Причины
возникновения стереотипов разнообразны. Однако самой главной из них, вероятно,
является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно
увеличивающегося объема информации. Стереотипизация поступающей информации
выступает естественной формой защиты мозга от перегрузок, направленной на
сохранение целостности и здоровья всего организма. Без этой защиты сознание
человека просто запуталось бы от постоянного вынесения оценочных суждений.
Наличие стереотипов значительно упрощает и ослабляет этот процесс.
Усвоение
человеком стереотипов происходит различными путями. Во-первых, они усваиваются
в процессе социализации и инкультурации. Поскольку стереотипы представляют
собой часть культуры, то «привычку» думать о других группах определенным образом
мы «всасываем с молоком матери». Многие стереотипы передаются и развиваются в
соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями. Свою
окончательную форму они приобретают между 12-м и 30-м годами жизни, после чего
устойчиво закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это касается не
только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений
о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп.
Во-вторых,
стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего
приходится сталкиваться — родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если,
например, дети слышат, когда их родители говорят, что «русские слишком простодушны»
или что «цыганам в глаза смотреть нельзя — обманут», то они воспринимают эти
стереотипы.
В-третьих,
стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на
рынке обманул торговец-азербайджанец, то вы можете заключить, что все
азербайджанцы лживы. В этом случае стереотип приобретается исходя из
ограниченной информации.
В-четвертых,
особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации.
Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не
ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей
пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение средств массовой
коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные
установки. Поэтому, даже не имея личного опыта общения, люди наделяют
иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера.
Объясняя
механизм формирования стереотипов средствами массовой информации, выделим
причины их влияния на общественность:
• Для многих людей средства массовой информации являются источником
авторитетного мнения, которое не переоценивается критически. Это происходит в
том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования собственного
мнения или установки.
• Большое значение имеет статус источника информации. Совершенно
очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным
политиком или общественным деятелем. Чем выше авторитет источника информации
тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой информации. Даже если
некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она
все равно закрепится в их сознании.
• Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать
ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в
принятии решения, его окончательный выбор осуществляется с помощью одобрения
авторитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает
внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю
ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исчезает
всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его
результат, который может повлечь за собой его поведение. Все представляется
правильным и справедливым, так как, по его мнению, он действует с санкции авторитета.
В этом случае влияние средств массовой коммуникации сравнимо с массовым
гипнозом.
Функции стереотипов.
По
своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы,
аккумулирующие социальный и психологический опыт общения и взаимодействий
индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают рядом качеств: целостностью,
ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью,
рациональностью и др. Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои
разнообразные функции и задачи, из которых для процесса межкультурной
коммуникации особое значение имеют следующие:
• объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и
простой информации об их специфических социокультурных особенностях;
• предвидение различных форм поведения от партнеров по коммуникации;
• формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и
партнерам;
• защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, апология
собственной сокультурной группы;
• обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями,
стандартами поведения;
• стабилизация и интеграция отношений между социокультурными группами в
обществе.
Функция
передачи относительно достоверной информации основана
на процессах «глобального» обобщения, происходящих при наблюдении
неординарного, бросающегося в глаза, необычного поведения и образа мыслей
членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к
обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чужой
культурой начинается классификация новой информации и формируется модель этой
культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации
реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на
основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры
и формулируется характеристика ее представителей по определенным признакам.
Например,
в основе стереотипов практичности и пунктуальности немцев или гостеприимства и
склонности выпить у русских лежат наблюдения за их действительным поведением.
Ориентирующая
функция заключается в том, что с помощью
стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружающего мира, в ячейки
которой, опираясь на стереотипы, «расставляются» определенные социальные
группы. Такой прием позволяет довольно быстро дифференцировать людей по
группам на основе стереотипных признаков и ожидать от них определенного поведения.
Например,
если спросить у любого человека, для членов какой этнической группы характерно
предсказывать судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ
цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими,
можно предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет
действовать женщина, ничем не отличающаяся по внешнему облику от членов вашей
культурной группы, то такого предположения не возникает.
Следовательно,
стереотипы помогают «распределить» социальное окружение на обозримые и
понятные группы и тем самым упростить сложность незнакомого культурного
окружения.
Функция
влияния на создание реальности заключается
в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую
этнические группы. Стереотипизация позволяет классифицировать поведение
окружающих и дать объяснение его причин путем отнесения к уже известным
явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды,
ценности своей группы. Поэтому стереотипы выступают своего рода «защитным механизмом»,
служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы.
Такое
разграничение связано также с понятием «ингруппового фаворитизма»,
подразумевающего формирование более позитивного образа собственной культуры по
сравнению с другими. Стереотипы, создавая определенную реальность,
консолидируют собственную культурную группу и обозначают ее границы. Примером
этого могут служить «стереотипы-поговорки» или анекдоты, существующие в каждой
культуре. «Незваный гость — хуже татарина», «Что русскому хорошо, то немцу —
смерть». В таких поговорках можно увидеть вполне конкретный образ другой
группы.
Как
уже отмечалось, носителями и создателями стереотипов являются те или иные
социальные группы, которые, взаимодействуя между собой, вырабатывают по
отношению друг к другу определенные социальные стереотипы. Стереотипы
проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с
представителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректировке
стереотипа даже в том случае, если очевидно отклонение от уже имеющегося
представления. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как
исключение, а существующий стереотип продолжает рассматриваться как норма.
Поскольку
стереотип является порождением группового сознания, то адекватно он может
использоваться только при межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в
ситуации и определения этнической или культурной принадлежности представителей
различных групп. Ориентировка и определение происходят практически мгновенно —
по различным признакам групповой принадлежности срабатывает психологический
механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип. Причем
для срабатывания этого механизма совершенно не важно, что в действительности
происходит, каков личный опыт носителя стереотипа; главное — не ошибиться в
ориентировке.
Значение стереотипов для межкультурной коммуникации.
При
всем своем схематизме и обобщенности стеретипные представления о других народах
и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют
ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока.
Ведь в процессе межкультурной коммуникации один партнер воспринимает другого
вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и
их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком.
Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных
последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется
теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его
поведение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных
контактов стереотипы играют очень важную роль.
Анализ
вопроса роли стереотипов в межкультурном общении позволяет выявить их значение
во взаимодействии и взаимопонимании культур. В результате исследования
сложились два подхода. Первый из них можно назвать «академическим». Он
представлен в работах английского психолога Р. Стагнера, который считает, что
стереотипы в межгрупповом межкультурном взаимодействии облегчают восприятие
незнакомых или малознакомых явлений чужой культуры, позволяя быстро, просто и
достаточно надежно категоризировать, упрощать социокультурное окружение
индивида .
Другой
подход заключается в анализе роли стереотипов в контексте социального
взаимодействия. Здесь стереотипы предстают как проявление скрытого расизма,
этноцентризма и дискриминации.
Несмотря
на различия в подходах, в них отчетливо просматривается мысль, что в
межкультурной коммуникации стереотипы являются результатом этноцентрической
реакции — попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно
только своей культуры. Нередко при межкультурном общении и оценке своих
партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководствуются ранее
сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей абсолютно свободных от
стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации
коммуникантов. Исследования показывают, что степень стереотипизации обратно
пропорциональна опыту межкультурного взаимодействия.
Стереотипы
жестко «встроены» в нашу систему ценностей, являются ее составной частью и
обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. По этой причине
стереотипы используются в каждой межкультурной ситуации. Механизмы межкультурного
восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной
культуры. Без употребления этих предельно общих культурно специфических
способов оценки, как собственной группы, так и других культурных групп,
невозможно обойтись. Представители другой группы при этом идентифицируются по
таким признакам, как пол, этническая принадлежность, особенности речи, внешний
облик, цвет кожи, брачные обычаи, религиозные убеждения и т.д.
Зависимость
между культурной принадлежностью того или иного человека и приписываемыми ему
чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным
культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с «единой»
позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры,
человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать, что существенно
влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур.
Например,
при общении с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами у
немцев, привыкших к другому стилю общения, может сложиться стереотип о
«взбалмошности» и «неорганизованности» итальянцев. В свою очередь у итальянцев
может сложиться стереотип о немцах как о «холодных» и «сдержанных» и т.д.
В
зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или
вредны для коммуникации. Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и
действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:
• если его сознательно придерживаются: индивид должен понимать, что
стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не
специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;
• если стереотип является описательным, а не оценочным: это предполагает
отражение в стереотипах реальных и объективных качеств и свойств людей данной
группы, но не их оценку как хороших или плохих;
• если стереотип точен: это означает, что стереотип должен адекватно
выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;
• если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой
информацией о ней: это означает, что первое впечатление о группе не всегда
дает достоверное знание обо всех индивидах данной группы;
• если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и
опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.
В
ситуации межкультурных контактов стереотипы бывают, эффективны только тогда,
когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или
ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.
Стереотипы
становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда, ориентируясь на
них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые
нормы, когда смешивают стереотипы с описанием определенного индивида и когда
не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и
опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серьезной помехой при
межкультурных контактах.
В целом
выделяют следующие причины, из-за которых стереотипы могут препятствовать
межкультурной коммуникации:
• если за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности
людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми
чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении
определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации;
• если стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения
и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные;
• если стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в
себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом
искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми
осуществляются межкультурные контакты.
Люди
сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действительность и их жизненный
опыт им противоречат. Поэтому в ситуации межкультурных контактов важно уметь
эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а
также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действительности.
Заключение
В
нашей работе мы исследовали понятие “стереотип“ как часть национального
характера того или иного народа. На основе проделанной работы можно сделать
следующие выводы:
Исследовав
понятие стереотипа было выявлено, что этот феномен можно рассматривать в двух
аспектах:
как
относительно устойчивый, обобщающий образ или ряд характеристик, свойственных
представителям одного культурного и языкового пространства, или представителям
других наций в глазах данного народа;
как
культурно-детерминированное представление, существующее как в виде ментального
образа, так и в виде вербальной оболочки. Стереотип в этом случае является и
процессом, и результатом общения согласно определенным семиотическим моделям.
Стереотип (как родовое понятие) включает в себя стандарт, являющийся неязыковой
реальностью, и норму, существующую на языковом уровне. В качестве стереотипов
могут выступать как характеристики другого народа, так и все, что касается
представлений одной нации о культуре другой нации в целом.
Поведение
каждого человека (несмотря на то, что в частных случаях оно индивидуально) в
любом обществе типизировано, то есть оно подчиняется нормам, выработанном в
данном обществе индивидуально и многообразно. Набор стереотипов для каждого
отдельно взятого общества сугубо специфичен. Культурные стереотипы оказывают
влияние на поведение человека в пределах родного культурного и языкового
пространства и начинают усваиваться именно с того момента, когда человек
осознает себя частью определенного этноса, частью определенной культуры.
Следующие
явления в культуре отдельного народа относятся к стереотипам:
Вербальное
поведение
Невербальное
поведение (мимика, жесты, телодвижения)
Национальный
характер и представления о нем другими нациями
Социальные
ситуации, поведение в социальных ситуациях
Особенности
быта и повседневной жизни нации
Национальная
кухня
Религиозные
и национальные обряды
Для
успешного осуществления коммуникативного акта между разными нациями необходимо
не только владение языком, но и также наличие фоновых знаний. Большую роль в
коммуникативном процессе играют прецедентные имена – индивидуальные имена,
ситуации, широко известные представителям той или иной нации. нации.
Прецедентные имена являются составляющей такого понятия как фоновые знания. Как
фоновые знания, так и прецедентные имена важны для “расшифровки” и
интерпретации национальных стереотипов культуры, для их осмысления и
правильного толкования. Они включают систему мировоззрения, взглядов,
господствующих в данном обществе, этических оценок, эстетических вкусов, нормы
речевого и неречевого поведения и большую часть знаний, которыми обладают все
члены данного общества. Многие стороны жизни народа, традиции быта, обычаи,
исторические события, которые известны членам данного языкового общества и
неизвестны иностранцу, стали причиной возникновения тех или иных стереотипов в
данном культурном пространстве.
Список
используемой литературы
1.
Садохин
А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. (М) 2005г.
2.
http://www.countries.ru
Страницы: 1, 2
|