Сущность и понятие лизинга
Московская финансово-промышленная академия
Реферат
По
дисциплине: «Лизинг»
По
теме: «Сущность и понятие лизинга»
Выполнил:
2004
Содержание
Введение. 3
1) История развития и понятие лизинга. 6
2) Лизинг, как способ повышения
инвестиционной активности в России. 11
3) Субъекты и объекты лизинговых отношений. 12
4) Виды лизинга. 13
5) Преимущества и недостатки лизинга для
различных субъектов. 19
6) Факторы, сдерживающие развитие лизинга в
России. 21
Заключение. 23
Список используемой литературы.. 24
Преобразование под
воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения,
глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость
поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления
материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных
форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.
До начала 60-х годов
лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые
часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий
популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для
покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в
лизинг.
Актуальность развития
лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде
всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес
морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет
обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих
проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых,
кредитных и инвестиционных операций.
Переход к рыночной
экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из
которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей
конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и
неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и
ограниченности финансовых ресурсов.
В настоящее время
большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они
не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического
прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования:
ипотечное, под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости.
Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее
брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению
с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости
оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного
года до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация в Росси, по мнению экспертов,
благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между
предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который
неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных
гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем
участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и
нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект
лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего
лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.
В данной курсовой работе предпринята попытка
проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг,
зарождение и природу лизинга, организационные модели лизинговых компаний,
сложившиеся в нашей стране под действием ряда факторов, позитивные, негативные
моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.
Выбор данной темы
определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых услуг в России весьма молод
и не освоен. Во-вторых, лизинг, по моему мнению, является весьма перспективным
направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в
предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о
его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в
переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями,
необходимо отметить позитивность лизингового механизма. И, наконец, в-третьих,
я уверена, что с помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции,
необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики .
1) История развития и понятие лизинга
Идея лизинга не нова. По
мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались, как
отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в
древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так,
глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об
аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других
животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о храмовых
священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако
древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер,
и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока
до нас не дошло никаких сведений об этом.
Историки утверждают, что
Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а
не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э. Английский автор Т.
Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель:
он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около
1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга
— они нашли своё отражение в институциях Юстиниана.
В
Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями:
венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие
по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались
их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от
англ. to
lease - брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании
«Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои
телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого
лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952
г. в Сан-Франциско американской компанией “United States
Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной нового
бизнеса, и в частности банковского.
В
начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан
в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising GMbH” появилась в 1962 году в
Дюссельдорфе. К середине 60-х годов
лизинговые операции в США составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они
превысили 110 млрд. дол., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто
раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными
преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период
в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта
становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.
В
80- е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники. В эти годы
корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью
лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в конкуренции с Боингом. Предложенная
Дугласом концепция была названа " Fly before buy" ("летать, прежде
чем покупать").
В США лизинг превратился в один из основных видов
экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших
свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров
определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями
в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название
«финансово-лизинговых обществ»; они стали обеспечивать производителям пути
сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и
связанных с ними рисков.
Нередко лизинг
использовался для целей не совсем честных и благородных, например для сокрытия
истинного положения вещей — кто собственник, кто владелец, для введения в
заблуждение кредиторов. В 1571 г. был издан закон о запрещении таких сделок, разрешалось
использовать только действительный лизинг. История использования лизинга
повторяется и в ХХ в. Современный лизинговый бум привел к появлению огромного
числа сделок, лишь носивших название “лизинг”, но по сути прикрывавших
возможность получения больших доходов, уклониться от уплаты налогов. И первые
законодательные акты в этой области основной своей целью ставили разграничение
“действительного” и “мнимого” лизинга путем применения различных критериев и
показателей.
В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце
50 - начале 60-х годов. В Англии
первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, упрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их
статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства.
Лишь, после того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое
закрепление статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться
высокими темпами.
С
начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском
континенте.
В настоящее время основная часть мирового рынка
лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа - Япония».
В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные
лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или
считаются их дочерними обществами.
Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от
финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего комбинации
купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного
лизинга.
По
мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся
до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле.
Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего как
одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные
универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное,
кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолета,
морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной (формы) кредита.
Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся
наем морского судна без экипажа.
Начало
активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить
1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным
явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства
СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от
16 февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета ", в котором
был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих
банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.
В
1994 г. была
создана Российская ассоциация лизинговых компаний - "Рослизинг", ставшая
членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”. В настоящее
время действует более 25 лизинговых компаний, еще более 40 заявили о своем намерении
работать в этой сфере. Одними из первых были зарегистрированы "Росагроснаб"
- лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг " -
лизинг самолетов.
Правительство
России приняло ряд постановлений, способствующих развитию лизинговых операций. Указ
Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 " О развитии финансового лизинга
в инвестиционной деятельности " определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение
этого Указа Правительство РФ приняло Постановление № 633 "0 развитии лизинга
в инвестиционной деятельности ". Этим Постановлением утверждено Временное положение
о лизинге. В развитие Постановления утверждены методические рекомендации по расчету
лизинговых платежей, примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества
с полной амортизацией, типовой устав акционерной лизинговой компании.
Затем
был принят федеральный закон от 29 октября 1998 N 164-ФЗ
"О лизинге". Также была принята федеральная программа развития лизинга в РФ на 1996-2000 гг., целью
которой является создание благоприятных правовых, экономических, организационных
и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно- правовой
базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов
по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию
Фонда содействия развитию лизинга в РФ и т.п.
В
Федеральной программе дан прогноз развития лизинга в РФ: предполагается увеличение
доли лизинга к 2006 г, в общем, объеме инвестиций до 20%. В Постановлении Правительства
РФ от 27 июня 1996 г. № 752 "0 государственной поддержке развития лизинговой
деятельности в РФ" включено следующее положение: "считать целесообразным
предусматривать ежегодно, в 1997-2000 гг., в Федеральной инвестиционной программе
средства на общую сумму до 8 трлн. руб., для финансирования на конкурсной основе
высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового
лизинга".
Единого
международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это вызвано
как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и различиями
в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах.
В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную
аренду, принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах
и эти последние понятия относятся к разновидности лизинга.
Наиболее точно отражающим
сущность термина “лизинг”, на мой взгляд, является следующее определение: лизинг
– это инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств,
при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное
договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество
лизингополучателю за плату во временное пользование с правом последующего
выкупа.
Лизинг
представляет собой средне- и долгосрочную аренду машин, оборудования,
транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле-
и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного
назначения, а также прав интеллектуальной собственности - лицензий,
компьютерных программ, ноу-хау и т.д.
Страницы: 1, 2, 3
|