Меню
Поиск



рефераты скачать Суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра «Уголовного процесса»

 

Дисциплина «Правоохранительные органы  в РФ»


 

РЕФЕРАТ

по теме : «Суды общей юрисдикции»

 

 



Автор:

Адъюнкт кафедры

рядовой милиции

Ловин В.А.

 

 








Белгород - 2008

План:

Введение

1.                 Система судов общей юрисдикции.

2.  Мировые судьи и районные суды: порядок образования, состав и полномочия.

3.                 Суды субъектов РФ: их задачи, структура и полномочия.

4.                 Верховный Суд РФ: его задачи, структура, состав и полномочия.

5.                 Военные суды: структура и компетенция.

Заключение

Литература основная:


1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы: Учебник. – М., Зерцало. 2002. Гл. 5-9.

2. Правоохранительные органы РФ: Учебник./ Под ред. Э.П. Григониса. – СПб., 2004. Гл. 6-8.

3. Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2004 .


Дополнительная:


1.                 Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. в ред. 2003 года.

2.                 Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. в ред. 2003 года.

3.                 Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 г. в ред. 2003 года.

4.                 Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1995 г. в ред. 2003 года.

Введение.


Согласно законодательству о судоустройстве правосудие в Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законом (ст. 7 Закона о судоустройстве). Обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и иные законы составляет первое требование, предъявляемое к судье (ст. 3 Закона о статусе судей в Российской Федерации). Эти установления федеральных законов прямо вытекают из конституционных положений о том, что все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Прямо к судьям обращено указание Конституции РФ подчиняться только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120).

Обязанность осуществления правосудия в точном соответствии с законом не исчерпывается безусловным соблюдением процессуального законодательства. При рассмотрении и разрешении судебных дел суд применяет нормы материального права. Он должен делать это в строгом соответствии с их смыслом и назначением: правильно квалифицировать деяния подсудимых, назначать им справедливое наказание, законно разрешать споры о праве гражданском. Условием правильного применения норм материального права является неукоснительное соблюдение процессуальных правил.

Основой осуществления правосудия в точном соответствии с законом является разработанная и постоянно совершенствуемая система законодательства. Эффективность соблюдения указанного требования находится в прямой связи с полнотой и точностью законодательных формулировок, исключающих их различное понимание и толкование.

Расширен круг нормативных актов, подлежащих применению судами в качестве законов. Так, согласно Конституции РФ в состав правовой системы Российской Федерации включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации республики, края, области, города федерального значения вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и иным федеральным законам.

Вопрос 1. Система судов общей юрисдикции.


Одним из главных законоположений организации судебной системы в Российской Федерации является утверждение принципа единства судебной системы.

Рассматривая судебную систему как неоднородное государственно - правовое образование, мы различаем в нем структурные подразделения, которые характеризуются несовпадающими чертами и особенностями. Эти различия могут носить организационный и процедурный характер.

Так, входящие в судебную систему судебные органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различие в компетенции и общий характер инстанционных связей.

Суды общей юрисдикции различаются между собой по структуре и объему компетенции.

Совокупность судов с одинаковой структурой и равными полномочиями составляет звено судебной системы[1]. Звенья судебной системы, как правило, создаются в административно - территориальных структурах применительно к судам общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции строится в соответствии с национально - государственным устройством и административно - территориальным делением Российской Федерации. Звенья военных судов формируются в соответствии со структурой Вооруженных Сил и иных воинских подразделений. Размещение мировых судей, вероятно, не будет жестко увязываться с административно - территориальным делением.

Характерным признаком системы судов общей юрисдикции является инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев системы или между структурными подразделениями одних и тех же судов.

Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.

Различия в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности принципов организации и деятельности всех судов, в том числе осуществляющих различные формы судопроизводства. Этой общности служит закрепление в комментируемом Законе положений о единстве судебной системы.

Утверждение принципа единства построения судебной системы необходимо для исключения отступлений в нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования судебной власти.

Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.

К числу условий обеспечения единства судебной системы следует отнести, прежде всего, то, что судебная система Российской Федерации устанавливается высшим законодательным актом - Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Нормативное регулирование основ судебной власти всегда составляет прерогативу конституционного права. Делегирование части этих полномочий федеральному конституционному закону не изменяет общего правила. Закрепление в Конституции РФ системы высших судов Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе - системы федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации придает особую стабильность ныне существующей системе судов. Ее изменение возможно лишь путем внесения поправок в Конституцию РФ в отношении высших судов, изменений и дополнений Федерального конституционного закона о судебной системе РФ в отношении иных федеральных судов.

Наделение суда властными полномочиями и распространение их на всю территорию страны в части обязательности исполнения судебных решений, вступивших в законную силу, также является одним из условий реализации принципа единства судебной системы.

Систематическое толкование ст. 126 Конституции РФ, ст. 19 п. 1 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. “О судебной системе Российской Федерации”, в которых использован термин “общая юрисдикция”, а также иных норм правовых актов, позволяет нам понимать под ней правомочия по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и иных дел.

Общую юрисдикцию осуществляют и мировые судьи субъектов РФ (ст. 4 п. 4 ФКЗ РФ “О судебной системе Российской Федерации”, ст. 1 п. 1 ФЗ РФ от 11.11.1998 г. “О мировых судьях в Российской Федерации”).

В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 4 ФКЗ РФ “О судебной системе Российской Федерации” систему федеральных судов общей юрисдикции составляют: “Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды”.

Анализ приведенной нормы Закона позволяет сказать, что система федеральных судов общей юрисдикции соответствует федеративному устройству Российской Федерации, ее административно-территориальному и военно-административному делению. Суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции, различаются объемом компетенции. Чтобы проводить разграничение отдельных групп судов с одинаковым объемом компетенции, в теории предложено использовать термин “судебное звено”. Суды, обладающие одинаковым объемом компетенции, занимают одно место в судебной системе или являются судами одного звена судебной системы.

Судебная система имеет три судебных звена. Для удобства пользования мировых судей и районный (городской) суд будем считать судами первого звена, суд субъекта РФ — судом второго звена, Верховный Суд РФ — судом третьего (высшего) звена.

В зависимости от содержания компетенции, закрепленной в нормах процессуального законодательства, суды разделяются на три инстанции: суды первой инстанции, суды второй (апелляционной или кассационной) инстанции и суды третьей (надзорной) инстанции.

Суды первой инстанции рассматривают и разрешают гражданские, уголовные дела по существу. Суды второй (апелляционной или кассационной) инстанции проверяют законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу. И, наконец, суды надзорной инстанции проверяют законность и обоснованность решений судов первой и второй инстанций, вступивших в законную силу. Деятельность судов в качестве судов перечисленных инстанций является предметом иных юридических учебных дисциплин, в частности, уголовного процесса и гражданского процесса.

Наибольшим объемом полномочий обладает Верховный Суд РФ, который мы условно обозначили как суд третьего (высшего) звена и который соответственно правомочен не только рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, но и быть судом кассационной и надзорной инстанций. Федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ (обозначены нами судами второго звена) занимают промежуточное положение между Верховным Судом РФ и районным (городским) судом и также могут выступать в качестве судов первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций. Районный (городской) суд может выступать судом первой, второй (апелляционной) и третьей (надзорной) инстанции. Судом апелляционной инстанции районный суд может быть по отношению к мировым судьям при проверке законности и обоснованности решений мирового судьи. А мировые судьи хоть и имеют в названии слова «субъектов РФ», но тем не менее являются только судами первой инстанции[2].

Вопрос 2. Мировые судьи и районные суды: порядок образования, состав и полномочия.


Мировые судьи, являясь судьями субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему России, финансируются из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в работе всего судейского сообщества на них распространяется и Закон "О статусе судей в Российской Федерации".

Специфика института мировых судей состоит в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда.

Количество судебных участков может быть равно (или больше) числу районных судов, т.е. территория одного судебного района может быть разделена на несколько судебных участков. Количество и границы судебных участков внутри одного района определяются также решением органа законодательной власти. Он также должен решить вопрос о необходимости введения этого института. Практически решение данного вопроса зависит от многих факторов: нагрузки районных судей, реальной возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей (помещения, оплата труда технических работников, финансирование почтовых, транспортных и других расходов).

В соответствии с законом на мировых судей возлагаются обязанности, единые для всех судей России: осуществлять правосудие, точно и неукоснительно соблюдая требования Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, материальных и процессуальных законов; не допускать в своей судебной деятельности и вне ее поступков, несовместимых с высоким званием представителя судебной власти; не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, равно как и не проводить в своей деятельности установки этих партий; не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать свою работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой и т.д. Основной задачей мировых судов было и остается достижение примирения, решение любых споров «миром».

При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральными законами. Свои решения они выносят от имени Российской Федерации, и эти решения являются актами правосудия, т.е. носят общеобязательный характер. Лишь при рассмотрении дел об административных правонарушениях мировые судьи, при отсутствии федеральных правил, могут прибегать к правилам, установленным субъектом РФ, но в пределах КоАП РФ3.

Количество участков, а, следовательно, и число должностей мировых судей, устанавливается федеральным законодательством по представлению субъектов РФ. Мировые судьи так же, как и федеральные, являются независимыми и неприкосновенными.

Субъект РФ, а точнее его законодательный орган решает вопросы, связанные с наделением мирового судьи полномочиями, определением границ участков, на которые должна распространяться деятельность конкретных мировых судей, выделением помещений для размещения мировых судей и т.д.

В соответствии с ч.4 ст.4 Закона РФ «О мировых судьях» общее количество мировых судей и судебных участков определяется из расчета численности населения. Один участок может обслуживать территорию, на которой проживает от 15 до 30 тысяч человек. Решение о количестве участков в конкретном субъекте РФ должно оформляться специальным федеральным законом, издаваемым по законодательной инициативе соответствующего субъекта, согласованной с Верховным Судом, или по инициативе последнего, согласованной с соответствующим субъектом. В настоящее время на территории РФ действует такой закон – ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве участков в субъектах РФ» от 29.12.1999г. с дополнениями от 12.02.01г. Всего по стране в настоящее время действует около 7 000 участков мировых судей.

Что касается процедуры судебного разбирательства мировых судей, то она регламентирована УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ. Эти кодексы достаточно четко прописывают участников, сроки, процессуальный порядок и оформление всего судебного разбирательства, а также виды и порядок принятия решений мировым судьей по уголовным, гражданским и административным делам.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.