Цена
сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и
требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким
инструментом для достижения соответствия
между спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии
между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо
увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены,
либо и тем, и другим методами одновременно.
Цена
должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении
ассортимента, необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях
административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и
предложением регулировалась планами производства и материально-технического
снабжения. Спрос лишь частично регулировался установлением относительно более
высоких цен на особо модные товары и снижением цен на товары, не пользующиеся
спросом, — так называемые сезонные цены (уценки)»1.
В условиях
рыночных отношений цена в этой функции как бы выполняет роль стихийного
регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не
пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на
увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.
Спрос
выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него
возможностей купить товар. Практически это выражается в установлении обратной
зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При
прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен
на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем,
следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением
цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них
неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при
снижении цен.
Предложение
характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров,
представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к
продаже, и наоборот. В современных российских условиях имеет место следующий
парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производство сокращается.
Растущий спрос обеспечивается импортом.
Таким
образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена,
стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос
при избытке товаров.
По
меpe становления рыночных
структур и развития конкуренции, по мере достижения сбалансированности между
спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться только улучшением
качества и расширением ассортимента товаров.
С
развитием рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта
функция цены будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей при
формировании цен на товары в рыночном хозяйстве.
5.
«Функция цены как критерия рационального размещения производства по мере перехода
страны к рыночной экономике также будет получать все более полное развитие.
Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой
прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и
внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток
капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов
конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в
какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому
предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных
факторов, в том числе и цен»1.
Однако
в условиях российской экономики,
при значительном монополизме производителей и весьма слабо развитой конкуренции
переток капиталов из одной сферы экономики в другую пока еще крайне ограничен.
В
настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торговопосредническую
деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других
отраслях. Поэтому предприниматели использованию своих капиталов на развитие
производства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятельности. В
таком случае капиталы приобретают форму торгового капитала. В этой сфере
деятельности имеет место довольно сильная конкуренция между различного рода
концернами, объединениями, фирмами за рынки сбыта различных групп товаров.
Вложение
же капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном
цикле производства и в условиях инфляции приводит к обесценению средств, вкладываемых
в эту сферу.
Все названные
функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и
вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию
сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства
товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль
(при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою
очередь, ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае,
когда предложение превышает спрос.
Распределительная
функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального
размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы
экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где
складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетная
функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными
функциями, особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с
функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под
воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от
издержек производства и реализации.
В
хозяйственной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями
цены бывают значительно более сложными и многообразными, что должно стать
объектом исследования маркетинговых служб предприятий (фирм).
1.2.
Методы государственного регулирования цен: прямое и косвенное регулирование
Важнейшим
инструментом государственного регулирования является финансовая
денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики следует считать
попытки государства воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры
отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.
«Цели
государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить
инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита,
резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма
производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую
внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной
задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в
частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям
возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости»1.
При прямых
методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены
путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или
нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами.
К
косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки
процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти
методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы,
влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.
Оптимальным
является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен
государством.
Как
правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг,
которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги
транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают
существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на
эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему
цен.
«Прямое
государственное регулирование предполагает необходимость корректировки рынка и дополнения
рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за
важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства,
которое имеет место в России, возникающая равновесная цена не способствует
достижению стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и
регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.
Проводя
активную ценовую политику, государство может обеспечить прибыльность бизнеса,
который невыгоден для чисто рыночного хозяйствования (долговременные
научно-технические программы, ВПК, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и
др.). Подобный результат может быть достигнут как путем использования
договорных цен, так и через размещение государственных заказов и закупок.
Нaряду с методами прямого регулирования
цен государство осуществляет косвенное регулирование, т.е. воздействует на
процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Такие меры стали применяться в
западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Меры
косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюнктуры
рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и
налоговых операций, а в целом — на установление оптимального соотношения между
спросом и предложением»1.
К
методам косвенного регулирования цен относятся государственные закупки,
налоговая система, регулирование денежного обращении и кредита, политика
государственных инвестиций и регулирование государственных расходов,
установление норм амортизации и т.д. Этими мерами государство стремится
установить равновесие между спросом и предложением и таким образом
способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей
экономики. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на
сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факторы, которые носят
макроэкономический характер.
«В
последние годы государственное регулирование цен в России осуществлялось в
следующих формах:
1. Выплата отдельным производителям
органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне
более низком, чем «диктует рынок».
2. Установление для производителей,
оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности,
дифференцированных по отраслям.
3. Установление твердых оптовых и
розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
4.Установление твердых фиксированных
цен.
5. Установление для
предприятий-монополистов предельных цен.
6. Ограничение уровня рентабельности
предприятий - немонополистов.
7. Установление сельскохозяйственным
предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня
предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет.
8. Установление предельного уровня
торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной
торговли.
9. Установление коэффициентов повышения
цен с целью сдерживания их роста.
10. Рекомендации по применению единой
номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка
формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.
11. Декларирование повышения свободных
цен»1.
Государственное
регулирование цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно
усиливается в кризисных ситуациях — в периоды ускорения инфляции, роста
дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики и
ослабевает по мере выхода страны из кризиса. Прямые методы контроля за ценами
должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общая
антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы
ценообразования в этом случае дополняются непосредственными прямыми методами
государственного регулирования. Государство путем установления определенных
режимов движения цен, при помощи «замораживания» или «блокирования» их на
определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек
производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен
на продукцию.
2.
Практическая часть
Задача №1
Известны
следующие данные о производстве изделия "М"
Сырье и основные материалы (за
вычетом затратных отходов)
|
75 руб/шт.
|
Нормативная трудоемкость
изготовления изделия
|
4.3 н/час
|
Средняя часовая тарифная ставка
|
5, 387 руб/час
|
Премии рабочим по системному
положению
|
14%
|
Дополнительная з/п производственных
рабочих
|
9%
|
Отчисления на социальные нужды
|
26 %
|
РСЭО
|
50%
|
Цеховые расходы
|
70%
|
Коммерческие расходы
|
24%
|
Норма прибыли
|
17%
|
НДС
|
18 %
|
Общехозяйственные расходы
|
40%
|
Рассчитайте
цеховую, производственную, полную себестоимость изделия "М".
Определите,
сможет ли предприятие возместить свои издержки и получить ожидаемую прибыль,
если на рынке аналогичное изделие продается по цене 200 руб. (с НДС).
Решение.
Рассчитаем
цеховую, производственную и полную себестоимость изде-лия «М»:
1). Основная
заработная плата производственных рабочих:
5,387 руб./час *
4,3 н./час = 23,16 руб.
2). Размер
премии:
23,16 руб. * 1,14
= 26,40 руб.
3).
Дополнительная заработная плата производственных рабочих:
26,40 руб. * 0,09
= 2,38 руб.
4). Отчисления
ЕСН:
(26,40 + 2,38) *
0,26 = 7,48 руб.
5). РСЭО:
26,40 руб. * 0,5
= 13,20 руб.
6). ОПР:
26,40 руб. * 0,7
= 18,48 руб.
7). Цеховая
себестоимость:
75,00 + 26,40 +
2,38 + 7,48 + 13,20 + 18,48 = 142,94 руб.
8). ОХР:
26,40 руб. * 0,4
= 10,56 руб.
9).
Производственная себестоимость:
142,94 руб. +
10,56 руб. = 153,50 руб.
10). Коммерческие
расходы:
153,50 руб. *
0,24 = 36,84 руб.
11). Полная
себестоимость:
153,50 руб. +
36,84 руб. = 190,34 руб.
12). Прибыль:
190,34 руб. *
0,17 = 32,36 руб.
13). Оптовая цена
предприятия:
190,34 руб. +
32,36 руб. = 222,70 руб.
14). Отпускная
цена с НДС:
222,70 руб. *
1,18 = 262,79 руб.
Определим, сможет
ли предприятие возместить свои издержки и получить ожидаемую прибыль, если на
рынке аналогичное изделие продается по цене 200 руб. (с НДС):
15). Оптовая цена
рынка без НДС:
200,00 руб. / 1,18
= 169,49 руб.
16).
Рентабельность предприятия:
(169,49 – 190,34)
/ 190,34 * 100% = - 10,95%
Вывод:
Предприятие не сможет возместить свои издержки и несет убытки в размере 10,95%,
следовательно, предприятие не рентабельное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, из
сказанного следует, что цена – это денежное выражение стоимости какого-либо
товара или услуги; экономическая категория, служащая для косвенного измерения
величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего
времени; сумма денег, уплачиваемая покупателем (потребителем) за приобретаемый
им товар, представленный в виде продукта или оказанных услуг (выполненных
работ). Уровень цены формируется под влиянием ряда не зависящих от участников
сделки объективных обстоятельств, к которым относятся особенности товара, его
конкурентоспособность, соотношения спроса и предложения на рынке,
государственное регулирование цен, степень монополизации рынка, а также под
воздействием субъективных обстоятельств – выбора определенного рынка, контрагента,
времени, места и способа заключения сделки, знаний и опыта использования
конъюнктуры рынка.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Баздникин А.С.
Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004. - 332с.
2. Беляева И.Ю.,
Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект:
Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. - 160с.
3. Житов Р.Е.
Ценообразование: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005. – 50с.
4.
Ценообразование: Учебное пособие / Под ред. Г.А.Тактарова. – М.: Финансы и
статистика, 2003. – 176с.
5. Цены и
ценообразование: Учебник / Под ред. И.К.Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ»,
2001. – 304с.
6. Чибинев В.М.,
Очередько В.П., Чибинев А.М. Ценообразование: Учебное пособие. – СПб.: ООО
«Лексикон», 2000. – 172с.
Страницы: 1, 2
|