Миссия должна
вырабатываться с учётом следующих пяти факторов.
·
История
фирмы. У каждой компании есть история её целей, политики и достижений; фирма не
должна резко рвать со своим прошлым.
·
Существующий
стиль поведения, предпочтения и способ действия собственников и управленческого
состава.
·
Рыночная
среда.
·
Ресурсы,
которые она может привести в действие для достижения своих целей.
·
Определённые
деловые способности и возможности. Цели организации должны быть основаны на
знании того, что она умеет делать наилучшим образом.
Хорошо
сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она
стремиться быть, а также показывает отличие организации от других, ей подобных.
Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены:
·
целевые
ориентиры фирмы, отражающие то, к чему стремиться фирма в своей деятельности в
долгосрочной перспективе;
·
сфера
деятельности фирмы, отражающая то, какой продукт фирма предлагает покупателям,
и то, на каком рынке фирма осуществляет реализацию своего продукта;
·
философия
фирмы, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в
фирме;
·
возможности
и способы осуществления деятельности фирмы, отражающие то, в чём сила фирмы, в
чём её возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с
помощью какой технологии фирма выполняет свою работу, какие для этого имеются
ноу-хау и передовая техника.
Очень важно,
чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была
понятна всем субъектам, взаимодействующим с фирмой, в особенности всем членам
фирмы. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она
исключала возможность разнотолков, но в то же время оставляла простор для творческого
и гибкого развития фирмы (см. прил. 3).
Если миссия
задаёт общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие
смысл её существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремиться
организация, фиксируются в виде её целей, то есть, говоря иначе, цель –
это желаемое состояние системы или результат её деятельности, достижимый в
пределах некоторого интервала времени. В целях должна найти отражение
перспектива развития системы. Цели деятельности социально-экономических систем
в значительной степени определяются условиями внешней среды.
Невозможно переоценить
значимость целей для фирмы.
Цели являются
исходной точкой планирования; они лежат в основе построения организационных
отношений; на целях базируется система построения мотивирования, используемая в
организации; наконец, цели являются точкой отсчёта в процессе контроля и оценки
результатов конкретных работников, подразделений и организации в целом.
Чтобы цели имели
управленческую ценность, они должны быть определены в количественных и
измеримых показателях и содержать предельные значения, которых необходимо
добиться.
Можно выделить
восемь ключевых пространств, в рамках которых фирма определяет свои цели.
·
Положение
на рынке. Рыночными целями могут быть завоевание лидерства на определённом
рынке или его сегменте, увеличение доли рынка компании, укрепление
конкурентного статуса фирмы.
·
Инновации.
Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения
бизнеса, развитием производства новых товаров, применением новых технологий.
·
Производительность.
Более эффективно то предприятие, которое обеспечивает производство продукции по
более низкой себестоимости. Для любого предприятия важны такие показатели, как
производительность труда, энергоёмкость, ресурсосбережение.
·
Ресурсы.
Определяется потребность во всех видах ресурсов и формируются цели относительно
расширения или сокращения ресурсной базы, обеспечения её стабильности, снижения
зависимости предприятия от одного источника сырья.
·
Прибыльность.
Эти цели связаны с достижением определённого уровня рентабельности,
обеспечением заданного уровня прибыльности, как правило, выражены
количественно.
·
Управленческие
аспекты. Обеспечение эффективного менеджмента – цель любой организации,
ориентирующейся на долгосрочную перспективу. Привлечение к работе выдающихся
менеджеров, формирование соответствующей организационной культуры, создание
систем управления для деятельности в условиях непредвиденных ситуаций – лишь
некоторые из тех факторов, которые влияют на эффективность управленческого
процесса.
·
Персонал.
Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест,
обеспечением определённого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации
труда, сокращением текучести кадров, повышением уровня квалификации.
·
Социальная
ответственность. В настоящее время большинство экономистов признаёт, что
отдельные фирмы должны ориентироваться не только на увеличение прибыли, но и на
развитие общепринятых ценностей. Эта идея заложена и в основу концепции
социально-этнического маркетинга, получившей широкое распространение в последние
годы. Являясь открытой системой, фирма должна поддерживать связь со своим
окружением, учитывая его влияние и воздействуя на него для создания
благоприятного имиджа фирмы[5, с.3].
Многоплановость
целей объясняется тем, что любое предприятие, любая экономическая система
являются многоцелевыми. И сложность заключается в определении приоритетов
целей. Цели предприятия должны обладать рядом характеристик, которые иногда
называют критериями качества целей.
1.
Цели
должны быть конкретными и измеримыми. Выражая цели в чётких измеримых формах,
руководство создаёт базу для принятия решений и оценки (контроля) хода работ.
2.
Конкретный
горизонт планирования представляет другую характеристику эффективных целей.
Следует не только определить, что предприятие хочет осуществить, но также когда
должны быть достигнуты результаты.
3.
Цель
должна быть достижимой. Установление целей, переоценивающих возможности фирмы,
может привести к катастрофическим последствиям. Кроме того, установление
недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию
труда.
4.
Цели
должны быть гибкими и иметь пространство для их корректировки в связи с
непредвиденными изменениями внешней среды и внутренних возможностей фирмы. Это
обеспечивает реализуемость целей.
5.
Множественные
цели фирмы должны быть сопоставимыми и взаимно поддерживающими, то есть
действия и решения, направленные на достижение одной цели, не должны
противоречить достижению другой. Нечет этого факта ведёт к возникновению
конфликтов между подразделениями.
Чётко намеченная
цель является тем важным ориентиром, по которому следует оценивать достигнутые
результаты и на котором следует фокусировать всё своё внимание. Цель всегда
есть прогнозирование, предвосхищение будущего, ориентация на достижение новых,
ещё непознанных высот развития. Великий итальянский мыслитель Никколо
Макиавелли говорил: «Следует замахиваться на большее, чтобы достичь меньшего».
Цели являются
масштабом для оценки достигнутого. Искусство формулирования цели и есть
искусство управления. Без чётко сформулированных целей нет и не может быть
эффективного контроля за деятельностью фирмы. Как и миссия фирмы, цель должна
быть понятна исполнителям. Как при управлении огнём войскового подразделения не
даётся команда на подготовку боевой операции, пока дальномерщик не доложит
командиру: «Цель вижу», так и в организации нельзя требовать от сотрудников
достижения непонятной цели[1, с.113].
Важность этапа
формулирования целей в стратегическом менеджменте трудно переоценить, так как,
не зная куда идти, трудно определить маршрут следования.
Процесс установления целей в различных организациях проходит
по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в
других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в
которых процесс установления целей носит промежуточный между полной
централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов
имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, в случае полной
централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним
уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой
ориентации. Это является определенным преимуществом. В то же время у этого
подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что
на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже их
сопротивление.
В случае
децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним
уровнем и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного
установления целей. При одной — процесс установления целей идет сверху вниз.
Декомпозиция целей происходит следующим образом: каждый из нижестоящих уровней
в организации определяет свои цели, исходя из того, какие цели были установлены
для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления
целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе
цели, которые служат основой для установления целей последующего, более
высокого уровня[13, с.3].
Как видно, для
разных подходов к установлению целей характерно наличие существенных различий.
Однако общим требованием к обновлению целей является то, что решающая роль во
всех случаях должна принадлежать высшему руководству. С точки зрения логики
осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что
процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На
первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй —
выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно
вырабатываются цели организации. Рассмотрим процесс непосредственной выработки
целей организации.
Правильно
организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
·
выявление
и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;
·
установление
целей для организации в целом;
·
построение
иерархии целей;
·
установление
индивидуальных целей[3, с.3].
2.3.
Разработка и выбор стратегии предприятия
Одной из ключевых
составляющих стратегического управления является стратегия.
"Стратегия" - от греческого "strategia" - "веду
войско". [Словарь иностранных слов]. Выбор стратегии и ее реализация
составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому
управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как
долгосрочное качественно определенное направление развития организации,
касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений
внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если цели
организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить
в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким
способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в
условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии
исключает определенность в поведении организации, так как стратегия, помогая
продвигаться в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в
изменяющейся ситуации[6, с.68].
Наряду со
стратегиями в стратегическом управлении организацией большую роль играют
правила (policy), которые так же, как и стратегии, определяют функционирование
организации, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала.
Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая
атмосферу, в которой осуществляется деятельность.
В самом общем
виде стратегия — это генеральное направление действия
организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее
к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на
верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня иерархии
стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня
она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке,
разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают
в виде целевых установок. Чтобы избежать двойственности в толковании стратегий,
далее в данной главе будут рассматриваться только стратегии организации в
целом, а не ее отдельных подразделений. При определении стратегии фирмы
руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением
фирмы на рынке:
·
какой
бизнес прекратить;
·
какой
бизнес продолжить;
·
в какой
бизнес перейти.
Это значит, что стратегия
концентрирует внимание и связана с тем:
·
что
организация делает и чего не делает;
·
более
важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.
Как считает один из ведущих теоретиков и специалистов в области
стратегического управления Портер, существуют три основные области выработки
стратегии поведения фирмы на рынке.
Первая область
связана с лидерством в минимизации издержек производства.
Вторая область
выработки стратегии связана со специализацией производстве продукции
Третья область
определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и
концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.
Наиболее
распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе
стратегии развития бизнеса обычно называются базисными, или эталонными. Они
отражают четыре разных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния
одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение
фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может
находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое
состояние.
Первую группу
эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного
роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и
(или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим
стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый,
не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск
возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода
на новый рынок.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|