а) определение целей фирмы с учетом
рыночной ситуации;
б) определение средств достижение этих целей;
в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;
г) разработка соответствующих
перспективных планов и программ.
Все виды менеджмента
взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет
административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей
деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство
функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить
их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях
целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них
характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.
Стратегический
менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и
средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.
1.3. Основные принципы
стратегичегического управления
Можно выделить основные
принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных условиях.
1. Разделение управления
имуществом (функция собственника) и производством (компетенция директора, правления, менеджера). Согласно
российскому законодательству, в акционерном обществе только собрание
акционеров-собственников может принимать решения об изменении уставного капитала, продаже, покупке, сдаче в аренду
дорогостоящего (более 10% общих активов) имущества, распределении прибыли (после уплаты
налогов), эмиссии ценных бумаг, реорганизации предприятий, открытии и закрытии филиалов и т.д.
В то же время собственник (в том числе фонд государственного имущества) не
вправе вмешиваться в управление производством (выбор поставщиков, сбыт
продукции, набор и увольнение работников и т.д.). Арендодатель следит за
изменением стоимости своего имущества, соотношением активов и пассивов,
прибылей и убытков, внесением арендной платы, но не может указывать арендатору
условия реализации продукции и распределения доходов.
2. Основой стратегии
предприятия становится планирование доходов и расходов, внимание руководителей
перемещается из снабженческо-производственной в финансово-сбытовую сферу.
В условиях кризиса или
постоянного риска развития такового, средства можно вкладывать лишь в наиболее
надежные и перспективные проекты, которые не только обеспечат заданный
уровень доходности, но и укрепят рыночные позиции фирмы. Высокий уровень
риска (зависимость ожидаемой выручки от изменения цен на ресурсы, ссудного
процента, темпов инфляции, валютного курса и других независящих от
предприятия факторов) может быть компенсирован повышенной эффективностью
вложений. Для ее оценки в первом приближении используется коэффициент
окупаемости капиталовложений (КОК):
Оценка эффективности
производства в конечном счете характеризует результативность конкретных
проектов и управления предприятием в целом. Она включает четыре основных этапа:
1) исчисление
производственных расходов;
2) определение
требуемых инвестиций (капиталовложений);
3)
прогнозирование ежегодных доходов с учетом износа активов;
4) определение
срока окупаемости капиталовложений и его соответствия нормативу.
3. Разделение
функций стратегического и оперативного управления производством. Первые
осуществляет руководитель (совет директоров) и штаб (консультативный совет, не
имеющий права давать прямые указания исполнителям), вторые -правление, директора по
производству, маркетингу и сбыту и т.д., подчиненные им отделы управления.
К числу
обязанностей руководителя относится определение общих целей на основе анализа
и прогнозирования рыночных позиций фирмы, утверждение соответствующих планов
и программ, структуры управления, концепции маркетинга, основных
направлений НИОКР. Разработка кадровой, социальной, финансовой,
инвестиционной, закупочной и производственной (что и как выпускать)
политики, координация работы структурных единиц и служб управления, подбор
непосредственно подчиненных сотрудников. Вмешательство генерального директора
в оперативное управление поставками, запасами, календарное планирование неприемлемо в рыночной экономике.
Управление имуществом
включает контроль за стоимостью имущества, активами и распределением
прибыли, определение стратегии маркетинга и обновления производства. При этом
функция стратегического управления выполняется в штаб-квартире корпорации,
а оперативного управления - остается на заводе, передается в низовые ячейки, в
цеха, комплексные бригады и другие подразделения. В этом нет различия
между американскими и японскими фирмами. Низовые ячейки стали сами заказывать
материалы, производить и отгружать продукцию. В результате в США, например,
корпорации сократили 25% управленческого персонала.
Усиливается роль
финансовых подразделений в выработке стратегических целей. В условиях
компьютеризации финансовая служба объединяется с бухгалтерией. При отсутствии электронно-вычислительной
техники существенно возросшие объемы работ бухгалтерии начинают тормозить всю
работу фирмы. В развитых странах 92 % фирм отказались от ручной выписки
документации, расчетов и т.п. По существу, внедряется полная компьютеризация этих
процессов. Осуществляется также разделение задач перспективной (на 5 лет и
более) и текущей (на 1-3 года) максимизации прибыли.
Благодаря иной
стратегической ориентации корпорации Японии существенно потеснили США на
мировом рынке. В 80-х гг. они имели превосходство по таким показателям, как
фондовооруженность труда (в 2-5 раза), средний возраст металлообрабатывающего
оборудования (9,5 лет по сравнению с 17.5), доля затрат на обновление
производства (исследования и разработки, маркетинг, дизайн и реклама, развитие
рынка после начала продаж), удельный вес новых товаров, затрат на
предотвращение брака и т. д. В то же
время в корпорациях США выше скорость оборота средств, текущая рентабельность
совокупных активов, доля собственного и привлеченного капитала по сравнению с
кредитами.
К числу методов
повышения рентабельности в долгосрочной перспективе относятся развитие
инфраструктуры сбыта и технического обслуживания продукции, снижение серийности
производства (при высокой унификации узлов, деталей, технологических
процессов). Децентрализация управления (при создании автоматизированной
информационной системы), техническое содействие поставщикам (на основе
долгосрочных связей), выделение структурных единиц в дочерние малые предприятия
и т.д.
4. Многообразие стратегий
управления в зависимости от рыночных позиций фирмы и сфер деятельности, где она
может рассчитывать на успех. Так, завод "Импульс" в Санкт-Петербурге
в основу своей стратегии положил переход от военной к наукоемкой гражданской продукции.
В 1993 г. не дожидаясь общих программ конверсии, он освоил выпуск, а в 1995 г.
- массовое производство микроволновых печей по цене в 5-10 раз ниже импортных.
Алтайский картонно-рубероидный завод столкнулся с иной ситуацией - сокращение
спроса на строительные материалы и обилие посредников, забирающих основную
часть прибыли. Он добился успеха, выдвинув в качестве главной цели
прямые поставки, в том числе по бартеру и за рубеж.
5. Организация
сотрудничества крупного и малого бизнеса. 80-е годы XX века стали во всем
мире периодом возрождения малого бизнеса. Стало очевидным, что
теоретические положения нашей политэкономии о замене мелких производителей
корпорациями по мере концентрации производства оказались справедливыми лишь для
конца XIX - начала XX века.
С
середины XX века в мире начала разворачиваться научно-техническая революция.
Годом начала НТР считают 1955г. когда компьютер был впервые применен для
производственных нужд. Он был изобретен в 1942 году но использовался прежде
только для научных и военных целей. По существу, завершился "век
машин", которые включали только двигатель, передаточное устройство,
рабочую часть, и появилось новое орудие труда - машина со встроенным
микропроцессором. Датчики собирают информацию, затем она анализируется и
сопоставляется с программой, если выявляются несоответствия то командное
устройство вносит соответствующие коррективы.
Фактически
именно НТР привела к возрождению малого бизнеса, ибо существенно повысила
его возможности. Отметим, что малый бизнес имеет ряд
существенных преимуществ:
а) он открывает
большие просторы для самовыражения личности. Классическим примером стало
создание персональной ЭВМ. Как известно, на Западе два молодых инженера вынуждены
были уйти из одной из ведущих в данной области фирм, шедшей в то время по пути
увеличения размеров ЭВМ и не поддержавшей идею создания микроЭВМ. Уволившись,
они взяли кредит и, работая по 14-15 часов в сутки, вместе с тремя механиками
создали в непромышленных условиях персональную ЭВМ. В результате их
собственная компания достигла оборота в 7 млрд. долларов;
б) способствует
снижению экологической нагрузки;
в) снижает
транспортные расходы и др.
Для 90-х
годов характерно, что развитие малого бизнеса не ведет к уменьшению роли крупного
бизнеса: каждый из них имеет свою нишу. В этом плане, на наш взгляд, следует критически
отнестись к методам осуществления приватизации в России, приведшей к делению крупных
промышленных комплексов на независимые части, разрушению наукоемкого
производства.
Стратегическое управление учитывает развивающиеся в настоящее время виды
кооперации, малого и крупного бизнеса. Во-первых, это предпринимательская
сеть, то есть объединение большого числа малых предприятий для производства
определенной конечной продукции, которую не под силу произвести одному
малому предприятию (например, объединение ряда фирм Петербурга для
производства компьютеров). Заключается соглашение, разделяются функции между
участниками, каждый специализируется на том виде деятельности, который может
выполнить наиболее эффективно.
Во-вторых,
следует выделить франчайзинг - систему сотрудничества крупного и малого
бизнеса, при которой крупная фирма имеет договоры с большим количеством (до 3
тысяч) малых компаний. При этом крупная корпорация предоставляет свой товарный
знак (к примеру, в России - фирмам, работающим под маркой
"Дока-пицца" или "Дока-хлеб"), предоставляет свою
технологию и оборудование, ведет обучение кадров, контролирует качество
продукции.
2. Этапы
стратегического управления
Рассмотрим подробно, что конкретно должен
делать стратегический менеджер компании, какова последовательность его
работы, в чем ему помогают консультанты (референты, помощники).
1 этап - выбор цели с учетом
финансового положения фирмы. Здесь можно выделить следующие варианты (типы
целей):
а) восстановление
платежеспособности. Такая цель очень актуальна для нашей экономики, когда
рабочие сидят без оплаты, а главная забота руководителя - избежать банкротства;
б) увеличение
массы и нормы прибыли;
в)
диверсификация, то есть освоение новых сфер деятельности. Например, Ижорский
завод обычно ассоциируется с производством оборудования для АЭС, атомных
реакторов прокатных станов, скальных экскаваторов. Однако сейчас он является
учредителем примерно 20 компаний, занимающихся и финансовыми, и внешнеторговыми
операциями, и туризмом. По существу, с резким уменьшением спроса на
традиционную продукцию фирмы ее генеральной целью стала диверсификация;
г) конверсия -
полная смена профиля для оборонных заводов.
2 этап - уточнение, дифференциация
цели. Исходя из рыночной ситуации намечается:
а) проникновение на новый
рынок - наступательная стратегия фирмы на основе вытеснения конкурентов с этого
рынка или сотрудничество с ними.
б) сохранение и
развитие рыночных позиций - оборонительная стратегия. К примеру, наша
алюминиевая промышленность и некоторые другие отрасли вышли на мировой рынок
неорганизованно, отечественные предприятия сами сбивали друг другу цены. В
результате за три года объем экспорта по ряду позиций существенно вырос, а
выручка, напротив, снизилась на 15-20 %. Очевидно, необходимо заключение
картельных соглашений об урегулировании экспортных квот и цен. У нас подобные
соглашения заключили пока только предприятия - экспортеры лесного комплекса;
в) отступление,
уход с неперспективных рынков. Фирме не нужно цепляться за все виды деятельности, пытаться обязательно закрепиться на
всех возможных рынках. Можно и уходить с рынка, но уходить достойно, путем
нормального свертывания своей деятельности.
3 этап - выбор типа маркетинговой,
конкурентной стратегии. Можно выделить четыре варианта такой стратегии:
А. Неценовая
конкуренция при широком ассортименте. Данный тип маркетинговой стратегии
означает, что фирма конкурирует уникальным качеством, а не низкой ценой
продукции. Это самый перспективный вид конкуренции. Он означает что только
данное предприятие умеет изготавливать определенные изделия и, не снижая
цены, конкурирует качеством. Примером может быть мировое судостроение. Так, Япония - единственная страна,
строящая крупнотоннажные танкеры более 100 тыс. тонн водоизмещением с
уникальной степенью автоматизации.
Заметим, что такой тип
стратегии подходит только для крупных фирм, обладающих большим
научно-техническим потенциалом.
Б. Неценовая конкуренция при узком
ассортименте. Например, судостроение Скандинавии
специализируется на выпуске пассажирских лайнеров (их можно заказать в Швеции и
Норвегии), а Финляндия специализируется на ледоколах, на платформах для
бурения. Имеет место узкая специализация, когда, например, в Финляндии можно
заказывать только 3-4 типа судов.
В. Ценовая конкуренция при
широком ассортименте. Ее могут избрать крупные фирмы, которые обладают
сравнительно дешевыми материальными ресурсами или рабочей силой.
В качестве примера
можно указать, что это - возможная стратегия отечественного судостроения. В
качестве примера можно привести судостроительный завод "Адмиралтейские верфи",
который успешно вошел в рыночные отношения. Он нашел свою нишу, заключив
контракт со швейцарским бизнесменом. Завод может производить любые суда, кроме
уникальных. При этом массовая продукция создается по цене на 20-30 % ниже, чем
за границей -(например, танкеры по 10-15 тыс. тонн водоизмещением, которые
нужны, в частности, в арабских странах, в Греции для перевозки топлива на
острова). В результате своих усилий в настоящее время фирма обеспечена
заказами на 3 года вперед. Она заняла сейчас первое место по уровню зарплаты
работников в машиностроении Санкт-Петербурга.
Г. Ценовая конкуренция при
узком ассортименте (например, при производстве каботажных судов).
4 этап - дифференциация целей в
зависимости от этапов жизненного цикла изделия.
5 этап - сегментация рынка и выбор
цели для каждого сегмента. Цели фирмы дифференцируются по различным сферам
управленческой деятельности. К числу контролируемых показателей можно
отнести: сбыт (объем реализации); доходы; уровень конкуренции; динамику цены.
Специфика выпускаемого товара и стратегическая цель, которая ставится в итоге,
определяют объект особого внимания для стратегического менеджмента.
6 этап - разработка целевых программ,
обеспечивающих достижение целей.
Базовая
цель предприятия дифференцируется для отдельных областей (сегментов) его
деятельности - стратегических зон хозяйствования. Они могут выделяться по
следующим признакам:
- характер
рынков сбыта (товары, предназначенные для массового потребителя, для экспорта
в развитые страны и элитных групп в России, выпускаемые по индивидуальным
заказам);
- общность
используемого сырья;
- единство
технологии и фазы научно-производственного цикла (необработанное сырье,
полуфабрикаты, готовые изделия, научно-техническая продукция, услуги);
- патентная
защита (выпуск по зарубежным лицензиям, на основе собственных изобретений и
ноу-хау без патентов) и т.д.
По каждой
из этих зон целесообразно провести анализ по нескольким направлениям:
1. Удельный вес
данной зоны (сегмента) в общем доходе (объеме продаж) фирмы и его динамика.
Этот показатель отражает значимость данной сферы деятельности предприятия.
При этом выделяются (по американской терминологии) "звезды" (группы
товаров с максимальными темпами роста продаж), "дойные коровы" (товары,
приносящие основной доход при стабильном объеме реализации),
"загадки" (доля в выручке невысока, но спрос остается
постоянным) и "мертвые собаки" (продажа снижается, перспектив
нет).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|