел II «Преступления» является одним из
шести разделов Общей части УК. В нем раскрывается содержание таких институтов,
как преступление, вина, неоконченное преступление, соучастие в преступлении и
др., сущность которых не может быть понята без уяснения понятия преступления.
Понятие преступления является
одной из основных категорий уголовного права.
Закон устанавливает, какие
опасные для личности, общества или государства деяния признаются
преступлениями, что необходимо для осуществления стоящих перед уголовным
законодательством задач охраны личности, прав и свобод человека и гражданина,
собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды,
конституционного строя РФ, мира и безопасности человечества от преступных
посягательств, а также предупреждения преступлений.
Уголовное право призвано
изучать разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения людей – преступное
поведение, т.е. активное или пассивное проявление поведения людей во внешнем
мире. Для характеристики такого поведения закон употребляет термин «деяние».
Законодательное определение
понятия преступления закреплено в ч. 1 ст. 14 УК: «Преступлением признается
виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом
под угрозой наказания.
В приведенном определении
прежде всего следует обратить внимание на то, что преступление всегда
представляет собой деяние, которое может быть осуществлено в форме действия или
бездействия. Подобная формулировка закона призвана подчеркнуть, что
преступление – это всегда поведение, деятельность конкретного человека.
Как правомерное, так и
противоправное поведение человека начинается с мыслительной деятельности,
которая сама по себе не может быть преступной, если не сопровождается
непосредственной деятельностью, поступками. Особенность права состоит в том,
что оно нейтрально к внутреннему миру человека. Намерения, цели, ради
осуществления которых человек не предпринимает действий, не относятся к области
уголовно-правового регулирования, поскольку не создают опасности причинения
общественно вредных последствий. Так, угроза убийством наказывается по ст. 119
УК тогда, когда она выражена в таких словах или действиях, которые заставляют
потерпевшего опасаться за свою жизнь, ограничивают свободу выбора возможного
поведения. Вместе с тем одно лишь высказывание намерения совершить убийство не
создает состояния опасности и поэтому преступлением не является. Такое
положение в настоящее время является общепризнанным в науке уголовного права.
Противоправное поведение
человека может быть выражено как в активной деятельности, так и в бездействии
лица в случаях, когда на него законом была возложена обязанность действовать. Бездействие
также представляет собой определенный поступок в том случае, если у лица была
физическая возможность действовать. Понятием деяния в ст. 14 УК охватывается
как общественно опасное действие (бездействие), так и его вредные последствия.
Преступление как правовое
явление характеризуется определенными признаками, представляющими существенные
стороны данного явления. Признаки преступления могут быть выяснены на основе
анализа законодательного определения понятия преступления. Ими являются:
уголовная противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость.
Российское законодательство
рассматривает в качестве преступления такое поведение человека, которое
специально предусмотрено в диспозициях статей Особенной части УК. В науке
уголовного права данный признак преступления принято называть противоправностью
или противозаконностью.
Противоправность
свидетельствует о том, что лицо, совершившее преступление, нарушило
уголовно-правовой запрет. В случае совершения лицом деяния, не предусмотренного
уголовным законом, оно не может считаться преступлением даже в случаях пробела
в законе. Уголовно-правовой запрет устанавливается только УК, поскольку он
является единственным источником уголовного права. Только законодатель имеет
право выделять существенные признаки того или иного деяния и относить его к
числу преступных.
Обязательным компонентом
уголовной противоправности является наличие в уголовно-правовой норме санкции,
которая содержит угрозу применения наказания определенного вида и размера в
случае совершения предусмотренного законом деяния.
Признание деяния
противоправным не является произвольным. Из всей массы человеческих поступков
законодатель призван выделить те, которые наиболее опасны для общества и
государства на данной степени исторического развития. Прерогативой законодателя
является также разграничение преступлений и смежных правонарушений, не
представляющих такой степени общественной опасности, как преступления, например
административных проступков.
Статья 14 УК определяет
преступление как общественно опасное деяние. Наличие общественной опасности – качественный
признак преступления. Данный признак выражает материальную сущность
преступления и объясняет, почему то или иное деяние признается преступлением.
Признак общественной опасности
означает, что деяние причиняет или создает угрозу причинения вреда общественным
отношениям, охраняемым уголовным законом.
Общественная опасность
является объективным свойством преступления. Оно причиняет вред общественным
отношениям независимо от сознания и воли законодателя, потому что по своей
внутренней сущности противоречит нормальным условиям существования общества.
Очень важна в этой связи задача законодателя, которая состоит в том, чтобы
правильно оценить условия жизни общества на данном этапе и принять решение об
отнесении того или иного деяния к числу преступлений.
Преступлениями являются деяния,
опасные для личности, общества и государства. Общественная опасность преступления
может быть раскрыта путем указания на объекты уголовно-правовой охраны.
Согласно УК, такими объектами являются: личность, права и свободы человека и
гражданина, собственность, общественный порядок и безопасность, окружающая
среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества. Однако
характеристика преступления как общественно-опасного деяния не исчерпывается
только указанием объектов, на которые оно посягает. Это лишь одна из
существенных сторон характеристики общественной опасности.
Общественная опасность может
зависеть от особенностей самого общественно опасного деяния – места, времени,
способа, обстановки его совершения.
Одной из основных величин,
определяющих общественную опасность, является вред, который причиняет или может
причинить совершенное деяние. Некоторые деяния становятся общественно опасными
с момента совершения действия или бездействия независимо от того, какие они
повлекли вредные последствия. Другие же приобретают свойство общественной
опасности лишь при наступлении тех последствий, которые указаны в законе.
Характер последствий, позволяющих отнести деяние к числу общественно опасных и
преступных, законодателем может быть описан по-разному. Иногда последствия
четко определены (причинение вреда здоровью, имущественный ущерб).
Страницы: 1, 2
|