Стратегический план развития предприятия и методика его составления
Группа: 4 – 10 – 98 БУБ
студент: Заболотный
Александр Эдуардович
адрес:
г. Запорожье,
ул. Мира, д. 10, кв. 18
телефон: 33 – 16 – 77
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине: планирование деятельности
предприятий
факультет:
дистанционное обучение
специальность: БУБ
отделение: бакалаврат
Преподаватель консультант: Пляскин И. И.
МАУП 2000.
Тема: Стратегический план развития
предприятия и методика его составления
ПЛАН
Введение………………………………………………….……………………….…3
1. Сущность и функции стратегического
планирования………….……..5
2.
Методика составления, структура и содержание
стратегического плана
2.1 Этапы составления стратегического плана………………..……….6
2.2 Цели организации……………………………………………..…………..8
2.3 Оценка и анализ внешней среды………………………….…………..9
2.4 Исследование внутренних факторов фирмы………………………11
2.5 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии…....12
Выводы…………………………………………………………………..………..…16
Список
использованной литературы……………………………..……..……17
Приложение………………………………………….……..………..……….……18
Введение
Стратегическое планирование - это одна из функций
управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и
путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех
управленческих решений. Поэтому, большинство предприятий и организаций ориентированы
на выработку стратегических планов развития. Динамичный процесс стратегического
планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие
функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в
целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления
корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает
основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на
реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование
становится все более актуальным для украинских предприятий и организаций,
которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными
субъектами хозяйственной деятельности.
Стратегическое планирование – это выработка стратеги с
помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике
исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы
перехода к этой модели.
На сегодняшний день это последнее достижение в
стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий
элемент в менеджменте вообще. Достаточно сказать, что в крупных компаниях в нем
задействованы специалисты подразделения численностью от 20-30 до 50-100
человек. А стратегический план – это документ объёмом приблизительно 100
страниц, где будущее для руководителя расписано по заранее определенному
трафарету с соответствующей степенью детализации.
Данная контрольная работа
имеет целью систематизировать знания, полученные в процессе изучения дисциплины
«Планирование деятельности предприятий» и дополнить их тематической литературой
по стратегическому планированию, менеджменту и маркетингу. Она содержит в себе
основы стратегического планирования, поэтапно раскрытые в меру, позволенную
литературой.
В первой части контрольной работы рассматривается
сущность стратегического планирования – что представляет собой стратегическое
планирование, а также требования, которые необходимо выполнять при разработке
стратегического плана предприятия, организации. В первой части работы
рассматриваются также функции стратегического планирования.
Вторая часть работы целиком
посвящена особенностям стратегического планирования
производственно-коммерческой деятельности предприятия на микроэкономическом
уровне. Уделено должное внимание задачам стратегического планирования в
условиях рыночной конкуренции. Даны теоретические аспекты этапов разработки
стратегического плана, структурной схемы планирования и особенностей стратегического
планирования на предприятии в условиях рыночной экономики.
Таким образом, настоящая
контрольная работа в целом охватывает все основные области стратегического
планирования развития предприятия и дает общие рекомендации по стратегическому
планированию на практике.
1. Сущность и функции
стратегического планирования.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством,
которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того,
чтобы помочь организации достичь своих целей.
Процесс
стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии
управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в
организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического
планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие
функции.
Сущность стратегии. Слово “стратегия”
произошло от греческого strategos, “искусство генерала”.
Стратегия
представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для
того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а
не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить
сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает
разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых
должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее
производственно-сбытовые нужды.
Стратегический
план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.
Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества
информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того,
стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые
позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать
изделия или услуги.
Стратегические
планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только
целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий
стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую
деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом
постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной
обстановкой.
Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и
организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за
ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное
планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для
организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет
достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая
обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск
принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о
возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование
помогает создать единство общей цели внутри организации.
Функции стратегического
планирования:
1. Стратегический план задает
направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать
структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей,
планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
2. Стратегический план обеспечивает
каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими
задачами компании.
3. Стратегический план стимулирует
координацию усилий различных функциональных направлений.
4. Стратегический план заставляет
организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения
конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.
5. Этот план определяет альтернативные
действия или комби-нации действия, которые может предпринять организация.
6. Стратегический план создает основу
для распределения ре-сурсов.
7. Стратегический план демонстрирует
важность применения процедур оценки деятельности.
Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую
подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:
1.) Выбор миссии – формирование
целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).
2.) Разработка обеспечивающих планов – политика,
стратегия, процедуры, правила, бюджеты.
2. Методика составления, структура и содержание
стратегического плана
2.1 Этапы составления стратегического плана
А.Чандлер, автор одной из
пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия
- “это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и
утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения
этих целей.” [3] Определение стратегии Чандлера дополняется требованием
экономичности для принимаемых курсов действий: “Стратегическая альтернатива определяется
путём сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого
уровня риска”. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать
ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо
развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова
возможная отдача по выбранным направлениям?
А.Ансофф выделяет несколько отличительных
особенностей стратегии:
1.
Процесс выработки стратегии не завершается
каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих
направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2.
Сформулированная стратегия должна быть использована
для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске
состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых
участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как
несовместимые со стратегией.
3.
Необходимость в данной стратегии отпадает, как
только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
4.
В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть
все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных
мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и
неточной информацией о различных альтернативах.
5.
При появлении более точной информации может быть
поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому
необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное
переформулирование стратегии.
Процесс
реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:
а)
процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от
базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и
отдельными проектами;
б)
процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во
времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.
Стратегическое
планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на
рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования,
исследования, расчёта и выбора альтернатив.
Стратегии
предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни
стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и
размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а
сложная - несколько на различных уровнях действия.
Концептуальная
модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления
стратегического плана предприятия (см. Приложение):
(1) Анализ окружающей среды:
а)
внешняя среда,
б)
внутренние возможности.
(2) Определение политики предприятия (целеполагание).
(3) Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
а)
стратегия маркетинга,
б)
финансовая стратегия,
в)
стратегия НИОКР
г)
стратегия производства,
д)
социальная стратегия,
е)
стратегия организационных изменений,
ж)
экологическая стратегия.
Результатом
деятельности по предложенной выше схеме составления стратегического плана
предприятия является документ, называемый “Стратегический план предприятия” и
имеющий обычно следующие разделы:
1.
Цели и задачи предприятия
2.
Текущая деятельность предприятия и долгосрочные
задачи.
3.
Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные
стратегические альтернативы).
4.
Функциональные стратегии.
5.
Наиболее значимые проекты.
6.
Описание внешних операций.
7.
Капиталовложения и ресурсное распределение.
8.
Планирование неожиданностей.
Приложения:
Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:
а)
Объём годовых продаж по группам продуктов,
б)
Годовая прибыль и убытки по подразделениям,
в)
Годовой экспорт и его отношение к объёму продаж по
подразделениям.
г)
Изменения в наборе продуктов и доля рынка.
д)
Программа ежегодных капитальных затрат.
е)
Годовые денежные потоки.
ж)
Баланс на конец последнего года плана.
з)
Политика поглощений и приобретений.
Анализ
литературы по стратегическому планированию в западных фирмах показал, что и
количество и содержание этапов составления стратегического плана, а также сама
его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов, среди
которых основными являются:
1. Форма собственности предприятия.
2. Тип предприятия (специализированное или диверсифицированное)
3. Отраслевая принадлежность предприятия.
4. Размер предприятия (большое, среднее или малое).
Точно
так же не существует единого горизонта стратегического планирования. В Европе
часто встречаются долгосрочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние
планы, а японцы вообще 3-летние.
2.2 Цели организации
Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели
организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все
остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно
преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего
последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не
знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для
выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь
индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и
нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и
ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.
Формирование миссии включает в себя:
· выяснение какой предпринимательской
деятельностью занимается фирма;
· определение рабочих принципов фирмы под
давлением внешней среды;
· выявление культуры фирмы.
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей
потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в
поддержку фирмы в будущем.
Страницы: 1, 2
|