Суды общей юрисдикции
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра «Уголовного процесса»
Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ»
РЕФЕРАТ
по теме : «Суды общей юрисдикции»
Автор:
Адъюнкт кафедры
рядовой милиции
Ловин В.А.
Белгород - 2008
План:
Введение
1.
Система судов общей юрисдикции.
2. Мировые судьи и
районные суды: порядок образования, состав и полномочия.
3.
Суды
субъектов РФ: их задачи, структура и полномочия.
4.
Верховный
Суд РФ: его задачи, структура, состав и полномочия.
5.
Военные
суды: структура и компетенция.
Заключение
Литература основная:
1.
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы: Учебник. – М., Зерцало.
2002. Гл. 5-9.
2.
Правоохранительные органы РФ: Учебник./ Под ред. Э.П. Григониса. – СПб., 2004.
Гл. 6-8.
3.
Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов
А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2004 .
Дополнительная:
1.
Федеральный конституционный закон «О судебной
системе РФ» от 31.12.1996 г. в ред. 2003 года.
2.
Федеральный закон «О судебных приставах» от
21.07.1997 г. в ред. 2003 года.
3.
Федеральный закон «Об органах судейского сообщества
в РФ» от 14.03.2002 г. в ред. 2003 года.
4.
Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1995 г.
в ред. 2003 года.
Введение.
Согласно
законодательству о судоустройстве правосудие в Российской Федерации
осуществляется в точном соответствии с законом (ст. 7 Закона о судоустройстве).
Обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и иные законы составляет
первое требование, предъявляемое к судье (ст. 3 Закона о статусе судей в
Российской Федерации). Эти установления федеральных законов прямо вытекают из
конституционных положений о том, что все органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Прямо к судьям обращено
указание Конституции РФ подчиняться только Конституции РФ и федеральному закону
(ч. 1 ст. 120).
Обязанность
осуществления правосудия в точном соответствии с законом не исчерпывается
безусловным соблюдением процессуального законодательства. При рассмотрении и
разрешении судебных дел суд применяет нормы материального права. Он должен
делать это в строгом соответствии с их смыслом и назначением: правильно
квалифицировать деяния подсудимых, назначать им справедливое наказание, законно
разрешать споры о праве гражданском. Условием правильного применения норм
материального права является неукоснительное соблюдение процессуальных правил.
Основой
осуществления правосудия в точном соответствии с законом является разработанная
и постоянно совершенствуемая система законодательства. Эффективность соблюдения
указанного требования находится в прямой связи с полнотой и точностью
законодательных формулировок, исключающих их различное понимание и толкование.
Расширен
круг нормативных актов, подлежащих применению судами в качестве законов. Так,
согласно Конституции РФ в состав правовой системы Российской Федерации
включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации республики,
края, области, города федерального значения вправе принимать законы и иные
нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные акты субъектов Федерации
должны соответствовать Конституции РФ и иным федеральным законам.
Вопрос 1. Система
судов общей юрисдикции.
Одним из главных
законоположений организации судебной системы в Российской Федерации является
утверждение принципа единства судебной системы.
Рассматривая
судебную систему как неоднородное государственно - правовое образование, мы
различаем в нем структурные подразделения, которые характеризуются
несовпадающими чертами и особенностями. Эти различия могут носить
организационный и процедурный характер.
Так,
входящие в судебную систему судебные органы могут различаться не только
предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по
отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются
нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различие в
компетенции и общий характер инстанционных связей.
Суды
общей юрисдикции различаются между собой по структуре и объему компетенции.
Совокупность
судов с одинаковой структурой и равными полномочиями составляет звено судебной
системы[1]. Звенья судебной системы,
как правило, создаются в административно - территориальных структурах
применительно к судам общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции строится
в соответствии с национально - государственным устройством и административно -
территориальным делением Российской Федерации. Звенья военных судов формируются
в соответствии со структурой Вооруженных Сил и иных воинских подразделений.
Размещение мировых судей, вероятно, не будет жестко увязываться с
административно - территориальным делением.
Характерным
признаком системы судов общей юрисдикции является инстанционная
(процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев системы или между
структурными подразделениями одних и тех же судов.
Инстанционность
призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений,
устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и
нарушенных прав участников процесса.
Различия
в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных
взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных
задач, наличия общности принципов организации и деятельности всех судов, в том
числе осуществляющих различные формы судопроизводства. Этой общности служит
закрепление в комментируемом Законе положений о единстве судебной системы.
Утверждение
принципа единства построения судебной системы необходимо для исключения
отступлений в нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального
конституционного законодательства в сфере правового регулирования судебной
власти.
Единство
построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому
регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого
регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством
главных условий образования и функционирования судебной системы.
К числу
условий обеспечения единства судебной системы следует отнести, прежде всего,
то, что судебная система Российской Федерации устанавливается высшим
законодательным актом - Конституцией Российской Федерации и Федеральным
конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
Нормативное регулирование основ судебной власти всегда составляет прерогативу
конституционного права. Делегирование части этих полномочий федеральному
конституционному закону не изменяет общего правила. Закрепление в Конституции
РФ системы высших судов Российской Федерации и в Федеральном конституционном
законе - системы федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации
придает особую стабильность ныне существующей системе судов. Ее изменение
возможно лишь путем внесения поправок в Конституцию РФ в отношении высших
судов, изменений и дополнений Федерального конституционного закона о судебной системе
РФ в отношении иных федеральных судов.
Наделение
суда властными полномочиями и распространение их на всю территорию страны в
части обязательности исполнения судебных решений, вступивших в законную силу,
также является одним из условий реализации принципа единства судебной системы.
Систематическое
толкование ст. 126 Конституции РФ, ст. 19 п. 1 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. “О
судебной системе Российской Федерации”, в которых использован термин “общая
юрисдикция”, а также иных норм правовых актов, позволяет нам понимать под ней
правомочия по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных,
административных и иных дел.
Общую
юрисдикцию осуществляют и мировые судьи субъектов РФ (ст. 4 п. 4 ФКЗ РФ “О
судебной системе Российской Федерации”, ст. 1 п. 1 ФЗ РФ от 11.11.1998 г. “О
мировых судьях в Российской Федерации”).
В
соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 4 ФКЗ РФ “О судебной системе Российской
Федерации” систему федеральных судов общей юрисдикции составляют: “Верховный
Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды,
суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных
округов, районные суды, военные и специализированные суды”.
Анализ
приведенной нормы Закона позволяет сказать, что система федеральных судов общей
юрисдикции соответствует федеративному устройству Российской Федерации, ее
административно-территориальному и военно-административному делению. Суды,
входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции, различаются объемом
компетенции. Чтобы проводить разграничение отдельных групп судов с одинаковым
объемом компетенции, в теории предложено использовать термин “судебное звено”.
Суды, обладающие одинаковым объемом компетенции, занимают одно место в судебной
системе или являются судами одного звена судебной системы.
Судебная
система имеет три судебных звена. Для удобства пользования мировых судей и
районный (городской) суд будем считать судами первого звена, суд субъекта РФ —
судом второго звена, Верховный Суд РФ — судом третьего (высшего) звена.
В
зависимости от содержания компетенции, закрепленной в нормах процессуального
законодательства, суды разделяются на три инстанции: суды первой инстанции,
суды второй (апелляционной или кассационной) инстанции и суды третьей
(надзорной) инстанции.
Суды
первой инстанции рассматривают и разрешают гражданские, уголовные дела по
существу. Суды второй (апелляционной или кассационной) инстанции проверяют
законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в
законную силу. И, наконец, суды надзорной инстанции проверяют законность и
обоснованность решений судов первой и второй инстанций, вступивших в законную
силу. Деятельность судов в качестве судов перечисленных инстанций является
предметом иных юридических учебных дисциплин, в частности, уголовного процесса и
гражданского процесса.
Наибольшим
объемом полномочий обладает Верховный Суд РФ, который мы условно обозначили как
суд третьего (высшего) звена и который соответственно правомочен не только
рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, но и быть судом
кассационной и надзорной инстанций. Федеральные суды общей юрисдикции субъектов
РФ (обозначены нами судами второго звена) занимают промежуточное положение
между Верховным Судом РФ и районным (городским) судом и также могут выступать в
качестве судов первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций. Районный
(городской) суд может выступать судом первой, второй (апелляционной) и третьей
(надзорной) инстанции. Судом апелляционной инстанции районный суд может быть по
отношению к мировым судьям при проверке законности и обоснованности решений
мирового судьи. А мировые судьи хоть и имеют в названии слова «субъектов РФ»,
но тем не менее являются только судами первой инстанции[2].
Вопрос 2. Мировые судьи и районные суды:
порядок образования, состав и полномочия.
Мировые
судьи, являясь судьями субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную
систему России, финансируются из федерального бюджета (финансирование осуществляет
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в
работе всего судейского сообщества на них распространяется и Закон "О
статусе судей в Российской Федерации".
Специфика
института мировых судей состоит в том, что эти судьи действуют только как судьи
первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных
за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа
законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем
областного или равного ему суда.
Количество
судебных участков может быть равно (или больше) числу районных судов, т.е.
территория одного судебного района может быть разделена на несколько судебных
участков. Количество и границы судебных участков внутри одного района
определяются также решением органа законодательной власти. Он также должен
решить вопрос о необходимости введения этого института. Практически решение
данного вопроса зависит от многих факторов: нагрузки районных судей, реальной
возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых
судей (помещения, оплата труда технических работников, финансирование почтовых,
транспортных и других расходов).
В
соответствии с законом на мировых судей возлагаются обязанности, единые для
всех судей России: осуществлять правосудие, точно и неукоснительно соблюдая
требования Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права
и международных договоров Российской Федерации, материальных и процессуальных
законов; не допускать в своей судебной деятельности и вне ее поступков,
несовместимых с высоким званием представителя судебной власти; не вправе быть
депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, равно как и не
проводить в своей деятельности установки этих партий; не вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность, совмещать свою работу в должности мирового
судьи с другой оплачиваемой работой и т.д. Основной задачей мировых судов было
и остается достижение примирения, решение любых споров «миром».
При
отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны
руководствоваться федеральными законами. Свои решения они выносят от имени
Российской Федерации, и эти решения являются актами правосудия, т.е. носят
общеобязательный характер. Лишь при рассмотрении дел об административных
правонарушениях мировые судьи, при отсутствии федеральных правил, могут
прибегать к правилам, установленным субъектом РФ, но в пределах КоАП РФ3.
Количество
участков, а, следовательно, и число должностей мировых судей, устанавливается
федеральным законодательством по представлению субъектов РФ. Мировые судьи так
же, как и федеральные, являются независимыми и неприкосновенными.
Субъект
РФ, а точнее его законодательный орган решает вопросы, связанные с наделением
мирового судьи полномочиями, определением границ участков, на которые должна
распространяться деятельность конкретных мировых судей, выделением помещений
для размещения мировых судей и т.д.
В
соответствии с ч.4 ст.4 Закона РФ «О мировых судьях» общее количество мировых
судей и судебных участков определяется из расчета численности населения. Один
участок может обслуживать территорию, на которой проживает от 15 до 30 тысяч
человек. Решение о количестве участков в конкретном субъекте РФ должно
оформляться специальным федеральным законом, издаваемым по законодательной
инициативе соответствующего субъекта, согласованной с Верховным Судом, или по
инициативе последнего, согласованной с соответствующим субъектом. В настоящее
время на территории РФ действует такой закон – ФЗ «Об общем числе мировых судей
и количестве участков в субъектах РФ» от 29.12.1999г. с дополнениями от
12.02.01г. Всего по стране в настоящее время действует около 7 000 участков мировых
судей.
Что
касается процедуры судебного разбирательства мировых судей, то она
регламентирована УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ. Эти кодексы достаточно четко
прописывают участников, сроки, процессуальный порядок и оформление всего
судебного разбирательства, а также виды и порядок принятия решений мировым
судьей по уголовным, гражданским и административным делам.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|